• Преподавателю
  • История
  • План-конспект урока по истории на тему Формирование средневековых городов. Городское ремесло (6 класс)

План-конспект урока по истории на тему Формирование средневековых городов. Городское ремесло (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока 13: Формирование Средневековых городов. Городское ремесло.

Учебник Агибалова Е. В., Донской Г.М. История средних веков 6 класс.

Цели урока:

  1. Выяснить основные причины возникновения и образования городов;

  2. Продолжить формирование умений обучающихся работать с источниками, выявлять причинно-следственные связи и пользоваться понятийным аппаратом;

  3. Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека, умение отстаивать свою точку зрения.

Задачи урока:

  1. Показать, что город - это торгово-ремесленный центр;

  2. Показать роль труда ремесленников и крестьян в возникновении разделения труда между городом и деревней;

  3. Раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов
    с сеньорами;

  4. Создать представление о жизни и быте горожан.

Тип урока: Комбинированный

Форма контроля: Индивидуальный и фронтальный опрос.

Основные понятия и термины: город, ремесло, горожане, мастер, подмастерье, шедевр, цех.

Оборудование: учебник Агибалова Е. В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс, мультимедийная презентация «Формирование средневековых городов».

План урока:

  1. Изменения в общественной жизни;

  2. Возникновение в Европе множества городов;

  3. Борьба городов с сеньорами;

  4. Мастерская городского ремесленника;

  5. Цехи-союзы ремесленников;

  6. Цехи и развитие ремесла.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

    1. Используя текст и иллюстрации, опишите снаряжение рыцаря;

    2. Объясните, почему военное дело было в Средние века основным занятием феодалов;

    3. Сообщение на тему: «Рыцарский замок и его строение»;

    4. Сообщение на тему: «Рыцарские турниры».

3.Изучение нового материала

3.1 Изменения в общественной жизни:

К X-XIвв. в хозяйственной жизни Западной Европы происходят изменения: Стали использоваться колесный плуг, борона, новая упряжь - хомут, конная тяга, что улучшило качество и скорость обработки земли. Значительным изобретением стала ветряная мельница, заменившая физическую силу человека и животных энергией ветра. Также в этот время наблюдается рост урожая, увеличилось поголовье скота. В деревне выделялись умельцы - знатоки ремесла, которое становилось их главным занятием. Развитие хозяйства вело к постепенному отделению профессионального ремесла от земледелия и дальнейшему развитию торговли.

Ремесло - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.

  1. Возникновение в Европе множества городов:

Итак, основной причиной возникновения и роста городов является отделение ремесла от сельского хозяйства.

Города - это центры ремесла и торговли. Возникновение и рост городов - закономерное следствие отделения ремесла от сельского хозяйства.

Города возникали в различных местах:

Возле замков - Гамбург, Страсбург, Регенсбург (окончание «бург» означает «замок»)

Возле монастырей, у резиденции королей - Париж

Недалеко от мест проживания архиепископов и епископов - Кельн, Трир

У речных переправ и бродов - Франкфурт, Оксфорд (окончание «фурт» или «форд» означает «брод»)

Близ удобных гаваней - Марсель, Генуя

На месте древних римских городов - Кельн - бывшая колония Агриппина, Марсель - бывшая Массилия.План-конспект урока по истории на тему Формирование средневековых городов. Городское ремесло (6 класс)







  1. Борьба городов с сеньорами:

Города возникали на земле феодала (короля, феодала, монастыря). Под властью сеньоров оказывалось все городское население.

Права сеньора:

  1. Судил горожан;

  2. В его руках городское управление

  3. Устанавливал пошлины на провоз товаров

  4. Взимал с горожан пошлины, судебные штрафы, оброки ремесленными изделиями, деньгами и товарами;

  5. Владел чеканной монетой.

Горожане стремились освободиться от власти сеньоров. Города, освободившиеся от власти сеньоров, во Франции и в Северной Италии назывались коммунами. Завоевав независимость, горожане создавали самоуправление - выборный городской совет.

Коммуна - город, освободившийся от власти сеньора; независимый город, имеющий собственное самоуправление.

Функции совета:

  1. Ведал судом;

  2. Сбор налогов;

  3. Ведал казной;

  4. Руководил ополчением горожан;

  5. Руководил рынком, ремеслами, строительством;

  6. Надзирал за порядком.

Важным результатом борьбы городов с сеньорами было освобождение горожан от сеньориальной зависимости.

  1. Мастерская городского ремесленника:

Признаки ремесленного производства:

  • мелкое производство;

  • мастер - собственник орудий труда и одновременно работник;

  • ручной труд;

  • производство изделий на заказ и продажу.

Городские ремесленники производили свои изделия в маленьких мастерских, обычно в своем же доме. Чтобы овладеть мастерством, нужно было учиться от двух до восьми лет. Хозяином и главным работником мастерской был мастер.

Мастер - полноправный, самостоятельный ремесленник, владелец собственной мастерской, член цеха.

Подмастерье - средневековый ремесленник, не имевший собственной мастерской, работавший как наемный рабочий у мастера цеха. За свой труд подмастерье получал заработную плату.

Шедевр - образцовое ремесленное изделие, которое должен был изготовить подмастерье, чтобы доказать свое профессиональное мастерство, получить звание мастера.

  1. Цехи - союзы ремесленников:

Ремесленный цех - организация средневековых ремесленников одной специальности.

Цели создания:

  • создание для всех мастеров равных условий в производстве и продаже изделий;

  • ограждение мастеров от соперничества ремесленников из других городов и сельской местности;

  • слежение за качеством;

  • помощь больным и нуждающимся ремесленникам.

Цехи имели уставы: запись норм, определяющих хозяйственную деятельность и жизнь членов цеха.

Цех предписывал продажную цену изделий, заработную плату для подмастерьев, закупал сырье и т.д.

За соблюдением устава следили старшины. Цехи несли сторожевую службу в городе и составляли отряды городского войска. Цех имел герб, знамя.

Работа с источником слайд 18

  1. Цехи и развитие ремесла

Цехи способствовали развитию ремесла: усиливалось разделение труда между цехами, возникали новые ремесленные специальности. С увеличением в городах числа мастеров соперничество между ними усиливалось. Цехи стали препятствовать переходу подмастерьев в мастера. К концу Средних веков цехи стали задерживать рост промышленного производства в городах. Но несмотря, на это возникали новые формы производства. Например, в 14 в. шерстяные, суконные цехи в городах Италии, Англии, Нидерландов фактически превратились в организации богатых предпринимателей и торговцев.

  1. Итоги урока

Рефлексия

Итак, мы с вами познакомились с формированием средневековых городов и городским ремеслом. Ответьте на вопрос: какие факторы повлияли на рост и развитие городов в X-XI вв.

  1. Домашнее задание

Параграф 13, заполнить таблицу



© 2010-2022