Рабочая программа по истории Нового времени для 7 класса

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2 Рамонского муниципального района

Воронежской области


Рассмотрено на заседании

МО учителей гуманитарного цикла

Протокол № ___ от ____________________

Руководитель МО _____________________

Т.А.Шепеленко


Согласовано

Замдиректора по УВР

___________________ Г.А.Шапорова

Утверждаю

Директор МКОУ Рамонской СОШ № 2

_________________ Г.Н.Зубова

Приказ №____ от ______________________Рабочая программа

по учебному предмету

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ


7 «А» класс



Разработчик: Строкова Юлия Васильевна

учитель истории и обществознания

МКОУ Рамонской СОШ № 2,

первая квалификационная категория.





2015- 2016 учебный год.



1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «История» в 7 классе составлена на основании:

- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089;

- федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Часть тем (7 уроков) рассматривается в рамках внутриурочного модуля учащихся как одного из видов деятельности вариативной части учебного плана, формируемой по выбору обучающихся. Рабочая программа модуля прилагается к основной рабочей программе по предмету.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся

Посредством программы реализуются три основные функции истории:

- познавательно, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

- практическо- политическая функция, состоящая в том , что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений.

Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие.

Программа ориентируется на реализацию в курсе истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Наряду с обозначенным подходом, реализующим содержание программы по истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:

- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельость самого школьника;

- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;

- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и.т.д.

- личностно ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода - мотивация и стимулирование осмысленного учения;

- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний ( по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа., Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем.

Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на Всеобщую историю в 7 классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Цели курса:

показать раннюю Новую историю, её непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока об ушедших веках, а стремиться понять их и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям, освоение учащимися знаний о важнейших процессах и событиях истории данного периода, формирование у учащихся терпимости, гуманизма, широты мировоззрения.

Задачи:

- сформировать у учащихся целостное представление о ранней новой истории как закономерном и необходимом периоде всемирной и отечественной истории;

- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы, мира и России, показать их общие черты и различия;

- охарактеризовать наиболее яркие личности ранней Новой истории, их роль в истории и культуре;

- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина, уделить при этом особое внимание истории мировых религий (христианство и ислам);

- развитие гуманитарной культуры, приобщение к ценностям мировой и национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

- изучая историю своего края, вызвать у учащихся любовь к своей родине, чувство сопричастности ко всему происходящему в городе, крае, стране.

Занятия с учащимися имеют различные формы:

  1. Школьная лекция - форма учебных занятий в старших классах, в которой учитель дает глубокое, целостное, логически стройное изложение основного фактологического и теоретического материала. Лекции целесообразно использовать, открывая или завершая тематический блок. Подобные лекции содержат минимум фактологического банка данных, знакомят старшеклассников с исходными теоретическими положениями. Они способствуют пониманию темы, осмыслению конкретных исторических фактов или, наоборот, систематизируют, обогащают вопросы темы, поднимают их до уровня проблемного анализа, актуальных суждений и выводов - оценок

  2. Лабораторное занятие - форма учебной деятельности, в ходе которой организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам. При этом деятельность учителя сводится к организации процесса обучения и его консультирования. Обычно перед началом лабораторного занятия ученики получают карточки, где указаны все необходимые данные источника, а также даны познавательные задания с четким обозначением учебных приемов и средств обучения; направленность обобщающего вывода. Задания могут быть на проверку понимания прочитанного (тест с выбором ответа, с альтернативными ответами, тест с ограничениями на ответ, календарь событий, хронологические задачи), задания на анализ учебного текста, на различие фактов и их авторского толкования (развернутый план, сравнительно-обобщающая таблица, логическая схема и т.д.), задания на аргументацию личных оценочных суждений.

  3. Семинарское занятие - позволяет эффективно организовать познавательную деятельность учащихся. Положительными моментами этого типа занятий в формате проблемного и развивающего обучения являются то, что здесь учащиеся не просто овладевают новыми знаниями и умениями, но и выносят их на коллективное обсуждение в классе, после предварительной полготовки дома. Этот вид занятия способствует развитию диалогической речи учащихся, формирует самостоятельность в работе с первоисточниками.

  4. Практическое занятие - форма учебной деятельности, при которой на основе ранее полученных знаний и умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической и творческой деятельности или осваивают сложные познавательные приемы. Практикумы подразделяются на три вида: 1) практическое занятие по развитию познавательных умений; 2) практическое занятие по решению познавательных задач; 3) практическое занятие по проверке результатов творческо-поисковой деятельности.

  5. Уроки-диспуты, дискуссии. Первоначально формулируется проблема, представляющая собой констатацию различных точек зрения на какую-либо проблему. Учащиеся должны высказать точку зрения, которой придерживаются они и аргументировать ее. На уроках диспутах возможно моделирование

  6. Интегрированные уроки. На них взаимосвязано изучаются темы истории и литературы, обществознания и русского языка.

  7. Уроки самоопределения и самореализации.

  8. Уроки-презентации, пресс-конференции, брифинги, интервью, суды, круглые столы, телемосты, симпозиумы.


По источнику знаний применяются следующие методы: на основе логических операций - индуктивный (от фактов - к теоретическим выводам), аналитический и др.; по дидактическим целям - методы изучения материала, закрепления, проверки знаний; в обучении - словесные, наглядные, практические.

По характеру познавательной деятельности преобладают; объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский.

Сроки реализации Рабочей программы:2015-2016 уч.г.

Структура Программы является формой представления учебного предмета, курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие структурные элементы:

1) пояснительную записку;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

6) содержание учебного предмета, курса;

7) календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8) перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса.



Особенности содержания и методического аппарата УМК:



УМК «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800 гг.». 7 класс. А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина.

Состав УМК:

  • А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800 гг. Учебник. 7 класс

  • Электронное приложение к учебнику - ресурсы сайта online.prosv.ru.

  • А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, П. А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2 частях

  • П. А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Проверочные и контрольные работы. 7 класс

  • А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, Т. В. Коваль. Всеобщая история. История Нового времени. Поурочные разработки. 7 класс

При доработке в учебниках линии реализованы:

  • современный научно-методологический подход, учитывающий многофакторность исторического процесса, многообразие концепций современной исторической науки;

  • отбор содержания с учетом его развивающего потенциала (возможностей формирования гуманистических качеств личности, патриотизма и гражданственности);

  • возможность организации различных видов (включая исследовательскую) и форм (включая самостоятельную) познавательной деятельности;

  • единство и преемственность методических подходов;

  • воспитательный потенциал курса;

  • «сквозная» (единая и последовательно разворачивающаяся) система формирования универсальных учебных действий лежит в основе системности, целостности и сбалансированности учебного материала;

  • единство методологических подходов;

  • общие принципы отбора исторического содержания, его комплексность и многоаспектноcть;

Доработанная предметная линия создает условия для организации познавательного процесса в личностно ориентированной образовательной парадигме, позволяет осуществлять системно-деятельный, компетентностный подход в обучении. В соответствии с ФГОС, целями и задачами обучения линия выступает инструментом обучения, с помощью которого может осуществляться и самообразование учеников.

Это достигается:

  • поуровневым представлением информации,

  • иллюстративным материалом,

  • системой вопросов и заданий, способствующих организации репродуктивной и творческой деятельности, групповой и самостоятельной работы,

  • прослеживанием межпредметных связей (история России, МХК, география, обществознание).

Изучение всеобщей истории по учебникам линии позволяет обучающимся понять неразрывную связь поколений, осознать связь исторических событий и современности, предоставляет каждому ученику возможность идентифицировать себя как гражданина России.

Курс создает условия для:

  • усвоения определенного объема знаний о конкретных исторических периодах и цивилизациях;

  • осознания сущности исторического движения к современному миру;

  • включения исторического опыта человечества в структуру субъективного личностного опыта молодых людей.

Содержание доработанной линии задает определенные ценностные установки (гуманизм, сотрудничество и взаимопонимание между людьми и их общностями). Учебники сориентированы на формирование на надпредметных умений и ключевых компетенций, (предметной, коммуникативной, социальной, информационной).

Структура, методические особенности, использование информационных технологий позволяют реализовать содержание курса для эффективной подготовки учащихся к итоговой проверке знаний в различных формах и возможности продолжения обучения в старших классах общеобразовательной школы на базовом и профильном уровнях.

Структура и специфика курса:

Систематический курс Всеобщей истории в 7 классе является непосредственным продолжением вводного курса в 5-6 классах и построен на тех же теоретико-методологических основаниях. Освоив принципы и методы работы с информационными источниками о прошлом (5 класс) и систему исторических понятий (6 класс), учащиеся (вооруженные научно-историческим инструментарием) переходят к систематическому курсу истории, выстроенному в хронологической последовательности.

Данный переход связан с необходимостью решить две проблемы, одна из которых носит общепедагогический, а другая - сугубо предметный (исторический) характер. Остановимся сначала на первой проблеме. Общепризнан тот факт, что 7 класс является спроблемным возрастом с точки зрения мотивации. Учебная деятельность уже (и еще) не является ведущей, на первый план у учеников выходят совершенно иные мотивы и интересы (конечно, есть некоторое количество учащихся, в силу различных причин сохраняющих высокую мотивацию к учебе, но исключения только подтверждают правила). Все попытки переломить данную тенденцию обречены на провал, поскольку противоречат подростковой природе.

Предлагаемый выход - в широком использовании проектной деятельности с реальной возможностью для учеников выбирать (самостоятельно или с помощью учителя) темы проектов, в той или иной мере соответствующие их личным склонностям и интересам, и презентовать результаты своей деятельности, активно соревнуясь друг с другом. Поскольку учащиеся уже умеют работать с источниками информации, имеют опыт презентации своих результатов и овладели системой понятий, то самостоятельная проектная деятельность в данном случае основывается на прочном фундаменте.

Переход к проектной деятельности полностью вписывается в логику курса: от работы с источниками, установления истинности исторических фактов (5 класс) и работы с понятиями (6 класс) - к работе с суждениями и умозаключениями; от умений анализировать полученную информацию, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать и самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации - к умениям устанавливать причинно-следственные связи, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции и рассматривать основания для ее опровержения, строить логическое рассуждение, умозаключение, и делать выводы.

Необходимость широкого использования проектной деятельности в преподавании истории была осознана давно, однако до сих пор она неизменно сталкивалась с технической невозможностью реализовать задуманное (к примеру, в 1920-е гг., когда имел место первый масштабный опыт внедрения метода проектов в обучение, школьники, как правило, имели в качестве единственного источника информации рабочую или учебную книгу, что выхолащивало саму суть проектной деятельности). В настоящее время появление и распространение Интернета позволило снять данную проблему: во Всемирной сети уже размещено огромное количество разнообразных источников исторической информации, с которыми учащиеся могут работать самостоятельно (и в обозримом будущем число таких источников будет только возрастать). Также Сеть позволяет учителю дистанционно руководить проектами учеников, отслеживать их качество и высказывать пожелания (для этого должны использоваться часы, выделенные на внеучебную деятельность). Опыт целого ряда стран (Финляндия и др.) также свидетельствует о возможности движения в данном направлении.

Логика изучения отдельной темы в рамках предлагаемого подхода выглядит так:

1) сначала ученики знакомятся с историческим содержанием (основными установленными фактами), которое сконструировано таким образом, чтобы породить множество вопросов разного уровня сложности и обобщения. В отличие от традиционного учебного текста здесь нет ответов на вопросы, но есть указания на источники информации, где можно попытаться эти ответы найти (сайты в Интернете, хрестоматии и пр.);

2) учащиеся самостоятельно ищут ответы и презентуют полученный результат перед своими одноклассниками; при этом в качестве результата признаются тезис или тезисы (различные варианты ответа на вопрос), а также убедительность аргументации и правильная демонстрация (способ логической связи между тезисом и аргументами);

3) полученные ответы сводятся в систему, причем ответы на частные вопросы («извлеченные» учениками из источников) позволяют сформулировать ответы и на вопросы более общего характера.

Наряду с отдельными тематическими проектами реализуются и более общие курсовые («зонтичные») проекты, в известной мере суммирующие наработки по отдельным темам. В качестве таковых «зонтичных» проектов в программе предусмотрен:

7 класс - составление «Классной книги по истории», содержащей наиболее интересные реализованные учащимися проекты, получившие самые высокие оценки (тем самым стимулируется соревновательность между отдельными группами учеников);

Реализуемый программой подход (его можно назвать проектно-тематическим) имеет еще ряд очевидных преимуществ. При отборе проектов можно (и необходимо) учитывать индивидуальные особенности учащихся. Повышается и мотивация самого учителя: он не пересказывает на уроках давно известный ему материал, а вместе с учениками сам узнает новое.

При реализации проекта в рамках изучения систематического курса осуществляется восхождение по следующим линиям:

1) от групповой работы - к выполнению парных или индивидуальных проектов;

2) от решения сравнительно частных вопросов (пример: какой город можно назвать самым древним, и почему?) - через первичный анализ историографических представлений по проблеме - к формулированию собственной точки зрения ученика на ту или иную проблему;

3) от работы в тесном контакте с учителем - к более высокому уровню самостоятельности;

4) от преимущественно наглядного представления результата - к письменной учебно-научной работе (докладу) с элементами дебатов (в 9 классе возможно и полноценное проведение дебатов в формате Карла Поппера).

Реализация проектно-тематического подхода связана и с решением другой проблемы, которая носит сугубо предметный характер. Формирование и отработка предусмотренных Стандартом умений требует достаточно больших временных затрат.

Вместе с тем был бы ошибочен и полный отход от систематического (хронологического) изучения истории с сосредоточением учебной деятельности на отдельных, несвязанных друг с другом сюжетах с целью формирования и отработки разнообразных умений по работе с информационными источниками. Как свидетельствует недавний британский опыт, такой подход деформирует и разрушает цельный образ национальной истории, снижает (ниже всякой критики) уровень фактических знаний школьников и в конечном итоге ведет к размыванию гражданской и этнонациональной идентичности. Предлагаемый программой проектно-тематический подход, при котором выстроенные в примерной хронологической и логической последовательности темы изучаются через проекты, призван помочь избежать этой опасности.

В заключение данного раздела отметим, что в содержании и примерном тематическом планировании по каждой теме приведен примерный список вопросов, которые могут стать основой для групповых и индивидуальных проектов. Следует особо подчеркнуть, что список является примерным и избыточным (т.е. не обязательно организовывать проекты по всем вопросам, и к тому же учитель может добавить к этому списку свои вопросы). Однако при выборе тем проектов следует учитывать не только индивидуальные особенности учеников и личные предпочтения учителя, но и те виды деятельности, которые предусмотрены по той или иной теме (так, по теме «Древний Восток» проекты должны помочь учащимся на заключительном занятии выявить сходные черты «речных цивилизаций» и различия между ними).

Целевые установки для класса:

Учащиеся должны владеть:

способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); -

Предполагается, что результатом изучения истории в ос­новной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданствен­ной), когнитивной (познавательной), информационно-тех­нологической, коммуникативной.

научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию из различных источников по всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях овсеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Нового времени.

получат возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;

Развивать умения по применению исторических знаний в жизни:


3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы .

-классы-7 а

- количество учебных недель-34

Предмет «Всеобщая История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 7 классе в общем объеме 34 часа, по 1 часу в неделю,.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Школьный курс по истории 7 класса предоставляет под­ростку возможность узнать и понять условия зарождения со­временной цивилизации, особенности её поступательного раз­вития и ценности.

В программе прослеживается изменение картины мира че­ловека, вокруг которой формировались все ценности культу­ры, вся структура представлений о мироздании, дано пред­ставление об особенностях и тенденциях развития современ­ной мировой цивилизации.

В процессе познания истории школьники зна­комятся с универсальными ценностями современного мира - гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историче­ское время и в разных странах, учащиеся смогут при соответ­ствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры ге­роизма и самоотверженности во имя общества. В этом заклю­чается воспитывающая функция прошлого, истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия лю­дей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества - всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приори­тета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.

