- Преподавателю
- История
- Разработка урока на тему: Религия древних египтян
Разработка урока на тему: Религия древних египтян
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Цабренко Г.Н. |
Дата | 02.05.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: Религия древних египтян (история 5 класс)
Педагогические цели: Способствовать пониманию религиозной системы Древнего Египта, развитию умения характеризовать понятие жречества как особого сословия в древневосточном обществе; содействовать формированию представлений о пантеоне древнегреческих богов.
Тип и вид урока: Усвоение знаний, навыков и умений.
Планируемые результаты (предметные): Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников.
Личностные результаты: Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его умению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты: Спрособность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, рисунок и др.); умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Основное содержание темы, понятия и термины: Религиозные верования египтян. Общеегипетские боги: Амон-Ра, Геб, Нут, Исида, Гор. Миф об Осирисе. Представление о суде Осириса, Атрибуты богов - Священные животные. Место жреческого сословия в древнеегипетском обществе. Жрецы - хранители мудрости и научных знаний. Храм, жрец, статуя, саркофаг, мумия, анимизм, тотемизм.
Образовательные ресурсы: Учебник. Учебная карта. Учебная картина К. Бекташева «Храмовое хозяйство в Древнем Египте».
Ход урока:
1.Организационный момент: (приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку)
2. Актуализация знаний.
- Какую страну мы изучаем?
- Покажите на карте, где расположена эта страна. Проговариваем словами (работа с картой)
- какая крупная река протекает в Африке?
- Как вы считаете, почему именно здесь на берегах Нила возникли ранние государства?
-Когда появились первые государства?
-Когда появилось единое государство в Египте?
- Какой город стал первой столицей Египетского государства?
- Как называли царей Древнего Египта?
- Назовите признаки государства.
- С какой целью фараоны Египта совершали военные походы?
- В какие страны совершали походы? (работа с картой)
- Каковы были результаты походов, для фараона, военачальников и рядовых воинов?
Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг и т.д. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?
Вывод: У древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.
-Как вы думаете о чем мы сегодня на уроке будем говорить? (определение темы урока, запись в тетрадь)
3. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы отправимся в Древний Египет, в гости к египетским богам.
Проблемный вопрос: Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?
- Какая связь существует между религией и государственной властью?
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
( Рассказ об отражении природы и жизни древних египтян в религии, месте жреческого сословия в древнеегипетском обществе.)
- В чем сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей?
- Тотемизм, анемизм.( работа над понятиями, запись в тетрадь)
- Жрецы - служители богов.
Геродот: - «….египтяне - самые богобоязненные из всех людей.». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.
- Учитель предлагает познакомиться с египетскими богами. Организует выступления учащихся с сообщениями.
- Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса. ( чтение мифа об Осирисе в учебнике, беседа по его содержанию. Читает «Суд Осириса» (см. Приложение)
- В чем клялся умерший?
- Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?
Обожествление фараона.
( Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: « Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволял поцеловать свою сандалию.
- О чем свидетельствуют эти факты?
- Какой была власть фараона в Древнем Египте? Какая связь существовала между религией и государственной властью? ( учебник п.5 п.10 и ответы на данный вопрос)
Составляем схему:
Фараон не просто человек
Фараон могущественный бог, сын бога СолнцаРа
Бог Солнца - царь среди богов, фараон ( его сын) - царь среди людей
Между религией и государственной властью самая тесная связь
Религия - важнейшая опора государственной власти в Египте ( народ верующий легко держать в покорности, в повиновении).
Физминутка:
Мы гуляем по Египту (топ, топ)
Мы заходим в пирамиду ( цок, цок)
Открываем двери шире (вжик, вжик)
Там на троне фараон (вау)
А там бог Ра - вот это да.
Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу)
Рядом с нею Апис - бык, он рогами (вжик-вжик)
Мы со всеми попрощались(бай-бай)
И бегом из пирамиды мы помчались (топ-топ).
5. Закрепление знаний.
- Почему бог Солнца стал главным богом египтян? Как это было связано с их жизнью?
- Предположите, почему в Древнем Египте почитались некоторые животные. например: бык, корова, кролик и другие. Было ли это связано с религией?
- В чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе?
Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с религиозными верованиями Древних Египтян. Давайте вспомним проблему, которая была поставлена в начале нашего урока, а именно: « Какую роль в жизни египтян играли религиозные вероывания?»
Давайте так же ответим на ряд вопросов:
- Фараон считался сыном бога?
- В честь кого возводились храмы?
- В качестве кого фараон совершал религиозные обряды?
- Существовала ли связь между фараоном и жрецами?
- Наличие одного или множество богов?
- Что играло главенствующую роль в жизни египтян?
Молодцы! Мы с вами решили поставленную проблему.
Рефлексия.
Ребята, ответьте мне на вопросы:
1.Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
2. Чего, до сегодняшнего урока вы не знали?
3. Полученные на сегодняшнем уроке знания, где вы можете применить? На каких уроках?
Домашнее задание: прочитать параграф 10, термины, для сильных учащихся - задания в рубрике «Подумай», для средних - проанализируй составленные таблицы, для слабых - рубрика «Опишите».
Ресурсный материал к уроку.
Суд Осириса.
На сердце умершего клали амулет с изображением скарабея, что обеспечивало ему воскресение. Каждый умерший отождествлялся с Осирисом. Он говорил: «Я - тот великий, кто создал свой свет, я пришел к тебе, Осирис, я молюсь тебе… Открой мне путь…Проложи ему путь в Большую долину. Освети путь Осирису». Затем он произносил «Исповедь отрицания» и перечислял сорок два преступления, которые он не совершал. Вот некоторые из них: « Я не чинил зла людям. Я не нанес ущерба скоту. Я не творил дурного. Я не грабил бедных. Я не кощунствовал. Я не был причиной недуга. Я не был причиной слез. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не сквернословил. Я не обманывал. Я не отнимал молока от уст детей. Я не сгонял овец и коз с пастбища их. Я не ловил рыбу богов в прудах ее. Я не гасил жертвенного огня в час его. Я не пропускал дней мясных жертвоприношений. Я не чинил препятствий богу в его выходе. Я чист, Я чист, я чист, я чист… Мне не причинят вреда в Великом Чертоге Двух Истин, ибо я знаю имена богов, пребывающих там».