- Преподавателю
- История
- Поурочный план урока по истории на тему Иван III - государь всея Руси (6 класс)
Поурочный план урока по истории на тему Иван III - государь всея Руси (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Борисова М.Е. |
Дата | 26.08.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока истории
Тема урока: §22 «Иван III- государь всея Руси»
Цель урока: раскрыть значимость внутренней и внешней политики Ивана III, способствующих формированию его как государя всея Руси.
Класс: 5
Задачи урока:1) актуализировать знания учащихся об основных направлениях внутренней и внешней политики Ивана III, познакомить с оценками историков личности Ивана III;
2) развивать навыки работы с информацией разного вида (интернетом, источниками, учебником), умение анализировать факты, события, давать им оценку, сравнивать и делать обобщающие выводы;
3) воспитывать критическое мышление, самостоятельность суждений.
Предметные:
1) актуализировать знания учащихся об основных направлениях внутренней и внешней политики Ивана III, познакомить с оценками историков личности Ивана III;
2) развивать навыки работы с информацией разного вида (интернетом, источниками, учебником), умение анализировать факты, события, давать им оценку, сравнивать и делать обобщающие выводы;
3) воспитывать критическое мышление, самостоятельность суждений.
Метапредметные:
-
Способствовать формированию умения работать с графической информацией, составлять план, проявлению и развитию индивидуальных, творческих особенностей, самостоятельной поисковой деятельности, представление творческих работ; развитие мышления и умения анализировать; развивать интерес к предмету; воспитать внимательность и аккуратность.
Личностные:
- развивать коммуникационные способности учеников, умение слушать и вступать в диалог;
- формировать национальную гордость, патриотические чувства учащихся; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
Регулятивные:
- способствовать развитию у учащихся умения планировать свою работу;
- оценивать работу товарищей и свою;
- повысить познавательный интерес к предмету;
- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления; развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: частично-поисковый
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, беседа
Используемые педагогические технологии: развивающее обучение.
Оборудование: 1.Карта «Образование централизованного государства». 2.Таблица «Образование единого Русского государства». 3.Проектор.4. презентация 5.Запись на доске.
Организует внимание, готовность к уроку.
Обсуждение эпиграфа: «Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, ещё сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным отечеством». Н.М. Карамзин.
Знакомит с планом и целью урока.
Учащиеся готовятся к уроку.
Обсуждается мнение Карамзина об Иване III.
словесный
Психологическая готовность к уроку
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам
2. Актуализация знаний
5
Опираясь на текст изученных параграфов учитель задает вопросы:
- Давайте вспомним, какое детство было у Ивана III? Каково было положение Руси в начале его правления?
Ученики
опираясь на знание из предыдущего урока отвечают на вопросы
Фронтальный опрос
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль деятельности учащихся. Личностные: анализ усвоенного материала.
3.
Переход к изучению новой темы.
5
Учитель информирует и рассказывает учащимся о детстве Ивана
- Василий II понимал все опасности конкурентной борьбы за власть в Московском княжестве.
Поэтому он провозглашает своего восьмилетнего сына Ивана великим князем и соправителем отца.
Вскоре Иван начинает выполнять важные военные и политические поручения. 12-летний Иван уже возглавляет военный поход.
Проблемный вопрос:
Каким был в детстве Иван III?
Каким стал Иван III после смерти отца?
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы опираясь на информацию слайда
Фронтальная
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
4.
Изучение новой темы
5
Вопросы урока:
- Каковы были первые деяния Ивана III?
-Как происходило присоединение Новгорода к Москве?
- В каком году и где происходило сражение новгородских войск и передового отряда Ивана III?
- Чем закончилось сражение?
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника: прочитав п.1, 2, §22 учебника, выяснить, какие изменения произошли в Руси в годы правления Ивана III.
Слушают учителя.
Записывают в тетрадь вопросы урока. По выбору учителя формулируют ответ на заданный проблемный вопрос
Фронтальная
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
5. Усвоение новых знаний
5
2. Беседа по прочитанному :
- Как произошла борьба Руси с Ордой?
- Чем закончилась борьба Руси?
- Почему Ивана III дали прозвище «государь всея Руси»?
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника: прочитав п.3, 4, §22 учебника, выяснить, какие изменения произошли в борьбе Руси с Ордой и чем она закончилась.
