• Преподавателю
  • История
  • Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (автор В. Ф. Шаталов) при преподавании учебной дисциплины общеобразовательного цикла «История»

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (автор В. Ф. Шаталов) при преподавании учебной дисциплины общеобразовательного цикла «История»

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (автор В.Ф.Шаталов) при преподавании учебной дисциплины общеобразовательного цикла «История»Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (автор В.Ф.Шаталов) при преподавании учебной дисциплины общеобразовательного цикла «История»Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (автор В.Ф.Шаталов) при преподавании учебной дисциплины общеобразовательного цикла «История»Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (автор В.Ф.Шаталов) при преподавании учебной дисциплины общеобразовательного цикла «История»Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (автор В.Ф.Шаталов) при преподавании учебной дисциплины общеобразовательного цикла «История»Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (автор В.Ф.Шаталов) при преподавании учебной дисциплины общеобразовательного цикла «История»

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (автор В.Ф.Шаталов) при преподавании учебной дисциплины общеобразовательного цикла «История»

Преподаватель исторических дисциплин

ГБОУ СПО РО «ЗимПК»

Кондрашова Ирина Евгеньевна



Перед современными преподавателями встает проблема выбора необходимых форм, содержания и методов обучения, которые будут способствовать формированию общих компетенций студентов и достижению более высокого уровня обученности.

Среди педагогических технологий обучения необходимо выделить технологию обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Она способствует обеспечению творческого подхода к структурированию учебного материала, к его усвоению на более высоком уровне, развитию грамотной устной речи, долговременной памяти, познавательной активности, навыков общения, развитию умственных способностей.

Она основана на методе В.Ф. Шаталова, профессора Донецкого университета, который разработал ее и воплотил в практику. Общепедагогическая технология В.Ф. Шаталова реализована в предметных технологиях В.М Шеймана (физика), Ю.С. Меженко (русский язык), А.Г. Гайштута (математика), С.Д. Шевченко (история) и др. В ее основу положено использование опорного конспекта. Опорным конспектом может быть знак, символ, схема, рисунок, таблица, которые заменяют смысловые значения. Применение на практике опорных конспектов повышает уровень мыслительной деятельности студента, запоминая и используя условные обозначения, он способен считывать схематично оформленную информацию и самостоятельно переводить ее в звукобуквенный режим. Или напротив - может найти логику учебного материала и запечатлеть его в виде схемы или таблицы. Такое умение сохраняет время для подготовки к занятию, развивая при этом аналитический склад ума.

«Ум хорошо организованный важнее, чем ум хорошо наполненный» - это выражение можно считать главной идеей в обучении на основе схемных и знаковых моделей. Применение схем в обучении возможно при объяснении нового материала и его воспроизведении, при проверке и контроле знаний, в процессе индивидуальной и групповой работы, при организации самостоятельной работы. При этом задания могут быть примерно таковыми:

  • записать определение и извлечь из него информацию;

  • извлечь информацию из текста и перевести его в другую знаковую систему (из текста в таблицу; в схему);

-используя таблицу или схему, расскажите о....;

-можно предложить определить по датам правления имена правителей или вписать имена правителей, а даты их правления необходимо записать;

  • или допустить ошибку и попросить ее исправить и т.д.

Такие модели учебного материала можно применять по любой теме. Опорную схему можно создавать совместно со студентами, но гораздо важнее обучить его этому способу действия, чтобы он самостоятельно выполнял эту работу. Выделяя главное, основное, важное, студент осмысливает информацию, понимает, применяет, переводя ее из одной знаковой системы в другую. Любой студент способен воспроизвести по схеме материал, причем от того, как он излагается, превращаясь в рассказ, сообщение, доклад, виден уровень речевой грамотности, его способность сформулировать мысли, строить необходимые речевые конструкции. Но не каждый студент способен представить эту информацию в виде доклада, и овладеть данным способом действия.

Поэтому преподавателю необходимо обучить студента этому способу действия.

Приведем некоторые примеры использования технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала из опыта работы.

Например, студентам предлагаются задания следующего типа:

1. Работа с историческими событиями:

При изучении темы «Русско-японская война 1904-1905 г.г.» студентам можно предложить составить схему «Расстановка сил в войне». При выполнении такого вида заданий у студентов формируется осознанное запоминание учебного материала и они овладевают новым способом действия - это перевод информации из одной системы в другую.

