- Преподавателю
- История
- Конспект урока «Зарождение революционного народничества и его идеология »
Конспект урока «Зарождение революционного народничества и его идеология »
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гордиенко Н.В. |
Дата | 11.02.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная с.Прималкинского»
Прохладненского муниципального района КБР
Конспект урока
в 8 классе на тему: «Зарождение революционного народничества и его идеология »
Педагог: Гордиенко Наталья Владимировна
Автор учебника (программы): «История России. XIX в. 8-й класс» (Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2014), рабочая тетрадь «История России. XIX век (Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2014. II часть),
Предмет: история России.
Тема: «Зарождение революционного народничества и его идеология».
Класс: 8.
Тип урока: комбинированный.
Цели:
-
образовательные: сформировать понимание особенностей идеологии народничества как системы взглядов крестьянской демократии в России; выявить его неразрывную связь с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, выявить ошибочные представления народничества; определить актуальность темы.
-
развивающие: развивать умение анализировать историческую информацию, извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями, сопоставлять, сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом,
-
воспитательные: . воспитывать у учащихся понимание заслуг революционного народничества в общественном движении России 19 в., уважительное отношение к различным точкам зрения, патриотизм, гордость и уважение к своей истории, формирование высокой гражданственности.
Задачи:
подготовить с учащимися презентации, научить анализировать материал, делать выводы, выбирать главное из большого объема материала, вовлечь учащихся в учебный процесс.
Понятия:
народничество, идеология, радикальный, идеолог, разночинцы, марксизм, конспирация, террор.
Оборудование: компьютер и проектор, экран, презентации по теме, учебник «История России. XIX в. 8-й класс» (Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2014), рабочая тетрадь «История России. XIX век (Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2014. II часть), раздаточный материал в виде таблицы.
Форма работы: индивидуальная и групповая.
Эпиграф: Все три пути одинаково целесообразны, все три деятельности одинаково необходимы для скорейшего осуществления народной революции. П. Н. Ткачев.
Ход урока
-
Организационный момент. (3мин.)
-
Приветствие
-
Проверка отсутствующих
-
Поверка готовности к уроку.
-
Повторение изученного материала (актуализация знаний) -
10 мин
-
Разминка по датам периода правления Александра ll
1825-1881,1857.1859, 1861, 1864, 1870, 1874
-
Поочередно появляются на экране портреты деятелей эпохи Александра ll, узнайте кто они? (Александра ll, Н.А. Милютин, Д.А. Милютин, Лорис-Меликов)
-
Открываем тетради. Записываем число и слово тест. Пять заданий с одним вариантом ответа. (Задания теста поочередно появляются на экране.)
1 правильный ответ - 1 балл. На полях записывается карандашом общая сумма. Сумма баллов, которая получилась у каждого из вас - это неокончательный результат. Каждый может улучшить его, работая на уроке. А мы сегодня продолжаем говорить об общественном движении.
III. Изучение нового.(20 мин)
А мы сегодня продолжаем говорить об общественном движении.
Смотрим на экран и записываем:
Тема урока «Зарождение революционного народничества и его идеология»
План.
-
Причины возникновения народничества.
-
Революционное движение 60-х годов.
-
Теория революционного народничества.
-
Закрепление - рефлексия.
Вступительное слово учителя. Начатые Александром II преобразования на некоторое время стерли четкую грань между требованиями различных политических сил. И консерваторы, и либералы, и часть революционеров выступали за отмену крепостного права, смягчение политического режима и возлагали огромные надежды на нового императора. Но каждая из этих сил ждала от власти таких действий, которые соответствовали бы ее представлениям о реформах. Когда же эти представления и реальность не совпадали, представители общественных сил пытались воздействовать на правительство различными методами. Мы уже познакомились с методами борьбы либералов и консерваторов, а сегодня узнаем, какими методами пытались изменить российский государственный строй 70-80-х годов XIX века революционеры народники.
- Посмотрите на название темы. В нем есть неизученное понятие. Какое?
Ответ. Народничество.
- Попытайтесь самостоятельно сформулировать определение понятия. (Учащиеся пытаются дать определение.) Термин этот не имеет вполне точного значения.
Народничество - это направление в общественном движении, отражающее интересы крестьян, основанное на самобытном пути развития России, способной минуя капитализм и опираясь на крестьянскую общину, создать социалистическое общество.
