Урок - игра Великая Отечественная война с использованием краеведческого материала

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок - игра Великая Отечественная война с использованием краеведческого материалаУрок - игра Великая Отечественная война с использованием краеведческого материала

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №34 имени Е.А. Зубчанинова г. о. Самара.

Урок по истории России в 9 классе

Составлен по программе для общеобразовательных учреждений

История. Обществознание. 5 - 11 классы. М. «Просвещение». 2008

Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт.

« История России. XX - начало XXI века. 9 класс», М., « Просвещение», 2008



Тема:

(урок рассчитан на 40 минут)

Подготовила:

Учитель истории МОУ СОШ №34

Стройкина Галина Вениаминовна



Самара 2014

Тема: «Великая Отечественная война»

Тип урока: урок контроля, оценки и коррекции знаний

Вид урока: урок - деловая игра

Используемые технологии: личностно-ориентированное обучение, информационные компьютерные технологии (презентация учащихся), информационные, педагогические.

Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся по теме: «Великая Отечественная война»

Задачи:

  • образовательные: обобщить имеющиеся базовые знания, полученные девятиклассниками после изучения данного раздела истории;

оценить уровень усвоения и осмысления фактического материала по теме

  • развивающие: развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся;

  • развивать познавательный интерес учащихся к предмету, культуру общения

  • Развитие чувств коллективизма, товарищества, умения работать в группах.

  • Привитие интереса к работе с документами, дополнительной литературой.

  • воспитательные:

  • способствовать воспитанию патриотизма, воспитанию чувства долга перед миллионами погибших в борьбе с фашизмом и чувство глубокого уважения к людям разных национальностей, принимавшим участие в борьбе с врагом

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, карта «Великая Отечественная война», презентация учащихся, художественная и научная литература, посвященная ВОВ.

Список использованной литературы.

  1. Великая Отечественная в документах и свидетельствах современников. Самара; Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования 1995.

  2. Города - герои Великой Отечественной войны. Атлас. М., 1975

  3. «Зубчаниновка - мой дом желанный» Проектная группа учащихся МОУ Школа №34 - Самара; Самарское отделение Литфонда, 2010.

  4. История России XX-начало XXI века. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина М.Ю. Брандт Москва «Просвещение» 2008.

  5. А. Павлов. «Запасная столица» Самара; Самарский Дом печати, 1995.

  6. Л.В. Храмков Введение в Самарское краеведение; Самара Самарский государственный университет, 2003.

  7. Л.В. Храмков Самарский край в судьбах России; Самара, Самарский государственный университет 2006.

  8. Л.В. Храмков, Н.П. Храмкова. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941 - 1045 г.г. Самара.2003

План урока

Этапы урока

Цели

Время

1

Организационный момент

Подготовка детей к активному усвоению и применению знаний

1 мин

2

Главная часть

Проверить знания учащихся через разные виды опроса: тесты, конкурсы, кроссворды

36 мин

3

Подведение итогов

Обобщение и умение делать выводы; объявление результатов конкурса и домашнего задания с комментированием

3 мин

Ход урока


Предварительная подготовка к уроку.


Трем экспертам поручается подготовить презентацию на основе материалов музея по теме « Зубчаниновка в годы Великой Отечественной войны».

Остальным ученикам даётся задание повторить тему «Великая Отечественная война».

  1. Приветствие учащихся. Выявление отсутствующих на уроке и объявление цели урока

Здравствуйте ребята!

В истории нашей страны немало ярких, захватывающих страниц. Для нас навсегда будет иметь особое значение святая память о Великой Отечественной войне, о том, как наши деды и прадеды отстояли свободу и независимость Родины, право на спокойную и мирную жизнь для будущих поколений. На уроке мы с вами вспомним самые значительные даты и события ,приведшие советский народ к Победе.


  1. Главная часть

Урок мы проведем в форме деловой игры. Вопросы и задания подобраны так,чтобы повторить и обобщить ваши знания и проверить вашу эрудицию.

Условия игры:

Ребята, вам необходимо поделиться на 3 команды и выбрать капитанов команд. Каждая команда примет участие во всех проводимых конкурсах.

В конкурсах за ваши ответы будут начисляться баллы:

  • за полный ответ на вопрос команда получает 1 балл,

  • за неполный ответ 0,5 балла,

  • за неправильный или отказ от ответа 0 баллов,

  • если команда не может ответить на вопрос, он переходит к команде соперников (оценивает преподаватель и 3 эксперта из числа наиболее подготовленных учеников).

При необходимости определения команды - победительницы даются дополнительные вопросы.

