Технологическая карта урока по темеСоздание Российского государства

Технологическая карта урока по теме "Создание Российского государства" 6 класс составлена на основе работы по учебнику Данилова Д.Д., СизовойЕ.В., Кузнецова А.В. История России с древнейших времен до начала XVII века. М, «Балас», 2013. В ходе урока используется учебный диск: 1С Российская и всеобщая история, 6 кл.; а также задания в Рабочей тетради к данному учебнику
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Создание Российского государства

Цели:

  1. Картина мира в фактах и понятиях: Сформировать представление о деятельности Ивана III. Закрепить умение использовать исторические термины и понятия: государственная раздробленность, республика, вече, централизованное государство.

  2. Историческое мышление: Выделить причины, позволившие Ивану III сбросить монгольское иго. Выяснить исторические мотивы, определившие деятельность Ивана III.

  3. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение: Создать условия для осознания роли «стояния на Угре» в Российской истории, чувств и мыслей русских людей того времени.

Обязательный минимум содержания: Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы.

Ход урока


Формулировка проблемы

- Обратите внимание на ленту времени перед параграфом (стр. 224) О каком периоде Российской истории мы будем говорить сегодня?

- Сколько времени прошло с начала монгольского ига?

- Освобождение Руси от Орды связано с именем Ивана III.

Давайте обратимся к историческим источникам и послушаем, что они говорят об этом правителе.

- Конец 15 - начало 16 века

- более 200 лет

Слушают материал диска,

Определяют противоречие:

1 док. Иван III борется за свободу Руси

2 док. Лишает свободы жителей Новгорода

выясняют проблему урока: «Почему, борясь за свободу Руси от Орды, Иван III лишает свободы жителей отдельных русских земель?»

На доске: тема урока


Материал диска Российская и всеобщая история 6 класс. 1С: Образование.

Запись проблемы в РТ

Гипотезы

Какие у вас будут гипотезы по решению проблемы?

Что могло не устраивать московского князя в других русских землях?

Выдвигают версии

Запись версий на доске

Актуализация знаний

  1. Давайте вспомним ключевые даты, связанные с изучаемым периодом

  2. Какие события определили возвышение и усиление Москвы во времена Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Василия Темного

  1. Какая главная цель была у всех жителей Руси?

  2. Что нам необходимо узнать, чтобы решить проблему урока?

Работа с заданием по диску (карточки)

Задание № 1 в РТ урок 59 (выполняется в парах на необходимом уровне) 2 минуты

Обсуждение (карточки)

- Свержение ненавистного монгольского ига

- Какие изменения в Московском государстве позволят освободиться от монгольской зависимости.

Составление плана урока

Составляем план урока:

  1. Причины сложных отношений Ивана III с Новгородом

  2. Как удалось сбросить монгольское иго?

  3. За что Ивана III прозвали Великим?

Запись плана на доске

Поиск решения проблемы.

1. Причины сложных отношений Ивана III с Новгородом

- Скажите, почему Новгород можно было назвать вольным городом? Было ли так на самом деле?

- Раньше московских князей устраивали сложившиеся отношения с Новгородом. Что же изменилось?

Давайте рассмотрим ситуацию с разных сторон:

Задание №4 в РТ по вариантам

  1. Новгородские бояре - подбирают аргументы для осуждения Ивана III за уничтожение Новгородской республики



  1. Московские бояре - оправдывают действия Ивана III


Обратимся к карте на форзаце 2 учебника. Как изменилась территория Московского княжества после присоединения Н?

Какой вывод по решению проблемы мы можем сделать?

2. Как удалось сбросить монгольское иго?

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике стр. 228.

- Какое событие изображено?

- Какова реакция присутствующих на действия Ивана III?

- Как вы думаете, что могли в этот момент послы сказать князю?

Посмотрим, что произошло дальше…

Учебник п.2 РТ Задание 5 Составить цепочку событий, позволивших Руси добиться независимости.

5 минут


- Что означает «Стояние на Угре», когда оно произошло

Какой вывод по решению проблемы мы можем сделать?

3. За что Ивана III прозвали Великим?

Подумайте, за что Иван III мог получить такое прозвание? Прочитайте пункт 3. Обсудите в парах и запишите в обычной тетради в виде схемы. 5 минут. (Задание может быть предложено на дом)

/При наличии времени - 5 минут - Слушается 3-й сюжет диска вместо работы с текстом/

- Смог ли Иван Ш завершить процесс объединения Руси?

Характеризуют особенности управления в Новгороде (вечевая боярская республика)

Выполнение задания в РТ в группах по 4 человека. Представление результатов работы групп:

1. 1. Позарился на богатства Новгорода

2. Несправедливо обвинил Н в предательстве православия

3. Распустил вече в Н, лишил самостоятельности.

4. Действовал жестоко.

2. 1. Выступал за возрождение единства и могущества Руси

2. Новгородскими вольностями пользовались только бояре

3. Новгород предал православие, присягнув польскому королю

4. Новгородцы сами нарушили договор с М.

Самооценка в группах

Присоединение Н в 2 раза умножило силы московского князя.

- Иван III разрывает ханскую грамоту об уплате дани. Русские люди готовы защитить князя, а послы хана в недоумении и очень злы.

- что хан придет с войском и покарает Москву.

Учебник п.2 РТ Задание 5 Выполнение задания в парах 5 минут.

- Подчинение Новгорода -----

- Прекращение уплаты дани----

- Стояние на Угре-----

- Освобождение от зависимости.

Обсуждение

- 1480 г. Окончание зависимости русских земель от ЗО

Добиться освобождения можно было, только объединив все земли

Иван Ш

  1. Подчинил земли (Новгород, Тверь, Вятские земли, Верхнеокские кн, Северские земли

  2. Падение ига, «стояние на Угре»

  3. Женитьба на Софье Палеолог.

- Нет, его дело завершил сын - Василий Ш








Запись на лоске и в РТ





Запись вывода в РТ и на доске.


Применение нового знания

Вывод

Какой общий ответ на проблему урока мы можем дать?

Иван Ш подчинил русские земли с целью создания единого сильного государства

Самооценка работы на уроке

Запись на доске

Д/З

Для созданного государства придется выстраивать систему управления, принимать законы. Кто и как принимал решения, каким стало новое государство - об этом вы прочитаете в § 23 по § 22 РТ ур 59 № 3 карта

Записать на доске:

§ 23 - прочитать

§ 22 РТ УР 59 № 3



© 2010-2022