- Преподавателю
- История
- Урок истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Земельный закон братьев Гракхов »
Урок истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Земельный закон братьев Гракхов »
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Панова Е.Л. |
Дата | 07.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
6
Урок истории Древнего мира в 5 классе по теме: « Земельный закон братьев Гракхов »
Цели: проверить качество знаний учащихся по разделу «Древнейший Рим и установление его господства во всем Средиземноморье»; ознакомить учащихся с борьбой римских крестьян за землю под руководством братьев Гракхов; продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.
УУД: Устанавливать причины гражданских войн в Риме.
Называть причины, которые заставили Тиберия Гракха выступить в защиту бедняков.
Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире.
Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян.
Оборудование: презентация, текст с историческим документом
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Я надеюсь, что наш урок пройдёт на позитивной нотке и будет интересным, а самое главное полезным для вас. Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, мои коллеги, давайте поприветствуем их.
Проверьте всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, дневник, ручка.
2.Проверка домашнего задания:
Итак, мы начинаем с вами урок. Давайте с вами вспомним: Какое государство мы изучаем? (Древний Рим). Где находится Древний Рим? (На Апеннинском полуострове
Давайте повторим с вами материал, который мы с вами изучали в разделах «Древнейший Рим» и «Установление господства Рима над Средиземноморьем»
1)Работа с историческими понятиями (на доске): провинция, патриции, плебеи, консул.
2)исторические личности (на доске): Ганнибал, Сципион Африканский. Катон, Тарквиний Гордый
3) Работа с историческим текстом
4) Задание - пересказ. Как использовался труд рабов в имении землевладельца
Рассказать, как использовался труд рабов в богатом доме
Расскажите, что вы знаете о гладиаторах.
3.Подготовка к изучению новой темы.
Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу в истории древнего Рима «Гражданские войны в Риме». И тема нашего урока сегодня: «Земельный закон братьев Гракхов». (Откройте тетради и запишите тему урока).
Ребята, прежде чем начать новую тему давайте с вами выясним: что такое Гражданская война? (дети размышляют). Итак, Гражданская война - война между гражданами одного государства. (Давайте запишем это понятие в тетради).
- Почему началась гражданская война в Риме?
План работы на урок (на экране). Сегодня на уроке мы с вами узнаем: - почему разорялись римские земледельцы, кто такие Тиберий и Гай Гракхи, почему они решили заступиться за беднейшие слои населения; узнаем какой закон предложил Тиберий Гракх и почему этот закон не получил всеобщего одобрения.
-
Заморские походы разоряли воинов - земледельцев.
-
Тиберий Гракх - заступник бедняков.
-
Принятие земельного закона.
-
Гибель Тиберия.
-
Гай Гракх продолжает дело.
( Сл. 4) Задание на урок.
- Подумайте, почему земельная реформа братьев Гракх была обречена на провал.
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя:
- ( сл. 5) -
После того, как римляне установили свою власть в средиземноморье, в самом государстве вспыхнула вражда между различными группами населения. В Риме началась эпоха гражданских войн. Их первой жертвой стал Тиберий Гракх, выступавший в защиту земледельцев Италии.
- Причины разорения земледельцев давайте попытаемся установить из фактов:
( сл. 6) Вернулся римский крестьянин в Италию после длительных походов, а его земельный участок зарос сорняками, плетень развалился, сарай для скота пуст, т.к. жена вынуждена была продать быков. Чтобы восстановить хозяйство нужны были деньги, поэтому приходилось уходить на заработки.
( сл. 7) Не все крестьяне сразу продавали участок. Вернувшись, они пытались восстановить хозяйство. Но очень быстро разорялись. Соберёт, например, пшеницу, повезёт в город, а там за неё такую низкую цену предлагают, что хоть выбрасывай в реку.
( сл. 8) - Крупные землевладельцы завозили пшеницу из Сицилии. Нанимать крестьян на работу было затратно, дешевле было использовать труд рабов. И хоть качество товара, произведённого рабами хуже, но их труд был дешёвле, поэтому крестьяне разорялись.
( сл. 9) - Каковы же причины разорения крестьян?
( сл. 10)
-
Длительные заморские походы
-
Не было сбыта товара, производимого крестьянами
-
Приток массы рабов
( сл. 11) братья Гракхи с матерью.
- Давайте немного познакомимся с биографией Гракха. Тиберий и Гай Гракхи (внуки знаменитого Сципиона). Кто такой Сципион? (римский полководец победивший Ганнибала в битве с Карфагеном в 202 г. до н. э) А кто такой Ганнибал? (Карфагенский полководец, который в 218 году д.н.э. перешёл через горы Альпы и напал на Рим). Тиберий Гракх был известен римлянам как смелый и отважный военный, они доверяли ему и просили защитить их права
( сл. 12) - Проезжая однажды по Италии, он был поражён тем, что нигде не видел свободных земледельцев: пахари и пастухи - рабы. Он понимал, что скопление массы невольников опасно. К тому же разорение земледельцев ослабляло военное могущество Рима. Вернувшись, Тиберий стал добиваться должности народного трибуна. На сходах он произносил такую речь : ««Даже дикие звери имеют норы и логова,
а у тех, кто сражался и умирал за Рим - нет ничего, кроме воздуха и света…»
- Тиберия выбрали трибуном. И он приступил к разработке земельного закона.
Работа с историческим документом. Выяснить, какой закон предложил Тиберий Гракх?