Содержание программы по истории ориентирова­но на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обе­спечивается логически выстроенной системой понятий, рас­крывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явле­ний, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текста­ми будут способствовать формированию и развитию историче­ского мышления у учащихся.

Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по истории в соответствии с программой обеспе­чит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готов­ность к новому, дисциплинированность, ответственность, ком­муникативность, социальная активность.

Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие инди­видуальности.

Для этого учителю необходимо помочь учащимся:

  • научиться пользоваться информацией;

  • научиться общаться;

  • научиться создавать завершённый продукт деятельности.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориенти­рованное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении рели­гий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит ус­ловия для идентификации учащихся с современным обществом.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные результаты

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты

способность сознательно организовывать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками,

Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Учащиеся должны знать:

хронологию, работу с хронологией;

исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике

Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.

Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты, называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

Уметь:

указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории

Контрольно-измерительные материалы:

Формы и методы контроля:

  1. Фронтальный опрос

  2. Индивидуальный опрос

  3. Понятийный диктант

  4. Работа по карточкам

  5. Решение ситуативных задач

  6. Индивидуальная беседа

  7. Проверка практического задания

  8. Проверка творческого задания

  9. Тестирование:

Дидактические тесты. Представляют набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его обучающимися.Тестами называются задания на выполнение деятельности определенного уровня в сочетании с системой оценки. Чтобы измерить и оценить результаты выполнения теста, разрабатывается эталон, который представляет собой полный и правильный способ выполнения заданной деятельности по всем операциям с указанием среди них существенных. Преимущество тестов в их объективности, т. е. независимости проверки и оценки знаний от педагога. Однако к тесту наука предъявляет высокие требования, рассматривая его как измерительный инструмент. Тест должен отвечать следующим требованиям: надежность, валидность, объективность. Надежность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях. Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста. Объективность означает, что при измерении используются средства, дающие точные и полные сведения об уровне знаний, умений и навыков обучающихся.В современных тестах преобладают тесты с выборочным ответом. Ответами на вопрос являются утверждения, которые образуют ядро, дают правильный ответ и рассеянность. Правильный ответ является дополнением ядра, т.е. отличного ответа; рассеянность дает неправильный ответ, составленный так, что от обучающихся требуется хорошо знать суть дела, чтобы отличить его ошибочный от ядра и правильного ответа.

Тесты различаются также по целям обучения. Имеется четыре таксономических категорий целей образования и соответствующие им тесты.

1- й тип тестов проверяет знания фактов, понятий, законов, теорий - всех сведений, которые требуется запомнить и воспроизвести. Здесь требуются репродуктивные ответы.

2- й тип тестов проверяет умение выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. В основном - это решение типовых задач.

3- й тип тестов предполагает проверку умения давать самостоятельную критическую оценку изученного.

4- й тип тестов выделяет задания, проверяющие умения решать новые конкретные ситуации на основе полученных сведений.

В практике имеются различные методики обработки результатов тестовых исследований. Наиболее распространенная состоит в том, что каждому ответу присваивается определенный «вес», выраженный баллом, процентом.

В одних случаях результаты тестов сравниваются со средними результатами по какой-либо группе, которые принимаются за норму. Это так называемые тесты, ориентированные на норму.

По мнению В. П.Беспалько, система тестового контроля сводится к трем определениям:

- выявление уровня сформированности знаний и умений;

- измерение знаний и умений;

- оценка знаний и умений.

Опыт деятельности обучающихся в настоящее время описывается такими диагностическими параметрами, как: а) широта опыта; б) ступень его научного описания; в) уровень, качество и прочность усвоения; г) автоматизация умений; осознанность применения знаний (задача - цель, ситуация, действие).

Второй подход дает тесты, ориентированные на критерий. Он имеет большое распространение сегодня и состоит в том, что индивидуальные результаты тестирования сопоставляются с заранее определенными критериями. Большое значение в этом случае имеет разработка критериев, основанная на анализе учебного материала и определяющая, что собственно должны знать и уметь обучающиеся к концу изучения такого-то курса.

• тесты на проверку фактологических знаний.

• тесты на умение сравнивать.

• тесты на умение устанавливать внутрипредметные связи.

• тесты продуктивного уровня.

тесты творческого уровня.

Такие виды тестов, я считаю, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, тесты проверяют исключительно знания и поэтому являются эффективным средством контроля наряду с другими методами.

10.Письменный контроль (контрольная работа, проверочная работа) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика В письменной работе ученику необходимо показать и теоретические знания, и умение применять их для решения конкретных задач, проблем, кроме того, выявляется степень овладения письменной речью, умение логически, адекватно проблеме составлять свой текст, дал ать оценку произведению, эксперимента, проблемы.

11.Краткая самостоятельная работа - учащиеся получают ограниченное число вопросов теоретических знаний, заданий по распознаванию исторических или обществоведческих явлений. Данная работа может охватить различные виды деятельности, кроме создания понятий, но требует большого количества времени, по сравнению с предыдущими формами контроля.

12.Письменная проверочная работа - проводится с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания. Проверочные работы включают знания как тестовые так и экспериментальные. Этот вид работы следует применять в конце темы или раздела. Из рассмотренных мною дидактических разработок хочу привести несколько конкретных принципов их составления, которые показались мненаиболее интересными для достижения цели опыта. Составление листов тематического учета знаний (ТУЗов), включающих программированный контроль знаний, задания по определению исторического явления, терминологический диктант, тест на сравнение, устные вопросы к теме, исторические задачи познавательного характера и повышенной сложности для наиболее подготовленных учащихся. Школьники получают за эти задания дополнительную оценку, а учительвыявляет ЗУН учащихся на повышенном уровне усвоения.

