Доклад Подготовка к ЕНТ и развитие функциональной грамотности на уроках истории

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Каев П.В. - учитель истории

школы- лицея №23

Тема: «Система подготовки к ЕНТ по истории Казахстана и истории мира в 11-х классах (проблемы и их решения) в контексте работы по развитию функциональной грамотности на уроках истории».

Подготовка к ЕНТ и функциональная грамотность

В настоящее время подготовка к ЕНТ занимает важное место в процессе работа казахстанских педагогов. В настоящее время ЕНТ является важным этапом оценки знаний учащихся в целом, да и результаты ЕНТ напрямую влияют и на оценку качества труда педагогов. К сожалению, в настоящее время подготовка к ЕНТ требует все больших и больших усилий со стороны учащихся. Причем многие из выпускников понимают подготовку к ЕНТ, только лишь как работу с тестами, их отработка, изучение, поиск ответов и заучивание. Тогда как по концепции развития образования в Казахстане выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности. А это и есть основы функциональной грамотности

Функциональная грамотность это способность человека использовать навык чтения и письма в условиях его взаимодействия с обществом (оформить прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с окружающей его средой и максимально быстро адаптироваться и продолжать развиваться.

Какие формы функциональной грамотности существуют

1. Общая грамотность - умение грамотно понимать и отвечать на вопросы 2. Компьютерная грамотность - иметь навыки пользователя персонального компьютера

3. Информационная грамотность - иметь навык поиска и анализа информации 4. Коммуникативная грамотность - умение свободно общаться во вне зависимости от темы разговора

5. Грамотность при овладении иностранными языками - знание иностранных языков

6. Бытовая грамотность - умение ориентироваться в обычной жизни современного человека. 7. Общественно-политическая грамотность - понимать, что происходит в обществе и государстве

Именно развитие этих форм функциональной грамотности и ставится в настоящее время, как одна из главных целей школьного обучения. Какие из этих форм разумно и возможно развивать на уроках истории. В целом все, но к сожалению, в том числе и из-за нехватки часов истории в курсе школьного образования разумно остановиться на нескольких наиболее важных: информационная грамотность, коммуникативная грамотность, бытовая грамотность и общественно-политическая грамотность.

Естественно в нашей школе существует система подготовки к ЕНТ

Документы:

- План

- Программа

- График

- Журнал посещения

- одаренные

- слабоуспевающие

В принципе все эти документы наверное типичны для всех кто готовит к ЕНТ. Важнее в системе подготовки другое:

Главными проблемами выпускников даже хорошо сдавших ЕНТ в процессе дальнейшего обучения являются следующие проблемы:

Во-первых, наблюдения, проведенные среди учащихся, показали, что

многие не обладают культурой чтения, т.е. не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией. Школьные учебники истории либо написаны слишком «научно», без достаточного учета возрастных особенностей обучающихся, либо перегружены фактическим материалом. На чтение домашнего параграфа у многих учащихся уходит до 30-40 мин. И как следствие - снижение интереса к истории как к предмету.

Во-вторых, затруднение вызывает работа с документами и анализ таблиц. Как правило, учащиеся просто озвучивают статистические данные, приводимые в таблицах, не анализируя их, не выделяя причинно- следственные связи.

В-третьих, в большинстве случаев учащиеся, не всегда могут ответить на поставленный вопрос. Обычно не вызывает затруднения вопрос, который звучит так же, как раздел параграфа. Но если вопрос перефразировать, сделать его проблемным, сразу же возникают затруднения. Что в целом и случилось при сдаче ЕНТ в 2013 году. Например, в курсе Истории Казахстана 9 класс, в параграфе

«Общественно-политическая жизнь в 30-е годы» пункт 1- «Сталинский казарменный социализм», пункт 2- «Массовые репрессии интеллигенции».

Если поставить перед учащимися эти вопросы так, как они звучат в

учебнике, проблем не возникнет. Учащиеся перескажут текст учебника. Но

если вопрос изменить, сделать его проблемным, например: По какой причине интеллигенция была подвергнута репрессиям? Как интеллигенция могла повлиять на сложившийся в СССР казарменный социализм? У детей возникают затруднения Не является исключением и ЕНТ, напомню в прошлом году возникло много вопросов по содержанию вопросов ЕНТ, многие из которых были изменены или переформулированы, поэтому квалифицированная подготовка к ЕНТ возможна только при наличии четкой и отработанной системы развития навыков анализа исторических фактов и развития навыков понимания и знания не только отдельных фактов из истории, но и процесса в целом:

Также у большинства выпускников возникли затруднения на ЕНТ 2015 с 25 вопросом. Где учащемуся приходилось анализировать исторический источник и отвечать на вопрос к нему. Каким же образом можно развивать навыки функциональной грамотности в условиях современной тестовой системы оценки знаний.