Конкурс знатоков ВОВ

Прошу подойти к столу по 2 представителя от команды для участия в этом конкурсе. Вы должны решить кроссворд. Команда получит столько очков, сколько отгадает слов кроссворда. На работу вам отводится 10 минут.

Кроссворд "Великая Отечественная война"

По горизонтали:

  1. Разведчик, герой Советского Союза.

  2. Председатель ГКО.

  3. Партизанка, герой Советского Союза.

  4. Посол Германии в Москве накануне Великой Отечественной войны.

  5. Любимая песня Сталина.

  6. Страна, член Антигитлеровской коалиции.

  7. Кодовое название операции по освобождению Белоруссии.

  8. Маршал Советского Союза

  9. Город, выбранный советским руководством в качестве столицы в случае сдачи Москвы.

  10. Настоящая фамилия Гитлера.

  11. Лидер итальянского фашизма

  12. Столица Германии

  13. Автор музыки "Священная война"

  14. Министр иностранных дел в годы Великой Отечественной войны.

  15. Одна из освобожденных стран Восточной Европы.

  16. Маршал Советского Союза, руководивший военной операцией на Дальнем востоке с августа 1945г.

  17. Город Восточной Пруссии, перешедший к СССР.

  18. Имя генерала Эйзенхауэра.

  19. Дорога жизни

  20. Блокадный город.

По вертикали:

10.Автор седьмой (Ленинградской) симфонии.
14.Столица СССР.
21.Страна, вступившая в войну против СССР вместе с Германией.
22. Автор романа "Они сражались за Родину".
23. Американский крейсер, на борту которого Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции.
24. Автор строк "Жди меня"
25. Фашистский концлагерь, где принял смерть генерал Д.М. Карбышев.
26. Город-герой.
27. Территория страны, где был открыт второй фронт
28. Фашистский концлагерь.
29. Маршал СССР, самый молодой из всех командующих фронтами
30. Советский авиаконструктор.
31. Президент США, принявший участие в работе Потсдамской конференции
32. Город, где проходил суд над главными военными преступниками
33. Командир партизанского соединения
34. Тяжелый советский танк.
35. Город первого победного салюта.
36. Ближайший подручный Гитлера.
37 .Способ воздушного боя.
38.Место встречи советских и американских войск во время второй мировой войны

Урок - игра Великая Отечественная война с использованием краеведческого материала

Ответы на кроссворд "Великая Отечественная война"

По горизонтали:

1.Кузнецов 2.Сталин З.Космодемьянская 4.Шуленбург 5.Сулико 6.Великобритания 7.Багратион 8.Жуков 9.Куйбышев 10.Шикльгрубер П.Муссолини 12.Берлин П.Александров 14.Молотов 15.Болгария 16.Василевский 17.Кенигсберг 18.Дуайт 19.Ладога 20.Ленинград

По вертикали:

10.Шостакович 14.Москва 21.Италия 22.Шолохов 23.Миссури 24.Симонов 25.Маутхаузен. 26.Новороссийск 27.Франция 28.Бухенвальд 29.Черняховский 30.Туполев 31.Трумен 32.Нюрнберг 33.Ковпак 34.KB 35.Орел 36.Геринг 37.Таран 38.Эльба

Конкурс - разминка «Время, события, люди»


Время

1.Именно в этот день и год началась Великая Отечественная война (22 июня1941г)

2.Именно в это время была образована Ставка Главного командования (23 июня 1941г.)

3.Именно в это время началось генеральное наступление немцев на Москву (30 сентября 1941 г.)

4.Именно в этом году Верховным главнокомандующим был подписан приказ № 227 «Ни шагу назад» (28 июля 1942г.)

5.Именно в этот день и год состоялся парад Победы советских войск в честь разгрома фашистской Германии в Москве (24 июня 1945 г.)

6.Именно в этот день и год в Самару приехал М.И. Калинин, - Председатель Президиума Верховного Совета СССР (17 октября 1941 г.)

События

1. Эта битва окончательно похоронила фашистский план молниеносной войны против СССР ( битва за Москву )

2. Эта битва положила начало коренному перелому в ходе не только Великой Отечественной войны, но и всей Второй мировой войны ( Сталинградская битва )

3. Эта битва завершила коренной перелом в ходе Великой

Отечественной войны ( Курская битва )

4. Это событие положило начало открытия второго фронта в Европе

5. Во время этого события были вскрыты и разоблачены тягчайшие

преступления против человечества.

6. В это время японская делегация на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе подписала акт о безоговорочной капитуляции.

Люди

1.Кто возглавлял ГКО?

2.От этого человека в Зубчаниновке узнали о начале войны.