(Запись определения в тетрадь.)
- В названии темы есть и известное вам понятие. Его вы изучали в курсе обществознания. Какое?
Ответ: Идеология. Это система взглядов.
Рассказ учителя сопровождается показом презентации «Революционеры-народники 60-х годов XIX века».
Слайд 1
Герцен и Огарев, журнал "Колокол" (портреты и иллюстрация обложки журнала).
В №1 журнала "Колокол" - эпиграф: "Зову живых!".
Что представляли:
-
идея "общинного социализма",
-
борьба против самодержавия,
-
пропаганда революционных событий.
Слайд 2) Чернышевский Н.Г., журнал "Современник" (портрет, иллюстрация журнала).
Что было главным в его деятельности?
-
пропаганда идеи Герцена "общинного социализма";
-
ратовал за создание революционной организации;
-
роман "Что делать?" - настольная "библия" для русских революционеров, пример для русских революционеров.
Слайд 3
"Земля и воля" - 1861-1864 г.
"Разночинцы" - люди разного чина и званий; студенты, чиновники, младшие офицеры, выходцы из мещан, купцов.
Программа:
-
Созыв парламента и установление демократической республики.
-
Широкое местное самоуправление.
-
Равноправие женщин.
-
Передача крестьянам всей земли.
Практика:
-
Издание и распространение революционной литературы.
-
Помощь беглым и ссыльным революционерам.
-
Подготовка выступлений:
-
1863 г. - год истечения срока подписания Уставных грамот.
-
1862 г. - начались аресты членов организации.
-
1863 г. - не удалось поднять крестьян на революцию.
-
1864 г. - решение о самороспуске.
Народничество разделилось на 3 направления. Перед вами Таблица «Теория революционного народничества». Сейчас мы разделимся на три группы и каждая из групп будут представлять свои направления, а в процессе рассказа заполним таблицу.
Слайд 4
Учебник стр. 185-188
Слайд 5
М.А. Бакунин
18 [30] мая 1814, село Прямухино, Новоторжский уезд, Тверская губерния, Российская империя - 19 июня [1 июля] 1876, Берн, Швейцария) - русский мыслитель, революционер, панславист, анархист, один из идеологов народничества. Бакунин считается одной из самых влиятельных фигур анархизма и одним из основателей традиции «социального анархизма».
Слайд 6
П.Л. Лавров
псевдонимы Миртов, Арнольди, и др.; 2 [14] июня 1823, Мелехово, Псковская губерния - 25 января [6 февраля] 1900, Париж, Франция) - русский социолог, философ, публицист и революционер. Один из идеологов народничества
Слайд 7
П.Н. Ткачев
11 июля 1844, село Сивцово, Псковская губерния - 4 января 1886, Париж) - русский литературный критик и публицист, брат Александры Анненской. Идеолог якобинского направления в народничестве.
Слайд 8
Общий вывод. Идеи Бакунина М.А., П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева способствовали развитию деятельности революционных народнических организаций. В зависимости от политической обстановки усиливалось то или иное народническое течение.
Решение проблемного познавательного задания (ошибки народников?).
-
Народники считали, что демократические, революционные преобразования приведут к социализму.
-
Капитализм - регресс, шаг назад в развитии общества.
-
Класс, которому принадлежит будущее - крестьянство.
lV. Закрепление - рефлексия (5 мин.)
Какие три направления в народничестве мы сегодня изучили?
Ваше отношение к террору?
-
Идеолог анархистского крыла народничества. (Бакунин).
-
Идеолог заговорщического крыла народничества. (Ткачёв).
-
Идеолог пропагандистского крыла народничества. (Лавров).
-
Журнал, издаваемый Герценом и Огаревым. (Колокол).
-
Что отрицает теория анархизма Бакунина? (Государство).
-
Методы, применяемые для сохранения в тайне своего существования нелегальной организацией. (Конспирация).
-
Политика устрашения. (Террор).
-
Распространенное учение, защищающее интересы рабочего класса. (Марксизм).
-
Рабочий класс. (Пролетариат).
-
Издаваемый за границей журнал, редактором которого был П. Лавров. ("Вперёд").
VI. Домашнее задание. (2 мин.)
параграф 25, рабочая тетрадь стр.22 № 4.
Приложение
Презентация «Революционеры-народники 60-х годов XIX века».