Урок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

Данный конспект урока истории по теме "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" предназначен для учителей, работающих по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России, 9 класс». По содержанию урок представляет собой обобщение уже известных знаний и одновременно изучение новой темы. Повторение пройденного и изучение нового материала происходит под контролем учителя при активном участии учащихся, которые в процессе работы работают с картой, табли...
Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Учитель: Ратке Оксана Витальевна

Тема: Российская империя на рубеже веков и ее место в мире


Цели урока:

  1. Актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории России XIX века.

  2. Рассмотреть особенности территориальной структуры и состава населения Российской империи на рубеже XIX - XX веков и их последствия для страны.

  3. Выделить основное направление развития России.

  4. Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XX века, связанных со спецификой российского типа модернизации.

  5. Продолжить формирования умений анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой.

  6. Развивать речь, пополнять словарный запас учащихся.

  7. Способствовать формированию патриотических чувств, познавательного интереса к истории России.


Основные понятия: автономия, протекторат, геостратегическое положение, многоконфессиональное государство, сословие, класс, меценатство, интеллигенция, модернизация, традиционное общество, индустриальное общество.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение изученного материала

- Какой период истории нашего государства мы изучали в восьмом классе? (XIX век)

- Как называлось наше государство в XIX веке? (Российская империя)

- Давайте вспомним, какие исторические события произошли в России в XIX веке?


Исторические события XIX века

1. Последний дворцовый переворот (11 марта 1801 г.), закончившийся убийством императора Павла Петровича и восшествием на российский престол Александра I, старшего сына Павла I.

2. Наполеоновские войны (ноябрь 1799 - июнь 1815 гг.), которые велись Наполеоном I с разными государствами Европы, когда он был Первым консулом и императором и Отечественная война 1812 года, которая закончилась победой России.

3. Восстание декабристов на Сенатской площади (14 (26) декабря 1825 года)- попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи. Восстание было организовано группой дворян-единомышленников.

4. Рост имперских настроений и имперских амбиций(претензий, притязаний на что-либо) при императоре Николае I. Николай I проводил внешнюю политику, направленную на возвеличивание России и для этого принимал участие во всех более или менее значимых международных событиях того времени. Так, например, русская армия подавляла выступления по всей Европе, за что её называли «жандармом Европы».

5. Крымская (Восточная) война (1853-1856 гг.), которая показала все недостатки царского режима, экономическую и социальную отсталость страны. Россия проиграла эту войну. Поражение в войне привело к тому, что Россия была вынуждена перейти к реформам внутри государства.

6. Либеральные реформы 60-70-х гг., которые провел Александр II, сын Николая I.

7. Рост революционных настроений среди российской интеллигенции и молодёжи

(60-90-е гг.).

8. Начало промышленного переворота и модернизация российского государства

(90-е гг.).

Вот в таких условиях Российская империя вступила в ХХ век.

III. Изучение нового материала

План

  1. Территория и население Российской империи

  2. Социальная структура

  3. Политический строй. Государственные символы

  4. Особенности российской модернизации

  5. Образ жизни (учащиеся изучают самостоятельно)

В этом учебном году мы будем изучать одну из самых сложных страниц рус­ской истории - историю XX века. XX век для России насыщен разными событиями. Три революции, две войны, масса реформ. Чтобы разобраться в причинах всех событий, нам необходимо оценить положение России в начале XX века. Так какой же она была, какие проблемы были в России?

1. Территория и население Российской империи

В начале ХХ века закончилось территориальное оформление Российской империи. Российская империя (также Всероссийская империя, Российское государство или Россия) - государство, существовавшее в период с 1721 года до 1917 года.

Империя была провозглашена 22 октября (2 ноября) 1721 года по итогам Северной войны, когда по прошению сенаторов русский царь Петр I Великий принял титулы Императора Всероссийского и Отца Отечества, и просуществовала до 1917 года- Февральской революции и провозглашения республики.

Столицей Российской империи был сначала Санкт-Петербург в 1721-1728 годах, потом Москва в 1728-1730 годах, затем снова Санкт-Петербург в 1730-1917 годах (в 1914 году город был переименован в Петроград).

В начале ХХ века Российская империя была одной из крупнейших стран мира. По размерам территории - более 22 млн. км2 (16,8% суши планеты) - она занимала второе место, уступая только Британской колониальной империи.

В её состав помимо Великороссии (Великороссия - территория Европейской части России, вошедшей в состав русского государства до середины XVII века, с преобладающим русским населением (ранее Великая Россия) входили Прибалтика, Украина, Белоруссия, часть Польши, Бессарабия, Северный Кавказ и Закавказье, Казахстан и Средняя Азия, а также Финляндия, которая сохраняла автономию, Бухарский эмират и Хивинское ханство, которые находились в вассальной зависимости. В 1914 году под протекторат России был принят Урянхайский край (Тува).

РУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА


Великороссия

+

Прибалтика

Украина

Белоруссия

Часть Польши

Бессарабия

Северный Кавказ

Закавказье

Казахстан

Средняя Азия

Великое княжество

Финляндское

Урок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

сохраняет автономию

Хивинское ханство

и

Бухарский эмират

Урок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

в вассальной зависимости

от России

Урянхайский край (Тува)

Урок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

в 1914 г.

принят

под протекторат

России

Автономия - самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов.

Протекторат - покровительство более сильного по отношению к слабому, которому приходят на помощь и ставят его в зависимое положение.

С военной точки зрения положение Российской империи было очень уязвимым.

- Как вы думаете, почему? (материковое расположение России по сравнению с другими державами)

Так, США находились за пределами двух океанов - Тихого и Атлантического. Великобритания и Япония - на островах, что делало их практически недосягаемыми для сухопутных армий противника, представлявших основной вид вооруженных сил начала ХХ века.

- Попробуйте определить задачи, стоящие перед Россией в начале ХХ века с военной точки зрения (защита границ, необходимость иметь большую армию).

Вывод: к началу ХХ века Россия в силу своего геостратегического положения была вынуждена содержать самую большую по численности армию, доходившую в отдельные периоды до 1млн.400 тыс. человек.

Геостратегическое положение - географическое положение государства с точки зрения военного фактора.

- Можно ли проблему геостратегического положения России начала ХХ века назвать и современной проблемой? (можно, т.к. Россия по-прежнему имеет самую длинную сухопутную границу)

- Какова численность армии в современной России? (1млн. 200 тыс.)

Территория Российской империи делилась на губернии и области.

ТЕРРИТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Урок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

губернии области


Вывод: к началу ХХ века Российская империя представляла собой единую территорию площадью более 22 млн. км2, которая делилась на губернии и области. В силу своего геостратегического положения Россия была вынуждена содержать многочисленную армию.

В 1897 году в России была проведена перепись населения, которая зафиксировала, что на территории империи проживало 128,2 млн. человек. Это третье место в мире после Британской империи и Китая.

- А какова численность населения России сегодня? (на 1 января 2016 года - 146 544 710 человек).

В этническом отношении население империи было очень пестрым.

Работа с таблицей 1

- Какие народы проживали на территории Российской империи?

- Охарактеризуйте национальный состав Российской - кто составлял основу населения России? (русские)

Таблица 1

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВОсновные народы

%

Русские

44,3

Украинцы

17,8

Поляки

6,3

Белорусы

4,7

Евреи

4,2

Татары

1,7

Немцы

1,4

Башкиры

1

Финны

2,1

Узбеки

1,3

Казахи

3

Грузины

1,1Всего в России проживало более 100 народов и народностей. Многонациональный состав населения России обусловил ее многоконфессиональный характер, т.е. существование множества вероисповеданий. Россия была и остается многонациональным и многоконфессиональным государством.

Многоконфессиональное государство - государство, население которого исповедует различные религиозные учения.

- Какие религии вы знаете?


Работа с таблицей 2

- Предположите, какая религия была государственной? Почему? (православие, т.к. большая часть населения (прежде всего русские), исповедовала эту религию)

Таблица 2

ВЕРОВАНИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА


Религия

Народ, её исповедующий

православие

русские, украинцы, белорусы и др.

католицизм

поляки, литовцы и др.

протестантизм

латыши, эстонцы, немцы и др.

ислам

татары, башкиры и др.

иудаизм

евреи

буддизм

калмыки, буряты и др.

язычество

мари, мордва и др.

Вывод: к началу ХХ века Российская империя была многонациональным и многоконфессиональным государством.

2. Социальная структура

Уникальность России состояла в том, что население было поделено как на сословия, так и на классы.

Сословие - замкнутая группа людей, наделенная определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству (в России наследственным зачастую был и род занятий).

Класс - это большая социальная группа людей, объединенных между собой экономическими признаками (в первую очередь наличие или отсутствие собственных средств производства).


ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-СОСЛОВНОЙ

СТРУКТУРЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

СОСЛОВИЯ

Урок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

Урок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире


Дворяне

Духовенство

Почётные

граждане

Мещане

Купцы

Крестьяне

Казаки


Урок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

Урок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире




Пережитки

феодальных

отношений


Урок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире


Противоречия между сословным

и классовым делением общества

КЛАССЫ

Урок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

Помещики

Крестьяне

Буржуазия

РабочиеУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

Урок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

Урок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

Не все дворяне были помещиками. Часть их не имела поместий, была представлена чиновниками и получила дворянство по выслуге

Расслоение на:

  • кулаков

  • середняков

  • бедняков

Новые классы развивающегося капитализмаУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире




Урок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

Формирование рабочего класса и буржуазии


Урок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

Буржуазия

Рабочие

Урок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

Дворяне

КрестьянеУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

Крестьяне

МещанеУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире


Купцы

МещанеУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире


Почётные граждане

Урок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире


Наличие классов помещиков и крестьян говорит о том, что в стране еще были живы феодальные пережитки, в то же самое время наличие буржуазии и пролетариата показывает развитие в стране капитализма.

Многие представители буржуазии были образованными людьми, занимались благотворительностью, меценатской и просветительской деятельностью. (С.Т. Морозов, П.М. Третьяков и другие)

Меценатство - покровительство какому-либо делу, науке, культуре.

Однако социальная структура российского общества была более разнообразной, нежели юридически закрепленная в законах Российской империи. В обществе существовали категории лиц, которых невозможно было отнести ни к какой группе. Такой социальной группой была интеллигенция.

Интеллигенция - общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным творческим трудом, созданием и распространением культуры.

Вывод: в условиях развития капиталистических отношений ускорился процесс разложения сословной структуры российского общества. На рубеже веков начинают формироваться новые социальные группы, которые в научной литературе называют «классами» (буржуазия-пролетариат, помещики-крестьяне). К началу ХХ века на первый план выходила не сословная принадлежность, а экономическая состоятельность человека.

3. Политический строй. Государственные символы

Работа с документом «Из свода основных государственных законов Российской империи» (учебник стр. 6)

- Как определяли Основные законы 1892 г. место императора в политической жизни России?

- Определите форму правления в Российской империи начала ХХ века.

- Объясните термин «монарх самодержавный и неограниченный».

Формой правления в Российской империи была наследственная монархия. Император обладал самодержавной властью, все жители являлись его подданными. Мужчины, достигшие 20 лет, были обязаны присягать на верность императору. Члены семьи императора и его родственники составляли императорский дом. Их положение закреплялось особым законом (Учреждением об императорской фамилии).

Император обладал высшей законодательной, исполнительной и судебной властью, был верховным руководителем вооруженных сил Российской империи, главой Русской православной церкви.

Выражение «самодержавный» означает, что русский Император пользуется верховной властью по собственному праву и не разделяет ее ни с кем. В самодержавном государстве верховная власть принадлежит безраздельно одному лицу- императору.

Выражение «неограниченный» означает, что русский Император в проявлениях своей воли не ограничен какими-либо законодательными нормами, и что его власти никакая другая власть на земле юридически не может поставить пределов.

Работа с текстом (учебник стр. 6, «Политический строй»), заполнение схемы

Урок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреСТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

  1. Император

  2. Правительствующий Сенат

  3. Государственный совет

  4. Комитет министров

  5. Святейший Синод

  6. Восемь министерств



- Какую функцию выполняли Правительствующий Сенат, Государственный совет, Комитет министров, Святейший Синод?

Государственный совет являлся совещательным органом при императоре. Он имел право «подавать императору мнения по вопросам законодательства». Но император вовсе не был обязан прислушиваться к этим мнениям. Монарх руководил страной через Комитет министров - высший исполнительный орган империи. Министры были ответственны только перед императором: они являлись к нему с докладами. Ни один из министров не знал, чем занимаются остальные. Для министра невозможно было выйти в отставку по собственному желанию. Император через Синод осуществлял управление православной церковью, официально призванной «первенствующей и господствующей» в стране.

К высшим государственным учреждениям относился и Сенат. К началу XX в. он превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений. Ему также принадлежало право обнародования законов.

Министерству внутренних дел была вверена основная функция государства - «охранение внутренней безопасности». Министр внутренних дел обладал правом учреждения гласного полицейского надзора и правом административной ссылки. Он разрешал публикацию периодических изданий и налагал на них взыскания. Министр также контролировал законность постановлений органов земского и городского самоуправления.

Особое место в системе государственного управления занимало Министерство финансов. До 1905 г. Министерство финансов заведовало различными источниками государственных доходов и распределяло средства между отдельными ведомствами. Оно также управляло всей внутренней и внешней торговлей и большей частью промышленности.

Несмотря на абсолютный характер своей власти, монарх управлял страной, опираясь на Полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи.