3.Этот человек командовал окружённой группировкой противника под Сталинградом

4.Этот человек командовал 62-й армией, защищавшей Сталинград

5.Премьер - министр Великобритании, заявивший 22 июня 1941г. о поддержке России в войне с Германией.

6.Кто из названных лиц не участвовал в Потсдамской конференции? И.В. Сталин, У. Черчилль, Г. Трумэн, Ф. Рузвельт. (Не участвовали У. Черчилль, проигравший выборы и покинувший пост премьер - министра Великобритании, и Ф. Рузвельт, умерший в апреле 1945г.)

Конкурс «Бой капитанов»

  1. Командующий Донским фронтом в Сталинградской битве и Центральным - в Курской (Рокоссовский)

  2. Кодовое название контрнаступления советских войск под Сталинградом (Уран)

  3. Город, который стал запасной столицей (Куйбышев)

  4. Город, освобождённый 7 ноября 1943г. (Киев)

  5. Столица Ирана, в которой прошла конференция «большой тройки». (Тегеран)

  6. Командующий немецко - фашистской группировкой, сдавшийся в плен 2 февраля 1943 г. (Паулюс)

  7. Кодовое название операции немецко - фашистских войск по ликвидации Курского выступа (Цитадель)

  8. Город, в котором действовала подпольная организация «Молодая гвардия»

  9. Кодовое название операции, проведенной в тылу врага по подрыву его коммуникаций (Концерт)

Конкурс «Узнай здание»

На слайдах показываются здания иностранных миссий. Задача команд: назвать адрес здания и рассказать о посольстве, которое там располагалось



Слайд № 1.

Урок - игра Великая Отечественная война с использованием краеведческого материала

Ответ: Посольство Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии - улица Куйбышева 151. Особняк предводителя самарского дворянства А. Н. Наумова спроектирован А. А. Щербачёвым и построен в 1904 году, в нём размещался Куйбышевский городской дворец пионеров, а теперь Самарский дворец детского и юношеского творчества







Слайд № 2



Урок - игра Великая Отечественная война с использованием краеведческого материала

Ответ: Посольство Болгарии - улица Молодогвардейская 126 (Льва Толстого 56). Здание в псевдороманском стиле построено в конце XIX века. Сейчас здесь учебный корпус Самарского техникума транспорта и коммуникаций. В некоторых источниках утверждается, что посольство Болгарии находилось в доме 119 по улице Молодогвардейской, однако, в том доме размещалась норвежская миссия. С другой стороны, номер 126 носит и здание, (также корпус техникума), стоящее впритык к угловому дому



Слайд № 3



Урок - игра Великая Отечественная война с использованием краеведческого материала

Ответ: Миссия Королевства Швеции - улица Фрунзе 159/15 (угол Фрунзе и Красноармейской). Особняк А. Г. Курлина (известный как "дом Курлиной", так как был построен для жены Курлина) построен в 1903 году в стиле модерн по проекту А. У. Зеленко. В 1918 году здесь размещалась белогвардейская контрразведка.В 1920-е годы здесь располагались три организации: губернский отдел труда, биржа труда и музей охраны труда и гигиены. В 1929 г. дом передали детскому саду. После 1943 года - снова детский сад, ОблОНО. В 1970-е годы особняк был передан музею краеведения. В 1989 году в нём открылась экспозиция по истории Самарского края с XVI века до начала XX века. В 1995 году по указу Президента РФ «Усадьба Курлиных» получила статус «памятника истории и культуры федерального значения».


Конкурс «Восстановите хронологию исторических событий»

Каждая команда получает карточку, где перечислено несколько исторических событий, которые необходимо расположить в хронологической последовательности. Проверяют и оценивают эксперты

Карточка № 1 «Битва за Москву»

А) решение об эвакуации на восток советских правительственных учреждений;

Б) парад войск на Красной площади 7 ноября 1941 г.;

В) Г.К. Жуков становится командующим Западным фронтом;

Г) контрудар Красной армии севернее и южнее столицы;

Д) Гитлер подписывает директиву о переходе к обороне на советско-германском фронте.

Ответ:

Карточка №2 «Сталинградская битва»

А) начало общего стратегического наступления советских войск, продолжавшегося до марта 1943г.,

Б) ультиматум советского командования окруженным под Сталинградом немецким частям с требованием сдаться;

В) прорыв немецких танков к Волге;

Г) капитуляция 6-й немецкой армии;

Д) окружение группировки немецких войск под Сталинградом.

Карточка №3 «Курская битва»

А) наступление немецких войск на позиции Красной армии на Курском

выступе;

Б) освобождение Орла и Белгорода;

В) освобождение Харькова;

Г) танковое сражение под Прохоровкой;

Д) контрнаступление советских войск в районе Курского выступа.

