- Преподавателю
- История
- Урок по теме Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома в ходе войны
Урок по теме Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома в ходе войны
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Смолина Н.Н. |
Дата | 13.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Разработка урока по теме: «Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома в ходе войны».
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок-исследование.
Цели урока:
1) познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного
перелома в Великой Отечественной войне;
2) проанализировать причины победы на II этапе войны;
3) продолжить развитие исследовательских умений и навыков;
4) пробудить гражданские качества через освещение массового
и личного героизма советских людей во время войны.
Оборудование и материалы к уроку:
1. Карта «Великая Отечественная война Советского союза»;
2.. Учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал для работы
в группах.
Основные понятия:
коренной перелом, антигитлеровская коалиция, Курская дуга.
I этап: Проверка домашнего задания
I Выполнить задания на доске по карточкам:
Карточка №1. Перечислить меры, которые принимало советское
руководство по отражению агрессии?
Карточка №2. Расставьте в хронологическом порядке события.
-
Штурм линии Маннергейма
-
Сражение за Смоленск
-
Создание ГКО
-
Создание ставки Главнокомандования
-
Начало блокады Ленинграда.
Ответ: 1 4 3 2 5
Карточка №3. Продолжите предложения.
-
План нападения на СССР имел кодовое название… («Барбаросса»).
-
22 июня немецко-фашистские войска наносили удары по трем направлениям: на________, на____________, на___________( Москву, Ленинград, Киев).
-
Операция по захвату Москвы имела кодовое название….(«Тайфун»).
-
Наступление немецко-фашистских войск на Москву началось…(30 сентября 1941 г.).
-
Контрнаступление советских войск под Москвой началось…(5 декабря 1941 г.).
Карточка №4. Соотнесите имена и свидетельства.
II Задание классу:
Составить план ответа на вопрос:
Причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны.
II Изучение нового материала
Вступительное слово учителя.
Великой Отечественной войне посвящено большое количество литературы. И тем не менее, обращаясь к давним событиям с высоты сегодняшнего дня мы должны признать, что до сих пор в ее историографии есть не мало «белых», «черных» и даже «кровавых пятен». Подавляющее большинство работ написано с казенно-патриотических позиций. Да иначе и быть не могло. На историков «давил» идеологический пресс. Во время и после войны на всех работах о войне лежал отпечаток культа личности Сталина. К счастью, в наши дни положение дел изменилось. Мы можем и должны знать правду о тех Великих днях, какой бы она не была.
Давайте попытаемся, работая с дополнительными источниками, которые были открыты для всеобщего обозрения сравнительно недавно, приоткрыть завесу тайны над вопросом об истинных причинах победы советских людей на втором этапе войны.
Знакомство учащихся с планом работы:
1. Сталинградская битва.
2. Сражение на Курской дуге.
3. Битва за Днепр.
4. Итоги второго периода.
I. Сталинградская битва 19 ноября 1942 - 2 февраля 1943 г.
Прогнозирование результатов: (составляется кластер).
Возможные причины победы на II этапе войны
Задание классу: Работая с учебником и картой, охарактеризуйте
военно-стратегическую обстановку, которая сложилась на южных
рубежах СССР накануне Сталинградской битвы.
Постановка проблемного вопроса:
Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не смогли?
Поиск путей решения проблемы (работа в парах).
1пара: Изучить планы Германии и СССР накануне Сталинградской битвы.
Составить таблицу (учебник, карта, рабочая тетрадь).
(Кавказ и Нижняя Волга)
2. Активизировать военные действия
На центральном направлении.
Ведение активных оборонительных
боев на центральном направлении
с последующим переходом
в контрнаступление.
2
Соотношение сил
сторон
к 19 ноября 1942 г.пара: Проанализируйте диаграммы.
Соотношение сил и средств
на Сталинградском направлении
к концу июня 1942 г.
-
СССР
-
Германия
1. Личный состав. 2. Орудия и минометы. 3. Танки. 4. Самолеты.
Познакомьтесь с документами и сделайте выводы о психологическом состоянии немецких солдат накануне битвы и психологической готовности борьбы советских воинов с врагом.
Документ №1: Из дневника Вильгельма Гофмана
«Командир роты говорит, что русские войска совсем разбиты, держаться дальше не могут. Выйти на Волгу и взять Сталинград не такое уж сложное дело. Фюрер знает, где слабое место у русских, победа близка…»
Документ №2: Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова.
«В боях и полевой службе немецкий солдат знал свое дело, был упорен, самоуверен и дисциплинирован…» «Советскому воину пришлось иметь дело с опытным и сильным врагом, у которого вырвать победу было не так- то просто. Часть немецких частей, соединений и армий были обучены современным способам организации боя, сражений и операций. Управление войсками осуществлялось при помощи радио средств, которыми они были обеспечены. В ходе сражений они настойчиво добивались от войск выполнения поставленных задач».
Учитель: Изучите Приказ №227 «Ни шагу назад!» (учебник, стр.220) и
ответьте на вопросы:
-
Чем обусловлено появление данного приказа?
-
Какие меры по исправлению создавшегося тяжелого положения
предлагал приказ №227?
3. Чем поразил приказ?
4. Считаете ли вы, что приказ №227 привел нас к Победе?
Учитель: Советским командованием был разработан план «Уран» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами 3-х фронтов:
Юго-Западного - командующий Н. Ф. Ватутин
Донского - командующий К. К. Рокоссовский
Сталинградского - командующий А. И. Еременко.
Был нанесен удар на правом и левом флангах, после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек. Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.
Итоги Сталинградской битвы:
-
Полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
-
Начало коренного перелома в ходе войны.
II. Битва на Курской дуге 5 июля - 25 августа 1943г.
Учитель: в результате мощного наступления войск Воронежского фронта
на верхнем Дону, были разбиты 3 армии противника и образовалась Курская дуга. (работа с картой).
Работа в группах
1 группа: Работая с текстом учебника, выписать в таблицу планы сторон
на летнюю компанию 1943 г.
Активная оборона (изматывание сил противника)
Массовая мобилизация (20 млн. чел.)
Переход в наступление
50 дивизий
Активизация деятельности партизан в тылу врага
Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинант»
2 группа: Выяснить соотношение сил противника к лету 1943 г. (анализ таблицы,( см. раздаточный материал)
Количество орудий и минометов | 19100 | 10 000 |
Количество самолетов | 2172 | 2050 |
3 группа: работая с учебником, дайте характеристику крупнейшего Танкового
сражения.
Учитель: Перейдя в наступление, советская армия освободила города
Орел и Белгород. В честь этого события в Москве был произведен 1-й победный салют.
III. Битва за Днепр сентябрь - ноябрь 1943 г.
Учитель: закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 г.
в битве за Днепр. (карта)
Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали непреступной.
6 ноября 1943 г. был освобожден город Киев.
Итоги: Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый
под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно
перешла к Советской армии.
1. Возвращение к кластеру
2. Подведение итогов, оценивания ответов учеников.
Заключительное слово учителя.
Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее. Очень важно не осудить, не быть безразличным, не просто похвалить, а понять. Закончился наш урок, но не завершились наши размышления над ним.
Рефлексия учебной деятельности (4 мин.)
-
Самоанализ и самоконтроль (лист самоконтроля).
Конструктивные предложения
по уроку
4. Домашнее задание: § 30,32.
Рабочая тетрадь стр. 92, зад. 5,7.