Местное управление осуществляли губернаторы и генерал-губернаторы, которые считались представителями и наместниками императора на местах, но подчинялись Министерству внутренних дел. Почти в половине губерний, а также в городах существовали местные органы самоуправления - земские собрания и городские думы. Круг их полномочий был ограничен, деятельность контролировалась губернаторами.

В стране отсутствовали представительные учреждения, элементарные демократические свободы.


Государственные символы


История создания гимна «Боже, царя храни!» (1833-1917)

В настоящее время гимн, наряду с флагом и гербом, является одним из национальных символов государств.

В Российской империи было три известных гимна: «Гром победы, раздавайся!», «Молитва русских» и «Боже, царя храни!».

В 1833 г. Алексей Фёдорович Львов - русский скрипач, композитор, дирижёр, музыкальный писатель и общественный деятель сопровождал Николая I во время его визита в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками английского марша. Тогда у императора и появилась идея создания Российского гимна. Николай I ценил творчество Львова, доверял его музыкальному вкусу и по возвращении из-за границы поручил ему сочинить гимн.

Слова гимна были написаны русским поэтом Василием Андреевичем Жуковским.

Впервые гимн был исполнен 18 декабря 1833 г. под названием «Молитва русского народа», а с 31 декабря 1833 г. стал официальным гимном Российской империи под новым названием «Боже, царя храни!».

Боже, Царя храни!

Сильный, Державный,

Царствуй на славу, на славу намъ!

Царствуй на страхъ врагамъ,

Царь православный!

Боже, Царя храни!

Этот гимн просуществовал до Февральской революции 1917 г. Всего шесть строк гимна и 16 тактов мелодии легко запоминались и были рассчитаны на куплетный повтор.


Гербом Российской империи был черный двуглавый орел на золотом поле с царскими регалиями.

ПУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреУрок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в миреоследний государственный флаг Российской империи представлял полотнище с белой, синей и красной горизонтальными полосами и с черным двуглавым орлом на золотом поле в левом верхнем углу. Это олицетворяло лозунг "Единение Царя с народом". Он был создан по почину Государя Императора Николая II во время Первой Мировой Войны в 1914 году.

- Что означают цвета флага России?

Официального толкования значения цветов флага России не существует.

Урок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире









Урок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

4. Особенности российской модернизации

В начале ХХ века в России продолжался процесс модернизации.

- Что такое модернизация?

Модернизация - процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному.

Традиционное общество - общество, которое регулируется традицией.

(Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Традиция в нем выступает главным способом передачи социального опыта из поколения в поколение).

Индустриальное общество - общество, в котором завершен процесс создания крупной, технически развитой промышленности, преобладающей над сельским хозяйством.


Модернизация охватила все ведущие страны, но у российской модернизации были свои особенности. Выделим эти особенности.

Работа с текстом (учебник стр. 6, «Особенности российской модернизации»)

Государство активно вмешивается в экономику. Государство вкладывает деньги в наиболее мощные военные заводы. Ему принадлежит большая часть железных дорог, земель, телеграфных линий и почта. Оно активно вмешивалось во все сферы хозяйственной жизни, принудительно регулируя уровень цен, устанавливая таможенные пошлины. Активно привлекается иностранный капитал в виде инвестиций.

Россия вступила на путь капиталистического развития довольно поздно, в середине XIX века. Чтобы догнать ушедшие вперёд страны, она должна была переходить к индустриальному обществу, в короткие сроки. Модернизация проходила по инициативе и под контролем государства. В начале ХХ века модернизация охватила в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны.

особенности

российской

модернизации

Урок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

«догоняющий характер»

Урок по истории на тему Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

под контролем верховной власти


Вывод:

  1. Несмотря на значительные сдвиги во всех сферах российского общества конца ХIХ - начала ХХ веков, Россия значительно отставала от развитых держав.

  2. Несоответствие между объективными потребностями и существовавшим уровнем экономического, политического и культурного развития страны настоятельно требовали от власти радикального обновления и модернизации России.

  3. В начале XX в. перед страной стояла новая задача - перейти к индустриально­му обществу.



IV. Обобщение и закрепление изученного материала

- Какие территории входили в состав Российской империи в начале ХХ века?

- Какова площадь империи в начале ХХ века?

- Какие религии исповедовали подданные российского императора?

- Какая религия являлась государственной?

- Какие изменения происходили в социальной структуре российского общества?

- Какие новые задачи встали перед Россией в начале ХХ века? Как они связаны с модернизацией?


V. Д/задание: §1 стр.5-12, выучить определения

Индивидуальное задание:

  1. Сообщение «Меценаты-представители российской буржуазии»








































8


© 2010-2022