Урок Зарождение демократии в Афинах

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок Зарождение демократии в АфинахУрок Зарождение демократии в АфинахУрок Зарождение демократии в АфинахУрок Зарождение демократии в АфинахУрок Зарождение демократии в АфинахУрок Зарождение демократии в АфинахУрок Зарождение демократии в АфинахУрок Зарождение демократии в АфинахУрок Зарождение демократии в Афинах

Истории древнего мира. (5 класс)

Тема урока: Зарождение демократии в Афинах.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: практическое занятие.

Цели:

а) образовательные:

  • Учащиеся узнают, что под влиянием совместной борьбы крестьянства и городского демоса в Афинах, в 594 г. до н.э. были проведены реформы, в результате которых произошли серьезные изменения в социальной структуре, в управлении и политическом строе Афинского полиса;

  • Учащиеся узнают, что реформы архонта Солона в Афинах заложили основы демократии;

б) развивающие:

  • Продолжить формирование исследовательских умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам; анализировать и выделять главное; уметь получать информацию по вопросу;

  • Развитие умения работать в группе и защищать результаты групповой работы в процессе выступления;

в) воспитательные:

  • Учащиеся приходят к пониманию того, что демократия формируется в ходе борьбы населения за право свободно изъявлять свою волю, выработать свое мнение и непосредственно участвовать в управлении государством;

  • Учащиеся приходят к осознанию того, что зарождающаяся афинская демократия гарантирует гражданам полиса свободу и соблюдение их прав.

Ход урока

  1. Организация начала урока

  2. Этап актуализации знаний (фронтальный опрос)

Уч.: Здравствуйте. Давайте вспомним, какая учебная задача стоит перед нами на протяжении последних уроков?

У.: Государство в Древнем мире

Уч.: Итак, что мы уже знаем о государстве Древнего мира9

У.: 1) Определение «государство»

2) Признаки государства.

(дети дают определение, перечисляют признаки.)

Уч.: Какие виды государства вам известны9 У.: Держава и полис (дают определение).

Уч.: Что входило в состав территории полиса9 У.:

  • Город

  • Окрестные деревни, усадьбы богачей

  • Хлебные поля

  • Пастбища, оливковые рощи

  • Виноградники

Уч.: Назовите самые известные полисы.

У.: Афины, Спарта, Милеет (показывают их на карте).

Уч.: С историей какого греческого полиса мы начали знакомство на прошлом уроке?

У.: Афины.

Уч.: Расскажите о природных условиях древней Аттики и хозяйственной деятельности ее населения (ученики дают развернутый ответ на поставленный вопрос).

Уч.: Что вы можете сказать о социальной структуре афинского полиса (учитель приглашает к доске учеников, которым предлагается на магнитной доске составить и объяснить модель:

«Социальная структура афинского полиса»)?

Социальная структура

свободные

рабы

аристократы

чужеземцы

должники

демос

крестьяне

владельцы кораблей

ремесленники

Уч.: Решите историческую задачу.

Представьте себе поденщика, который за пищу и одежду работает в хозяйстве аристократа. Сынишка этого поденщика с детства любил рисовать. Отец отдал его в ученики к гончару - владельцу мастерской в Керамике.

Мальчик научился расписывать глиняные вазы, изображая на них Геракла, разрывающего пасть льву и другие сцены из мифов. Став опытным рисовальщиком, юноша накопил денег, открыл свою мастерскую, купил 2-х рабов для черной работы.

Он стал знаменитым художником, разбогател, но по-прежнему принадлежал к демосу, а не к знати. Почему9

У.: Чтобы иметь принадлежность к аристократии, нужно было иметь не только собственность, деньги и рабов, но и знатность своего происхождения.

Уч.: Совершенно верно! Богатым можно стать, а знатным родиться.

Уч.: Кто управлял полисом9

У.: Совет знати - Ареопаг. Он ежегодно выбирал 9 архонтов из числа знатных и богатых. Уч.: Как называется такая власть?

У.: Это «власть лучших», т е. аристократия.

Учитель предлагает классу определить главные требования афинского демоса в VII в. до н.э., используя следующие ключевые слова ОТМЕНИТЬ, ПЕРЕДЕЛИТЬ, ДОБИТЬСЯ ПРАВА САМИМ

Отменить

Переделить

Добиться права самим

1.Долговое рабство

2.Землю

3.Управлять государством



  1. Этап постановки цели урока.

