• Преподавателю
  • История
  • Урок истории в 6 классе Борьба Северо-Восточной Руси со шведскими и немецкими агрессорами

Урок истории в 6 классе Борьба Северо-Восточной Руси со шведскими и немецкими агрессорами

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 6 классе

«Борьба Северо-Восточной Руси со шведскими и немецкими агрессорами»

Цели урока:

Урок истории в 6 классе Борьба Северо-Восточной Руси со шведскими и немецкими агрессорамиобучающая: охарактеризовать внешнеполитическую обстановку в Северо - Западной Руси в XIII веке, выяснить причины, обстоятельства и последствия нашествия на Русь крестоносцев, дать представление о полководческом таланте Александра Невского;

Урок истории в 6 классе Борьба Северо-Восточной Руси со шведскими и немецкими агрессорамиразвивающая: продолжить формирование умений работать с исторической картой, с историческими документами, тестами; строить развернутый ответ по плану, анализировать происходящие события; высказывать свое мнение, обосновывать его;

Урок истории в 6 классе Борьба Северо-Восточной Руси со шведскими и немецкими агрессорамивоспитательная: показать героизм и мужество русского народа в борьбе с немецкими и шведскими феодалами; воспитывать чувство патриотизма, любви и преданности своей Родине.

Оборудование урока: карта «Русские княжества в XII-XIII вв.», проектор, сайт электронных образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/collection/, презентация, раздаточный материал (тесты), отрывок из поэмы К.Симонова «Ледовое побоище».

Опережающее задание: найти информацию и подготовить сообщение: «Александр Невский» (ru.wikipedia.org/wiki ).

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Опрос домашнего задания

1. Ученик на доске составляет таблицу «Последствия монголо-татарского нашествия»:

Политические

Социальные

Культурно-бытовые


2.Самостоятельная работа (на первых партах 6 учащихся выполняют тесты) (приложение 1).

3. Работа по карте: учащиеся по цепочке рассказывают о нашествии монголо-татар на Русь, показывая их маршрут на карте, и героической борьбе русского народа против монголо-татарского нашествия (4 уч-ся).

4. Каковы были причины поражения русских земель в борьбе с монголо - татарами?

  1. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя истории. Тяжелое время для Руси -XIIIвек. Сегодня мы познакомимся с событиями, произошедшими на северо-западных границах Руси. Давайте представим Русь в образе пахаре. Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его тревожен. Два всадника с востока и запада устремились на него. Один на лошади со щитом натянутым луком, другой в железных латах с пикой в руках. Первый - это монголо - татары, а второй - рыцари-крестоносцы. Вам предстоит узнать об одном из величайших полководцев Руси - Александре Невском и победах русского воинства, одержанных под его командованием. Как разворачивались события, как Русь противостояла врагу и почему удалось одержать победу в этой нелегкой борьбе? На эти вопросы мы постараемся ответить на уроке. Учащиеся записывают тему урока. (слайд 1).

Учитель ставит проблемное задание: «Согласны ли вы с позицией английского историка Джона Фенела, считавшего, что победы русских над шведами на Неве в 1240 г. и над немецкими рыцарями на льду Чудского озера в 1242 г. - это «две относительно легкие победы?». Обоснуйте свое мнение». (слайд 2).

На слайде 3 - план урока.

1.Прибалтика в XII-XIII вв. Походы шведов и немецких рыцарей - крестоносцев.

2.Личность Александра Невского.

3.Невская битва.

4.Ледовое побоище, его значение

1.Прибалтика в XII-XIII вв. Походы шведов и немецких рыцарей - крестоносцев.

По рассказу учителя в тетради записать основную информацию по плану (слайд 4), затем - проверка (слайд 5).

