Исследовательская работа по истории

План работы: Введение Детище войны – концлагеряДетская фабрика смерти - Саласпилс2.1. Саласпилс в современное время Заключение Приложение Литература.ВведениеЗахлебнулся детский крик И растаял словно эхо, Горе скорбной тишиной Проплывает над Землей, Над тобой и надо мной... Шелестит листвой платан Над гранитною плитою. «Саласпилс» Голяков Я.9 мая 2015 года вся наша страна готовится отмечать великий праздник – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Время отодвигае...
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Малая районная научно-практическая конференция

"В мир поиска, в мир творчества, в мир науки"

Направление : обществознание

Тема исследовательского проекта:



« Путешествие в ад»

Автор работы:

Федотова Олеся Сергеевна

ученица 7А класса

МОУ «Рудногорская СОШ»

Нижнеилимского района

Иркутской области

п. Рудногорск.

Научный руководитель:

Малова Светлана Викторовна

учитель истории и

обществознания

высшей категории

Железногорск-Илимский 2015



План работы:

Введение

  1. Детище войны - концлагеря

  2. Детская фабрика смерти - Саласпилс

2.1. Саласпилс в современное время

Заключение

Приложение

Литература





Введение

Захлебнулся детский крик
И растаял словно эхо,
Горе скорбной тишиной
Проплывает над Землей,
Над тобой и надо мной...
Шелестит листвой платан
Над гранитною плитою.
«Саласпилс» Голяков Я.

9 мая 2015 года вся наша страна готовится отмечать великий праздник - 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Время отодвигает от нас войну всё дальше и дальше… Но не должна уйти память о великих и трагических событиях тех лет. И мы - подрастающее поколение - должны знать всю правду о Великой Отечественной войне. Нельзя допустить повторения трагедии, которую пережили наши прадеды и прапрадеды, тех зверств и жестокости, через которые им довелось пройти. Такого забывать мы просто не имеем права…Я убеждёна, что в настоящее время тема увековечения памяти о Великой Отечественной войне и миллионах погибших, в том числе детей, в высшей степени актуальна и своевременна и насущна, так как и сейчас во время военных конфликтов гибнут дети, так и хочется сказать: «Люди остановитесь, жертвы напрасны, дети рождены для того, чтобы жить!!!»

Цель: Углубить знания о страшных событиях, выпавших на долю нашего народа в период Великой Отечественной Войны, рассказать сверстникам об изломанных судьбах детей военного поколения.

Гипотеза исследования: Если уроки фашизма усвоить сегодня, то в будущем это поможет избежать искушения использовать методы человекоубийства для решения различных сложных проблем, избежать роста этнической и религиозной нетерпимости, признаки которой отчетливо видны в современном мире.

Основываясь на собственном интересе, я сформулировала следующие задачи исследования:

  1. Осмыслить, как дети пережили страшное время, проведенное за колючей проволокой.

  2. Определить степень влияния трагического детства на дальнейшую судьбу этих людей.

  3. Выяснить каково число невинно погибших.

Объект исследования: страшная правда о концлагерях Саласпилс и Бухенвальд.

Предмет исследования: дети- узники концлагерей.

В работе использованы следующие методы исследования:

Теоретические:

  • анализ архивных материалов и публицистики;

  • анализ материалов сайтов сети Интернет

Эмпирические:

  • анкетирование

Актуальность: в преддверии 70 годовщины победы в Великой Отечественной Войне важно помнить о событиях минувших лет.




I.Детище войны - концлагеря

Концентрационный лагерь (сокращённо концлагерь) - термин, обозначающий специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран:

  • военнопленных различных войн и конфликтов;

  • политических заключенных при некоторых диктаторских и тоталитарных режимах правления1.

Уже по дороге в лагерь будущий заключенный получал представление о том, какие физические и душевные муки ожидают его там. Товарные вагоны, в которых люди ехали по направлению к таинственному месту назначения, намеренно делались похожими на концлагерь в уменьшенном масштабе.

Санитарные условия в вагонах полностью отсутствовали, в них не было ни отхожего места, ни проточной воды. Посреди каждого вагона стоял большой бак, и люди вынуждены были отправлять свои естественные потребности на глазах у всех, публично, - мужчины и женщины, старые и молодые (бак, стоявший посреди вагона и служащий для нечистот, был переполнен, и при каждом толчке вагона содержимое его выплескивалось на плечи и на головы).

В лагерях широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. Испытывались новейшие фармацевтические препараты. Заключенных искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операциях на здоровых людях. Условия содержания в концлагерях хотя и имели свои особенности, в целом отличались жестокостью и бесчеловечностью содержания, об этом свидетельствуют отрывки из писем: «Жили и работали русские солдаты, женщины и в том числе дети в адских условиях, были оборванные, голодные, холодные, разутые, униженные и оскорбленные. За малейшее преступление эсэсовцы избивали заключенных в концлагерях».

Из воспоминаний заключенных: «Фашисты жестоко избивали меня, лишали питания и воды, сажали в карцер и подвергали жестоким пытками и издевательствам»; «Расстреливали в лесу. Засекали бичами. Травили собаками. Убивали палками. Топили в воде. Запихивали в «душегубки» Плотнее! Морили голодом. Убивали туберкулезом. Душили в серных бетонных камерах. Напихивали людей побольше. Двести пятьдесят. Триста. Плотнее! Душили циклоном. Отравляли хлором. Через стеклянный глазок смотрели, как корчатся умирающие. Жгли на кострах. Жгли в старом крематории. Пропускали поодиночке через узкие двери. Оглушали ударами железной палки по черепу. Тащили в печь. Живых и мертвых. Старались набить печь плотнее. Плотнее! Смотрели через синий глазок, как съеживаются и обугливаются люди. Убивали поодиночке. Убивали партиями. Уничтожали целыми транспортами. Сразу восемнадцать тысяч человек. Разом тридцать тысяч человек. Пригоняли партии поляков из Радома. Евреев из варшавского гетто. Евреев из Люблина. Гнали через лагерь, окружали собаками и автоматчиками. Щелкали бичами - быстрее!». А пепел, куда вы думаете, девали пепел, удобряли поля немецких бауэров. Очень поразил еще один факт: с трупов состригались волосы, которые шли в текстильную промышленность Германии, ими набивали матрацы и подушки для немецких фрау, особенно ценились детские волосы, мягкие и нежные.

Жертвами чудовищных опытов немецкого врача Менгеле стали десятки тысяч человек. Чего стоят одни исследования воздействия физического и психического истощения на человеческий организм! А "изучение" 3 тысяч малолетних близнецов, из которых выжили лишь 200 человек! Близнецам переливали кровь и пересаживали органы друг от друга. Сестер заставляли рожать детей от братьев. Проводились операции по принудительной смене пола. Перед тем как приступить к опытам, добрый доктор Менгеле мог погладить ребенка по головке, угостить шоколадкой...2

Если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех заключенных из его блока убивали. Это был весьма действенный метод препятствовать попыткам бегства.

Средний рацион питания заключенного в день принимает следующий вид:

  • 0,800-- хлеба,

  • 0,020 - жира,

  • 0,120 -крупы или мучных изделий,

  • 0,030 - мяса или 0,075 рыбы (или морского зверя),

  • 0,027 " сахара.

Хлеб выдается на руки, из остальных продуктов готовится горячая пища, состоящая из супа один или два раза в день и 200 граммов каши. Обычно после подъема собирали умерших и складировали их у выхода, потом миска брюквенной баланды, и капо строили заключенных на плацу (аппель-пляц) на утреннюю проверку и докладывали блокфюреру. Блокфюрер обходил строй, сам проверял наличие заключенных, и докладывал в свою очередь лагерфюреру или его заму. После чего заключенных под присмотром капо и в сопровождении взвода охраны выводили на работу. Ежедневно на работы назначались дежурные офицеры и унтер-офицеры из состава администрации в не зависимости от должности (кроме руководства лагеря).Концлагеря, гетто, другие места принудительного содержания, созданные фашистами и их союзниками находились на территориях разных стран (Приложение1):

  • Германия - Бухенвальд, Галле, Дрезден, Дюссельдорф, Катбус, Равенсбрюк, Шлибен, Шпремберг, Эссен;Австрия - Амштеттен, Маутхаузен;

  • Польша - Красник, Майданек, Освенцим, Пшемысль, Радом;

  • Франция - Мюлуз, Нанси, Реймс;

  • Чехословакия - Глинско, Кунта-гора, Натра;Литва - Алитус, Димитравас, Каунас;

  • Эстония - Клоога, Пиркуль, Пярну;

  • Белоруссия - Барановичи, Минск, а также на территории Латвии и Норвегии.