Обсуждают прочитанное. Отвечают,
предлагают ответы на вопросы.
Записывают в тетради
индивидуальная, наглядно иллюстративный
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучен-ной темы.
Анализировать текст учебника, извлекать необходимую информацию
Регулятивные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание письменно.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-познавательной цели; логическое формулирование проблемы.
6. Физкультминутка
1
Давайте немного передохнем.
Поднимает руки класс - это «раз».
Повернулась голова - это «два».
Руки вниз, вперед смотри - это «три».
Руки в стороны по шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать - это «пять
Всем ребятам надо сесть - это «шесть».
Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
7.
Изучение новой темы
8
Рассказ учителя о состоянии на Угре.
- Иван III выдвинул своё войско навстречу врагу. Ахмат привел ордынских воинов к реке Угре. На противоположном берегу встало русское войско, не давая ордынцам переправиться через реку и идти на Москву. Несколько месяцев стояли войска на Угре друг напротив друга.
В это время союзник Ивана III крымский хан Менгли-Гирей напал на земли Польско-Литовского государства, из-за чего его глава король Казимир IV не смог оказать хану Ахмату обещанную помощь. Кроме того, отряды русских, посланные Иваном III по Волге, напали на территорию Большой Орды и разорили ее столицу Сарай.
К концу октября река начала замерзать и враг легко мог вскоре перейти на другой берег. Великий князь приказал отвести русские войска с открытого поля к Боровску, где в зимних условиях оборонительная позиция была более выгодной.
К концу октября река начала замерзать, и враг легко мог вскоре перейти на другой берег. Великий князь приказал отвести русские войска с открытого поля к Боровску, где в зимних условиях оборонительная позиция была более выгодной.
Так окончилось на Руси иго Золотой Орды, длившееся почти 250 лет.
Слушают учителя.
Записывают в тетрадь основные понятия и даты.
Фронтальная, наглядно иллюстративный
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучен-ной темы.
Анализировать и осмысливать материал, извлекать необходимую информацию
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
8.
Работа на карте.
5
Вопросы учителя:
-В годы правления Ивана III по карте покажите, какие земли были присоединены Руси?
Ученики по выбору учителя выходят и показывают, находят географические объекты на карте, отвечают на вопросы, делают заметки в тетради
Фронтальная
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Познавательные: умение осознанно найти и показать на карте ответы на вопросы
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: умение вступать в диалог.
9.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
5
Учитель выявляет качество и уровень усвоения знаний, устанавливает причины выявленных ошибок.
- На основе материала данного параграфа пользуясь геогр. картой, заполните таблицу «Образование единого Русского государства», показывая слайд, объясняет.
Учащиеся выполняют и анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность работы.
Фронтальная
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
Личностные: формирование позитивной самооценки
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
10.
Самостоятельная работа учащихся
4
Вопрос учителя:
- Запишите в тетради даты исторических событий во время правления Ивана III:
-
1462 г. - вступил на престол Иван III
-
14 июля 1471 г. - сражение новгородского войска
и отряда Ивана III на р. Шелони
3. В январе1478 г. - Иван III торжественно въехал в
Новгород
4. 8 октября 1480 г. - победа Руси в сражении против ордынского ига
5. 1485 г. - присоединение Твери к Руси
6. 1488 г. - провозглашение Ивана III «Государем всея Руси»
7. 1510 г. - присоединение Пскова к Руси
8. 1521 г. - присоединение Рязани к Руси
Учащиеся в тетради записывают хронологию исторических событий.
Фронтальная
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
11. Подведение итогов урока.
2
Подводит итоги работы. Обсуждение вопросов:
-
Кого называют «Государем всея Руси»?
-
Каково было положение Руси в начале правления Ивана III?
-
Как происходило присоединение Новгорода к Москве?
-
Чем закончилась борьба Руси с Ордой? Сколько лет продолжалась?
-
Почему эти события считались важнейшим в деле объединения Руси?
Учащиеся отвечают на вопросы и участвуют в беседе с учителем
Объявление оценок
Дать оценку работы учащихся
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
12. Информация о домашнем задании
1
§ 22 прочитать «Архивы истории» в учебнике по стр. 171 и ответить на вопросы (1-3)
Учащиеся записывают в дневники задание.
Словесный
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения дом. задания