Взаимодействие оседлой и полукочевой культур. (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Дата:

Класс: 7-й класс

Предмет: История Казахстана

Тема : Взаимодействие оседлой и полукочевой культур.

Цель:

Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: полукочевая культура, развитие городской культуры, материальная культура, гончарное дело, металлообработка, торговля и денежное обращение.

Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,

Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.

Тип урока: комбинированный урок

Методы : интерактивный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Оборудование: карта, доска, учебник

Содержательная часть урока:


  1. Этапы урока


Этап урока

Время

Приемы, методы

Что делают ученики

Что делает учитель

Организационный

1-3 минут


Уяснение порядка и темпа совместной работы.

Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.

Проверка домашнего задания

15-17 минут

Индивидуальный опрос

Ответы на вопросы учителя

Контроль усвоения учащимися домашнего задания

Подготовка к усвоению нового материала

1-2 минуты

Интерактивный (метод мозгового штурма), репродуктивный

Усвоение положения в Центральной Азии после распада Тюркского каганата.

Объяснение значения тюрков и перечисление тюркоговорящих народов. Руководство и управление деятельностью учащихся

Усвоение новых знаний

15-20 минут

Объяснительно-иллюстративный,

самостоятельной познавательной деятельности учащихся


Создание опорного конспекта

Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы

Закрепление новых знаний

1-3 минут

Репродуктивный

Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости - коррекция знаний

Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости - объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)

Информация о домашнем задании, инструктаж

1-3 минуты


Запись в дневник

(при необходимости в тетрадь)

При необходимости - возможные варианты выполнения домашнего задания

Времени всего

45 минут





2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

Проверка домашнего задания

Устный индивидуальный опрос.

  • Какие племена входили в кимакский союз?

  • Какой у кимаков существовал общественный строй?

  • Расскажите о внешней политике Кимакского каганата?

  • Расскажите, из каких источников мы определяем, что кимаки обладали своей письменностью?

  • Какие ремесла существовали у кимаков?

  • Дайте определение терминам «жатаки», «джабгу», «шад-тутуки».

Подготовка к усвоению нового материала

Все государства, существовавшие на территории Казахстана в период с VI по IX века, имели схожие культуры, хозяйство и образ жизни населяющих его народов. Главным занятием жителей региона еще с периода новокаменного времени стало развитие скотоводства в различных формах - кочевом, полукочевом и оседлом. С начала VI века в связи с развитием торговли и ростом городов местные жители активно стали заниматься развитием ремесла - в первую очередь гончарным делом, металлообработкой, выделкой кожи крупного рогатого скота и изготовлением сукна из шерсти.

Усвоение новых знаний

Развитие городской культуры.

Некоторые постоянные зимовки, расположенные ближе к караванным путям или вдоль них стали разрастаться в города.


Взаимовыгодная торговля

КОЧЕВНИКИ

ГОРОЖАНЕ

Могли предложить жителям городов:

  • Продавали шерсть, мясо, масло, шкуры, излишки скота;

  • Обменивали предметы своей жизнедеятельности на необходимые им вещи.

Обменивали свои изделия и продукты:

  • Металлическую конскую упряжь, пшеницу, металлические орудия труда и оружие, деревянную и глиняную посуду, готовые ткани.

Центрами оседлой культуры на юге Казахстана являлись города Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак, Сайрам и др. В Семиречье существовали города Талхир (Талгар), Алмалы и Койлык. Близ каждого города обязательно существовали поселения, жители которых занимались земледелием. Население таких поселений и городов составляли обедневшие скотоводы, которым пришлось отказаться от привычного для них образа жизни.

Материальная культура городских и степных жителей.