Детские лагеря :

  • Саласпилс - детский лагерь смерти под Ригой;

  • Майданек - Польша ;

  • Маутхаузен- Австрия;

  • Бухенвальд- Германия;

  • Ясеновац- Хорватия;

  • Треблинка- Польша;

  • Аушвиц (Осве́нцим)_- Польша

  • Дубулты, Булдури, Саулкрасты -Латвия3

II.Детская фабрика смерти - Саласпилс

Са́ласпилс - лагерь смерти на территории оккупированной нацистами во время Второй мировой войны Латвии, предназначенный для массового уничтожения людей.

Концентрационный лагерь в посёлке Саласпилс близ Риги оккупанты создали в октябре 1941 г.

Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. Это не был лагерь уничтожения, такой как Майданек или Освенцим, с газовыми камерами для одновременного убийства большого числа человек, и крематориями для сжигания трупов так называемых «фабрик смерти». Но в него люди посылались только с одной целью - чтобы они умирали мучительной смертью. По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 000 человек, из них около 7000 детей.

С матерями-узницами в лагере дети находились недолго. Немцы выгоняли всех из бараков и отбирали детей. От горя одни рвали на голове волосы, другие сходили с ума. Существовали детские бараки, один барак для маленьких детей (включая грудных), «санитарный» барак (где немецкие врачи умерщвляли больных).

Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5-6 суток.

От этих экспериментов умирало до 150 человек детей в день:

  • поили детей отравленным кофе;

  • делали детям впрыскивание детской, женской и даже конской мочи. У многих детей гноились и вытекали глаза;

  • все дети страдали поносами дизентерийного характера и дистрофие

  • голых детей в зимнее время гоняли в баню по снегу на расстоянии 500-800 метров и держали в бараках голыми по 4 дня;

  • детей калек и получивших увечья вывозили на расстрел.

Охрана лагеря каждый день выносила из детского барака в больших корзинах окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сжигались за оградой лагеря или сбрасывались в выгребные ямы.
Детей грудных и в возрасте до 6 лет помещали в этом лагере в отдельный барак, там они массами умирали и заболевали корью. Больных корью сразу уносили в так называемую больницу лагеря, где сразу купали в воде, чего нельзя делать при этой болезни. От этого дети через 2-3 дня умирали. Они синели, корь шла внутрь организма. Таким путем в Саласпилсском лагере немцами было умерщвлено детей в возрасте до 5 лет более трех тысяч - это в течение 1942-1943 гг. - с 18 мая 1942 года до 19 мая 1943 года, то есть в течение одного года, тела были частью сожжёны, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса.

При питании, состоявшем из 100 граммов хлеба и полутора литров жидкости наподобие супа в день, худые и болезненные дети каннибальским образом использовались, как источники крови для нужд немецких госпиталей. Фашисты организовали в лагере «Саласпилс» фабрику детской крови.

Вот рассказ одной из узниц лагеря 10-летней Наташи Лемешонок:

"Через несколько дней солдаты всех группами выводили из барака и вели через двор в больницу. Там нас выстроили в очередь. Мы не знали, что с нами будут делать. Потом пришел немецкий доктор, большой и сердитый, и другой немец, я не видела, что они делали впереди, но какая-то девочка вдруг стала плакать и кричать, а доктор топал ногами. Мне было очень страшно... подошла моя очередь... доктор воткнул мне в руку иглу и, когда набрал полную стеклянную трубку, отпустил меня и стал брать кровь у моей сестренки Ани... Через день, нас снова повели к врачу и опять брали кровь. Скоро Аня умерла в бараке. У нас все руки были в уколах. Мы все болели, кружилась голова, каждый день умирали мальчики и девочки".

Следствием было установлено, что за период с конца 1942-го по 1944 г. через Саласпилсский лагерь прошло до 12 тыс. детей. Подавляющее большинство из них подвергались выкачиванию крови. Исходя из установленного судебно-медицинской экспертизой количества бравшейся крови от одного ребенка (500 граммов), было подсчитано, что только в Саласпилсе немцами было выкачано из кровеносных сосудов детей 3,5 тыс. литров крови4.

  1. Саласпилс в современное время

В 1961-1967 годах на территории бывшего лагеря был создан мемориальный ансамбль памяти жертв фашистского террора. Первое, что предстаёт перед глазами - массивная асимметричная бетонная стена, с узким вырезом входа. На ней надпись на латышском языке: «За этими воротами стонет земля». Это ворота жизни и смерти. Пройдя, взгляду открывается большое поле, окаймлённое сосновым и берёзовым лесом. На нём семь фигур, отлитых из грубого, галечного бетона. Каждая из фигур - аллегория, в которую авторы вложили образ мучеников лагеря. У каждой есть своё имя:

  • «Несломленный»

  • «Униженная»

  • «Протест»

  • «Клятва»

  • «Rot Front»

  • «Солидарность»

  • «Мать»

Фигуры угловаты, в них есть шероховатость от фактуры материала. Они стоят прямо на земле, без всякого постамента. Пропорции выверены идеально. Общая экспрессия действует настолько эмоционально, что не оставляет места равнодушию. По краям, на месте сожжённых гитлеровцами бараков - стилизованные бетонные глыбы. В зарешёченных вставках люди оставляют цветы, а на месте детского барака лежат принесённые игрушки.

