• Преподавателю
  • История
  • Урок истории Беларуси ФРАНЦИСК СКОРИНА – ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЙ И БЕЛОРУССКИЙ ГУМАНИСТ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Урок истории Беларуси ФРАНЦИСК СКОРИНА – ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЙ И БЕЛОРУССКИЙ ГУМАНИСТ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №5 г.Новополоцка»









ФРАНЦИСК СКОРИНА - ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЙ И БЕЛОРУССКИЙ ГУМАНИСТ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ




УРОК ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ В 7 КЛАССЕ









Разработала и провела:

Сугакова А.Ч.,

учитель истории и обществоведения

I квалификационной категории











2016

Тема урока: Франциск Скорина - восточнославянский и белорусский гуманист и просветитель.
Цель урока: предполагается, что в конце урока учащиеся смогут доказать, что Франциск Скорина является не только восточнославянским и белорусским первопечатником, но также гуманистом и просветителем.

Задачи:

  • обеспечить усвоение системы знаний о взглядах и деятельности Франциска Скорины как первопечатника, гуманиста, просветителя.

  • содействовать развитию умений самостоятельной работы с учебным материалом и систематизации знаний, развитию аналитических умений;

  • создать условия для воспитания патриотических чувств учащихся и уважительного отношения к гуманистическим ценностям.

Тип урока: урок изучения новых знаний.


Оборудование:

  • учебное пособие "История Беларуси" 7 класс;

  • раздаточный материал с заданиями;

  • видеоматериалы (видеофильм «Франциск Скорина», физкульминутка, виртуальная экскурсия «По местам Франциска Скорины»);

  • портрет Ф. Скорины;

  • цитаты из предисловий и послесловий Франциска Скорины.














Ход урока


1 этап. Мотивационно-целевой этап (до 3 минут)

Учитель. Хочу предложить вам строку слов: Древняя Греция, человек, личность, Древний Рим, светский характер культуры, античность, расцвет искусства, гуманизм, Италия, развитие научных знаний.

Каким общим понятием можно объединить эти сроки?


Предполагаемый ответ. Культура Возрождения.


Учитель. Ярким представителем эпохи Возрождения на Беларуси был Франциск Скорина, который посвятил свою жизнь книгоиздательской деятельности. И этот факт известен всем. Но можем ли мы назвать нашего соотечественника Франциска Скорину гуманистом и просветителем?

2 этап. Этап актуализации субъективного опыта учащихся (до 7 минут)


Учитель. Из предложенных на слайде черт культуры Возрождения выберите те, которые были характерными для белорусского Возрождения.
- поиск путей совершенствования общества;
- представление о человеке как высшую ценность;
- меценатство;
- развитие литературы и искусства;
- развитие книгопечатания;
- стремление к внутреннему самосовершенствованию;
- формирование светской культуры;
- тесная связь с европейской культурой;
- центрами культуры становятся дворцы магнатов;
- эпоха Возрождения совпала с реформационной движением.


Предполагаемый ответ. Все эти черты характерны для белорусского Возрождения.


Учитель. Что отличало белорусский Ренессанс от европейского?

Предполагаемый ответ.

  • Ренессанс на белорусских землях начался позже, чем в Европе, напоминал "Северный Ренессанс".

  • Инициаторами белорусского Возрождения стали магнаты, которые старались оставить после себя хорошую память.

  • Магнаты выводили свою родословную с древних времен, стремясь доказать древность происхождения.

  • Распространение "сарматского портрета" в искусстве, сочетание готики и Ренессанса в архитектуре, центрами культуры становятся дворцы магнатов.


Учитель. Что мы должны знать о Франциске Скорине, чтобы ответить на вопрос: "Можем ли мы назвать нашего соотечественника Франциска Скорину просветителем и гуманистом?".

Предполагаемый ответ. Мы должны знать, чем занимался Франциск Скорина, о чем думал, какие имел взгляды на общественную жизнь.

Учитель. Как мы должны действовать? Давайте разработаем алгоритм наших дальнейших действий. Предлагайте варианты.


Предполагаемый ответ. Мы должны:
1. Узнать о деятельности Франциска Скорины.
2. Выяснить суть его взглядов и мыслей.
3. Сравнить деятельность и взгляды европейских гуманистов с деятельностью и взглядами Франциска Скорины.
4. Проанализировать полученные результаты и сделать вывод о заслугах Франциска Скорины.