2. Работа с понятиями:

1) при изучении темы «Формирование Древнерусского государства» по истории России необходимо провести работу с понятием «государство»:

- что такое государство - дать определение;

- выделить признаки государства;

- используя понятие, составить схему.

Предполагаемые ответы:

- государство - это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории, взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана границ, регулируются взаимоотношения с другими государствами и народами;

- признаки государства - единая территория, единые законы, аппарат управления;

власть

Государство

сила

законы

аппарат управления

войско

организация власти над населением

охрана границ


отношения с другими странами



Составив такую схему, студенты смогут самостоятельно выделить функции государства:

- охрана своих территорий;

- внутренняя функция - организация власти над населением;

- внешняя функция - регулирование отношений с другими странами.

З. Работа с терминами по алгоритму

Определение


выделение


факты и события

изучаемого


существенных


для анализа

термина


признаков








Например: агрессия - это вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью захвата их территорий и насильственного подчинения своей власти.

Агрессия

  1. вооруженное нападение

  1. Великая Отечественная война

  1. захват территорий других стран

  1. Русско-японская война

  1. подчинение своей власти

  1. Вторая мировая война

Имея такую таблицу, студент приступает к подведению терминов, отражающих родственные события под признаки изучаемого термина.

Например, событие - Великая Отечественная война.

Со стороны Германии оно характеризуется - внезапным нападением, стремлением захватить чужую территорию, подчинением СССР Г ермании и установлением на его территории своей власти. Все признаки, характеризующие войну со стороны Германии, отчетливо квалифицируются как агрессия.

  1. Работа с источниками.

  1. При изучении темы «Война за независимость. Создание США» студенты получают задания: 1. Составить схему государственного устройства США по Конституции 1787 года.

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (автор В.Ф.Шаталов) при преподавании учебной дисциплины общеобразовательного цикла «История»

1 .Проанализировать схему государственного устройства США в конце XIX - начале ХХв.в. Анализ схемы (работает вся группа):

Распределить функции между должностными лицами и органами власти:

  • орган власти, главной задачей которого является наблюдение за тем, чтобы законы соответствовали Конституции (Верховный суд);

  • органы власти, решающие проблемы штатов (законодательные палаты штатов);

  • высшее должностное лицо, наделенное широкими полномочиями (президент);

  • высший законодательный орган власти (конгресс);

  • одна из палат парламента, избираемая населением (палата представителей);

  • должностное лицо, стоящее во главе правительства (президент);

  • исполнительный орган власти (правительство);

  • защитница государства (армия);

  • народные массы, принимающие участие в политической жизни страны (избиратели);

  • орган власти, формирующийся путем представительства от каждого штата (сенат). После анализа схемы студенты могут самостоятельно выполнить следующие задания:

  • определить форму государственного устройства и обосновать свой ответ;

  • составить схему «Государственная власть в США», выделив три ветви власти - законодательная, исполнительная, судебная.

  1. При изучении темы «Россия при Павле Первом» по истории России студенты получают задания:

  1. Cоставить таблицу «Внутренняя и внешняя политика Павла Первого.

  2. Используя данные, полученные в таблице, рассказать о политической деятельности Павла Первого.

5. Задание на систематизацию знаний:

Составьте пирамиду правовой активности и на основании полученных данных сделайте выводы. Составленная детьми пирамида правовой активности должна быть следующей:

Президент с 35 лет

Судья с 25 лет

Депутат Думы с 21 года

Полная дееспособность с 18 лет

Объявить эмансипацию с 16 лет

Работать с разрешения с15 лет

Получить паспорт, отвечать за некоторые преступления с 14 лет

Право дать согласие на опеку с 10 лет

Мелкие бытовые сделки с 6-7 лет

Начало правоспособности с 0 лет

Студенты систематизируют знания и составляют новое целое - полученную информацию переводят в графическое изображение и делают выводы.

В данной статье приведены некоторые приёмы обучения на основе применения технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей при преподавании дисциплины общеобразовательного цикла «История». Педагогическая практика показывает что, если преподаватель применяет элементы структурирования учебного материала в виде схем, таблиц, символов в системе, то обучающиеся успешно овладевают общими компетенциями. Применяя на занятиях элементы данной технологии, преподаватель создает условия для развития общеучебных и предметных умений студентов и его творческих способностей.

Список литературы:

1. Методическое письмо "О преподавании учебного предмета "История" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта профессионального образования.

2.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / [Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат]. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 272 с.


© 2010-2022