- Преподавателю
- История
- Урок истории Становление империи
Урок истории Становление империи
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гаенко И.Г. |
Дата | 28.05.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Установление империи»
Тип вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний/урок- исследование |
Планируемые результаты (предметные) | Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого |
Личностные результаты | Мотивирование своих действий; выражение готовности в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, готовности выслушать и принять иную точку зранеия |
Метапредметные результаты | Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы |
Основное содержание темы, персоналии | Утверждение императорской власти Октавиана. Правление Октавиана (30 г. до н.э. - 14 г. н.э.). Титулы Октавиана. Рождение империи. Расцвет литературы при Августе. Гражданская война. Император, империя преторианцы, меценат. Марк Антоний. Октавиан Август. Клеопатра. Цицерон. Гораций. Сражение у мыса Акций. (31 г. до н.э.) |
Образовательные ресурсы | Учебник. Рабочая тетрадь. Электронное приложение к учебнику. Карта «»Гражданские войны в Риме». Диск «История. Древний мир. Средние века. 5-6 классы |
Дидактическая
структура урока
Д-ть учеников
Д-ть учителя
Задания для уч-ся
Результаты:
предметные
Результаты: УУД
Мотивация учебной д-ти
Команды мальчиков и девочек предлагают свои варианты вопросов согласно плану урока и оценивают их значимость для получения учебной информации
Используя вопросы учащихся, формулирует «тонкие» и «толстые» вопросы, ограничивает количество вопросов к каждому пункту плана урока
Соревнование между командами мальчиков и девочек в ходе игры «Задай вопрос авторам учебника»
Научатся определять понятия: преторианцы, завещание, империя.
Получат возможность научиться: определять различия между республикой и империей, причины упразднения республики и установления империи
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами, самостоятельно делают выводы. Перерабатывают информацию, представляют информацию на основе схем. Иллюстраций, текста учебника и документов
Коммуникативные: вступают в диалог, сопоставляют различные точки зрения, формулируют собственное мнение и учатся отстаивать свою позицию
Актуализация
знаний
Ученики вспоминают понятия «республика», «демократия», «император»
Задает вопрос: «Кто и на какой срок во времена республики получал почетное звание «император»
Предлагается доказать, что Рим - республика (народные собрания, Сенат, трибуны)
Изучение нового материала: а) самостоятельная познавательная д-ть; б)школьная лекция
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Постановка учебной задачи
Усвоение новых знаний и способов действий
Поражение сторонников республики.
Борьба Антония и Октавиана за единовластие
Единовластие Октавиана Августа
Расцвет литературы при Августе
Работа с текстом учебника, иллюстрациями, документами
Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.
Отвечают на вопросы, работают с хронологией, описываю рисунок, составляют рассказ
Показывают на карте территорию Римской республики, походы Цезаря, места сражений, объясняют значение понятий, называют даты событий
Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока
В ходе комментированного чтения находят в тексте ответы на вопросы
Читают историческую карты с опорой на легенду; называют дату исторического события
Воспринимают на слух рассказ учителя
Анализируют документы. Определяют роль римлян в становлении литературы, их вклад в культуру человечества
Формулирует вопросы по каждому пункту плана урока; дополняет материал элементами лекции: история отношений Антония и Клеопатры; битва у мыса Акции
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку
Организует проверку домашнего задания по вопросам и заданиям параграфа 52
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу урока
Предлагает прочитать п 1 параграф 53 и ответить на вопросы
Рассказывает о борьбе Антония и Октавиана, организует работу с картой
Знакомит с единовластием Октавиана Августа
Организует работу с документами
Примеры «толстых» вопросов:
«Марк Антоний - это…»
«Октавиан - это…»
Примеры «тонких» вопросов: «Известно, что Антоний и Октавиан не любили друг друга. Используя текст учебника (с. 256), объясните, почему они все же решили объединиться.
Вопросы: С какой целью Антоний и Октавиан заключили между собой союз? Как Антоний и Октавиан поделили власть после победы над республиканцами?
Вопросы: С какой целью Клеопатра пошла на союз с Антонием? Изображение Клеопатры (с. 257) Клеопатра не отличалась красотой. Чем она могла пленить сначала Цезаря, а потом и Антония? Почему Клеопатра покончила жизнь самоубийством?
Какие должности в Риме занимал Октавиан?
Кому принадлежат имена Меценат, Гораций, Вергилий?
Быстрое включение в деловой ритм
Познавательные УУД: воспроизводят по памяти информацию
Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем, планируют учебные действия.
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи
Коммуникативные: слушают и понимают речь других
Познавательные: владеют умением смыслового восприятия познавательного текста; осуществляют анализ, синтез материала
Закрепление нового материала
Информация о домашнем задании
Анализируют события, оценивают поступки исторических деятелей; излагают суждения
Воспринимают задание, уточняют
Организует обсуждение проблемных вопросов; предлагает заполнить половину кроссворда (задание 70 в Рабочей тетради).
Комментирует задание.
Карточки (компакт-диск) по теме «Гражданские войны в Риме»
Кому выгодно толкование произошедшего: в носилки, на которых сидел Август, ударила молния. Рабы погибли, но август остался жив. Это было истолковано как признак непогрешимости императора перед богами.
Римский историк Светоний рассказывал, что Август сидел в Сенате в панцире и с мечом в окружении телохранителей. К нему допускались сенаторы поодиночке и после обыска. Чем была вызвана такая предосторожность?
Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему мнению.
Регулятивные: принимают учебную задачу
Карточки
Элементы организационной структуры урока