Для городов тюрков и тюркоязычных племен VI-IX веков было свойственно:

  • Обнесение города высокой глинобитной стеной;

  • Город состоял из трех частей: центра, предместья и городской окраины;

  • В центре жили представители знати и богатые купцы:

  • Предместье, окружавшее центр, населяли мелкие торговцы и ремесленники;

  • На окраине города жили земледельцы и городские бедняки;

  • Структуру жилища обычного рядового жителя составляли одно или несколько помещений;

  • В жилище обязательно были очаги (печи) для обогрева, котлы для приготовления пищи, часто археологи находят глиняные горшки-чаны для хранения зерна;

  • Рядом с каждым городом находились и кладбища для их жителей.

Цитадель - укрепленное сооружение средневекового города, приспособленное к самостоятельной обороне.

Шахристан - центральная часть средневекового города, окруженная стенами.

Рабад - ремесленно-торговое предместье, внутренняя и внешняя (наружная) жилищная часть средневекового города.

Материальная культура полукочевников.

Среди тюрков, занимающихся кочевым и полукочевым скотоводством были распространены два типа жилища:

  • Юрта - сведения о инх встречаются в китайских и арабских письменных источниках. По записям, найденным в них, тюрки ставили юрты даже во дворах дворцов и у постоянных жилищ;

  • Жилища на зимовках - строились из камня, дерева, камыша или сырого глинобитного кирпича. Возле таких жилищ располагались стойла и загоны для скота. Располагались такие жилища обычно в устьях рек, лесах и на солнечных склонах гор.

Во время археологических раскопок были обнаружены оружие, конские сбруи, железные стрелы, кинжалы, сабли, мечи и различные виды украшений. Также были обнаружены кисе (кожаные ремни), на которые кочевники навешивали необходимые для мужчин вещи - оружие, лезвия, точильные бруски, ножи, фитили, кремниевые камни и др.

Тюрки старались все виды необходимой одежды и головных уборов шить самостоятельно и удовлетворять свои собственные нужды.

Развитие ремесел и торговли.

Развитие гончарного дела.

Глиняная посуда была обнаружена и на стоянках кочевников и в городах. Но в силу того, что горожане вели оседлый образ жизни и имели постоянные мастерские, их изделия были более высокого качества а труд более производительным.

Развитие металлообработки.

Еще в пятом веке жужанский каган обращаясь к тюркскому кагану, говорит о том, что тюрки являются «плавильными невольниками» жужаней. То есть тюрки не только сами занимались металлургией, но и выплачивали металлами дань жужаням.

В городах ТАЛАССКОЙ долины изготавливали изделия из серебра и меди.

В ЧУЙСКИХ, ИЛИЙСКИХ горах и КАРАТАУ плавили полиметаллы.

Добыча металлических руд проводилась примитивными орудиями труда - каменными кувалдами, кирками, кайлами, молотками, деревянными и металлическими клиньями. Полученные металлы продавались кузнецам и ювелирам, которые делали украшения, орудия труда и оружие.

Развитие торговли и денежного обращения.

Торговля у тюрках велась в трех направлениях - международная, торговля внутри самих городов и торговля между горожанами и кочевниками. По территории тюркских народов проходили два ответвления Великого Шелкового пути - первый шел через юг Казахстана и Жетысу (Суяб-Тараз-Испиджаб). Второй маршрут пролегал из Испиджаба в Фараб, а оттуда через Туркестан в Центральный Казахстан. Благодаря развитию торговли тюрки получали шелк, бумагу, зеркала, ковры, драгоценные камни, жемчуга, кораллы, стекло и различные ткани.

Закрепление новых знаний


  • Какую культуру мы называем полукочевой культурой?

  • Охарактеризуйте материальную культуру городских и степных жителей.

  • Какие ремесла могли развиваться у полукочевых скотоводов? Как было развито гончарное дело? Как вы думаете, почему?

Информация о домашнем задании, инструктаж

Домашнее задание - записи в тетради, § стр. учебника

Аналитическая часть урока: самоанализ урока.

Допуск к уроку: _____________________________

2

© 2010-2022