- Преподавателю
- История
- Взаимодействие оседлой и полукочевой культур. (7 класс)
Взаимодействие оседлой и полукочевой культур. (7 класс)
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Итенгенов Р.Р. |
Дата | 21.01.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дата:
Класс: 7-й класс
Предмет: История Казахстана
Тема : Взаимодействие оседлой и полукочевой культур.
Цель:
Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: полукочевая культура, развитие городской культуры, материальная культура, гончарное дело, металлообработка, торговля и денежное обращение.
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,
Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.
Тип урока: комбинированный урок
Методы : интерактивный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Оборудование: карта, доска, учебник
Содержательная часть урока:
-
Этапы урока
Этап урока
Время
Приемы, методы
Что делают ученики
Что делает учитель
Организационный
1-3 минут
Уяснение порядка и темпа совместной работы.
Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.
Проверка домашнего задания
15-17 минут
Индивидуальный опрос
Ответы на вопросы учителя
Контроль усвоения учащимися домашнего задания
Подготовка к усвоению нового материала
1-2 минуты
Интерактивный (метод мозгового штурма), репродуктивный
Усвоение положения в Центральной Азии после распада Тюркского каганата.
Объяснение значения тюрков и перечисление тюркоговорящих народов. Руководство и управление деятельностью учащихся
Усвоение новых знаний
15-20 минут
Объяснительно-иллюстративный,
самостоятельной познавательной деятельности учащихся
Создание опорного конспекта
Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы
Закрепление новых знаний
1-3 минут
Репродуктивный
Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости - коррекция знаний
Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости - объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)
Информация о домашнем задании, инструктаж
1-3 минуты
Запись в дневник
(при необходимости в тетрадь)
При необходимости - возможные варианты выполнения домашнего задания
Времени всего
45 минут
2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
Проверка домашнего задания
Устный индивидуальный опрос.
-
Какие племена входили в кимакский союз?
-
Какой у кимаков существовал общественный строй?
-
Расскажите о внешней политике Кимакского каганата?
-
Расскажите, из каких источников мы определяем, что кимаки обладали своей письменностью?
-
Какие ремесла существовали у кимаков?
-
Дайте определение терминам «жатаки», «джабгу», «шад-тутуки».
Подготовка к усвоению нового материала
Все государства, существовавшие на территории Казахстана в период с VI по IX века, имели схожие культуры, хозяйство и образ жизни населяющих его народов. Главным занятием жителей региона еще с периода новокаменного времени стало развитие скотоводства в различных формах - кочевом, полукочевом и оседлом. С начала VI века в связи с развитием торговли и ростом городов местные жители активно стали заниматься развитием ремесла - в первую очередь гончарным делом, металлообработкой, выделкой кожи крупного рогатого скота и изготовлением сукна из шерсти.
Усвоение новых знаний
Развитие городской культуры.
Некоторые постоянные зимовки, расположенные ближе к караванным путям или вдоль них стали разрастаться в города.
- Взаимовыгодная торговля
КОЧЕВНИКИ
ГОРОЖАНЕ
Могли предложить жителям городов:
-
Продавали шерсть, мясо, масло, шкуры, излишки скота;
-
Обменивали предметы своей жизнедеятельности на необходимые им вещи.
Обменивали свои изделия и продукты:
-
Металлическую конскую упряжь, пшеницу, металлические орудия труда и оружие, деревянную и глиняную посуду, готовые ткани.
-
Центрами оседлой культуры на юге Казахстана являлись города Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак, Сайрам и др. В Семиречье существовали города Талхир (Талгар), Алмалы и Койлык. Близ каждого города обязательно существовали поселения, жители которых занимались земледелием. Население таких поселений и городов составляли обедневшие скотоводы, которым пришлось отказаться от привычного для них образа жизни.
Материальная культура городских и степных жителей.