3 этап. Операционно-познавательный этап (до 21 минут)


Учитель. Работаем в соответствии с составленным алгоритмом. Следующая наша работа будет осуществляться с помощью текста учебника. Вам необходимо прочитать первый пункт параграфа 27 и выполнить задание «Деятельность Ф.Скорины» (работа в парах).
Учитель. Представляем результаты своей работы.

Заносим результат в таблицу.

Учитель. Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о нашем земляке. Попробуйте найти ошибку в нашем задании с помощью этого видеосюжета.

Просмотр фильма.

Предполагаемый ответ: задание выполнено верно, ошибок нет.

Учитель: Молодцы! Таким образом, мы закрепили материал о жизненном пути и издательской деятельности Ф.Скорины. Ещё раз подтвердили, что наш земляк Ф.Скорина был первопечатником. Но цель урока мы ещё не достигли. Сейчас нам необходимо доказать, что Ф.Скорина являлся просветителем и гуманистом. В этом нам помогут Кира и Кирилл. Они получили задание, подготовить «Историческое интервью». Наша с вами задача: внимательно слушать и смотреть «интервью» и пытаться найти доказательства того, что Ф.Скорина являлся просветителем и гуманистом (Приложение №1)

Предполагаемый ответ. Ф. Скорина являлся просветителем, т.к. Дал народу печатную книгу, сделал её более доступной, понятной, интересной. В этом же заключается и гуманизм Ф.Скорины.

Учитель. Спасибо, ребята. Для того, что бы доказать, что Ф.Скорина являлся гуманистом, я предлагаю вам вспомнить взгляды европейских гуманистов и взгляды Ф.Скорины. Подчеркните те пункты, которые на ваш взгляд совпадают с деятельностью и взглядами Франциска Скорины.


Взгляды и деятельность европейских гуманистов

Учитель. Давайте сделаем вывод: "Можем ли мы назвать нашего соотечественника Франциска Скорину европейским гуманистом?".


Предполагаемый ответ. Да, мы можем называть Скорину европейским гуманистом, потому что его взгляды совпадают с взглядами европейских гуманистов. Его работа и деятельность - пример служения обществу и Отечеству, пример собственного совершенствования и развития.


Учитель. Да, разноплановость профессиональных интересов Скорины, его интерес к различным сторонам жизни ставит нашего соотечественника в один ряд с европейскими гуманистами и делает его яркой личностью отечественной истории.
Однако, может кто-то заметил противоречие? Какой пункт взглядов европейских гуманистов совсем отсутствует и не поддерживается Скориной?

Предполагаемый ответ: Отсутствует критика церкви. И даже, наоборот, Скорина печатает религиозные тексты. Он хорошо понимает, что тексты Библии служили для тогдашних жителей ВКЛ наиболее известной и популярным источником знаний.

Учитель: А как вы думаете, какое слово на доске написано, но закрыто? Как ещё можно охарактеризовать Ф.Скорину?

Предполагаемый ответ: Патриот

Учитель: Молодцы. Наш земляк был истинным патриотом. Я уверена, что вы тоже истинные патриоты. А это не только - любовь к Родине, но и знание её истории, традиций, труд на благо Родины. В вашем классе есть экскурсоводы. Они подготовили для вас небольшую экскурсию «По местам Ф. Скорины»

Просмотр виртуальной экскурсии.

А сейчас вернёмся на землю. Надеюсь, личность нашего знаменитого земляка вас заинтересовала. Яна подготовила для вас выставку. Слово Яне (представление выставки).

5 этап. Этап первоначальной проверки знаний (до 5 минут)

Игра «Кубик знаний и впечатлений»

6. Комментарий домашнего задания, выставление оценок (2 минуты)
Учитель. Я предлагаю вам творческое домашнее задание. Создайте кроссворд по теме урока. Восстановите в памяти полученные знания при помощи § 27 и таблиц, созданных на уроке.


7. Рефлексия (до 3 минут)

«Возьми смайлик»

Приложение №1

Материалы для исторического интервью

1. Доброе утро всем. В эфире актуальное интервью. И как всегда в нашей передаче невозможное - возможно. Встречайте нашего гостя - Франциска из славного города Полоцка. Здравствуйте.

2. Доброе утро всем.