В конце ХII века римский папа объявил крестовый поход против "язычников" - жителей прибалтийских земель. (Рассказ сопровождается показом по карте) На обращение папы откликнулись немецкие феодалы, мечтавшее о завоевании новых земель на востоке. Духовные рыцарские ордена (Орден меченосцев (или Ливонский орден), Тевтонский орден) захватили земли Прибалтики и обосновались здесь, заложив крепость Ригу (1201г.), позже датские рыцари на земле эстов построили крепость Ревель (1219г.) Ребята, давайте с вами вспомним:

- Кто такие крестоносцы?

- Что такое рыцарский орден?

-Почему нужно рассматривать действия шведских и немецких рыцарей в Прибалтике как крестовые походы? Против кого они были направлены?

- Почему эти действия встретили сопротивление со стороны русских князей, Новгорода и Пскова?(слайд 6).(Запись в тетради)

2.Личность Александра Невского. В это время в Новгороде княжил Александр, сын Ярослава Всеволодовича (сообщение ученика, слайд 7, приложение 2).

3.Невская битва.

4.Ледовое побоище, его значение

Задание по вариантам.

1 вариант. Используя текст учебника (с.109-110), расскажите о Невской битве.

2 вариант. Используя текст учебника (с.110-112), расскажите о Ледовом побоище.

1 ученик получает индивидуальное задание: используя документ (приложение 3), рассказать о героях Невской битвы.

План рассказа.

1. Год и место сражения.

2. Участники и их характеристика.

3. Ход сражения.

4. Итог сражения.

При проверке рассказа целесообразно разобрать по карте место сражения на Неве.. Для работы над картой-схемой можно использовать ЭОР school-collection.edu.ru/collection/ (слайд).

Сообщение учащегося о героях Невской битвы.

Учитель. Русское войско одержало на Неве блестящую победу, за которую народ прозвал Александра Невским. Но разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей (проверка работы 2 варианта, используется ЭОР school-collection.edu.ru/collection/ (слайд).

-Каким приемом Александр Невский сумел победить хорошо организованное войско рыцарей?

Ученик читает стихотворение К.Симонова «Ледовое побоище» (приложение 4).

Значение Ледового побоища можно записать с помощью дидактической игры «Переводчик» (учащиеся разгадывают текст, состоящий из анаграмм):

«ПОДАБЕ ССРУКИХ СКВОЙ ДНА НМЕЦЕМИКИ ЫРЦРАЯМИ АН ЧДУКОСМ ЕРЕЗО СОТАВИНОЛА СТНАУПНИЕЛЕ ЦАРЫРЕЙ АН ЬСУР»

(«Победа русских войск над немецкими рыцарями на Чудском озере остановила наступление рыцарей на Русь»)

Учитель. Закончилась битва, враг изгнан с Русской земли. Новгородская и Псковская земля стали свободными и сохранили независимость. Имя Александра Невского навсегда осталось в памяти народной. Через 700 лет, в 1942году, в разгар Великой Отечественной войны был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры, прославившиеся в бою. Пусть помнят недруги слова великого полководца: «Кто к нам с мечом придет - тот от меча и погибнет!»

Учитель. Вернемся к проблемному заданию поставленному в начале урока (слайд 2) .Учащиеся высказывают свое мнение, обосновывают его.

3. Закрепление. Учащиеся выполняют тест (слайд)

4. Подведение итогов. Учащиеся отвечают на «Вопросы ученику» (приложение 6).

5. Домашнее задание: §13, выполнить задания на контурной карте

Приложения

Приложение 1

Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием

1.Расставьте события в хронологической последовательности:

а. Разорение Рязани;

б. Захват Киева;

в. Осада Козельска;

г. Разорение Галицко - Волынского княжества;

д. Разорение Москвы.

2. «Злым» городом Батый назвал:

а. Муром б. Козельск в. Москву г.Новгород

3. Что является лишним в ряду:

Упорное сопротивление войску Батыя в Северо - Восточной Руси оказали города:

а. Владимир б.Торжок в.Псков г.Козельск

4. Соотнесите название города и имя человека, прославившегося при его обороне:

1. Евпатий Коловрат а. Москва

2. Филипп Нянька б. Киев

3. Петр Ослядюкович в. Рязань

4. Воевода Дмитрий г. Владимир

5. О ком идет речь?