Показатели освоения курса

Показателями усвоения учебного содержания курса являют­ся базовые компетентности: социально-адаптивная (граждан­ственная), когнитивная (познавательная), информационно- технологическая, коммуникативная.

Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;

  • способность анализировать графическую, статистиче­скую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;

  • способность выстраивать ответ в соответствии с задани­ем, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрну­то излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответ­ствии с возрастными возможностями;

  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин­формации в соответствии с целью;

  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публич­но выступать с докладом, защитой презентации;

  • способность организовывать свою деятельность и соот­носить её с целью группы, коллектива;

  • способность слышать, слушать и учитывать мнение дру­гого в процессе учебного сотрудничества;

  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

  • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.

Приоритетное значение имеет степень освоения различны­ми видами действий с информацией учебника и дополнитель­ными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

6. Содержание учебного предмета, курса.

Таблица тематического распределения количества часов



Введение

Рубеж Средневековья и Нового времени

1

Раздел 1

Раннее Новое время

С чего началось Новое время? Понятие аграрного общества и признаки его разрушения. Раннее и позднее Новое время.

Европа на пороге Нового времени: особенности средневековой католической цивилизации (роль католической церкви, рост городов и торговли, науки и образования и т.д.); европейские страны между раздробленностью и централизацией, империя Карла V Габсбурга и угроза со стороны Османской империи.

Великие географические открытия: их причины, основные события и герои (Колумб - 1492 г., Васко да Гама - 1498 г., Магеллан - 1519-1522 гг.), последствия (крах средневековой картины мира, начало создания мирового рынка).

Начало колониальных захватов: причины, основные события (конкистадор Кортес - 1519 г.) и последствия (образование колоний и колониальных империй). Судьба американских индейцев и других жителей захваченных европейцами территорий. Эпоха Возрождения: основные черты, деятели (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир), достижения (новые темы и идеи искусства Нового времени, его культурное наследие). Смена средневекового аскетизма идеями гуманизма.

Реформация: причины, основные события и лидеры: 1517 г. - М. Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные идеи и судьба). Крестьянская война в Германии и королевская реформация. Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их основные отличия от католицизма.

Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение И. Лойолы (особенности судьбы и личности) и ордена иезуитов. Начало религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба протестантских и католических стран.

Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI-XVII веков и перерождение средневековой католической цивилизации в западную цивилизацию Нового времени. Зарождение капиталистических отношений между новыми классами: капиталистами (буржуазией, предпринимателями) и наемными рабочими, развитие торговли, мануфактурной промышленности. Технический прогресс в Новое время. Начало создания научной картины мира (Коперник, Галилей и др.). Влияние перемен на искусство (стиль барокко) - культурное наследие Нового времени.

Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец XVI века): причины (развитие капиталистических отношений), основные события и результаты. Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах.

Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, победа над испанским флотом в 1588 г., абсолютный монарх и парламент, Карл I.

Английская буржуазная революция: причины (развитие капиталистических отношений), основные события и лидеры (1640 г., 1649 г., гражданская война и Кромвель, 1688 г.), итоги (создание парламентской монархии). Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Англии (Великобритании).

Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других европейских стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные темпы разрушения аграрного общества.

Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618-1648): причины и значение.

.

19

Раздел 2

Эпоха Просвещения

Эпоха Просвещения: основные идеи (рациональность, естественные права, общественный договор, вера в прогресс), основные идеологи (Вольтер и другие), Энциклопедия. Формирование основ научной картины мира: открытия Ньютона и других ученых. Культурное наследие эпохи Просвещения: стиль классицизм в архитектуре и искусстве.

Реформы «просвещенного абсолютизма» в европейских странах: цели и результаты. Борьба великих держав за господство в Европе, разделы Речи Посполитой.

Начало перехода от аграрного к индустриальному обществу в Англии: начало промышленного переворота (паровая машина Уатта - 1784 г, прялка Дженни - 1765 г., как показатели технического прогресса, замена мануфактур на фабрики). Социальные последствия промышленного переворота: противоречия капиталистов и рабочих, рост образования, политической активности.

Война за независимость (1775-1783) и образование США: причины, основные события и лидеры (1776 г., Дж. Вашингтон), последствия - установление республики (Конституция США).

Великая французская революция: причины и начало (1789 г., созыв Генеральных штатов и их судьба, взятие Бастилии, «Декларация прав человека и гражданина»). Основные этапы и рубежи революции: свержение монархии (1792 г.), якобинская диктатура (1793-1794 гг., Робеспьер, террор и реформы), термидорианский переворот. Революционные войны: от защиты революции к ее экспорту. Установление диктатуры Наполеона Бонапарта (черты личности). Итоги и мировое значение революционных преобразований.

9

Раздел 3

Страны Востока в XVI - XVIII веках

Международные отношения в Новое время: рост колониальных империй и борьба между ними. Освоение европейцами Америки (различие северных и южных, рабовладельческих колоний). Проникновение европейцев в страны Востока, знакомство с культурным наследием и традициями исламской, индийской и дальневосточной цивилизаций. Первые попытки европеизации в Османской империи и в Иране. Империя Великих Моголов и Индии, ее крушение и начало завоевания Индии англичанами (1757 г.). Маньчжурская империя Цин в Китае и закрытие от европейцев Китая и Японии.

