Урок истории Становление империи

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Установление империи»


Тип вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний/урок- исследование

Планируемые результаты

(предметные)

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого

Личностные результаты

Мотивирование своих действий; выражение готовности в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, готовности выслушать и принять иную точку зранеия

Метапредметные результаты

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

Основное содержание темы,
понятия, термины

персоналии

Утверждение императорской власти Октавиана. Правление Октавиана (30 г. до н.э. - 14 г. н.э.). Титулы Октавиана. Рождение империи. Расцвет литературы при Августе. Гражданская война. Император, империя преторианцы, меценат. Марк Антоний. Октавиан Август. Клеопатра. Цицерон. Гораций. Сражение у мыса Акций. (31 г. до н.э.)

Образовательные ресурсы

Учебник. Рабочая тетрадь. Электронное приложение к учебнику. Карта «»Гражданские войны в Риме». Диск «История. Древний мир. Средние века. 5-6 классы



Дидактическая

структура урока

Д-ть учеников

Д-ть учителя

Задания для уч-ся

Результаты:

предметные

Результаты: УУД

Мотивация учебной д-ти

Команды мальчиков и девочек предлагают свои варианты вопросов согласно плану урока и оценивают их значимость для получения учебной информации

Используя вопросы учащихся, формулирует «тонкие» и «толстые» вопросы, ограничивает количество вопросов к каждому пункту плана урока

Соревнование между командами мальчиков и девочек в ходе игры «Задай вопрос авторам учебника»

Научатся определять понятия: преторианцы, завещание, империя.

Получат возможность научиться: определять различия между республикой и империей, причины упразднения республики и установления империи

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами, самостоятельно делают выводы. Перерабатывают информацию, представляют информацию на основе схем. Иллюстраций, текста учебника и документов

Коммуникативные: вступают в диалог, сопоставляют различные точки зрения, формулируют собственное мнение и учатся отстаивать свою позицию

Актуализация

знаний

Ученики вспоминают понятия «республика», «демократия», «император»

Задает вопрос: «Кто и на какой срок во времена республики получал почетное звание «император»

Предлагается доказать, что Рим - республика (народные собрания, Сенат, трибуны)

Изучение нового материала: а) самостоятельная познавательная д-ть; б)школьная лекция


Организационный момент

Проверка домашнего задания


Постановка учебной задачи

Усвоение новых знаний и способов действий

Поражение сторонников республики.


Борьба Антония и Октавиана за единовластие



Единовластие Октавиана Августа


Расцвет литературы при Августе

Работа с текстом учебника, иллюстрациями, документами



Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

Отвечают на вопросы, работают с хронологией, описываю рисунок, составляют рассказ

Показывают на карте территорию Римской республики, походы Цезаря, места сражений, объясняют значение понятий, называют даты событий

Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока

В ходе комментированного чтения находят в тексте ответы на вопросы

Читают историческую карты с опорой на легенду; называют дату исторического события



Воспринимают на слух рассказ учителя

Анализируют документы. Определяют роль римлян в становлении литературы, их вклад в культуру человечества

Формулирует вопросы по каждому пункту плана урока; дополняет материал элементами лекции: история отношений Антония и Клеопатры; битва у мыса Акции


Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Организует проверку домашнего задания по вопросам и заданиям параграфа 52

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу урока


Предлагает прочитать п 1 параграф 53 и ответить на вопросы


Рассказывает о борьбе Антония и Октавиана, организует работу с картой



Знакомит с единовластием Октавиана Августа

Организует работу с документами

Примеры «толстых» вопросов:

«Марк Антоний - это…»

«Октавиан - это…»

Примеры «тонких» вопросов: «Известно, что Антоний и Октавиан не любили друг друга. Используя текст учебника (с. 256), объясните, почему они все же решили объединиться.



Вопросы: С какой целью Антоний и Октавиан заключили между собой союз? Как Антоний и Октавиан поделили власть после победы над республиканцами?

Вопросы: С какой целью Клеопатра пошла на союз с Антонием? Изображение Клеопатры (с. 257) Клеопатра не отличалась красотой. Чем она могла пленить сначала Цезаря, а потом и Антония? Почему Клеопатра покончила жизнь самоубийством?

Какие должности в Риме занимал Октавиан?

Кому принадлежат имена Меценат, Гораций, Вергилий?



Быстрое включение в деловой ритм

Познавательные УУД: воспроизводят по памяти информацию

Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем, планируют учебные действия.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи


Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Познавательные: владеют умением смыслового восприятия познавательного текста; осуществляют анализ, синтез материала

Закрепление нового материала






Информация о домашнем задании

Анализируют события, оценивают поступки исторических деятелей; излагают суждения





Воспринимают задание, уточняют

Организует обсуждение проблемных вопросов; предлагает заполнить половину кроссворда (задание 70 в Рабочей тетради).




Комментирует задание.

Карточки (компакт-диск) по теме «Гражданские войны в Риме»

Кому выгодно толкование произошедшего: в носилки, на которых сидел Август, ударила молния. Рабы погибли, но август остался жив. Это было истолковано как признак непогрешимости императора перед богами.

Римский историк Светоний рассказывал, что Август сидел в Сенате в панцире и с мечом в окружении телохранителей. К нему допускались сенаторы поодиночке и после обыска. Чем была вызвана такая предосторожность?

Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему мнению.




Регулятивные: принимают учебную задачу

Карточки



Элементы организационной структуры урока


© 2010-2022