5. Конкурс «Узнай героя»

На слайдах представлены фотографии 3-х героев Великой Отечественной войны, назовите имя героя, дайте краткую характеристику этому человеку.





Слайд № 4

Урок - игра Великая Отечественная война с использованием краеведческого материала

Он родился в селе Зуевке, в 1928 году окончил в Самаре школу машинистов, получил специальность паровозного слесаря. Летом 1939г. участвовал в боях против японских милитаристов на реке Халхин-Гол. За мужество и героизм, проявленные в боях 29 августа 1939г., ему присвоено звание Героя Советского Союза. Бывал в нашем поселке. (Михаил Павлович Агибалов)

Слайд № 5

Урок - игра Великая Отечественная война с использованием краеведческого материала

Выходец из семьи мелкого военного чиновника. Октябрьскую революцию подполковник инженерных войск признал сразу. 8 августа 1941г., ,пробиваясь из окружения, будучи контужен, попал в плен. В феврале 1945г. зверски замучен в концлагере Маутхаузен.

(Дмитрий Михайлович Карбышев)

Слайд №6


Урок - игра Великая Отечественная война с использованием краеведческого материала

Она родилась в Самаре. В армии- с октября 1941 г. Окончила курсы усовершенствования летчиков при Энгельсской АШП. В период обучения в Энгельсской АШП попала под трибунал и была осуждена на 10 лет с отбыванием по месту службы. На фронтах ВОв с мая 1942 г. Летчик, командир эскадрильи 46 гв. НБАП. Гвардии капитан к декабрю 1944 г. совершила 630 боевых вылетов. Она искупила свою вину отличной работой - судимость была погашена. Погибла в ночь на 13 декабря 1944г. во время возращения с боевого вылета. Звание Героя Советского Союза присвоено 23.02. 1945г.

(Ольга Санфирова)

6. Конкурс «О чём рассказывают документы?»

1.Секретные протоколы к Пакту о ненападении, подписанному СССР и Германией 23 августа 1939 г. (О разделе Восточной Европы на сферы влияния)

2.Приказ № 270 от 26 августа 1942 г. (Все советские военнопленные были объявлены предателями, семьи командиров и политработников, попавших в плен, подлежали репрессиям, родные солдат лишались льгот, предоставляемых семьям участников войны)

3.Приказ № 227 от 28 июля 1942 г. (Вошёл в историю под названием «Ни шагу назад!», запрещал любое отступление без особого распоряжения)

7. Конкурс « Что такое?»

1.План «Тайфун»? (План наступления гитлеровских войск на Москву)

2.План « Багратион»? (Операция Красной Армии по освобождению Белоруссии)

3.План «Ост»? (План физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных «расово неполноценными»

8.Следующий наш конкурс «История в камне»

На слайде показаны репродукции скульптурной композиции. Вам необходимо вспомнить название, автора, какое историческое событие она отражает

  1. Памятник «Героям Сталинградской битвы» (коллектив скульпторов, архитекторов, инженеров под руководством Е.В. Вучетича). Памятник посвящён Сталинградской битве. Победа на Волге стала решающим событием, которое изменило весь ход Великой Отечественной войны.

Урок - игра Великая Отечественная война с использованием краеведческого материала
1

  1. Памятник «Панфиловцы у разъезда Дубосеково» (скульпторы Н.Любимов, В.Фёдоров, архитекторы В.Датюк, И.Степанов). Он посвящён солдатам из дивизии генерала И.В.Панфилова, которые приняли бой в 7 километрах от Волоколамска, у железнодорожного разъезда Дубосеково. Большинство из них погибло, но враг не прошёл. Всем участникам этого боя присвоено звание Героя Советского Союза. Мемориал Героям - панфиловцам был открыт в 1975 году.

Урок - игра Великая Отечественная война с использованием краеведческого материала

2.

3.Памятник советскому воину - освободителю в Берлине (скульптор Е.В. Вучетич). Памятник посвящён советским солдатам и офицерам, которые спасали немецких детей от голода и бомбёжек в разрушенном Берлине.

Вучетичу позировал гвардии рядовой Иван Одарченко

Урок - игра Великая Отечественная война с использованием краеведческого материала

3.



  1. Конкурс «Кто есть кто в Великой Отечественной войне»

По описаниям ратных дел установить имена выдающихся военачальников.

Во время войны был заместителем начальника Генштаба, а с 1942 г. - начальник Генштаба. Осуществлял взаимодействие фронтов в Сталинградской битве, летом 1943 г. в Курской битве. Командовал советскими войсками, разгромившими Квантунскую армию. (A.M.Василевский.)

