Урок по теме Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома в ходе войны

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по теме: «Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома в ходе войны».

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок-исследование.

Цели урока:

1) познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного

перелома в Великой Отечественной войне;

2) проанализировать причины победы на II этапе войны;

3) продолжить развитие исследовательских умений и навыков;

4) пробудить гражданские качества через освещение массового

и личного героизма советских людей во время войны.

Оборудование и материалы к уроку:

1. Карта «Великая Отечественная война Советского союза»;

2.. Учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал для работы

в группах.

Основные понятия:

коренной перелом, антигитлеровская коалиция, Курская дуга.

I этап: Проверка домашнего задания

I Выполнить задания на доске по карточкам:

Карточка №1. Перечислить меры, которые принимало советское

руководство по отражению агрессии?

Карточка №2. Расставьте в хронологическом порядке события.

  1. Штурм линии Маннергейма

  2. Сражение за Смоленск

  3. Создание ГКО

  4. Создание ставки Главнокомандования

  5. Начало блокады Ленинграда.

Ответ: 1 4 3 2 5

Карточка №3. Продолжите предложения.

  1. План нападения на СССР имел кодовое название… («Барбаросса»).

  2. 22 июня немецко-фашистские войска наносили удары по трем направлениям: на________, на____________, на___________( Москву, Ленинград, Киев).

  3. Операция по захвату Москвы имела кодовое название….(«Тайфун»).

  4. Наступление немецко-фашистских войск на Москву началось…(30 сентября 1941 г.).

  5. Контрнаступление советских войск под Москвой началось…(5 декабря 1941 г.).

Карточка №4. Соотнесите имена и свидетельства.

II Задание классу:

Составить план ответа на вопрос:

Причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны.

II Изучение нового материала


Вступительное слово учителя.

Великой Отечественной войне посвящено большое количество литературы. И тем не менее, обращаясь к давним событиям с высоты сегодняшнего дня мы должны признать, что до сих пор в ее историографии есть не мало «белых», «черных» и даже «кровавых пятен». Подавляющее большинство работ написано с казенно-патриотических позиций. Да иначе и быть не могло. На историков «давил» идеологический пресс. Во время и после войны на всех работах о войне лежал отпечаток культа личности Сталина. К счастью, в наши дни положение дел изменилось. Мы можем и должны знать правду о тех Великих днях, какой бы она не была.

Давайте попытаемся, работая с дополнительными источниками, которые были открыты для всеобщего обозрения сравнительно недавно, приоткрыть завесу тайны над вопросом об истинных причинах победы советских людей на втором этапе войны.

Знакомство учащихся с планом работы:

1. Сталинградская битва.

2. Сражение на Курской дуге.

3. Битва за Днепр.

4. Итоги второго периода.

I. Сталинградская битва 19 ноября 1942 - 2 февраля 1943 г.

Прогнозирование результатов: (составляется кластер).

Урок по теме Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома в ходе войны.

Возможные причины победы на II этапе войныУрок по теме Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома в ходе войны.Урок по теме Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома в ходе войны.Урок по теме Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома в ходе войны.Урок по теме Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома в ходе войны.Урок по теме Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома в ходе войны.


Задание классу: Работая с учебником и картой, охарактеризуйте

военно-стратегическую обстановку, которая сложилась на южных

рубежах СССР накануне Сталинградской битвы.

Постановка проблемного вопроса:

Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не смогли?

Поиск путей решения проблемы (работа в парах).

1пара: Изучить планы Германии и СССР накануне Сталинградской битвы.

Составить таблицу (учебник, карта, рабочая тетрадь).

(Кавказ и Нижняя Волга)

2. Активизировать военные действия

На центральном направлении.

Ведение активных оборонительных

боев на центральном направлении

с последующим переходом

в контрнаступление.

2

Соотношение сил

сторон

к 19 ноября 1942 г.пара: Проанализируйте диаграммы.

