Конспект урока на тему Духовная жизнь эпохи застоя. Угадай мелодию и историю! (11 класс)

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В ЭПОХУ ЗАСТОЯ

ИЛИ УГАДАЙ ИСТОРИЮ

ЦЕЛЬ: учащиеся научатся видеть исторические реалии в различных источниках информации, соотносить историю семьи и историю страны.

Предметные результаты: изучение реалий духовной жизни периода застоя, знакомство с культурным наследием: достижениями в области различных искусств.

Метапредметные результаты: развитие умения синтезировать и анализировать информацию, сопоставлять информацию из различных источников.

Личностные результаты: воспитание уважение к семейным реликвиям, развитие исторической зоркости.

Дополнительный компонент урока: учащиеся демонстрируют реликвии семейного архива, имеющие отношение к застойным годам (фото, сувениры, значки, грамоты и т.п.), делятся сведениями о событиях жизни семьи в этот период.

ХОД УРОКА:

Звучит заставка программы «УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»

- Сегодня наш урок будет не совсем обычный. Мы попытаемся с вами сыграть в одну популярную игру. Правда, наша версия будет иметь некоторое дополнение, кроме мелодий мы будем отгадывать ИСТОРИЮ, вернее сказать те исторические реалии, которые эти известные мелодии олицетворяют.

- Все представленные в нашей программе мелодии связаны с временем правления Л.И. Брежнева. В этих любимых песнях отразилась духовная жизнь этого периода. Таким образом, мы сможем лучше понять и прочувствовать это время.

- Там где возможно вы сможете поделиться сведениями из истории вашей семьи.

ОБЩЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Послушайте песню.

2. Угадайте исполнителя.

3. Определите, какую черту духовной жизни советского общества она отражает.

4. Дайте оценку данной реалии духовной жизни советского общества.

МЕЛОДИЯ № 1

«Неба утреннего стяг» Иосиф Кобзон (А. Пахмутова, Н. Добронравов)

СЛАЙД - реалии: КПСС, съезды, достижения, соц. соревнование и т.п.

ОБСУЖДЕНИЕ

МЕЛОДИЯ № 2

«Любовь, комсомол и весна» Лев Лещенко (А. Пахмутова, Н. Добронравов)

СЛАЙД- реалии: комсомол, студенческие отряды, демонстрации, ударный труд, прием в комсомол.

ОБСУЖДЕНИЕ

МЕЛОДИЯ № 3

«Орлята учатся летать» - Юрий Гуляев (А. Пахмутова, Н. Добронравов)

СЛАЙД - реалии: пионерия, «Пионерская правда», отряды, лагеря, ритуалы, марши и т.п.

ОБСУЖДЕНИЕ

МЕЛОДИЯ № 4

«Беловежская пуща» ансамбль «Песняры» (А. Пахмутова, Н. Добронравов)

СЛАЙД - реалии: дружба народов СССР, интерес к национальной культуре, юбилеи СССР.

МЕЛОДИЯ № 5

«Солнечный круг - небо вокруг» - Большой Детский Хор ЦТ (Л. Ошанин, А. Островский)

СЛАЙД - реалии: декларация борьбы за мир, плакаты, акции, память о войне.

МЕЛОДИЯ № 6

«Счастье вдруг в тишине» - Валерий Золотухин (М. Фрадкин, Е. Долматовский) из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию» - режиссер Л. Гайдай

РОЛИК!

- Какие еще фильмы этого режиссера вы знаете? Назовите других режиссеров и фильмы которые появились в годы застоя. Значение кино в жизни людей?

ОТВЕТЫ

СЛАЙД - реалии: фото, афиши фильмов.

МЕЛОДИЯ № 7 - РОЛИК

«На Тихорецкую состав отправится…» - Алла Пугачева (М. Таривердиев, М. Львовский)

- Кто исполняет эту песню? Почему Алла Пугачева - символ этого времени?

СЛАЙД - фото

ОТВЕТЫ

МЕЛОДИЯ № 8

«Добрый зритель в 9 ряду» - Аркадий Райкин (Я. Френкель, И. Шаферан)

- Кто исполняет песню? Чем известен Аркадий Райкин?

ОБСУЖДЕНИЕ

РОЛИК - Монолог «ДЕФИЦИТ»

ОБСУЖДЕНИЕ

МЕЛОДИЯ № 9

«Песня остается с человеком» - заставка - гимн телевизионного фестиваля «Песня года»

СЛАЙД - реалия: фестивали и зрители, любимые исполнители.

РОЛИК - Муслим Магомаев «Надежда» (А. Пахмутова, Н. Добронравов)

МЕЛОДИЯ № 9

«Ваше благородие» - автор Булат Окуджава + РОЛИК

СЛАЙД - реалия: бардовская песня, Гру́шинский фестиваль («Гру́шинка», «Гру́ша») - песенный фестиваль, с 1968 года регулярно проводимый под Тольятти.

МЕЛОДИЯ № 11

ПЕСНЯ - Юрий Визбор «Зато мы в области балета…»

- В чем, по мнению Визбора, состоят главные достижения нашей страны?

ПРОСЛУШИВАНИЕ ОТВЕТЫ

СЛАЙД - реалия: достижения балета, М. Плесецкая, М. Лиепа, Е. Максимова, В. Васильев, Ю. Григорович, «Спартак», «Лебединое озеро»

РОЛИК - отрывок из балета «Шелкунчик»

МЕЛОДИЯ № 12

«До свидания, Москва» - Лев Лещенко и Татьяна Анциферова (А. Пахмутова, Н. Добронравов)

- С каким мировым событием связана эта песня?

ОТВЕТЫ

РОЛИК

- Значение Олимпиады - 80?

ОТВЕТЫ

- В дни Олимпиады произошло трагическое событие - ушел из жизни еще один символ эпохи - лидер «магнитофонной революции» Владимир Семенович Высоцкий.

СЛАЙДЫ - РАССКАЗ О ВЫСОЦКОМ

РОЛИК - «Я не люблю…»

ЗАДАНИЕ:

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда веселых песен не пою.

Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю и ещё -

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда - наполовину

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий

Червей сомненья, почестей иглу

Или когда все время против шерсти

Или когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой,

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, что слово "честь" забыто

И коль в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья,

Нет жалости во мне - и неспроста:

Я не люблю насилье и бессилье,

Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда я трушу,

Досадно мне, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более - когда в неё плюют.

Я не люблю манежи и арены

На них миллион меняют по рублю.

Пусть впереди большие перемены

Я это никогда не полюблю!

1. Отметьте в тексте песни черты и качества, которые вызывают осуждение В.В. Высоцкого? Выпишите их.

2. Отметьте те позиции, по которым вы согласны с автором.

3. Выскажите мнение об актуальности проблем, поднятых в песне.

4. Подумайте, что в песне усиливает эффект восприятия?

5. Является ли творчество Высоцкого по-прежнему востребованным? Почему?

ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ:

- Каково ваше общее впечатление о духовном климате эпохи ЗАСТОЯ?

ОБСУЖДЕНИЕ

РЕФЛЕКСИЯ - ОПРОСНИК (незаконченное предложение)

На сегодняшнем уроке я понял_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________Я похвалил бы себя за _____________________________________________________________________________

Было интересно__________________________________________________________________

Было трудно________________________________________________________________

Было неинтересно, потому, что __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



© 2010-2022