Звучит метроном, отбивающий ритм сердца. По краям поля на бетонных кубах выбиты надписи на русском и латышском языках:

Здесь людей казнили за то, что они были невиновны… Здесь людей казнили за то, что каждый из них был человеком и любил Родину.

Поле замыкает круговая дорога - дорога смерти, один из главных элементов ансамбля5.

Только ветер много лет,
Заметая страшный след
Кружит фантики конфет...
Детский лагерь Саласпилс -
Кто увидел не забудет.

Заключение.

Война… Сколько горя она приносит всему человечеству, всему живому! Все человечество понесло неисчислимые жертвы, для него эта война обернулась неслыханными бедами и лишениями. Во время Второй мировой войны погибло во много раз больше людей, чем за все предыдущие войны, вместе взятые. Только народ нашей страны потерял убитыми около 30 миллионов человек. Жестокость фашизма… Они не жалели никого, даже детей, это подтверждают факты моего исследования. Сколько оборвалось детских жизней… Сколько не выросло гениальных ученых и знаменитых изобретателей….

Судьбы узников концлагерей очень поучительны для нас и сегодня. Они учат нас целеустремлённости, настойчивости, трудолюбию. Это поколение восхищает своей стойкостью духа. А эти страницы истории взывают нас делать всё возможное, чтобы люди никогда больше не испытывали всех ужасов фашизма. И сегодня когда, фашизм поднял свою голову снова и убивает мирное население в Донбасе и Луганске, мы, должны помнить какой ценой завоевано счастье и сплотиться в едином порыве: НЕТ ФАШИЗМУ!.

Приложение 1

Узники лагерей фашизма

Исследовательская работа по истории

27 апреля 1940 г. был создан первый концлагерь Освенцим, предназначенный для массового уничтожения людей.

Исследовательская работа по истории

Дети Маутхаузена показывают выколотые на руках номера

Исследовательская работа по истории

Лагерь смерти в Треблинке

Исследовательская работа по истории

Майданек

Исследовательская работа по историиИсследовательская работа по истории

Дети Бухенвальда

Исследовательская работа по истории

Это дети, освобожденные в Саласпилсе


Исследовательская работа по истории

Исследовательская работа по истории








Практическое исследование:

Исследование проводилось среди учащихся 5-7 классов, 8-9 классов, прохожих, родителей

1. Знаком ли вам термин - концлагерь

Исследовательская работа по истории

3.Вам известно какими методами издевались над детьми в лагерях

Исследовательская работа по истории

Литература:


  1. Мельникова Д., Чёрная Л. Империя смерти. М.: Изд-во политической литературы, 1988 - 414 с.

  2. Мацуленко В.А. Великая Победа //История, № 4, 1985

  3. Новая Иллюстрированная энциклопедия. Кн. 16. Ро - Ск. - М.: Большая Российская Энциклопедия, ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. - 256 с.: ил.

  4. Наказанный народ / Редактор составитель И. Л. Щербакова, М.:, Звенья 1999г.

  5. ВЕНОК СЛАВЫ Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в 12 томах, Освобождение Европы, том 10 / ответственный редактор издания В. Заливако.

  6. Николаева С. А., Дети и война: Очерки/Оформл. Г. Комарова. - М.: Дет. Лит., 1991. - 160 с.

  7. Люди, будьте бдительны!: Сб. антифашист. Прозы заруб. Писателей /Сост., авт. Послесл. С. В. Тураев; Коммент. А. Л. Спектор. - М.: Просвещение, 1985. - 319 с. - (Шк. Б-ка).

1 Мельникова Д., Чёрная Л. Империя смерти. М.: Изд-во политической литературы, 1988 - 414 с.

2 poltora-bobra.livejournal.com/52247.html

3 Венок Славы.Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в 12 томах, Освобождение Европы, том 10 / ответственный редактор издания В. Заливако.

4 К. Сауснитис «Саласпилс», издательство «Лиесма», Рига, 1979,39-50с

5 Мацуленко В.А. Великая Победа //История, № 4, 1985, 89-9с

20



© 2010-2022