3

Обобщающий контроль

1

Итоговый контроль

1

Итого

34





7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

урока

Содержание темы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УДД)

Дата проведения

Примечание

Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVIIвв. (3 часа)

1.

Я познаю мир…(Проектное и исследовательское творчество)

Использование школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации

П: находить (в учебниках и других источниках) информацию, необходимую для решения учебных задач;

- анализировать (в том числе выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

- строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне;

- устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне;

- классифицировать (группировать) по заданным или самостоятельно выбранным параметрам;

- сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;

- представлять информацию в различных формах (рисунок, таблица, текст, план, схема, медиа-презентация)

Р:- выдвигать идеи (мозговой штурм), проблематизация; ставить цели и формулировать задачи

- ставить вопросы (поиск гипотезы), формулировать предположения (гипотезы)

К: - обосновывать выбор способа или метода пути в деятельности

- планировать свою деятельность, проводить самоанализ и рефлексии

излагать свое мнение (в диалоге, монологе, полилоге), аргументируя его и подтверждая фактами;

-корректировать свое мнение под влиянием контраргументов;

- организовывать работу в паре, группе;

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, теории;

- создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно.

01.09

Урок - "круговая тренировка"

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 1500-1800 ГГ. (30 часов)


Тема 1. Мир вначале Нового времени (13 часов)

2

От Средневековья к Новому времени

Раскрывают значение терминов «новое время», «исторические источники»

Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю

Определяют место «нового времени» на ленте времени.

Изучают историческую карту мира

П:Научатся определять термины: Новое время

Получат возможность научиться: ориентироваться во временных рамках периода

Р: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

П: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

К: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности

Л: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

08.09

3

Технические открытия и выход к Мировому океану.

. Характеризуют новые изобретения. Составляют таблицу..

П: Научатся определять термины: великие географические открытия, мировая торговля

Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, на основании карты показывать территории, открытые в данную эпоху, объяснять влияние географических открытий на европейскую экономику.

Р: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

К: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Л: Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

15.09





4

Великие географические открытия

Подготавливают сообщения и мини презентации о путешественниках. Сравнивают экспедиции Бартоломео Диаша и Васко да Гамы

П: Научатся определять термины: великие географические открытия, мировая торговля

Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, на основании карты показывать территории, открытые в данную эпоху, объяснять влияние географических открытий на европейскую экономику.

Р: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

К: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Л: Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

22.09

5

Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе.

Составляют устный рассказ

Объясняют термины, характеризующие политическую власть и другие органы государственной власти.

Проект: эмблема абсолютной королевской власти.

П: Научатся определять термины: абсолютная монархия, аристократия, регентство.

Получат возможность научиться: извлекать необходимую информацию из исторического источника, объяснять зависимость экономического развития от формы правления.

Р: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

К: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Л: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

29.09

6

Дух предпринимательства преобразует экономику

Характеризуют черты мировой экономики.

Составляют рассказ по выбору.

П: Научатся определять термины: монополия, биржа, мануфактура, капитал, капиталист, наемные работники.

Получат возможность научиться: выявлять причины возникновения мануфактур, объяснять предпосылки формирования и сущность капиталистического производства.

Р: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

П: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

К: формулируют собственное мнение и позицию

Л: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения

13.10

7-8

Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь.

Объясняют черты нового капиталистического общества, положение разных слоев населения.

Рассказываюто повседневной жизни европейцев.

Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной темы

П: Научатся определять термины: откупщик, талья, фермер, новое дворянство, огораживание, канон.

Получат возможность научиться: составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, ремесленника)», характеризовать изменения в социальной структуре общества, анализировать источники.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Л: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

20.10

27.10

9

Великие гуманисты Европы

Поиск в сети Интернет информации.Выполнение практических заданий Представление информации в различных формах (рисунок, таблица, текст, план, схема, медиа-презентация)

П:Научатся определять термины: Возрождение (Ренессанс), гуманизм, философия, утопия, сонет.

Получат возможность научиться: высказывать суждения о значении гуманизма и Возрождения для развития европейского общества, делать выводы о взаимосвязи в развитии духовной и материальной культуры.

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Л:Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

10.11

Урок, который ведут учащиеся

10-11

Мир художественной культуры Возрождения

Нахождение и группирование информации по данной теме из дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы.

П:Научатся определять термины: живопись, скульптура, фреска, пейзаж, натюрморт, гравюра, мадригал.

Получат возможность научиться: характеризовать особенности художественного искусства эпохи Возрождения, давать характеристику деятелей искусства и высказывать оценку их творчества.

Р: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

П: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

К: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Л:Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

17.11

24.11

Урок-диалог

Межпредметный урок

12

Возрождение новой европейской науки

Составление шарад, кроссвордов и выполнение к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). . Работа с первоисточниками

П:Научатся определять понятия: картина мира, мышление, опыт.

Получат возможность научиться: систематизировать полученные знания, оценивать вклад различных ученых в развитие науки.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

01.12

Урок-лекция "Парадоксы

13

Начало реформации в Европе. Обновление христианства.

Рассказывают о Реформации и её причинах.

Анализируют параграф и документ.

Используют дополнительные материалы учебника и интернет-ресурсы.

Объясняют значение понятий.

Составляют план ответа на вопрос: «Причины Реформации».

П:Научатся определять термины: Реформация, революция, религиозные войны, лютеранство, протестантизм, пастор.

Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать различные религиозные течения.

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

К: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Л: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

08.12

14

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

Обсуждают фрагмент из работы Лойолы «Духовные упражнения» и ответить на вопрос: какими чертами характера, по мнению автора, должен обладать человек, верящий в Бога.

П: Научатся определять термины: кальвинизм, пресвитер, иезуит, контрреформация.

Получат возможность научиться: объяснять сущность кальвинизма, давать оценку сущности религиозных конфликтов.

Р: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

П: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

К: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности

Л:Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

15.12

15

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях.

Составляют логичный рассказ об исторических деятелях. Выделяют и записывают в тетрадь мероприятия королевы Елизаветы, обеспечившие успех её правлению

П: Научатся определять термины: англиканская церковь, пуритане, корсар, капер.

Получат возможность научиться: сравнивать Реформацию в Германии и Англии, англиканскую церковь с католической, анализировать исторические источники, оценивать деятельность политических деятелей.

Р: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

К: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Л: Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

22.12

16

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

Рассказываюто религиозных войнах во Франции, о примирении гугенотов и католиков.

Оценивают деятельность кардинала Ришелье

Работают в парах

П:Научатся определять термины: эдикт, гугенот, месса.

Получат возможность научиться: проводить сравнительный анализ, извлекать информацию из исторических источников, составлять характеристику исторических деятелей.

Р: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

К: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Л: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

29.12

17

Мир вначале Новой истории

Составляют календарь событий по теме.

Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной темы.

П:Научатся давать определения понятий, изученных в разделе.

Р: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

П: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

К: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Л: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

19.01

Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения. (13 часов)

18

Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединенных провинций.

Составляют план «Причины освободительной борьбы Нидерландов против Испании».

Работают в группах

П:Научатся определять термины: штатгальтер, гёзы, иконоборцы, террор, уния, революция.

Получат возможность научиться: использовать типовые планы изучения революций, работать с документами и текстом учебника.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Л: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

26.01

19

Революция в Англии. Путь к парламентской монархии.

Продолжают работу с терминами и хронологией.

Составляют развернутый план по теме.

Работают с исторической картой. Подготавливают сообщение о Кромвеле.

П:Научатся определять термины: джентри, гражданская война, круглоголовые, левеллеры, диггеры, тори, виги, парламентская монархия

Получат возможность научиться: называть главные события английской революции, характеризовать позиции участников революции.

Р: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

П: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

К: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Л:Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

02.02

20-21

Международные отношения в XVI-XVIIIвв.

Подготавливают устную презентацию на тему «Тридцатилетняя война».

Работают в группах по заданиям.

П: Научатся определять термины: Тридцатилетняя война, коалиция, Восточный вопрос.

Получат возможность научиться: объяснять причины военных конфликтов между европейскими государствами, характеризовать ход военных действий.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

К: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Л:Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

09.02

22

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первые революции Нового времени. Международные отношения в XVI-XVIII вв»

Выполняют контрольный тест

П: Научатся определять термины, изученные по теме.

Получат возможность научиться: применять ранее полученные знания.

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

К: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Л:Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

16.02

23-24

Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения

Составляют таблицу «Основные идеи просветителей».Защита индивидуальных проектов.

Обсуждение проектов

П:Научатся определять термины: эпоха Просвещения, разделение властей, просвещенный абсолютизм.

Получат возможность научиться: характеризовать предпосылки Просвещения, объяснять основные идеи просветителей и их общественное значение.

Р: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

П: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

К: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности

Л:Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

01.03

15.03

Урок"погружение"

Урок-"суд"

25

На пути к индустриальной эпохе

Обсуждают в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты.

Перечисляют условия промышленного переворота в Англии

Составляют план ответа по теме «Переворот в сельском хозяйстве»

П:Научатся давать определения понятиям: аграрная революция, промышленный переворот, фабрика.

Получат возможность научиться: анализировать и выделять главное, использовать карту как источник информации, составлять план и таблицу.

Р: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

К: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Л:Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

22.03

26

Английские колонии в Северной Америке

Составляют рассказ о первых колониях и их жителях.

Работают с исторической картой.

П:Научатся определять термины: колония, метрополия, пилигрим, идеология.

Получат возможность научиться: работать с историческими источниками, анализировать и выделять главное в тексте, использовать карту как источник информации.

Р: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

П: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

К: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Л:Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

05.04

27

Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки.

Составить устный рассказ «Американцы борются за независимость».

Работа с учебником

П:Научатся определять термины: конституция, суверенитет, республика, федерация.

Р: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

К: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Л:Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

12.04

28

Франция в XVIII веке. Причины и начало Французской революции

Устанавливать причинно-следственные связи между затяжной войной и разрастанием недовольства крестьян.

Характеризовать со­циальные движения: цели, состав участников, основные события, результаты. Оценивать по­ступки лидеров восстаний.

П:Научатся определять термины: сословие, кризис, Национальное собрание, Учредительное собрание

Получат возможность научиться: характеризовать причины и предпосылки революции, определять причинно-следственные связи, систематизировать изученный материал.

Р: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

К: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Л:Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

19.04

29

Французская революция. От монархии к республике.

Работают с учебником.

Объясняют сущность якобинской диктатуры

Выполняют задания с кратким ответом.

П:Научатся определять термины: жирондисты, якобинцы, правые, левые, диктатура, гильотина.

Получат возможность научиться: анализировать причины революции, анализировать текст исторического документа.

