Конспект урока по истории России в 7 классе Внешняя политика Екатерины II

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Внешняя политика Екатерины II».

Цель урока: изучить особенности внешней политики Екатерины II.

Задачи урока:

Сформировать у обучающихся :

1) историко-познавательные компетенции: выделять направления и задачи внешней политики Екатерины II, рассмотреть ход и итоги русско-турецких войн; определить причины и последствия участия России в разделах Речи Посполитой; уяснить итоги внешней политики Екатерины II; 2) информационно-коммуникационные компетенции: умение анализировать историческую ситуацию; формирование собственной позиции в ходе дискуссии;

3) социально-мировоззренческие компетенции: развивать интерес к изучению отечественной истории, определение собственной гражданской позиции по отношению к исторической реальности, создать положительное отношение к службе в армии.

Оборудование: презентация по теме, карты, иллюстрации, схема, таблица, учебник- Данилов А.А., Косулина Л.Г., История России конец XVI-XVIII век. М.: «Просвещение», 2015, раздаточный материал с заданиями , документ.

Персоналии: Екатерина II, П. А. Румянцев, Г. А. Потёмкин, А.В.Суворов, Ф. Ф. Ушаков

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний по теме: «Внутренняя политика Екатерины II»

  1. Проверка выполнения домашнего задания в печатных рабочих тетрадях.

  2. Работа с карточками (проверка знания хронологии и терминологии).

  3. Беседа по вопросам:

- В чём вы видите главную причину противоречивого характера внутренней политики Екатерины II?

- Назовите основные мероприятия, проведенные в духе «просвещенного абсолютизма»?

- В чем вы видите причины ужесточения внутренней политики?

- В чем проявилось начало разложения феодально-крепостнической системы?

Сегодня на уроке мы рассмотрим внешнюю политику Екатерины II .

  1. Создание проблемной ситуации:

-Что включает в себя внешняя политика? Вспомните по какому плану можно проводить её анализ? (задачи, направления, характеристика, результаты)

Обратимся к документам на стр.190-192. Обучающие работают с документом и вопросами к нему. Какое противоречие вы заметили?

- Являлась ли Россия во второй половине 18 века великой европейской державой?

- Что такое великая держава? (мнения учащихся)

Обратимся к презентации: «Великая держава» - это условное, неюридическое обозначение государств, которые, благодаря своему политическому влиянию, играют определяющую роль «в системе международных и международно-правовых отношений».

В научный оборот фраза была введена немецким историком Леопольдом фон Ранке, в 1833, опубликовавшим фундаментальную работу «Великие державы».

  1. Изучение нового материала.

План урока:

  1. Задачи внешней политики Екатерины II

  2. Южное направление:

а) русско-турецкая война 1768-1774 гг.

б) русско-турецкая война 1787-1791 гг.

3. Итоги русско-турецких войн.

4. Русское военное искусство.

Вопросы к классу:

1) Вспомните, как складывались взаимоотношения России с европейскими странами и Османской империей в середине XVIII века?

2) Перечислите итоги Семилетней войны?

3) Какие задачи внешней политики России не были реализованы в эпоху дворцовых переворотов?

4) В составе какого государства находились украинские и белорусские земли?

5) Давайте подумаем, какие задачи стояли перед государством во время правления Екатерины II?

- Из этого делаем вывод и записываем в тетрадь основные направления внешней политики :

1. Борьба за выход России к Черному морю.

2. Закрепление петровских завоеваний в Прибалтике.

3. Создание условий для возвращения украинских и белорусских земель.

4. Борьба с революционной Францией.

Характеристика Южного направления:

- русско-турецкая война 1768-1774 гг.

- русско-турецкая война 1787-1791 гг.

- С какой страной сталкивались интересы России в Причерноморье? (с Османской империей)

-Каковы причины русско-турецких войн в царствование Екатерины II? (Получить выход к Чёрному морю , а Турции стремилась расширить свои владения в Северном Причерноморье).

- Изучение военных действий 1768-1774г.г. происходит при совместной работе учащихся с учителем с текстом учебника. По ходу работы заполняется тематическая таблица. Условия мирного договора учащиеся заполняют самостоятельно.Основные события

Дата сражения

Командующий русской армией

Русские войска заняли Яссы, Бухарест, Азов, Таганрог

1769


П.А.Румянцев

Сражения у рек Ларга и Кагул. Чесменское морское сражение

1770

Г. А. Спиридов, А.Г.Орлов

Захват Туртукая и форсирование Дуная

1773

А.В.Суворов

Подписание Кючук-Кайнарджийского мирного договора

1774

Его условия: 1. ………….;

Русско-турецкая война 1787-1791 гг. и её итоги самостоятельно изучается уч-ся, её результаты записываются в виде таблицы (по образцу).Основные события

Дата сражения

Командующий русской армией

Разгром турецкого десанта у крепости Кинбурн

1787 г

А.В.Суворов

Взятие крепости Очаков

1788 г.

