Конспект урока по истории От неолита к медному веку

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по истории 5 класс

7 От неолита к медному веку

Технологическая картапонимать основные причины перехода от неолита к энеолиту

• уметь объяснять какие открытия были сделаны человеком в период энеолита

• знать как изменились отношения людей в период энеолита

уметь объяснять причины появления собственности в древности

Развитие УУД

- Познавательные УУД: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, уметь делать вывод, определять понятия;

- Личностные УУД: самостоятельно давать оценки событий;

- Коммуникативные УУД: работать в группах, уважать мнение товарища;

Коррекционные цели: развитие эмоциональной памяти.


  • Предметные цели: познакомиться с периодом энеолита

  • узнать какие металлы научился обрабатывать человек в 5-3 тыс. до н.э.

  • узнать как изменились отношения людей в период энеолита

  • узнать что такое соседская община, ее признаки; племя

Опорные понятия

Новые понятия

неолит, каменный век, неолитическая революция, ремесло

энеолит, соседская община, племя, знать, вождь, дружина

Домашнее задание. п.5 пересказ, вопросы (устно)

Оборудование урока

компьютер, проектор, интерактивная доска

Конспект урокаРасскажите, что повлияло на возникновение земледелия и скотоводства? Какие орудия труда стали использовать 12 тыс. лет назад? (лук, стрелы, плоты, лодки)Какие последствия для людей имело одомашнивание животных? Чем отличается оседлый образ жизни от кочевого? Что такое неолитическая революция?(переход от присваивающего хозяйства к производязему) Как появилась керамика?

Далее ученики по очереди вытягивают бумажку на которой написано слово. Ученик должен объяснить это слово, а остальные ученики угадать что им объясняют. Слова: мотыга (деревянная палка скрепким сучком, которой рыхлили землю), ремесленники (люди, которые создавали орудия труда, посуду), Керамика (глиняная посуда, обожженная на огне), ткацкий станок (деревянная рама с натянутыми вдоль и поперек нитями, на которой делали первые ткани), неолитическая революция (переход от присваивающего хозяйства к производящему), пшеница (первые сельскохозяйственные культуры), земледелие (выращивание зерновых культур)

индивидуальные ответы



ученики разгадывают термины

III Мотивационно-целевой этап

Учитель просит учеников перечислить периоды первобытной истории (палеолит, мезолит, неолит, энеолит). В каком периоде произошел переход от присвающего хозяйства к производящеиу? (неолит) Какой период следует за неолитом? (энеолит) Кто знает что означает термин энеолит? (медный век). Записываем тему урока: Переход от каменного века к энеолиту.

Как вы думаете изменилась ли жизнь людей в период энеолита? Каким образом?

Что нам необходимо узнать на уроке?причины перехода от неолита к медному веку (какие изобретения придумывают люди и как изменилась жизнь людей)

вечают на вопросы, угадывают тему, ставят цели урока

IV Изучение нового материала

7 тысяч лет назад люди стали использовать медь (мягкий металл, который плавится при довольно низкой температуре) для изготовления топоров, ножей и др. орудий труда. Постепенно медь вытеснила камень. 5 - 3 тыс. до н.э. называют медным веком (Запись в тетрадь)

1. Строительство мегалитических сооружений

В 5-3 тысячелетии до н.э. происходит строительство мегалитических сооружений. Что означает слово лит? (камень), а мега по гречески означает «огромный», «сверхбольшой». Значит что такое мегалитические сооружения? (огромные каменные сооружения).

Запись в тетрадь:

Мегалит - древние сооружения из больших каменных блоков, соединенных без цемента.

Знаменитым сооружением такого типа является Стоунхендж находящееся на юге Англии. Посмотрите видеоролик и ответье на вопросы, Что такое стоунхедж и для чего он использовался? (возможно это древний храм, возможно это первые обсерватории, позволяющие наблюдать а движением солнца, луны, звезд и составлять календарь.

2. Изобретение плуга

На этом изменения не закончились, новое произошло и в занятиях древних людей. Изобретение плуга. Скажите, это изобретение свидетельствовало об изменениях в каком виде занятий??

На смену мотыге, пришел плуг для обработки земли. Он напоминал большую мотыгу. Он был слишком тяжелым поэтому. В плуг впрягали волов. Скажите в чем достоинства в изобретении плуга??? Во - первых, увеличились посевные земли, выросли урожаи.

Во - вторых плугом можно было вспахивать неподатливые твердые почвы.

3. Медный век. Наряду с медью люди стали использовать драгоценные металлы - золото и серебро. Так появились ремесленные и ювелирные ремесла.

С развитием хозяйственной жизни возникла необходимость обмена продуктами труда между земледельцами, скотоводами, ремесленниками, что привело к росту торговли. Появились первые деньги. (учитель раздает детям ракушки) и задает вопрос: как вы думаете зачем я вам раздала ракушки и зерно

Ответы учеников. Изначально вместо денег использовались ракушки и зерно, а также использовались шкуры

4 Соседская община

Изменения коснулись и отношения людей. На смену родовой общине пришла соседская. Разберемся с понятиями.

Соседская община - это объединение нескольких родов, живущих на одной территории.

Признаки: (одна территория, выделение семей, имущественное неравенство, появление собственности, выделение знати)

Управление племенем: знать (вождь, старейшины, дружинники, колдуны)-----вождь-------дружина

Несколько общин объединялись в союзы для того чтобы вместе защищать землю на которой они проживали. Они говорили на одном языке, подчинялись одним правилам. Так образовывалось племя (союз общин где люди говорили на одном языке, подчинялись одним правилам и жили на одной территории.

Постепенно из рода стали выделяться самостоятельные семьи (бабушки, дедушки, внуки). Такой семье из земельных владений общины выделяли надел, где они сами для себя выращивали урожай.

В итоге у одних людей было больше урожая у других меньше и появилось имушественное неравенство.

Исчезновение равенства (привело к возникновению конфликтов между людьми) привело к выделению знати. Знать это богатые, пользовавшиеся уважением люди. Между племенами вспыхивали войны, для ведения войн племя из знати выбирало вождя, который формировал свою дружину и вел войны К знати принадлежали вожди.

делают записи в тетради




смотрят видеоролик, отвечают на вопросы




высказывают мнения




рассматривают зерно и ракушки, отвечают на вопрос



делают записи в тетради

V Закрепление материала:

причины перехода от неолита к медному веку (какие изобретения придумывают люди и как изменилась жизнь людей)

отвечают на вопрос

VI Домашнее задание

g/7 пересказ (вопросы устно)



© 2010-2022