Он подчинил всех своей воле, избрав новое имя, означающее «посланный богом». Все татары, раньше враждовавшие, стали его единым покорным войском. Он сам разделил татар на тысячи, сотни, десятки и сам назначил над ними своих тысяцких, сотников и десятских, отвергнув родовых ханов, если он им не доверял.


Приложение 2

Александр Невский

(использованы материалы сайта «Википедия»)

Традиционная версия гласит, что своё прозвище «Невский» Александр получил после битвы со шведами на реке Неве. Считается, что именно за эту победу князя стали так называть, но впервые это прозвище встречается в источниках только с XV века. Поскольку известно, что некоторые потомки князя также носили прозвище Невских, то, возможно, таким образом за ними закреплялись владения в этой местности.

Второй сын переяславского князя (позже великого князя киевского и владимирского) Ярослава Всеволодовича от второго брака. Родился в Переяславле-Залесском в мае 1221 года.

В 1230 году, когда Новгородская республика призвала князя Ярослава, он побыв две недели в Новгороде, посадил на княжение Фёдора и Александра,] однако три года спустя, в тринадцатилетнем возрасте, Фёдор умер. В 1234 году состоялся первый поход Александра (под отцовским стягом) на ливонских немцев.

В 1236 году Ярослав уехал из Переяславля-Залесского княжить в Киев (оттуда в 1238 году - во Владимир). С этого времени начинается самостоятельная деятельность Александра.

В 1239 году Александр женился на Александре, дочери Брячислава Полоцкого. Свадьба прошла в Торопце в храме св. Георгия. Уже в 1240 году в Новгороде родился первенец княжича, названный Василием.

С именем Александра прочно связаны победы новгородцев над шведами (1240г.) и немцами (1242г.)

После смерти отца, в 1247 году Александр поехал в Орду к Батыю. Оттуда вместе с ранее прибывшим братом Андреем он был отправлен к великому хану в Монголию. Два года потребовалось им на это путешествие. Александр получил Киев и «Всю Русскую землю». В 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани, а сарайский хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси], поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя Хулагу. Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Там Александр заболел. Уже будучи больным, он выехал на Русь.

Приняв схиму под именем Алексия, он 14 ноября (21 ноября) 1263 скончался в Городце (есть 2 версии - в Городце волжском или в Городце Мещерском). Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем». «Соблюдение Русской земли, - говорит знаменитый историк Сергей Соловьёв, - от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского». Александр сделался любимым князем духовенства. В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах его говорится, что он «Богом рожен». Побеждая везде, он никем не был побеждён. Рыцарь, пришедший с запада посмотреть Невского, рассказывал, что он прошёл много стран и народов, но нигде не видал такого «ни в царях царя, ни в князьях князя». Такой же отзыв будто бы дал о нём и сам хан татарский, а женщины татарские его именем пугали детей.

Изначально похоронен Александр Невский в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге.

Историки высказывают как положительные так и отрицательные оценки деятельности Александра Невского. Согласно традиционной трактовке Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории, в драматический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы монголо-татар на Русь. Скептически настроенные считают, что традиционный образ Александра Невского - как гениального полководца и патриота преувеличен. Они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. 28 декабря 2008 года был выбран Именем России.



Приложение 3

Летопись о Невской битве

Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александрова.

Первый - по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел вон из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.

Второй, по имени Сбыслав Ясукович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.

Третий - Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.

Четвертый - новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.

Пятый - из младшей дружины, по имени Савва. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши падение шатра, возрадовались.

Шестой - из слуг Александровых, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался.

Задание. Перечислите имена русских воинов, прославившихся в Невской битве. Расскажите об их подвигах.

…Князь поскакал к прибрежным скалам,
На них вскарабкавшись с трудом,
Высокий выступ отыскал он,
Откуда видно все кругом.

