Урок русская культура в 1-й половине 19 века

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русская культура в первой половине XIX века (урок №2).

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: познакомить учащихся с развитием русской культуры в первой половине 19 века, с характерными чертами русской архитектуры, живописи, театрального и музыкального искусства; развивать эстетическое чувство, любовь к искусству; показать ценность памятников русской культуры и развивать чувство патриотизма. Превентивная подготовка проектов имеет цель прививать навыки самостоятельной работы, развивать информационную и коммуникативную компетентности.

Оборудование: видеопроектор, репродукции обсуждаемых картин, портреты деятелей культуры.

Предварительная подготовка: групповые сообщения и презентации «Архитектура и скульптура эпохи», «Живопись», «Театральное и музыкальное искусство».

Оформление доски: тема урока «Золотой век русской культуры».

эпиграф: «Архитектура, скульптура, живопись, музыка и поэзия справедливо могут быть названы цветом цивилизованной жизни». (Спенсер Г.)

Ход урока:

  1. Блиц-опрос:

- О ком идет речь?

- Он открыл секрет булатной стали (Аносов)

- Провел первые операции под эфирным наркозом (Пирогов)

- Открыл законы неевклидовой геометрии (Лобачевский)

- написал 12-томную «Историю государства Российского» (Карамзин)

-исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе (Петров)

- доказал, что Сахалин - остров (Невельской)

- о ком сегодня говорят, что он - наше все? (Пушкин)

- какие писатели и поэты первой половины 19 века вам известны?

Параллельно с блиц-опросом выполняют индивидуальные задания (определение по фрагментам документов трех известных экспедиций) по карточкам. Оглашают результаты своей работы.

Сделайте из ваших ответов краткий вывод (2-3 предложения).



  1. Изучение новой темы.

Сегодня продолжаем изучать развитие русской культуры. Прочитайте на доске эпиграф к нашему уроку и определите, о чем сегодня мы поведем речь? (о художественной культуре). Увяжите эпиграф с темой урока и продолжите формулировать цель урока (на примере развития худ.культуры убедимся, что 1-я половина 19 века - есть золотой век культуры).

Слайд 1.

Конечно, не только Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. В истории культуры России девятнадцатый век занимает особое место, и мы сегодня попробуем доказать это на примере развития русской архитектуры и искусства.

Слайд 2. (Направления в искусстве). - посмотрите на слайд и прочитайте, какие направления в искусстве той поры существовали и что отличало эти направления.

Как эти направления отразились в архитектуре и скульптуре? Какие шедевры и кем были созданы - расскажут нам ваши проекты.

Защита групповых и индивидуальных проектов. Параллельно ученики составляют таблицу или ведут записи в тетрадях «Архитектура и искусство России в первой половине 19 века».

  1. Проект «Архитектура Петербурга и Москвы» - защита учеником проекта.

Ребята, вам известны какие-либо высказывания о живописи? Послушайте некоторые из них:

-«Живопись - это искусство выражения невидимого через видимое», «Картина - это песня без слов» (К.Юон), «Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат» (Леонардо да Винчи). Послушаем песню без слов, созданную художниками 1-й половины 19 века.

2. Защита групповых проектов «Русская живопись 1-й половины 19 века». Ученики продолжают вести записи в тетрадях.

Обобщим ваши представления. Что объединяло художников? Какая тематика присутствовала? ( тема патриотическая, народная тема, тема историческая волнует художников, тема любви к народу, тема богатства внутреннего мира человека).

Театральное и музыкальное искусство.

В первой половине 19 века театральное искусство в России было представлено в двух видах: театры создавались помещиками, многие из которых становились антрепренерами (см.словарь) и играли в них крепостные актеры. Неслучайно среди известных актеров было много выходцев из крепостных крестьян. Такими были Михаил Семенович Щепкин, актер Мочалов. В этот период строится много театров (Большой и Малый в Москве, Александринский в Петербурге), и театр становится более общественным явлением. Ставятся известные постановки, такие как «Ревизор» Гоголя. В эти годы на сцене Большого театра была поставлена опера М.И.Глинки «Жизнь за царя», второе название ее «Иван Сусанин».

М.И.Глинка первым создал неувядаемые образцы русской национальной музыки. Он, подобно Пушкину, создавшему русский литературный язык, создал русский музыкальный язык. Глинка создал также оперу «Руслан и Людмила», в основе сказка Пушкина. Оперные творения Глинки отличаются яркостью музыкальных красок, мелодичностью, легкостью техники. Также создал много романсов.

Последователем Глинки был Даргомыжский А.С. - создатель оперы «Русалка», в основе которой также лежит пушкинский сюжет. Сегодня общеизвестная опера, она, к сожалению, при жизни композитора не встретила понимания у публики.

Очаровательные романсы создали Алябьев, Гурилев, Варламов.

Слушаем фрагменты произведений.

Давайте завершим заполнение ваших таблиц выводами. (5 мин). Послушать 2-3 вывода.

Послушайте, как подходят к нашему уроку слова великого Микеланджело:

Творенье может пережить творца.

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца.



  1. Рефлексия.

Задание на раздаточных листах. Задание - «вставьте в текст пропущенные слова» (приложение )



© 2010-2022