Г.А.Потемкин

Поражение турок на реке Рымник и при Фокшанах

1789 г.

А.В.Суворов

Падение крепости Измаил

1790 г.

А.В.Суворов

Морское сражение у мыса Калиакрия

1791 г.

Ф.Ф.Ушаков

Ясский мирный договор

1791 г.

Его условия:

- В презентации на карте и в картах учебника находим территории, которые отошли к России в результате двух победоносных войн, т.о. выясняем итоги и значение русско-турецких войн.

Вывод: итог русско-турецких войн в царствование Екатерины II: Россия получила выход в Чёрное море, стала великой черноморской державой, присоединила новые территории, в том числе Крым (связь с современностью).

- Вопрос о русском военном искусстве изучается при ознакомлении в презентации с биографией великих полководцев: А.В.Суворова, П. А. Румянцева, Г. А. Потёмкина, Ф Ф. Ушакова (более подробно изучается биография Суворова).

Во второй половине XVIII в. выделилась плеяда талантливых военачальников, деятельность которых отражала новые ступени развития военного дела. Но, пожалуй, самым известным был полководец, которому принадлежит фраза «Тяжело в учении - легко в бою»?

Генералиссимус Суворов был одним из самых образованных военных деятелей XVIII в., и остался в памяти народной непобедимым полководцем. Александр Васильевич был блестящим военным стратегом, сформулировавшим в своей книге «Наука побеждать» сущность применяемой им военной тактики в известной триаде: глазомер, быстрота, натиск.

Перед вами отрывок из книги А. В. Суворова «Наука побеждать». Работа с документом: отрывок из «Науки побеждать Суворова»

А.В. Суворов. «Наука побеждать»

...Береги пулю на три дни, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять. Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко... Пуля дура, штык молодец... Трое наскочат: первого заколи, второю застрели, третьему штыком карачун. Это нередко (бывает), а заряжать некогда. В атаке не задерживай.

Вали на месте, гони, коли, остальным давай пощаду. Грех напрасно убивать: они такие же люди..,

Обывателя не обижай: он нас поит и кормит. Солдат - не разбойник...

В баталии полевой три атаки: 1) в крыло, которое слабее. Крепкое крыло, (если) закрыто лесом - это немудрено; солдат проберется и болотом; тяжело чрез реку - без мосту не перебежишь; шанцы всякие перескочишь; 2) атака в середину не выгодна, разве конница хорошо рубить будет, а иначе самих сожмут; 3) атака в тыл очень хороша только для небольшого корпуса, а армиею заходить тяжело.

Штурм или валовый приступ. Ломи чрез засеки, бросай плети чрез волчьи ямы, быстро беги... спускайся в ров, ставь лестницы. Стрелки, очищай колонны! Стреляй по головам! Неприятель бежит в город, его пушки обороти по нем, стреляй сильно в улицы, бомбардируй живо - недосуг за этим ходить... Неприятель сдался - пощада; стена занята - на добычь...

Вопросы к документу:

1) Как этот документ характеризует личность А.В. Суворова и его полководческий талант?

2) Можно ли считать, что этот документ является моральным кодексом солдата? (Важное место в военном искусстве Суворова занимало обучение солдат, успех сражения зависит от действий, внезапности удара, предпочитал решительный штурм крепостей длительной их осаде, заботился о моральном духе войск)

Суворов применял более эффективное средство громить неприятеля - сосредоточение основных сил на главном участке сражения. Целью операции он считал не маневрирование и истощение ресурсов противника, а уничтожение его живой силы. Школы Суворова и Ушакова дали стране немало талантливых военачальников: Кутузова, Багратиона и многих других в армии, Сенявина, Лазарева и других - на флоте.

- Биография других полководцев и флотоводцев может быть изучена на следующем уроке. Учащиеся подготовят эти задания дома.

Вывод: итак, именно благодаря таланту русских военачальников был обеспечен успех в русско-турецких войнах на южном направлении и русско-шведской войне на северном направлении. Блестящие победы российских полководцев екатерининской поры на суше и на море способствовали формированию национального самосознания «При нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела», - говорит екатерининский канцлер граф А.А.Безбородко. Русский флот бороздит теперь просторы не только прибрежных морей, но и Средиземноморья, Тихого и Атлантического океанов, поддерживая силой своих орудий внешнюю политику России в Европе, Азии и Америке.

Вопросы западного направления внешней политики изучаются на следующем уроке, т.к. на данную тему отводится 2 часа.

  1. Закрепление изученного материала.

- Работа по вопросам к параграфу 27, №1-3, с. 203;

- При наличии времени можно выполнить задания в рабочей тетради.

- Рефлексия

- Подведение итогов работы, выставление оценок.

Домашнее задание: § 27, анализ конспекта и документа на с. 204;ответить на вопросы устно; задания в р/т; подготовить биографии военачальников.



© 2010-2022