И оглянулся. Где-то сзади,
Среди деревьев и камней,
Его полки стоят в засаде,
Держа на привязи коней.

А впереди, по звонким льдинам,
Гремя тяжелой чешуей,
Ливонцы едут грозным клином
Свиной железной головой.

Был первый натиск немцев страшен.
В пехоту русскую углом
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.

Как в бурю гневные барашки,
Среди немецких шишаков
Мелькали белые рубашки,
Бараньи шапки мужиков.

В рубахах стираных нательных,
Тулупы на землю швырнув,
Они бросались в бой смертельный,
Широко ворот распахнув.

Так легче бить врага с размаху,
А коли надо умирать,
Так лучше чистую рубаху
Своею кровью замарать.

Они с открытыми глазами
На немцев голой грудью шли,
До кости пальцы разрезая,
Склоняли копья до земли.

И там, где копья пригибались,
Они в отчаянной резне
Сквозь строй немецкий прорубались
Плечом к плечу, спиной к спине…

…Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,

А князь по-прежнему спокойно
Следил за битвою с горы.

…И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел дружину за собой.

Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.

По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклонясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.

И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты:

Гнедые кони горячились,
Из-под копыт вздымали прах,
Тела по снегу волочились,
Завязнув в узких стременах.

Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.

Одни лежали, захлебнувшись,
В кровавой ледяной воде.
Другие мчались прочь, пригнувшись,
Трусливо шпоря лошадей.

Под ними лошади тонули,
Под ними дыбом лед вставал,
Их стремена на дно тянули,
Им панцирь выплыть не давал.

Брело под взглядами косыми
Немало пойманных господ,
Впервые пятками босыми
Прилежно шлепая об лед…Приложение 4




Приложение 5

Тест на закрепление материала

1. В начале XII века шведы стремились захватить:

а) Северо-Западную Русь;

б) Северо-Восточную Русь;

в) Юго-Западную Русь.

2. Отражение агрессии с Запада в XIII веке связано с именем:

а) Владимира Мономаха;

б) Даниила Галицкого;

в) Александра Невского.

3. Новгородский князь Александр Ярославич получил прозвище Невский за битву, которая состоялась:

а) в 1234г;

б) в 1240г;

в) в 1242г.

4. В 1240г новгородцы в битве на реке Неве разбили:

а) датчан;

б) шведов;

в) литовцев.

5. Ледовое побоище произошло:

а) в 1237г;

б) в 1240г;

в) в 1242г.

Приложение 6

Вопросы ученику

Дата _____________ Класс____________ Предмет ____________

Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке, и ответь на поставленные вопросы:п/п

Вопросы

Ответы

1.

Какова была тема урока?

2.

Какая цель стояла перед тобой на уроке?

3.

На какие знания, полученные ранее по этому предмету, ты опирался на уроке?

4.

На какие знания, полученные ранее по другим предметам, ты опирался на уроке?

5.

Какие новые законы, идеи, формулы, правила ты усвоил на уроке?

6.

Какова главная мысль, вывод урока?

7.

Какие мысли, чувства вызвал у тебя этот урок?

8.

Как работали на уроке твои одноклассники?

9.

Как работал ты на уроке?

10.

Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученным на этом уроке?


САМОАНАЛИЗ УРОКА

Урок «Борьба Северо-Западной Руси со шведской и немецкой агрессией», проведен 12 марта 2010года в 6Б классе.

Большинство учащихся этого класса - ребята с хорошими учебными способностями, хотя есть и «середнячки», и откровенно слабые дети. Но всех объединяет неутраченный здоровый интерес к познанию, тем более с помощью компьютера. У них довольно высокий познавательный потенциал, поэтому организовать учащихся на работу нетрудно.

Тип урока - комбинированный, т.е включает в себя проверку знаний учащихся, изложение и закрепление нового материала, применение полученных знаний на практике в процессе выполнения домашнего задания.