Уроки в 8-11 классах

Я, работая в 9-11 классах, часто сталкиваюсь с проблемой стимулирования познавательного интереса, эта проблема решаема только активным включением учащихся в процесс урока. При подготовке уроков я стараюсь использовать технологии активного обучения и критического мышления - при использовании модульного планирования.

В состав 1 модуля входят: лекционный теоретический материал, опорная схема или таблица (в идеале интеллект-карта, составленная самими учащимися), отработанная тестовая программа по содержанию модуля.

Дифференцированный зачет разумно проводить не только в виде классического теста ЕНТ, но и в виде логических и усложненных заданий:

- тестом-картой: учащимся предлагается карта с изображением определенных исторических событий и предлагается ответить на вопрос, обычно связанный с размещением тех или иных племен и государств.

-тестом-личностью - необходимо указать на портрет человека, о котором идет речь в вопросе, либо ответить на вопрос где портрет служит подсказкой

- тестом-источником: учащимся предлагается фрагмент из источника, к которому также предложен вопрос

-тестом-рисунком: Обычно рисунок сопровождаю очень кратким вопросом получается что то в виде ребуса.

- тестом-сопоставлением: необходимо сопоставить одно понятие с другим.

- тестом с несколькими правильными ответами.

- тест связанный с диаграммой

- тест связанный с таблицей

Использование подобных технологий стало особенно актуальным в контексте грядущего усложнения ЕНТ.

1) Использование нескольких методик при составлении тестов позволяет не только разнообразить занятие, но и повысить мотивацию учащихся, им становится интересно. Только делать это необходимо не только в 11 классе, а гораздо раньше, к сожалению, бывает так, что к 11 классу многие учащиеся не умеют критически мыслить.

2) Учитывая ежегодное усложнение ЕНТ и возрастание его объема особенно по истории необходимо взаимодействие с учениками - ученики должны уметь сами искать необходимую информацию, а не ждать пока это кто-то сделает за них, поэтому изменение ЕНТ в сторону дальнейшего увеличение количества проблемных и логических заданий объективная необходимость. Этот вопрос также имеет отношение к развитию функциональной компьютерной грамотности. Умения учащихся найти необходимый материал и выполнить творческую работу в виде слайд шоу, интеллект карты, творческого проекта и других форм в дальнейшем оказываются просто не заменимы при подготовке курсовых и научно-исследовательских работ в ВУЗах

Кроме этого, я считаю, что одним из наиболее важных фактов влияющих на качество подготовки к ЕНТ является сам учитель - если дети приходя на каждый урок - не знают каким образом он будет построен и что их ждет в отношении формы и методов урока им вряд ли будет скучно

Пример урока в 8 классе

Урок в 8-ом классе. Тема урока «Ликвидация ханской власти в Казахстане».

Цели: 1) рассмотреть причины и особенности процесса ликвидации ханской власти

2) показать умение учащихся работать с тестом, текстом учебника, анализировать, сравнивать и сопоставлять, выделять главное

3) продолжить формирование коммуникативной компетенции, умение формулировать и доказывать свою мысль

4) воспитать интерес к предмету и коммуникативную культуру

Тип урока: комбинированный (урок- объяснение новой темы с элементами повторения в виде игры)

Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник, раздаточный материал: схемы и задания

Методы: объяснение, дискуссия, игра, работа со схемой, блиц опрос.

Ход урока:

I Организационный момент:

II Модуль актуализации опорных знаний (проводится в виде игры, для которой необходимо заранее разделить класс на 4 команды)

1. Блиц опрос (за правильный ответ дается жетон = 1 баллу):

2. Что? Где? Когда?

3. Знаток

III Модуль перехода к объяснению нового материала

4. Историк: Вы знаете, что признаком мастерства историка является умение работать с историческими источниками

1) После покойного моего отца Абулхаир-хана всевысочайшею государынею моею милостиво я, нижайший, наследником и владетелем частию киргиз-кайсаков утвержден и ко владению ими мне всевысочайшею грамотою ущастивлен. От того времени по означенным прерогативам, пользуясь и оказывая свои усердности, служил верно.

Донесение хана Нурали князю Г. Потемкину о батыре Срыме Датове и его приближенных

Что можно сказать, по этому фрагменту источника о том, кем видел себя сын хана Нуралы для жителей степи

2) Я оным злодеям напоминал, чтоб они унялись и всех забранных россиян возвратили, а иначе подвергнут себя гневу всевысочайшей государыни, но и они не точно принять от меня сей совет, но более из злости ко мне усугубили свои злодеянии.

Донесение хана Нурали князю Г. Потемкину о батыре Срыме Датове и его приближенных

Что можно сказать о отношении казахов к хану Нуралы

3) В таком случае и Вашу светлость прошу по прежней своей милости упросить для меня и целой фамилии по р. Урал по обеим сторонам оной кочевать, где мне угодно будет, по воле всю надежду на вас полагая, в ожидании остаюсь. В протчем, навсегда как Вашей светлости и целой высокой фамилии непременным, усердным и доброжелательным есмь.

