Общность исторических судеб народов Кубани

Урок 34. Тема. Общность исторических судеб народов Кубани.Цель.Обобщить знания учащихся о позитивном опыте межнационального общения в ходе становления и исторического развития российской государственности в эпоху средневековья на Северо – Западном Кавказе.Задачи.1.Обучающая. Продолжить формирование навыков и умений учиться анализировать, обобщать, давать свою оценку историческим событиям эпохи средневековья на территории современной Кубани.2. Развивающая. Создание условий для реализации потребно...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 34. Тема. Общность исторических судеб народов Кубани.

Цель.

Обобщить знания учащихся о позитивном опыте межнационального общения в ходе становления и исторического развития российской государственности в эпоху средневековья на Северо - Западном Кавказе.

Задачи.

  1. Обучающая.

Продолжить формирование навыков и умений учиться анализировать, обобщать, давать свою оценку историческим событиям эпохи средневековья на территории современной Кубани.

2. Развивающая. Создание условий для реализации потребности транслировать своё мировосприятие исторического и духовного прошлого средневековой Кубани посредством диалога и выполнения творческих работ.

3. Воспитательная. Привитие бережного отношения к культурному и духовному наследию своей малой родины, как части единого и неделимого многонационального Российского государства.

Учебное оборудование.

1. Б. А. Трёхбратов, И. А. Терская, К. П. Казарян, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов.

Кубановедение, 6 класс: учебник. - Краснодар, 2009

ТСО: мультимедийное оборудование.

Работа с терминами.

Тип урока: обобщающий урок - практикум.

План урока: всё учебное занятие построено и базируется на приёме «рефлексия деятельности». В процессе выполнения заданий учащиеся используют как устную, так и письменную форму рефлексии.

1 шаг.

Вступительное слово учителя.

На протяжении всего учебного года мы с вами совершали заочное путешествие в «неповторимый мир природы», средневековое прошлое Кубани, знакомились со всеми особенностями процесса исторического и духовного развития родного края во всей его глубине и противоречивости. Получили представление о народах, населявших наш многонациональный край IV-XVI веках и их культурном, духовном взаимообогащении друг с другом. Вы узнали также о памятниках природы, истории, и культуры, которые требуют к себе бережного отношения…

Сегодня вам предстоит ещё раз соприкоснуться с историей и культурой родного края в эпоху средневековья, природой Кубани и своей малой родины, выполнив ряд творческих заданий.

В конце учебного занятия, учитель предлагает учащимся объяснить смысл цитаты А. С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

2шаг.

Для инициации и мотивации учащихся на учебно - познавательную деятельность учитель делит класс на группы и проводит игру Игра "Как вы думаете?" Игра с карточками для группы из 4-х - 6-ти человек.

Подготовка.

Учитель раздаст всем группам листы бумаги, на которых нарисована приведенная схема:

Общность исторических судеб народов КубаниОбщность исторических судеб народов КубаниОбщность исторических судеб народов Кубани





Ход игры:

1. Каждая группа получает набор карточек. Один человек из группы должен перемешать карточки и раздать их. Не имеет значения, если кто-то получит больше карточек.

2. Не советуясь ни с кем, каждый читает то, что написано на карточках, затем кладет каждую из

них "лицом" вверх на то поле на листе, где, по его мнению, она должна находиться. Например, на одной из ваших карточек написано "Каждый участник будет иметь возможность высказаться, если он захочет". Если вы считаете, что тезис действует «ВСЕГДА», положите карточку на центральное поле. Если вы считаете, что это верно «В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ», положите ее на среднее поле. Положите карточку на крайнее поле, если считаете, что этот запрет действует только «В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ».

3. Когда все члены группы разложат свои карточки, все еще не советуясь ни с кем, необходимо внимательно посмотреть на карточки, разложенные другими членами группы. Если кому-то из членов группы покажется, что карточка расположена неправильно, он переворачивает ее "лицом" вниз.

4. Когда этот этап работы завершен, анализируем результат: карточки, которые остались неперевернутыми, выражают мнение группы.

5. Следующий этап - обсуждение каждой перевернутой карточки. Группа выясняет, кто положил карточку на это поле, а кто ее перевернул. Затем идет обсуждение: где должна находиться каждая карточка. Если группа сразу не пришла к общему решению, то учителю придется искать компромисс.

Вопросы:

  1. Кубанью в исторической литературе принято было называть территорию, расположенную в бассейне реки Кубань и омываемую водами Чёрного и Азовского морей?

  2. Северо - Западный Кавказ, Восточное Причерноморье, Прикубанье - исторические названия Современной Кубани?

  3. Смена племён и народностей на территории Кубани, формирование адыской народности, взаимоотношения населения Прикубанья с другими народами, в том числе с восточными славянами в эпоху средневековья получены нами из сохранившихся археологических и документальных источников?

  4. Религиозные верования у народов Северо - Западного Кавказа изменялись на протяжении их многовековой истории?

  5. Процесс христианизации Северного Кавказа способствовал отмиранию родоплеменных отношений, ускорению экономического и политического объединения народов?

  6. Чтобы гордиться славой своих предков, надо знать их историю, культуру, обычаи и традиции?

Задание № 1

Заполнить таблицу «Пробелы в истории».

Вписать недостающую информацию.

I век н. .э

V -VII вв

Распространение христианства на территории Приазовья. Восточного Причерноморья и Прикубанья

Разгром хазарского каганата Киевским князем Святославом

988-989 гг

Последнее упоминание о Тмутараканском княжестве в русских летописях

Конец X века



Образование и расцвет итальянских колоний на Черноморском побережье Кавказа

1475 год






Задание № 2

Найти соответствие, заполнив таблицу:

  1. Природные памятники (геологические, водные); 2. Памятники истории; 3. Памятники культуры


а) героический эпос «Нарты»; б) Гуамское ущелье в) « половецкая баба»; г) «Слово о полку Игореве» д) скала петушок е) Северный храм.

1

2

3


Ответы:1 -б, д; 2-в, е; 3- а,г

Задание № 3

Работа с терминами и понятиями.

Решить кроссворд

Общность исторических судеб народов Кубани





По вертикали.

  1. Вытянутый залив с извилистыми невысокими берегами.

  2. . Государство, глава которого носил титул кагана.

  3. Богатые купцы в Русском государстве XIV -XVI вв, торговавшие с Византией, итальянскими городами, Турцией через порт Сурож (Судак) в Крыму.

  4. Наивысшая точка Краснодарского края.

  5. Наука о сезонных явлениях в живой природе; регистрирует и изучает главным образом изменения в растительном и животном мире, обусловленные сменой времён года и погодными условиями.

  6. Период роста и развития растений.

  7. Низменность в низовьях реки, сложенная речными наносами и расчленённая разветвлённой сетью рукавов и протоков.

  8. Главная водная артерия Краснодарского края.

По горизонтали.

  1. Наша Кубань в статусе территории, на которой проживает более 120 народностей и национальностей.

Ответы: 1. Лиман; 2. Каганат; 3. Сурожане; 4. Цахвоа; 5. Фенология; 6. Вегетация; 7. Дельта; 8. Кубань; 9. Многонациональная.

Саморефлексия учащихся.

Задание № 4

Прочитать цитату А. С. Пушкина,

дать своё объяснение высказыванию великого русского поэта (3-4 предложения).

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

Подведение итогов урока учителем.



© 2010-2022