Уч.: Каким способом можно решить эти проблемы?

У.: Восстанием.

Уч.: Действительно началось восстание, но не одна из сторон не смогла взять верх. Государство оказалось на краю гибели. Нужны новые подходы. Какие еще, на ваш взгляд, были возможны пути решения этих проблем?

У.: Изменить законы, провести реформы.

Уч.. Молодцы! А теперь определите цель нашего урока.

У.: Познакомиться с новыми законами афинского полиса, которые принесут мир и согласие.

Уч.: Не только мир и согласие, но и приведут Афины к новому виду власти, к демократии. Уч.. Запишите тему сегодняшнего урока. «Зарождение демократии в Афинах».

  1. Этап изучения нового материала.

План.

  1. Содержание реформ Солона

  2. Значение реформ

  1. Опережающее домашнее задание. Рассказ о Солоне.

Уч.: В 594 г. до н.э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. Его наделили большой властью с тем, чтобы он положил конец кровавым раздорам и спас Отечество. Солона уважали все жители Аттики. За что9 За какие заслуги9 (Учащийся рассказывает о личности Солона, используя дополнительную литературу)

Уч.: Действительно именно Солону доверили граждане проведение реформ. Кто же считался гражданином в Афинах9 (Учитель вводит два новых понятия: «гражданин» и «Народное собрание»)

  1. Работа с историческим документом. Беседа по вопросам к документу.

Учитель формирует из учащихся класса 4 группы, которые на основе исследования фрагментов исторического документа узнают о смысле и сути проведенных реформ Солона. Для исследования предлагается «Афинская полития» Аристотеля. Каждая группа получает рабочий лист, где содержится фрагмент данного документа. Организуется дискуссия по предложенным вопросам к документу.

Рабочий лист группы №1,2.

Задание № 1

Внимательно прочитайте фрагмент исторического документа.

«Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий момент и на будущее время...Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных.

Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Драконта перестали применять, за исключением законов об убийствах.

Солон установил эти законы на сто лет...» (Аристотель. Афинская полития).

Дайте ответы на поставленные вопросы.

  1. Законы какого архонта отменил Солон? Почему?

  2. Какой новый закон издал Солон?

  3. На протяжении какого срока должны были действовать законы Солона?

  4. Какое требование демоса было удовлетворено Солоном в первую очередь?

  5. Какие изменения произошли в социальной структуре общества после данной реформы Солона?

Задание №2

Внимательно прочитайте, что писал Солон о своих законах:

Мать черная, земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная.

На родину в Афины, в наш прекрасный град,

Вернулся я многих на чужбину проданных.

Освободил здесь на милой родине

Рабов, дрожавших перед волею господ.

Дайте ответы на поставленные вопросы.

1.Почему Солон сравнивал землю с рабыней?

2. Как поступил Солон с теми рабами, которых продали за долги на чужбину?



Рабочий лист группы №3,4.

Задание:

Внимательно прочитайте фрагмент исторического документа.

«Солон...: на основании оценки имущества ввел разделение на четыре класса... на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. (все классы были гражданами) При том все вообще должности он предоставил исправлять гражданам из пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов (должности 9 архонтов, казначеев,...). Каждому классу он предоставил должность сообразно с величиной их имущества, а тем, которые принадлежали к классу фетов дал участие только в народном собрании и судах.

К пентакосиомедимнам должен был принадлежать всякий, кто со своей земли получает 500 мер зерна; к всадникам - получающие 300 или, по утверждению некоторых, такие люди, которые могли содержать коня.... К классу зевгитов должны были принадлежать те, которые получали 200 мер того и другого вместе, а остальные относились к классу фетов.

(Аристотель. Афинская полития.)



Словарь

Пентакосиомедимны - афиняне, с 594 г. н. э., ежегодно получающие 500 медимнов (мер) зерна или масла. Медимн - около 52,5 л.

Феты - малоземельные бедняки (доходы были менее 200 мер зерна).

Дайте ответы на поставленные вопросы:

  1. На сколько классов разделил Солон афинских граждан?

  2. Как назывался каждый класс и чем владел?

  3. Что лежит в основе деления на классы: знатность происхождения или имущественное состояние?

  4. Граждане каких классов могли избираться на высшие должности?

  5. Какими правами наделил Солон фетов?

  6. Какое требование демоса было удовлетворено этой реформой Солона?

  7. Подумайте, почему на высшие должности могли избираться только состоятельные граждане?

