Рабочая программа история Россиии 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, авторской программы: «Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6 - 9 классы (основная школа): учебн. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева М.: Просвещение, 2016».

Предмет «История России» в 6 классе включает историю России с древнейших времен до конца 15 века - 40 часов.

Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполага­ет детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоре­чивых процессов, различных точек зрения и трактовок.

Цели курса:

  1. Формирование целостного представления об историческом развитии России в период от древней Руси к Российскому государству (с древности до конца 15 века), объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целост­ную картину развития России и человечества в целом.

  2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи курса:

  1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России , показать общие черты и различия.

  2. Охарактеризовать выдающихся деятелей России, их роль в истории и культуре.

  3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

  4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

Формы и методы изучения курса:

  • Проектная и исследовательская деятельность;

  • Методы проблемного и развивающего обучения;

  • Дискуссия, урочно- классная, конференция;

  • ИКТ

  • Системно-деятельностный подход

Дифференцированная, коллективная, групповая, индивидуальная работа.

В 6 классе - 40 часов по истории России.

В программу не внесено изменений.

Содержание тем учебного курса

История России

От древней Руси к российскому государству

(с древности до конца XV в.) (40 ч)

Введение 1ч

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности 5 ч

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.

Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви - восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи - балты, финно-угры, кочевые племена.

Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат.

Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

Образование государства Русь

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.

Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство.

Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Тема 2.Русь в 9- первой половине 12 в. 11 ч

Русь в конце X - начале XII в.

Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Тема3.Русь в середине ХII - начале XIII в. 5 ч

Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель самостоятельных государств.

Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.

Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.

Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Тема 4.Русские земли в середине XIII - XIV в. 10 ч

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.

Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.

Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Тема5.Формирование единого Русского государства 8ч

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.



Планируемые образовательные результаты обучающихся

Личностные результаты:

Базовый уровень

  1. Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  2. Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  3. Осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  4. Понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

  5. Первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  6. Познавательный интерес к прошлому своей Родины;

  7. Изложение своей точки зрения, ее аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

  8. Проявление эмпатии как понимании чувств других людей и сопереживания им;

  9. Уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

Повышенный уровень

  1. Навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

  2. Уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

  3. Следование этническим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

  4. Обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

  5. Расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты:

Базовый уровень

  1. Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую;

  2. Владение умениями работать с учебной и внешкольной информации (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях;

  3. Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщения, эссе, презентация, реферат);

  4. Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия и социальном окружении;

  5. Формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебе и познавательной деятельности;

  6. Планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

  7. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

  8. Работать с учебной и внешкольной информацией (анализовать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты и т.д.)

  9. Собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать ее достоверность ( при помощи педагога);

  10. Использовать современные источники информации-материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

  11. Привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

  12. Ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материалы) по изученному материалу;

Повышенный уровень

  1. Определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

  2. Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

  3. Организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Предметные результаты:

Базовый уровень

  1. Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны всего человечества как необходимой основы миропонимания и познания современного общества;

  2. Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  3. Умение изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории;

  1. Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников.

  2. Определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

  3. Установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

  4. Составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

  5. Определение и использование исторических понятий и терминов;

  6. Овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих ее территорию;

  7. Использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

  8. Изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

  9. Описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

Повышенный уровень

  1. Понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

  2. Высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

  3. Описание характерных, существенных черт форм догосударственного го государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

  4. Поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

  5. Анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;

  6. Использование приемов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.).

Индикатор усвоения

  • способность осуществлять поиск нужной информации заданной теме в источниках различного типа;

  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;

  • способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;

  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;

  • способность организовывать свою деятельность и соот­носить её с целью группы, коллектива;

  • способность слышать, слушать и учитывать мнение дру­гого в процессе учебного сотрудничества;

  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат.





Календарно- тематическое планированиеТип

урока

К-во часов

Дата


Учебные действия

Методы и приемы


История России

Введение (1 ч.)

1

Наша Родина - Россия

Урок изучения нового материала

1

Активизировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников.

Характеризовать источники по российской истории.

Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России.

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч.)

2

Древние люди и их стоянки на территории современной России

Комбинированный урок

1

Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа с Северного Причерноморья.

Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов древних государств.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

3

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

Урок изучения нового материала

1

Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействия

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, развитие критического мышления (фишбоун)

4

Образование первых государств

Комбинированный урок

1

Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.

Объяснять смысл понятий: государство

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

5

Восточные славяне и их соседи

Урок изучения нового материала

1

Показывать на исторической карте территорию Древней Руси,.

Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании текста учебника и отрывков из «Повести временных лет»

Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.

Готовить сообщение или презентацию об одном из правителей Древней Руси, используя миниатюры из Раздвиловской летописи и другие изображения.

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

6

История заселения территории родного края в древности

Комбинированный урок

1

Актуализировать знания об истории заселения родного края в древности

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Тема 2. Русь в IX - первой половине ХII в. (11 ч.)

7

Первые известия о Руси

Урок усвоения новых знаний

1

Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и

Западной Европы.

Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.

Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды.

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

8-9

Становление Древнерусского государства

Урок усвоения новых знаний /Комбинированный урок

2

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.

Описывать памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи, предметы декоративно-прикладного искусства.

Объяснять смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, житие

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

10

Правление князя Владимира. Крещение Руси

Применение знаний и умений

1

Характеризовать политический строй при Владимире, его внутреннюю и внешнюю политику.

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о каком-либо древнерусском городе

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

11

Русское государство при Ярославе Мудром

Урок изучения нового материала

1

Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.

Составлять характеристику Ярослава Мудрого

Систематизировать исторический материал о Древней Руси.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории Древней Руси по образцу ГИА

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

12

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

Комбинированный урок

1

Составлять характеристику Владимира Мономаха.

Объяснять смысл понятий: удел, политическая раздробленность

Называть хронологические рамки периода раздробленности

Раскрывать причины и последствия раздробленности

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

13

Общественный строй и церковная организация на Руси.

Комбинированный урок

1

Показывать на исторической карте территории Владимиро-Суздальского княжества.

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества.

Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголююбского, Всеволода Большое Гнездо

Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицино-Волынского княжества

Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

14

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.

Урок изучения нового материала

1

Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник, используя материалы интернет-сайтов Института русской литературы «Древнерусские берестяные грамоты»

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

15

Повседневная жизнь населения.

Комбинированный урок

1

Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей повседневную жизнь славян, характеризовать повинности населения

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

16

Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок.

Урок систематизации и обобщения

1

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности по образцу ГИА

контроля

17

Урок истории и культуры родного края в древности.

Урок актуализации знаний и умений

1

Показывать на исторической карте территорию родного края

Характеризовать политику освоения земель

Объяснять причины территориального роста

Проектов, объяснительно-иллюстративный

Тема 3. Русь в середине ХII - начале ХIII в. (5 ч.)

18

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

Урок усвоения новых знаний

1

Объяснять причины политической раздробленности на Руси и в Европе, сравнивать хронологические рамки периодов. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе

Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

19

Владимиро-Суздальское княжество

Урок усвоения новых знаний

1

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

20

Новгородская республика

Урок изучения нового материала

1

Показывать на исторической карте территорию Новгорода,

Объяснять особенности общественного строя, пояснять значение народного собрания -вече

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

21

Южные и юго-западные русские княжества

Комбинированный урок

1

Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси. основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества

Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы.

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

22

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в сер. XII- сер. XIII века»

Обобщающее повторение

1

Обобщить и систематизировать знания

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника

Контроля

Тема 4. Русские земли в середине ХIII - ХIV в. (10 ч.)

23

Монгольская империя и изменение политической картины мира

Комбинированный урок

1

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

24

Батыево нашествие на Русь

Комбинированный урок

1

Объяснять причины успеха монголов .Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе , системе управления монголов страной.

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

25

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Комбинированный урок

1

Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности

Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью

Объяснять значение выражения «Москва - Третий Рим»

Давай оценку роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

26

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

Комбинированный урок

1

Анализировать документы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения

Объяснять причины успеха монголов

Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры

Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и о храмах XII - XIII вв., используя Интернет и другие источники информации

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

27

Литовское государство и Русь

Комбинированный

1

Использовать историческую карту для характеристики территории Литовского государства

Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси.

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

28

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

Комбинированный урок

1

Завершить составление характеристики Ивана III.

Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян.

Объяснять смысл понятий: Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье Объяснять причины, сущность и последствия опричнины

Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков.

Составлять характеристику Ивана IV Грозного

Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана IV Грозного, а также в обмене мнениями о нем

Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного

Объяснять значение понятий: заповедные лета, крепостное право

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

29

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

Комбинированный урок

1

Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.

Раскрывать значение Куликовской битвы.

Готовить сообщение (презентацию) о Куликовской битве, используя миниатюры «Сказания о Мамаевском побоище»

Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита АлексеяСоставлять таблицу достижений культуры Руси в XIV - XVI вв.

вв.

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

30

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв

Комбинированный урок

1

Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях.

Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений.

Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства.

Описывать быт различных слоев населения, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в Интернете, на непосредственные наблюдения

Рассказывать о нравах и быте русского общества, используя информацию из исторических источников

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

31

Родной край в истории и культуре Руси.

Комбинированный урок

1

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе

Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в XIV - XVI вв.

Высказывать суждения о значении наследия XIV - XVI вв.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XIV - XVI вв. по образцу ГИА

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

32

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в сер. XIII-XIV вв»

Урок применения знаний и умений

1

Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времен до конца 14 в.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с древнейших времен по образцу ГИА

Контроля

Тема 5. Формирование единого Русского государства ( 8 ч.)

33

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

Урок усвоения новых знаний

1

Предметные :

определять место Руси в развитии истории и культуры европейских стран.

Метапредметные УУД:

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, одноклассников.

Личностные УУД: определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе.

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

34

Московское княжество в первой половине XV в.

Комбинированный

1

Предметные :

выделять изменения в системе землевладения, характеризовать развитие ремесла и торговли, понимать значение политики московских князей для дальнейшего развития Руси

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и в контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

Личностные УУД: выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую мотивацию к учению.

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

35

Распад Золотой Орды и его последствия

Комбинированный

1

Предметные: создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему,

характеризовать взаимоотношения государств, образовавшихся после распада Золотой Орды с Русью.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

36

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

Комбинированный

1

Предметные : Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.

Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство.

Начать составление характеристики Ивана III

Объяснять значение создания единого Русского государства

выделять изменения в системе управления государством, характеризовать внешнюю и внутреннюю политику Ивана III, понимать значение политики Ивана III для дальнейшего объединения Руси Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XV

Характеризовать основные мероприятия и значение реформ .

Изучать исторические документы и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти

Объяснять значение понятий: централизованное государств, приказ, Земский собор, стрелецкое войско, дворяне.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и в контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

Личностные УУД: выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую мотивацию к учению.

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

37

Русская православная церковь в XV-нач. XVIвв.

Урок усвоения новых знаний

1

Предметные :

характеризовать значение русской православной церкви, рассказывать о роли великих московских князей в укреплении позиций Русской православной церкви.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и в контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

Личностные УУД: выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую мотивацию к учению.

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

38

Человек в Российском государстве второй пол. XV в.

Комбинированный

1

Предметные: создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему, самостоятельно подготовить тематическое собщениями, обсуждать выступления учащихся,.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

39

Формирование культурного пространства единого Российского государства.

Комбинированный

1

Предметные:

Рассказывать о значительных памятниках литературы, живописи и архитектуры указанного периода, анализировать общую характеристику культуры

Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период.

Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель

Метапредметные УУД:

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Личностные УУД:

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой деятельности

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

40

Урок истории и культуры родного края.

Урок комплексного применения знаний и умений

1

Проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему.

выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебно-методическое обеспечение


УМК


  1. История России. 6класс. Учебник для общеобразоват. организаций/ Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева/ под ред. А. В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016.

  2. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебн. пособие для общеобразоват. организаций /А.А.Данилов, О.Н.Журавлева М.: Просвещение, 2016.

  3. Журавлева О. Н. Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. М.: Просвещение, 2016.

  4. Данилов А. А., Лукутин А. В., Артасов И. А. История России. Рабочая тетрадь. 6 класс. М.: Просвещение, 2016.

  5. Артасов И. А. История России. Контрольные работы. 6 класс. М.: Просвещение, 2016.

  6. Тороп В. В. История России. Контурные карты. 6 класс. М.: Просвещение, 2016.

  7. Данилов А. А., Демидов Г. В. История. России. Сборник рассказов. 6 класс. М.: Просвещение, 2016.

  8. Мерзликин А. Ю., Старкова. История России. Иллюстрированный атлас. 6 класс. М.: Просвещение, 2016.





Материально - техническое обеспечение

- АРМ учителя

- система голосования

- интерактивная доска

- телевизор

- видеомагнитофон

© 2010-2022