Соотношение сил и средств

на Сталинградском направлении

к концу июня 1942 г.

Урок по теме Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома в ходе войны.

Урок по теме Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома в ходе войны.

  • СССР

  • Германия


1. Личный состав. 2. Орудия и минометы. 3. Танки. 4. Самолеты.


Познакомьтесь с документами и сделайте выводы о психологическом состоянии немецких солдат накануне битвы и психологической готовности борьбы советских воинов с врагом.

Документ №1: Из дневника Вильгельма Гофмана

«Командир роты говорит, что русские войска совсем разбиты, держаться дальше не могут. Выйти на Волгу и взять Сталинград не такое уж сложное дело. Фюрер знает, где слабое место у русских, победа близка…»

Документ №2: Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова.

«В боях и полевой службе немецкий солдат знал свое дело, был упорен, самоуверен и дисциплинирован…» «Советскому воину пришлось иметь дело с опытным и сильным врагом, у которого вырвать победу было не так- то просто. Часть немецких частей, соединений и армий были обучены современным способам организации боя, сражений и операций. Управление войсками осуществлялось при помощи радио средств, которыми они были обеспечены. В ходе сражений они настойчиво добивались от войск выполнения поставленных задач».

Учитель: Изучите Приказ №227 «Ни шагу назад!» (учебник, стр.220) и

ответьте на вопросы:

  1. Чем обусловлено появление данного приказа?

  2. Какие меры по исправлению создавшегося тяжелого положения

предлагал приказ №227?

3. Чем поразил приказ?

4. Считаете ли вы, что приказ №227 привел нас к Победе?

Учитель: Советским командованием был разработан план «Уран» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами 3-х фронтов:

Юго-Западного - командующий Н. Ф. Ватутин

Донского - командующий К. К. Рокоссовский

Сталинградского - командующий А. И. Еременко.

Был нанесен удар на правом и левом флангах, после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек. Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.

Итоги Сталинградской битвы:

  1. Полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.

  2. Начало коренного перелома в ходе войны.


II. Битва на Курской дуге 5 июля - 25 августа 1943г.

Учитель: в результате мощного наступления войск Воронежского фронта

на верхнем Дону, были разбиты 3 армии противника и образовалась Курская дуга. (работа с картой).

Работа в группах

1 группа: Работая с текстом учебника, выписать в таблицу планы сторон

на летнюю компанию 1943 г.

Активная оборона (изматывание сил противника)

Массовая мобилизация (20 млн. чел.)

Переход в наступление

50 дивизий

Активизация деятельности партизан в тылу врага

Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинант»


2 группа: Выяснить соотношение сил противника к лету 1943 г. (анализ таблицы,( см. раздаточный материал)


Количество орудий и минометов

19100

10 000

Количество самолетов

2172

2050

3 группа: работая с учебником, дайте характеристику крупнейшего Танкового

сражения.

Учитель: Перейдя в наступление, советская армия освободила города

Орел и Белгород. В честь этого события в Москве был произведен 1-й победный салют.

III. Битва за Днепр сентябрь - ноябрь 1943 г.

Учитель: закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 г.

в битве за Днепр. (карта)

Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали непреступной.

6 ноября 1943 г. был освобожден город Киев.

Итоги: Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый

под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно

перешла к Советской армии.

1. Возвращение к кластеру

Урок по теме Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома в ходе войны.

2. Подведение итогов, оценивания ответов учеников.

Заключительное слово учителя.

Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее. Очень важно не осудить, не быть безразличным, не просто похвалить, а понять. Закончился наш урок, но не завершились наши размышления над ним.

Рефлексия учебной деятельности (4 мин.)


  1. Самоанализ и самоконтроль (лист самоконтроля).


Конструктивные предложения

по уроку


4. Домашнее задание: § 30,32.

Рабочая тетрадь стр. 92, зад. 5,7.










© 2010-2022