Аппиан1. Гражданские войны. Книга I (гл. 8-11)
С неудовольствием смотрел на все это народ. Некогда, по предложению, внесенному народными трибунами, народ постановил, что никто не может владеть из общественной земли более чем 500 югерами и занимать пастбища более чем 100 югеров для крупного скота и 500 для мелкого. Для наблюдения за исполнением этого наказа назначено было определенное число лиц из свободнорожденных, которые должны были доносить о нарушении изданного постановления. Они принесли присягу, что будут верно соблюдать постановление, ставшее законом, определили наказание за его нарушение, имея в виду остальную землю распродать между бедняками небольшими участками. Но на деле оказалось, что они вовсе не заботились о соблюдении ни закона, ни клятвы. А те из них, которые, казалось, заботились, распределили, для отвода глаз, землю между своими домочадцами; большинство же относилось к соблюдению закона пренебрежительно. Тиберий Грак , возобновил действие закона, в силу которого никто не должен был иметь более 500 югеров общественной земли. К этому закону Тиберий внес еще добавление, что сыновьям полагалось иметь половину указанного количества югеров. Всю остальную землю должны распределить между бедными трое выборных лиц, сменяющихся ежегодно.
.
Вопросы и беседа по прочитанному.
( сл. 13 - 15)
( сл. 16 - 17 ) - В Сенате Тиберий не нашёл поддержки, так как сенаторы
уговорили другого народного трибуна, Октавия, сорвать замысел Тиберия. Октавий использовал право вето и запретил голосовать за этот закон. Но Тиберий обратился со словами к Собранию
( сл. 18) - На случай, если бы аристократия стала противодействовать его избранию, в день выборов им была приготовлена вооружённая сила. В сенате, собравшемся по соседству с местом народного собрания, стали раздаваться голоса, требовавшие немедленной казни бунтовщика и нарушителя вековых установлений. В то же время в народном собрании послышался треск от случайно сломавшихся скамей. Сенаторы приняли этот треск за начало возмущения и, схватив в руки первые попавшиеся тяжёлые предметы, выбежали на площадь. Народ расступился; толпа сенаторов прямо направилась к трибуну. Среди происшедшего шума Гракх не мог говорить и рукой показал на свою голову в знак того, что ему угрожает опасность. Этот жест тотчас же объяснили, как требование царской диадемы, и народ (не сельское население, а городской пролетариат, не заинтересованный в судьбе Гракхова закона) совершенно отступился от трибуна. Тиберий Гракх пытался бежать, но оступился и был убит.
Согласно Веллею Патеркулу, когда Гракх «cбегал по склону Капитолия, его настиг обломок скамьи»[2].
В тот же день убито 300 приверженцев Тиберия, а затем начались уголовные преследования, хотя аграрный закон отменён не был и комиссия продолжала действовать; место убитого в ней занял тесть Гая Гракха, Публий Красс Муциан, а по смерти последнего и Аппия Клавдия их заменили Марк Фульвий Флакк и Гай Папирий Карбон. Комиссия работала успешно и в течение 5 лет довела количество крестьян-землевладельцев с 300000 до 400000. Судьба Тиберия Гракха обнаружила косность римской аристократии и неспособность её к своевременному удовлетворению нарождающихся потребностей. Друзья народного дела и сторонники коренных реформ убедились, что для успеха их начинаний необходимо прежде всего ослабить в политическом строе преобладание аристократии. Горячим деятелем в этом направлении явился младший брат Тиберия Гракха, Гай Гракх.
2) самостоятельная работа по по учебнику:
Стр. 233 - « Гай Гракх продолжает дело брата
Задание 1. Прочитать 4-й раздел параграфа «Гибель Тиберия».
Задание 2. Ответить на вопросы:
1) В каком году Гай Гракх был избран народным трибуном?
2) Почему Гая Гракха называют продолжателем дела брата?
3) Почему сенаторы сопротивлялись принятию и проведению земельного закона?
4) В чём схожесть судеб двух братьев Гракхов?
V. Закрепление изученного материала
Решение задач.
1. Сразу же после обнародования законопроекта о земельной реформе перед Тиберием стали возникать препятствия. Его политическими врагами был пущен по городу слух, будто Тиберий предложил переделить землю только с целью, чтобы возмутить народ и внести расстройство в жизнь государства. Открыто враждебную позицию по отношению к законопроекту занял римский сенат.
Подумайте, кто и почему был против принятия законопроекта? (Против принятия законопроекта выступили члены сената, так как они были богатыми людьми и имели большие участки земли, а делиться они не хотели.)
2. После расправы над Гракхами сенат и все их враги торжествовали победу. Но простой люд не забыл Гракхов. Места, где они были убиты, часто посещались народом, а память их чтилась жертвоприношениями. Позднее были воздвигнуты статуи обоих братьев.
Почему народ помнил о Гракхах и чтил их память? Почему их противники торжествовали победу? (Братья Гракхи старались облегчить тяжелое положение народа, поэтому о них помнили. Противниками их были богатые люди, которые не дали осуществить их закон о переделе земли, поэтому они торжествовали победу.)
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 50; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что побудило братьев Гракхов выступить в защиту земледельцев?»; для любознательных: какой политический режим установился бы в Риме в случае победы Гракхов (диктатура или демократия)? (Гракхы могли бы победить, только установив военную диктатуру.)
5. Подведение итога урока.
6. Домашнее задание: