Разработка урока по теме Культура Древней Руси

Конспект урока "Культура древней Руси" для обучающихся 6 класса. Урок составлен по технологии проблемно - диалогического обучения, использованы такие формы работы, как работа в творческих группах, мини - исследование. Проведение урока требует предварительной подготовки не только для учителя, но и для учеников. Учитель проводит предварительные консультации, составляется общая презентация к уроку.
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Культура Древней Руси.

«О светло светлая и украсно украшена земля Русская !

и многими красотами удивлена еси: … городы великими,

селы дивными… домы церковными…

Всего еси исполнена земля Русская!»

(слайд)

Ожидаемые учебные результаты.

После этого урока учащиеся смогут:

-получить представление об уровне развития культуры Древней Руси и основных направлениях её развития,

- оценить уровень развития культуры Киевской Руси ,

- сравнивать уровень развития культуры Киевской Руси с уровнем культуры средневековой Европы,

- самостоятельно искать и отбирать информацию по заданной теме в различных источниках

- представлять результаты своей работы,

- давать оценку историческим и культурным явлениям, делать выводы,

- усвоить новые понятия (культура, летопись, летописные своды, былины, зодчество, иконопись, мозаика, фреска, скань, зернь, эмаль, чернь), уметь использовать их на уроках.

Межпредметные связи: литература, МХК, изобразительное искусство.

Внутрипредметные связи: история средних веков.


План урока.

I Особенности формирования Древнерусской культуры IX-XII вв.

II Устное народное творчество.

III Древнерусская литература.

IV Письменность и грамотность.

V Зодчество и художественное творчество.

VI Художественные ремёсла.


Ход урока.

I Организационный момент.

II Актуализация знаний.

1Работа с эпиграфом к уроку

-Чем, по свидетельству древнерусского летописца, была богата Русская земля?(городами, сёлами, красивыми храмами)

- К какой сфере жизни мы отнесём строительство городов, храмов? (к сфере культуры.)

2 Сообщение темы урока.

- Тема нашего сегодняшнего урока : «Культура Древней Руси». (слайд)

- На уроках истории древнего мира и средних веков мы уже изучали культуру различных стран и народов. Что же входит в понятие «культура»? (музыка, картины, храмы, литература, скульптура и др.)

- Культура - это духовные и материальные ценности, выработанные народом в определённую эпоху. (слайд)

- Вспомните и назовите культурные достижения средневековой Европы IX-XII вв. (Появления первых университетов, культ Прекрасной дамы, рыцарский кодекс чести, появления готического стиля в архитектуре.).

- Ребята, а что вам может быть уже известно о культуре Древнерусского государства?

Знаю/ Узнал (заполняется по ответам учеников в начале урока и после изучения темы).

III Постановка целей урока.

- Посмотрите на тему урока, на то, что вы записали в своих табличках. Попробуйте сказать, что мы должны узнать на сегодняшнем уроке. (ответы учащихся, итог- на слайде.)

IV Изучение нового материала..

  1. Особенности формирования Древнерусской культуры IX-XII вв

Работа с текстом учебника стр.60. Задание:

- Из чего складывалась культура Киевской Руси?

- Каковы особенности древнерусской культуры?

По ответам учеников на доске составляются схемы.

Древнерусская культура

Влияние угро-финнов, балтов, хазар, половцев, печенегов, западных славян.

Христианская православная культура.

Влияние Византии

Основа- культура

восточнославянских

племён


Особенности:

  • Главный мотив творчества- патриотизм

  • Не слепое подражание, а переработка и усвоение лучшего.

  • Не было античного наследия

- Какие составляющие оказали наиболее сильное влияние на формирование культуры Киевской Руси ? (Культура восточных славян и христианская культура Византии)


  1. Устное народное творчество.

Одним из важнейших направлений древнерусской культуры было устное народное творчество. Информацию по этой теме готовила творческая группа Азалиевой Риты. Прежде чем ребята представят результаты своего труда, давайте вспомним:

- Какие эпические произведения создавались в Европе в X-XII вв? (Песнь о неистовом Роланде - Франция, Песнь о Сиде - Испания, Песнь о Нибелунгах в Германии, Беовульф - Англия, Старшая Эдда -Исландия)

-Какие темы звучали в этих произведениях ? (Завоевательные походы, борьба за власть, крестовые походы, борьба с иноверцами, поиски личной славы).

- Слушая отчёт группы, определите:

1) основные жанры устного народного творчества Древней Руси (отметить в рабочих листах)

2) основные темы древнерусских былин.

Отчёт группы.

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси.
Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Распространенными были и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Тем не менее, эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX-ХХ веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл .
Существовали также такие формы фольклора, не связанные с языческим культом, как пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве.

На протяжении многих лет народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде прозаических преданий и эпических сказаний о прошлом родной земли. «Устная летопись» предшествовала летописи письменной и послужила одним из ее основных источников. К числу таких преданий, использованных летописцами, относятся предания о Кие, Щеке и Хориве и основании Киева, о призвании варягов, о походах на Константинополь, об Олеге и его смерти от укуса змеи, о мести Ольги древлянам, о белгородском киселе, и многие другие. Летописное повествование о событиях IX-Х веков практически целиком основано на фольклорном материале.

Существовала устная поэзия и в княжеско-дружинной среде. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. Отзвуки этих песен слышатся, например, в летописной характеристике князя Святослава и в описании его походов. В княжеских дружинах были свои «песнотворцы» - профессионалы, слагавшие песни -«славы» в честь князей и их воинов.

К Х веку относится возникновение нового эпического жанра - героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Былины - устные поэтические произведения о прошлом. В основе их лежат реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича - воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в летописи.
Однако былины редко сохраняли точность фактических деталей. Но не в точном следовании историческим фактам было достоинство былин. Главная их ценность в том, что эти произведения созданы народом и отражают его воззрения, оценку исторических событий и понимание социальных отношений, сложившихся в Древнерусском государстве, его идеалы.
Большинство былинных сюжетов связано со временем княжения Владимира Святославовича - временем единства и могущества Руси и успешной борьбы со степными кочевниками. Но истинный герой былинного эпоса не князь Владимир, а богатыри, олицетворявшие народ. Любимым народным героем стал Илья Муромец, крестьянский сын, мужественный воин-патриот, защитник «вдов и сирот». Народ воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича.
В былинах отразилось представление о Руси как едином государстве. Главная их тема - борьба народа с иноземными завоевателями, они проникнуты духом патриотизма. Идеи единства и величия Руси, служения родине сохранялись в былинах и во времена политической раздробленности, золотоордынского ига. На протяжении многих столетий эти идеи, образы героев-богатырей вдохновляли народ на борьбу с неприятелем, что и предопределило долговечность былинного эпоса, сохранившегося в народной памяти.

Устное народное творчество продолжало жить и развиваться и после появления письменной литературы, оставаясь важным элементом культуры средневековья. Его влияние на литературу сохранялось и в последующие столетия: писатели, поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсенал ее художественных средств и приемов.

- Каковы были основные жанры устного народного творчества Древней Руси ? (календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах, мифологические сказания, пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни, прозаических преданий и эпических сказаний о прошлом родной земли , былины. ) - слайд, схема на доске.

- Давайте сравним темы европейских эпических и русских былин. В чём сходство или различие?

( Общее: и там, и там , героям приходится бороться с иноплеменниками и с иноверцами. Прославление князей и их подвигов. Различия: Европа - завоевания, борьба с иноверцами; Русь - освобождение от иноземных захватчиков, отсутствует тема религиозной войны, служения родине, единство и величие Руси.).

Вывод: устное народное творчество Древней Руси отличалось разнообразием жанров, формировалось на основе восточнославянской культуры. Главными темами русских былин были защита родной земли, служения русскому народу. Оказало влияние на творчество многих писателей и поэтов последующих эпох.


  1. Древнерусская литература.

Отчёт творческой группы.

Задания :

1) в рабочих листах заполнить таблицу (схему) «Основные жанры древнерусской литературы».

Летопись, летописный свод, жития, переводная литература, « слово».

2) составить определения в рабочих листах, слушая выступление группы. -Обращайте внимание на слайды.

- Какие темы звучали в литературных произведениях Древней Руси ?

Отчёт группы.

- Какие жанры древнерусской литературы вы услышали и записали?

- Какими были основные темы литературных произведениях Древней Руси ?

- В рабочих листах выполните задание № (соотнесите имя автора и название произведение)

Повесть Временных лет Иосиф Флавий

Александрия Даниил Заточник

Поучение детям Владимир Мономах

Моление Нестор Летописец

Слово о законе и благодати митрополит Илларион

- какой вывод мы можем сделать о древнерусской литературе?

Вывод: литература Древней Руси отличалась разнообразием жанров, авторы поднимали проблемы, которые волновали людей этой эпохи.

4 Письменность и грамотность.

- Мы познакомились с устным народным творчеством и литературой Древней Руси. Настало время узнать, как обстояло дело с грамотностью, письменностью на Руси.

- А что мы можем сказать по этому поводу о средневековой Европе. (мало грамотных, а тем более образованных людей даже среди знати. Школы при монастырях, домашнее образование. )

Центрами распространения письменности и грамотности становились города.

  1. Отчёт группы.

  2. Работа с раздаточным материалом.(тексты берестяных грамот. Задание: какой вывод мы можем сделать, читая эти грамоты.) (текст грамот - это деловые записки, счета, признания в любви, просьбы, поклоны, просто письма, детские рисунки и уроки школьников. Очень много грамотных даже среди простых людей, в основном горожан в отличие от европейцев.)

Вывод:

5 Зодчество и художественное творчество.

- Давайте подберём синоним к слову «зодчество» (архитектура)

-Как вы понимаете, что такое архитектура? (искусство строительства зданий)(слайд)

- Слушая ребят из группы Яковлева Максима, определите:

1) самые известные памятники древнерусской архитектуры (Десятинная церковь в Киеве, София Киевская, София Новгородская, Золотые ворота в Киеве, золотые ворота во Владимире -, Дмитриевский собор во Владимире, Успенский собор во Владимире )

2) какие школы зодчества сложились на Руси к XII веку (киевская, новгородская, владимиро-суздальская)

3) какие особенности древнерусской архитектуры мы можем выделить

4) что такое фреска, мозаика, иконопись

Задания напечатаны в рабочих листах

Отчёт группы.

В X-XIIвеках на Руси сложились три различных архитектурных направления.

Киевская школа зодчества отличается яркостью, изысканностью, богатством убранства.

Киев опоясывали земляные валы с каменными стенами длинной около 4 км. Главным входом в город с юго-запада были знаменитые Золотые ворота, обращённые к византийскому Константинополю. Эти ворота первыми встречали посланников из Византийской империи. Парадный въезд в Киев представлял собой гигантское архитектурное сооружение- сводчатый массив, сложенный из кирпича и камня. Две стены, перекрытые сводом, образовывали проход глубиной 25 м. Надвратная церковь Благовещения с золочёным куполом венчала сооружение. Две массивные створки центральных ворот были окованы позолоченной медью, ярко сверкавшей на солнце. В нижней части Золотых ворот , под церковью, находились хранилища для ценностей.

Самым известным сооружением Киева стал собор Святой Софии. Заложен Софийский собор был в 1037 году на том месте, где была одержана победа над печенегами. Собор задумывался, строился и украшался как главный храм государства, средоточие его духовной жизни.

Весь облик храма должен был отразить идею приобщенности Руси к всемирной христианской цивилизации, к разумному "благоустроенному" миру.

Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве - первая каменная церковь Киевской Руси, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Начало строительства Десятинной церкви относят к 989 году. Князь Владимир Святославич, правивший в то время, выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов - десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным».. Перед западным входом Ефимовым были обнаружены остатки двух пилонов, предположительно служивших постаментами для бронзовых коней, привезенных из Херсонеса. Первым настоятелем церкви был один из «корсунских попов» Владимира - Анастас Корсунянин.

Архитектура новгородской школы более сдержанная, простая по форме, строгая, даже в где-то суровая.

Софийский собор Новгорода XI в.

Ярослав Мудрый начинал княжить в Новгороде. Новгородцы же и посадили его на киевский стол.

В благодарность дал он им в князья любимого сына Владимира, а когда тот по отцовскому приказу разбил волжских булгар и захватил обильную добычу, Ярослав не поскупился: всю добычу оставил Новгороду.

И решили новгородцы возвести у себя каменный храм не хуже Киевского.

София в Новгороде получилась своя, особенная. Будто и похожа она на Киевскую, но к чему ни присмотрись, все иначе. Нет киевской изысканности: там стены храма казались только легкой хрупкой оболочкой - тонкий кирпич-плинфа не давал почувствовать толщину стены. Здесь в кладку включены громадные валуны с неотесанными круглящимися боками.

Розовая от добавки битого кирпича штукатурка не сглаживает полностью поверхности фасадов. Мастера специально подрезали ее так, чтобы выступал контур каждого камня. Строже и сдержаннее стало пространство собора.

Взамен утонченности - мощь, взамен сложности - простота, взамен изобилия форм - скупость и лаконичность.

Не любят щегольства новгородцы - суров их северный край, суровы и здешние люди, таким же быть и их главному храму.

Как символ великого города, встала над Волховом София, и обрадованные горожане сложили поговорку: "Где святая София - тут и Новгород".

Владимиро-суздальские храмы и постройки - легкие, изящные, устремлённые ввысь, украшены словно кружевом каменной резьбой.

Золотые ворота - выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Вероятнее всего, Золотые ворота были построены княжескими мастерами. Об этом, в частности, свидетельствует княжеский знак, оставленный строителем на одном из белокаменных блоков. Во время правления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел семь входных ворот (кроме Золотых, это Медные, Иринины или же Оринины, Серебряные, Ивановские, Торговые и Волжские). До наших дней дошли лишь Золотые ворота. Это были самые парадные ворота города в XII-XIII веках. Ипатьевская летопись сообщает, что князь их золотом «учини», имея в виду, что они были покрыты листами золоченой меди, ярко блестевшей на солнце и поражавшей воображение современников. Вплотную к воротам с севера и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами с наружной стороны. Через рвы от ворот проходил мост, выводивший за город. Высота арки достигала 14 метров. Массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, примыкали к арочной перемычке, сохраняющейся и ныне. По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой площадкой. По мнению некоторых исследователей, владимирские Золотые ворота не имели аналогов в средневековой Европе. Архитектура европейского средневековья знала лишь чисто крепостные башенные сооружения, в то время как Золотые ворота во Владимире помимо оборонительных функций, выполняли роль парадного въезда в город и служили религиозному назначению - в них находилась действующая Ризположенская церковь.

Дмитриевский собор (1193-1197 гг.) был центральным зданием не сохранившегося до наших дней ансамбля дворца князя Всеволода Большое Гнездо, располагавшегося на высокой южной кромке городского холма. Первоначально собор опоясывали галереи, а к углам примыкали пристройки в виде башен с лестницей для входа на хоры и переходы к дворцу. Скульптурное убранство, собора создано владимирскими резчиками, использовавшими в качестве образцов многообразные произведения русского и зарубежного прикладного искусства. В резьбе сказываются две манеры: одна, более плоскостная, говорит о еще живых навыках деревянной резьбы, другая - свидетельствует об овладении новым материалом - камнем и об умении создавать высокий округлый рельеф. Сюжеты: фигура библейского царя Давида, Вокруг размещены изображения зверей и чудищ, всадников и птиц, причудливых трав и цветов; среди них очень мало изображений церковного характера ; скульптурный портрет строителя собора - князя Всеволода с сыновьями ,на южном фасаде центральное место занимает рельеф, изображающий легенду о вознесении Александра Македонского, - сюжет, связанный с обожествлением царской власти. Дмитриевский собор с необычайной силой воплощает мысль о величии владимирского князя и его земли.

Иконопись, мозаика, фреска.

Обсуждение результатов работы в рабочих листах.

Вывод: Древнерусское зодчество отличалось разнообразием, красотой. Хотя первые каменные храмы на Руси строили византийцы, очень скоро сложились свои архитектурные школы. Каменное строительство было тесно связано с христианством. С архитектурой были тесно связаны такие виды искусства, как иконопись, мозаика, фреска.

6 Художественные ремёсла.