Проверка знаний осуществлялась в виде:

-составление на доске таблицы «Последствия монголо-татарского нашествия» (проверялось умение выделять главное, существенное). Учитель, привлекая учащихся знания по обществознанию, еще раз обратил внимание, что включают в себя «экономическая», «политическая», «социальная», «духовная» сферы общества, т.о. учащиеся определили, какие моменты следует зафиксировать в таблице. Была вызвана ученица с высокой учебной мотивацией; задание было выполнено без замечаний.

-тестовая форма (6 учащихся на первых партах получили тесты на бумажных носителях). Тесты проверяли следующие знания и умения учащихся:

а) хронологические знания, умения работать с хронологией (устанавливать последовательность исторических событий);

б) знание фактов, работа с фактами (называть место, обстоятельства, участников важнейших исторических событий);

в) анализ, объяснение (группировать исторические события по определенному признаку). Тест показал хорошие знания учащихся: пятеро из них полностью справились с заданием и получили отметку «5», один допустил ошибку при выполнении задания №4.

- устная монологическая речь: четверо учащихся по цепочке рассказывали о нашествии монголо-татар на Русь, показывая их маршрут на карте, и героической борьбе русского народа (условно ответы были разделены на пункты: 1. Разорение Батыем Рязани. 2. Разгром Северо-Восточной Руси. 3. Поход на Новгородскую землю. 4.Поход Батыя на Южную и Юго-Западную Русь. Проверялись умения рассказывать об исторических событиях, связно пересказывать текст и читать историческую карту с опорой на легенду, показывать места важнейших исторических событий). Так как материал несет яркую эмоциональную окраску, он хорошо усвоен детьми.

-(фронтально) выяснение причин поражения в борьбе с монголо-татарами. Так как недавно было закончено изучение темы «Феодальная раздробленность Руси», учащиеся усвоили положительные и отрицательные последствия раздробленности, вопрос не вызвал затруднений.

Изучение нового материала осуществлялось с помощью объяснительно-иллюстрированного метода. Компьютерные возможности позволили расширить сферу наглядности: учителем была составлена презентация в программе Microsoft Power Point (Приложение 7 и DVD-диск). Однако активное использование экрана с видеопроектором не ограничивалось пассивным восприятием материала. Учащиеся были вовлечены в активную форму деятельности: используя электронные образовательные ресурсы (ЭОР), текст учебника они составили рассказ о Невской битве (1 вариант) и Ледовом побоище (2 вариант). Таким образом, на уроке были отработаны следующие навыки: работа с текстом учебника, умение выделять главное, существенное, рассказ по плану, чтение карты, поиск информации в Интернете.

Украсило урок опережающее задание: одному ученику было поручено найти на сайте ru.wikipedia.org/wiki информацию и подготовить сообщение об Александре Невском. Эмоционально прозвучало сообщение другого учащегося о героях Невской битвы, тем самым была решена воспитательная цель урока: воспитание чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине на примере героизма и мужества русского народа в борьбе с немецкими и шведскими феодалами. К сожалению, из-за насыщенности материала не хватило времени обратиться к стихотворению К.Симонова «Ледовое побоище».

Удачно был применен дидактический прием «Переводчик», который позволил активизировать внимание немного уставших учеников.

Проблемное задание, поставленное в начале урока и активно обсуждавшееся в конце, способствовало формированию умения объяснять свое отношение и оценивать наиболее значительные события в истории.

Закрепление знаний осуществлялось в тестовой форме.

В конце урока учащиеся при помощи «Вопросов к ученику» смогли сами оценить свою работу и работу своих одноклассников.

Считаю, что урок получился. Поставленные цели выполнены. Дети работали активно, были использованы разнообразные методы и приемы. Смена впечатлений от увиденного и услышанного поддерживала интерес ребят к содержанию темы урока. Все это удалось во многом благодаря использованию ИКТ

© 2010-2022