1. Уважаемый Франциск. Ваше имя известно всей Европе. Вы вошли в историю как последователь Иоанна Гуттенберга, как восточнославянский и белорусский первопечатник. Вас называют титаном белорусского Возрождения. Позвольте задать Вам несколько вопросов.

2. Да, конечно. Слушаю вас внимательно.

1. Всю свою жизнь Вы посвятили издательству библейских текстов. С чем это связано?

2. Всё очень просто. Все мы, люди средневековья, - люди верующие. Библия для нас - основной источник знаний. Благодаря Библии можно изучить не только Закон Божий, но и научиться грамоте, получить сведения по истории, географии.

1. Но ведь Библия написана на малопонятном простому народу церковнославянском языке.

2. Позвольте. При издательстве своих книг я постарался решить эту проблему: ввёл в канонические тексты элементы разговорного языка.

1. Считается, что изданные Вами книги являются важнейшими источниками знаний. Подскажите нашим слушателям, что можно почитать, чтобы узнать больше, скажем по астрономии?

2. Рекомендую «Малую подорожную книжицу». Здесь я разместил сведения по астрономии, календари, белорусские названия месяцев года, представил знаки Зодиака. А вот музыке вы можете научиться по «Певницах», арифметике - по книгах Моисеевых, геометрии и астрономии - по книге Иисуса Навина.

1. Вы знаете, современная молодёжь предпочитает книги с иллюстрациями. Да и книги средневековья, насколько мне известно, слишком большие по размерам. Это не совсем удобно.

2. Осмелюсь с вами поспорить. Во-первых, в моих книгах много гравюр и других иллюстраций. Что касается размеров книг, то их я постарался сделать более миниатюрными. Кстати, для вашего удобства, читатели, при наборе текста я использую промежутки между отдельными словами, разделяю тексты на абзацы.

1. Очень интересно. Уважаемый Франциск, позвольте последний вопрос. В одной из Ваших книг мы можем видеть вот такую гравюру. Учёные на протяжении столетий пытаются разгадать смысл символов, изображённых на ней. Помогите нам, пожалуйста.

2. С удовольствием.

В центре гравюры - мой портрет. Это мой кабинет, где много книг и научных принадлежностей. Комната украшена гирляндами из дубовых листьев. Они символизируют силу духа и решимость, а также напоминают о моих родных местах с их древними священными дубравами. В кабинете имеется 2 скульптурных льва. У ног каждого - три шара, символами трех христианских добродетелей: веры, надежды, любви. В лапах львы держат щиты со знаками, в которых зашифрованы изображения лекарских весов и печатного станка - свидетельства основных моих занятий. Вместе с тем левый знак можно объяснить как слово Бог, а в правом увидеть символ государственной власти - корону. Таким образом, на портрете я изобразил свой девиз - служить Богу и своей стране.

Ниже щита с короной, напоминая о скоротечности жизни, стоят водяные часы - клепсидра. Над книгами висит астролябия, необходимая при занятиях астрономией и астрологией. Погасшая свеча - аллегория тщетности земного бытия, однако спор с ней ведет пчела - воплощение таланта, жертвенности и трудолюбия, благодаря которым жизнь человека продолжается в памяти потомков.

Переведя взгляд в противоположный, нижний угол портрета, увидим корзинки для лекарственных растений, которые используются в медицинской практике. Ведь медицина - это одно из любимейших моих занятий.

Столик застелен салфеткой с вышитым гербовым щитом, где изображены солнце и луна в состоянии затмения. В этом знаке скрыто много смыслов.

В нем - столкновения дня и ночи, смена прежних религий на христианство, переход от Средневековья к Ренессансу.

В широким смысле мой издательский знак означает победу света над мраком, знаний над невежеством, жизни над смертью.

1. Доктор Скорина, спасибо за содержательную беседу. Я думаю, что на этом нам стоит остановиться. Ведь после такого объёма информации есть над чем подумать.

Литература и источники:

1. История Беларуси: вторая половина XIII - первая половина XVI в.: учеб. пособие для 7-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Г. В. Штыхов, Ю. Н. Бохан, М. А. Краснова; под ред. Ю. Н. Бохана. - Минск: Нар. асвета, 2009. - 159 с. : ил.

2. aacenka.by/?p=8768

3. history.rogachevoo.gov.by

4.urokivyazaniya.ru/qWo5_6GDNNY/videoentsiklopediya_-_frantsisk_skorina.html







© 2010-2022