Группа Родина Игоря подготовила материал о творчестве и мастерстве ремесленников Древней Руси. Слово «творчество» я употребила не случайно. Почему, мы найдём ответ в выступлении ребят. Итак, знакомимся с художественными ремёслами Древней Руси.

Задания:

1) Какие художественные ремёсла были развиты в Древнерусском государстве

2) Что мы можем сказать об уровне развития ремесла

3) словарная работа (соотнести понятие и определения) в рабочих листах.

Отчёт группы.

Древнерусскими мастерами была освоена сложная техника зерни (выделки узоров из мельчайших зерен металла), скани (выделки узоров из тончайшей проволоки), фигурного литья и черни (изготовление черного «фона для узорчатых серебряных пластинок) и перегородчатой эмали.

Уже со времен Киевской Руси черненое серебро стало изюминкой русского ювелирного искусства. Технология чернения состоит в том, что черный сплав, состоящий из традиционных компонентов на основе серебра, вплавляют в углубления основного металла (в частности серебра), чтобы украсить изделие путем достижения в рисунке цветового контраста

Скань (от старославянского глагола «съкати» - сучить, свивать в одну нить несколько прядей), филигрань - вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Скань называют сейчас филигранью Изделия, украшенные ею, напоминают кружево, сплетенное из металла. Изготовление скани - дело настолько тонкое, что выражение "филигранная техника" давно вышло за пределы ювелирного искусства. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Живопись по эмали - финифть (светлый, или блестящий, камень). Термин "финифть" пришел на Русь в X-XII вв. из Византии. Первые наши летописцы писали "финифть" или "финипт".

Финифть требует от художника большого профессионального мастерства. Ее основные особенности заключаются, во-первых, в том, что это миниатюрная живопись (размеры изделий от 1-2 до 15 см). Во-вторых, краски при обжиге несколько изменяют свой первоначальный цвет и интенсивность, и живописец в известной мере работает по воображению. Поэтому используют так называемые опытницы, или палитры, т. е. пластинки, на которых нанесены уже обожженные краски всех цветов с указанием номера и температуры обжига для каждой из них. Пользуясь такой палитрой, художник пишет сначала более тугоплавкими красками и после обжига использует легкоплавкие, так как плавкие краски при более высоких температурах выгорают и теряют цвет. Эмаль, или финифть, как ее называли на Руси, была одной из самых популярных ювелирных техник. Эмали - прозрачные и непрозрачные, глухие - это особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окислами металлов. Рецепт изготовления эмали известен: стекло толкли в порошок, добавляли немного воды. Получившуюся пастообразную массу наносили на металлическое изделие и три-четыре раза обжигали в печи. Эмаль плавилась и прочно соединялась с металлом. Затем ее полировали до блеска. По яркости цветов, игре света древние эмали напоминают мозаику. Различны виды эмалевой техники: выемчатая, оконная, по рельефу, расписная. Одной из самых сложных считалась перегородчатая. На плоскость изделия напаивались тонкие металлические перегородки. Пространство между ними заполнялось эмалью. О мастерстве эмальеров можно судить по тому, что на миниатюрных лицах святых зрачок и глазное яблоко выполнены разным цветом.

Обсуждение заданий.

Вывод.

V Итоги урока

- Благодаря вашей активной и кропотливой работе, на сегодняшнем уроке мы узнали много нового и интересного. В начале урока вы вспоминали, что вам было уже известно о культуре Древней Руси. А теперь подумайте, что нового вы узнали сегодня? (заполнение таблички Знал/ Узнал).Зачитываются несколько вариантов.

- Мы не зря вспоминали развитие культуры средневековой Европы. Давайте сравним уровень развития культуры Древнерусского государства и Европы в средние века.

Вывод: Древнерусское государство по уровню развития культуры не только не уступало странам Европы, а стояло на порядок выше и по уровню грамотности, особенно среди женщин, и по развитию ремесла, и по развитию архитектуры, литературы и художественного творчества.

Оценка работы учащихся на уроке и при подготовке к нему.

VI домашнее задание.

П.7; 1 ) Составить кроссворд по теме «Культура Древней Руси»;

2) В рабочей тетради выполнить задания темы 7.


© 2010-2022