Р: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

П: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

К: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Л:Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

26.04

30

От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

Выписывают термины.

Составляют план по теме «Раскол среди якобинцев»

Пишут эссе о Наполеоне Бонапарте или подготавливают устное сообщение, презентацию

П:Научатся определять термины: умеренные, Директория, термидорианцы.

Получат возможность научиться: систематизировать изученный материал, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Л:Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

10.05

31

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.

Работают по карте и в парах.

Комментируют ме­стоположение стран Ближнего и Среднего Востока.

Составляют рассказ по выбору.

Показывают на карте страны Южной и Восточной Азии.

Работают с учебником

П:Научатся определять термины: самурай, конфуцианство, буддизм, синтоизм, могол, клан, сипай, богдыхан, колонизация, регламентация.

Получат возможность научиться: раскрывать особенности развития стран Востока в Новое время, характеризовать отношения европейской и восточной цивилизаций.

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Л:Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

17.05

32

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.

Работают по карте и в парах.

Комментируют ме­стоположение стран Ближнего и Среднего Востока.

Составляют рассказ по выбору.

Показывают на карте страны Южной и Восточной Азии.

Работают с учебником

П:Научатся определять термины: самурай, конфуцианство, буддизм, синтоизм, могол, клан, сипай, богдыхан, колонизация, регламентация.

Получат возможность научиться: раскрывать особенности развития стран Востока в Новое время, характеризовать отношения европейской и восточной цивилизаций.

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Л:Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

19.05

33

Основные проблемы и ключевые события Раннего Нового времени

Заполняют таблицу «Основные итоги развития».

Выполняют контрольный тест

П:Научатся: называть самые значительные события истории Нового времени

Р: определяют последовательность промежуточных целей П: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

К: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы,

Л:Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой

24.05


34

Основные проблемы и ключевые события Раннего Нового времени

Заполняют таблицу «Основные итоги развития».

Выполняют контрольный тест

П:Научатся: называть самые значительные события истории Нового времени

Р: определяют последовательность промежуточных целей П: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

К: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы,

Л:Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой

31.05



8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

- средства обучения:



N*a п/п

Наименование

Количество

1

ПК

1

2

Принтер

1

3

Сканер

1

4

Экран проекционный

1

5

Проектор

1

6

Аудиоколонки

1

- список рекомендуемой учебно-методической литературы


  1. История. Обществознание. 5-11 классы [текст]: программы общеобразовательных учреждений / Новая история, 7-8 классы (А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина) - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2007.

  2. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. Рабочая тетрадь, 7 класс [текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в 2 частях - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 80 с.



Список литературы для учителя

  1. Соловьёв К.А. Универсальные поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 1500-1800 гг.: 7 класс [текст]: учебно-методическое пособие - М.: ВАКО, 2012. - 208 с.





Список литературы для учащихся

  1. История в таблицах. 5-11 классы [текст]: справочное пособие / авт.-сост. А.Т. Степанищев, Н.М. Белозеров. - 11-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2011. - 80 с.

2.справочник документов новое время 7-8 кл часть1

3.справочник документов новое время 7-8 кл часть2

- дополнительная литература для учителя и учащихся;

История Нового времени

  1. Брехт Б. Жизнь Галилея. М. 1988.

  2. Верн Ж. История великих путешествий. М. 1993.

  3. Гобри И. Лютер. 2000.

  4. Григулевич И.Р. Инквизиция. 1985.

  5. Дюма А. Три мушкетера.

  6. Дюма А. Двадцать лет спустя.

  7. Дюма А. Королева Марго.

  8. Дюма А. Графиня де Монсоро.

  9. Кеймен Г. Испания: дорога к империи. 2007.

  10. Кнехт Дж. Решилье. М. 1997.

  11. Костер де Ш. Легенда об Уленшпигеле. М. 1983.

  12. Нойкирхен Х. Пираты. М. 1980.

  13. Павлова Т.А. Кромвель. М. ЖЗЛ.1980.

  14. Скотт В. Пуритане. М.1988.

  15. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Наука.1976.

  16. Хэммонд И. Конкистадоры. М.2002.

  17. Цвейг С. Мария Стюарт. М. 1989.

  18. Цвейг С. Подвиг Магеллана. М.1980.

-перечень ЦОРов и ЭОРов;

Мультимедиа учебники, УМК:

Лаборатория мультимедиа «ТюмГУ». История мировых цивилизаций. Часть 2. 2008.

История Отечества «СГУ» УМК том 2.1801 - 1917 гг. «статпро» 2006

kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации mon.gov.ru - официал ьнелй сайт Министерства образования и науки РФ edu.ru - федеральный портал «Российское образование» schoo 1.edu.ru - ррссийский общеобразовательный Портал

ege.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена fsu.edu.ru - федеральный совет по учебникам МОиН РФ

ndce.ru - портал учебного книгоиздания

vestnik.edu.ru - журнал Вестник образования»

school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

apkpro.ru - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»

history.standart.edu.ru - предметный сайт издательства «Просвещение» prosv.-ipk.ru - институт повышения квалификации Издательства «Просвещение» http: //www, i nternet- sc hoo 1 .ru - интернет-школа издательства «Просвещение»: «История» pish.ru - сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе» 1 september.ru - газета «История», издательство «Первое сентября» vvvvw.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей lesson-history.narod.ru - компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова) standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения

- перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе: Word, Excel, Power Point, Audit Expert, Projekt Expert, ABC



© 2010-2022