Провёл первую наступательную операцию советских войск. Организовал оборону Ленинграда. Руководил действиями одного из фронтов в Московской битве, в битве за Берлин. Принимал безоговорочную капитуляцию Германии. (Г.К.Жуков.)

В Сталинградской битве возглавлял Юго-Западный фронт, на Курской дуге - Воронежский фронт. Участвовал в боях за Днепр и освобождение Киева. Смертельное ранение получил от рук украинских националистов. (Н.Ф.Ватутин.)

Участвовал в Смоленском сражении. В битве под Москвой возглавлял Калининский фронт. В Курской битве руководил Степным фронтом. Участвовал в Корсунь-Шевченковской, Висло-Одерской, Берлинской операциях. (И.С.Конев.)

Участвовал в Смоленском сражении 1941 г., в битве под Москвой. Возглавлял Донской фронт под Сталинградом, Центральный на Курской Дуге, 2-й Белорусский фронт в Берлинской операции. Маршал СССР и маршал Польши. (К.К.Рокоссовский.)

Герой СССР, Председатель ГКО, нарком обороны, Верховный Главнокомандующий, один из членов «большой тройки». (И.В. Сталин).

10.Тест.

Отметьте правильный вариант ответа и сдайте лист жюри (3 минуты на выполнение задания)

I. Разрабатывая план военных действий на весну-лето 1942 года, германское командование главным направлением своего наступления считало:

1. Центральное - на Москву.

2. Северное - на Архангельск.

3. Южное - на Донбасс и Кавказ.

4. Одновременное наступление по всему фронту.

II. Самое тяжёлое положение для Красной армии летом-осенью 1942 года сложилось:

1. На юге.

2. Под Ленинградом.

3. Под Москвой.

4. Все приведённые варианты неверны.

III. В трагические дни лета 1942 года появился приказ наркома обороны № 227, который получил среди военнослужащих название:

1. «Только вперёд».

2. «Ни шагу назад».

3. «Велика Россия, а отступать некуда».

4. «За Родину, за Сталина».

IV. Для руководства этим был создан Центральный штаб во главе с П.К.Пономаренко, который руководил:

1. Эвакуацией.

2. Маскировкой важнейших военных и гражданских объектов.

3. Обороной Сталинграда.

4. Партизанским движением.

V. Для разгрома врага под Сталинградом советское командование разработало план операции под кодовым названием:

1. «Уран».

2. «Цитадель».

3. «Искра».

4. «Восточный вал».

Ответы: I-3, II-1, III-2, IV-4, V-1.)

Презентация экспертов

Дополнительные вопросы в случае равного счёта

1. Уже в июне 1941 г. из западных районов СССР на восток стали вывозиться люди и производственные объекты. Как это называлось? (Эвакуация)

2. В 1941 г. в снабжении Красной армии продовольствием наступил кризис. Пришлось обратиться за советом к бывшему интенданту царской армии. Он выдал следующий рецепт: «Русскую армию спасут три «с» - спирт, сало и …» Что ещё? (Сухари)

3. Это был первый советский город, который был окружён врагами, но гитлеровские войска не смогли захватить его. Какой это город? (Ленинград)

Заключительное слово учителя.

Мы все любим свою Родину и, наверное, чувство патриотизма у русских людей врожденное, потому что во все времена наш народ с честью отстаивал свою независимость и государственность. Советский Союз победил фашистов благодаря мощной, созданной в 30-е годы индустриальной базе, благодаря единству советского народа, благодаря плеяде талантливых военачальников (Жукова, Рокоссовского, Мерецкова, Конева и др.). Немаловажную роль сыграл массовый героизм советских воинов. За мужество, храбрость и героизм орденами и медалями СССР было награждено более 7 миллионов воинов.

11358 человек были удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе 104 тысячи человек дважды Герои СССР, а Г. К. Жуков, летчики: Кожедуб и Покрышкин - трижды.

Победа далась дорогой ценой. По приблизительным оценкам, война унесла 27 миллионов человеческих жизней, в том числе 10 миллионов воинов. Остальные погибли при артобстрелах, воздушных бомбардировках, в период блокады городов и массового террора на оккупированных территориях. Но народ выстоял. Советские вооруженные силы закончили войну самыми мощными в мире.

Долгожданный День Победы стал в народном сознании самым светлым и радостным праздником, означавшим конец кровопролитной войны.

Домашнее задание.

Подведение итогов

В заключение игры жюри подсчитывает количество балов, набранное каждой командой, и определяет победителей. Победители и призёры награждаются грамотами.



© 2010-2022