Уч.: Чем богаче был гражданин, тем больше он нес расходов в пользу государства. Но с другой стороны, чем больше тратил своих доходов и сил для государства, тем больше он имел политических прав. По размерам своего имущества граждане имели не только разные права, но и разные обязанности. Например, все граждане обязаны были служить в армии. Два года они проходили военное обучение, а во время войны обязаны были явиться на службу со своим вооружением.

4 - ый разряд - малоземельные бедняки (легко вооруженные войны), служили в пехоте или гребцами на флоте;

3 - ий разряд - крестьяне, которые могли купить доспехи, составляли тяжеловооруженную пехоту;

2-ой разряд - граждане, имевшие средства для покупки лошади (служба в коннице);

1 - ый разряд - богачи, занимающие командные должности.

Уч.: Какие требования демоса были удовлетворены реформами Солона?

У.: Отмена долгового рабства и право демоса участвовать в управлении государством.

3.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника Вигасина А.А «История древнего мира». §30, п.З, стр. 139.

Задание: Выяснить, как изменился суд при Солоне9

После обсуждения в группах учащиеся дают следующий ответ:

а) Судьями могли быть выбраны любые граждане государства независимо от их состояния, не моложе 30 лет и не замеченные в дурных поступках.

б) На судебном заседании мог присутствовать любой афинянин.

в) Решение суда определялось большинством голосов судей.

V.Этап обобщения и систематизации знаний.

Уч.: Что изменилось в жизни полиса после проведенных реформ Солона?.

У.: Власть.

Уч. Совершенно верно. Солон своими реформами заложил в Афинах основы демократии, что по- гречески означает «власть народа» или народовластие ( новое определение записывается в тетрадь)

Уч. В каких признаках государства произошли изменения после реформ Солона?

У. В социальной структуре и публичной власти

Уч. Совершенно верно. Солон своими реформами заложил в Афинах основы демократии, что по-гречески означает «власть народа» или народовластие (новое определение записывается в тетрадь).

Уч. В каких признаках государства произошли изменения после реформ Солона9

У.: В социальной структуре и публичной власти.

Уч. Внесите эти изменения в таблицу исследования (в течение 3-5 минут идет обсуждение в группах, а потом проверка результатов).

Таблица исследования.

Признаки государства

В VII в. до н.э.

(Афины до реформ Солона)

В VI в. до н.э.

1.Социальная структура

Знать

Демос

Рабы (чужеземцы, долговые)

Знать

Демос

Рабы (чужеземцы)

2.Публичная власть

Ареопаг

Архонты

Народное собрание

Архонты

Судьи

Знать

Демос, знать






  1. Подведение итогов и результатов урока.

На этом этапе подводятся итоги групповой работы. Предоставляется слово двум ученикам - экспертам, которые в ходе урока оценивали работу каждой из групп, заполняя оценочный лист (на этом этапе идет работа по развитию самооценки учащихся).

VII. Домашнее задание.

  1. Прочитать §30 учебника А. А. Вигасина «История древнего мира».

  2. Подготовить развернутый ответ на вопрос:

  • Почему благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия?

  1. Для любознательных!

Прочитайте рассказ Геродота «Солон и лидийский царь Крез» и ответьте на вопрос:

  • Почему царь лидийского царства Крез назвал Солона совершенно глупым человеком9


  1. Подведение итогов и результатов урока.

На этом этапе подводятся итоги групповой работы. Предоставляется слово двум

ученикам - экспертам, которые в ходе урока оценивали работу каждой из групп, заполняя оценочный лист (на этом этапе идет работа по развитию самооценки учащихся).

VII. Домашнее задание.

  1. Прочитать §30 учебника А. А. Вигасина «История древнего мира».

  2. Подготовить развернутый ответ на вопрос:

  • Почему благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия?

  1. Для любознательных!

Прочитайте рассказ Геродота «Солон и лидийский царь Крез» и ответьте на вопрос:

Почему царь лидийского царства Крез





Оценочный лист деятельности групп


Критерии оценки: «5» - отличное выполнение, «4» - хорошее выполнение, «3» - удовлетворительное выполнение


Название группы

Количество выступающих от группы

Грамотность во время выступления

Доказательность рассуждения

Работа с историческим документом

Правильность заполнения таблицы исследования

Степень активности группы во время урока

Общая сумма

Группа № 1








Группа № 2








Группа № 3








Группа № 4











© 2010-2022