Донесение хана Нурали князю Г. Потемкину о батыре Срыме Датове и его приближенных

Свидетельствует ли данный источник о снижении роли ханской власти в Казахстане

4) Зачем произходимыя между нами разнаго рода ссоры и претензии решить не может и чрез то народ наш по таковым своим ссорам и претензиям подвержен быть может чувствительному озлоблению. Итак, мы все, вышеписанныя бии, с подчиненными нам народами просим, дабы повелено было для представления нашего е.и.в. о том, чтоб позволено было нам в ханы произвесть того, кого мы за достойнаго признаем, отправить способных и хороших людей.

Представление старшин Младшего жуза Срыма Датова и др. в Оренбургскую пограничных дел экспедицию с протестом против избрания султана Ерали ханом.

Какие претензии предъявлялись казахами к хану Ералы?

5. Дебаты:

Позиция 1 команды: Ханская власть нужна

Позиция 2 команды: Ханская власть потеряла свое значение

IV Модуль объяснения нового материала

1. Сообщение проблемного задания: Сравните систему управления Младшим и Средним жузом по реформе 1822-1824?

2. Запись в тетрадь: Причины ликвидации ханской власти

Ханская власть препятствие для колонизации края

Падение авторитета ханской власти

Угроза выступления чингизидов против царской власти

- Объяснение учителя

- Постановка задания: Дополните схему. Необходимо указать, кто управлял отдельными звеньями административной системы Казахстана.

IV Модуль закрепления материала - проверка проблемного задания




Методика развития функционального мышления

Технология 6 шляп

Проведение уроков в 11 классе

Какие технологии активного обучения могут быть использованы

Обращаю внимание на то, что закрепление материала может проводиться различными способами - но все это должно сочетаться с обязательной отработкой тестовых книжек и отдельных тестовых программ

Способы запоминания

- кластер

- опорная схема

- интеллектуальная карта

- рисуночная запись

Способы закрепления (учитель модератор)

Лидер группы (экспертный совет)

- Технология 6 шляп - метод групповой дискуссии

- Экспертный совет

- дидактическая игра

- Инверсия (перестановка слов в вопросе)

- Морфологический анализ информационной связи

- Метод сравнения фокальных объектов

- Метод эвристических вопросов (кто? (субъект), что?(объект), зачем? (цель), где? (место), чем? (средства), как? (метод), когда? (время))

- Мозговой штурм ( Мозговая атака)

- Работа с источником

- Работа с картой

- Метод замены

Мотивационный аспект

- Раздел - игровой урок повторения материала (тренинг)

Способы рефлексии

  • Анкета

Доклад Подготовка к ЕНТ и развитие функциональной грамотности на уроках истории

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности

1. «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

2. Использование различных изображений:

«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

3. «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

3. « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

4. Эмоционально-художественное оформление.

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

5. «Лучики солнышка» . Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и прикрепляют лучики (солнышко улыбается, без эмоций, грустит)

7. «Острова»
Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.

8. «Термометр». Учащимся предлагается нарисовать на полях шкалу от -12 до +12 и отметить свое эмоциональное состояние в начале и конце урока. Общее эмоциональное состояние можно узнать, попросив поднять руки тех учащихся у кого ниже 0, выше 0, равна -12, +12 или 0.

9. Индекса удовлетворенности ученика уроком. За 3-5 мин до конца урока каждый ученик отмечает то состояние, которое он испытывает на уроке. Рефлексия деятельности

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.

- Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? - вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. Предлагаем некоторые приёмы, используемые нами в практике для реализации данного вида рефлексии.

  1. Рефлексивный ринг

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал… Я научился…

Меня удивило… У меня получилось…

Было трудно… Я смог ….

Я понял, что… Я попробую…

Я теперь могу…. Меня удивило…

Мне захотелось…. Было интересно…

  1. Рефлексия "Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

  1. Рефлексия "Плюс - минус - интересно".

Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

5. Оценочная лесенка

Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

6. «Бассейн»: на доске или листе ватмана рисуется бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы (утонул в непонимании сразу, захлебнулся на середине дистанции, доплыл с уверенностью до финиша, установил личный рекорд и др.). Участники отождествляют себя с одним из пловцов, ставя возле него условный знак

7. На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

8. «Мишень»Доклад Подготовка к ЕНТ и развитие функциональной грамотности на уроках истории

9. " Пятерочка " или «Пять пальцев»

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец - это какая - то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Участники рисуют свою руку на листе бумаги, обводя контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются на выставку и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.

«Мысль» - мизинец (какие знания я приобрел)

«Близка ли цель» - безымянный (что сегодня я сделал для достижения цели)

«Состояние духа» - средний (каким было мое настроение, от чего зависело)

«Услуга» - указательный (чем я мог помочь другим)

«Бодрость тела» - большой (как я физически себя чувствовал)

10. «10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

"Я" 0________10

"Мы" 0________10

"Дело" 0________10


© 2010-2022