Для городов тюрков и тюркоязычных племен VI-IX веков было свойственно:
-
Обнесение города высокой глинобитной стеной;
-
Город состоял из трех частей: центра, предместья и городской окраины;
-
В центре жили представители знати и богатые купцы:
-
Предместье, окружавшее центр, населяли мелкие торговцы и ремесленники;
-
На окраине города жили земледельцы и городские бедняки;
-
Структуру жилища обычного рядового жителя составляли одно или несколько помещений;
-
В жилище обязательно были очаги (печи) для обогрева, котлы для приготовления пищи, часто археологи находят глиняные горшки-чаны для хранения зерна;
-
Рядом с каждым городом находились и кладбища для их жителей.
Цитадель - укрепленное сооружение средневекового города, приспособленное к самостоятельной обороне.
Шахристан - центральная часть средневекового города, окруженная стенами.
Рабад - ремесленно-торговое предместье, внутренняя и внешняя (наружная) жилищная часть средневекового города.
Материальная культура полукочевников.
Среди тюрков, занимающихся кочевым и полукочевым скотоводством были распространены два типа жилища:
-
Юрта - сведения о инх встречаются в китайских и арабских письменных источниках. По записям, найденным в них, тюрки ставили юрты даже во дворах дворцов и у постоянных жилищ;
-
Жилища на зимовках - строились из камня, дерева, камыша или сырого глинобитного кирпича. Возле таких жилищ располагались стойла и загоны для скота. Располагались такие жилища обычно в устьях рек, лесах и на солнечных склонах гор.
Во время археологических раскопок были обнаружены оружие, конские сбруи, железные стрелы, кинжалы, сабли, мечи и различные виды украшений. Также были обнаружены кисе (кожаные ремни), на которые кочевники навешивали необходимые для мужчин вещи - оружие, лезвия, точильные бруски, ножи, фитили, кремниевые камни и др.
Тюрки старались все виды необходимой одежды и головных уборов шить самостоятельно и удовлетворять свои собственные нужды.
Развитие ремесел и торговли.
Развитие гончарного дела.
Глиняная посуда была обнаружена и на стоянках кочевников и в городах. Но в силу того, что горожане вели оседлый образ жизни и имели постоянные мастерские, их изделия были более высокого качества а труд более производительным.
Развитие металлообработки.
Еще в пятом веке жужанский каган обращаясь к тюркскому кагану, говорит о том, что тюрки являются «плавильными невольниками» жужаней. То есть тюрки не только сами занимались металлургией, но и выплачивали металлами дань жужаням.
В городах ТАЛАССКОЙ долины изготавливали изделия из серебра и меди.
В ЧУЙСКИХ, ИЛИЙСКИХ горах и КАРАТАУ плавили полиметаллы.
Добыча металлических руд проводилась примитивными орудиями труда - каменными кувалдами, кирками, кайлами, молотками, деревянными и металлическими клиньями. Полученные металлы продавались кузнецам и ювелирам, которые делали украшения, орудия труда и оружие.
Развитие торговли и денежного обращения.
Торговля у тюрках велась в трех направлениях - международная, торговля внутри самих городов и торговля между горожанами и кочевниками. По территории тюркских народов проходили два ответвления Великого Шелкового пути - первый шел через юг Казахстана и Жетысу (Суяб-Тараз-Испиджаб). Второй маршрут пролегал из Испиджаба в Фараб, а оттуда через Туркестан в Центральный Казахстан. Благодаря развитию торговли тюрки получали шелк, бумагу, зеркала, ковры, драгоценные камни, жемчуга, кораллы, стекло и различные ткани.
Закрепление новых знаний
-
Какую культуру мы называем полукочевой культурой?
-
Охарактеризуйте материальную культуру городских и степных жителей.
-
Какие ремесла могли развиваться у полукочевых скотоводов? Как было развито гончарное дело? Как вы думаете, почему?
Информация о домашнем задании, инструктаж
Домашнее задание - записи в тетради, § стр. учебника
Аналитическая часть урока: самоанализ урока.
Допуск к уроку: _____________________________
2