План-конспект урока по истории на тему: Природа и люди древней Индии

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Природа и люди Древней Индии.

Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подхода

Тип урока: урок-квест

Цель урока:

-Познакомить обучающихся с новой страной - Индией, ее географическим положением, природными особенностями, верованиями и занятиями населения Индии.

Задачи урока:

  • формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и понятиями

  • развитие картографических умений, восприятия, внимания, расширение кругозора; продолжить работу по формированию умения работать с историческим источником и учебником

  • воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства, прививать толерантность

Форма организации деятельности:

  • фронтальная,

  • индивидуальная

  • работа в парах

Структура урока

  1. Организационный этап.

  2. Постановка целей, задач, мотивация учебной деятельности уч-ся. 3. Актуализация опорных знаний.

  3. Создание проблемной ситуации.

  4. Изучение нового материала

-географическое положение Древней Индии;

-природные особенности Индии;

-занятия населения Древней Индии

-религиозные верования индийцев.

7. Динамическая пауза.

8.Первичное применение новых знаний.

9.Итог урока. Рефлексия.

10. Домашнее задание

Оборудование

  • учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2015г;

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • презентация;

  • план работы для каждой парты;

  • раздаточный материал для каждого ученика для игры «Испорченный документ»

  • разноцветные фигурки для рефлексии

Методы

  • словесный,

  • наглядный,

  • практический

Межпредметные связи:

Опора на знания по Окружающему миру (4 класс)

Планируемые результаты

Предметные:

  • познакомить учащихся с географическим положением древней Индии;

  • выяснить каковы природные особенности древней Индии;

  • определить основные занятия населения древней Индии;

  • определить религиозные верования индийцев;

  • подвести учащихся к пониманию ответа на проблемный вопрос: «Почему Древние греки называли Индию "страна чудес"?;

Метапредметные

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

  • развивать умение работать в группах;

  • развивать умение работать с текстом;

  • развивать сообразительность, мышление, внимание, память.

  • развивать умения и навыки работы с историческими источниками, картой, хронологией, понятиями;

  • способствовать развитию умений делать выводы, сравнивать.

Личностные

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к истории путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;

  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;

  • воспитывать чувство уважения к истории;

  • вызвать способность к сопереживанию к бедным людям и необходимость защищать обездоленных.

Технологическая карта урока

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

Волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий

2

Постановка целей, задач, создание проблемной ситуации.

• постановка цели, которая должна

быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;


Показывает детям слайд - шоу с видами Индии в сопровождении индийской музыки.

Вопрос: - как вы думаете, а как называется государство, в которое мы отправимся сегодня?

Представляет план в виде маршрутного листа, который дублируется на слайд презентации.

Создает проблемную ситуацию: «Древние греки называли Индию «страна чудес». В конце урока мы должны ответить, почему»

Смотрят слайд -шоу, угадывают страну. Отвечают на вопросы учителя.

Записывают в тетрадь тему урока.


Зачитывают вслух пункты плана.

Регулятивные:

постановка и формулирование цели предстоящей учебной деятельности - индивидуальной и коллективной

и др.

Познавательные (общеучебные и логические):

определять проблему, цели;

и др.


3

Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

Проверка выполнения домашнего задания. Выполнение дифференцированного тестового задания в парах по темам «Древний Египет, Западная Азия в древности»

Игра «Слово - страна»

Организует тестирование с взаимопроверкой по ключу.

Проводит игру «Слово - страна»

Выполняют тестирование, проверяют работу соседа по парте по ключу.

Играют в игру.

Регулятивные:

планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов);

контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности;

волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).

и др.

Коммуникативные:

аргументировать свое мнение;

и др.

Познавательные (общеучебные и логические):

перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами

и др.

4

Первичное усвоение новых знаний

Изучение нового материала с использованием мультимедийного ряда Power Point , текста учебника, текста дополнительного материала, карт, в постоянном диалоге с учащимися


Рассказывает о местоположении и природных условиях Древней Индии, сопровождая свой рассказ показом на карте и в слайдах презентации.

Вызывает детей к карте с заданием показать полуостров Индостан, горы Гималаи, реки Инд и Ганг.

Организует самостоятельную работу детей с текстом дополнительного материала и текстом учебника и дальнейшую работу по прочитанному тексту

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, активно работают с картой.

Самостоятельно изучают текст отрывка из поэмы «Махабхарата» и текстом п. 2 учебника. Отвечают на вопросы учителя по прочитанному тексту.


Предметные цели - формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области.

Регулятивные:

волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).

Познавательные: (общеучебные и логические):

строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.);

наблюдение

слушание

и др.

Коммуникативные УУД:

владеть всеми видами деятельности;

вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении;

аргументировать свое мнение;

строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности;

корректировать поведение;

осуществлять контроль;


5

Динамическая пауза

Проведение физминутки в виде путешествия по джунглям

Йога?

Говорит текст физминутки и побуждает детей к выполнению простейших физических упражнений

Выполняют движения, согласно тексту

Формирование ответственного отношения к своему здоровью.

6

Первичная проверка понимания.

Работа с раздаточным материалом (восстановить древний документ) с проверкой по эталону.

Организует работу обучающихся с текстом и последующую проверку по эталону(на слайде презентации)


Восстанавливают текст документа, вставляя пропущенные слова и затем сверяют полученный результат по эталону, исправляют ошибки.

Регулятивные:

волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий);

контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности;

самоконтроль.

Познавательные УУД (общеучебные и логические):

выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие ;

Коммуникативные :

участвовать в коллективном обсуждении;

аргументировать свое мнение;

осуществлять контроль;

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

7

Первичное закрепление

Выполнение задания в тетради - тренажере. Стр. 63 №81??????

Организует работу обучающихся в тетради - тренажере и дальнейшую проверку

Выполняют задание в тетради - тренажере. После выполнения- разбирают под руководством учителя правильность выполнения.

8

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание (на слайде презентации).

&20 учебника, пересказ «Сказания о Раме»

Задает домашнее задание, объясняет, где находится то или иное задание и как его нужно выполнять

Записывают домашнее задание в дневник

Регулятивные :

самоконтроль.

9

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Оценивание детьми самих себя и оценивание детей учителем.

Вопрос детям:- «Смогли ли мы ответить на вопрос, который поставили перед собой в начале урока?»

Побуждает детей дать оценку своей работе на уроке.

Оценивает работу детей.

Отвечают на вопрос учителя.

Делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям

Личностные УУД

  1. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки.

Регулятивные

Оценивание результатов собственной деятельности, деятельности, класса в целом, Регуляция своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованими.















1 .Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садитесь… Разрешите представиться, меня зовут Иванов Вадим Вячеславович, сегодня я проведу у вас урок истории. Я знаю, что вы уже познакомились с некоторыми государствами Древнего Мира. И для проверки ваших знаний я предлагаю вам игру «Слово-Страна». Объясняю правила игры, вы работаете в парах, я показываю слово а вы выбираете к нему название страны.

Мы поиграем в нашу игру «Слово - страна»:

Нил - Египет

Шумеры - Междуречье

Мореплаватели - Финикия

Иероглиф - Египет

Хаммурапи - Вавилонское царство

Пирамиды - Египет

Клинопись - Междуречье

Яхве - Древнееврейское царство

Ашшурбанапал - Ассирия

Дарий I - Персидская держава


  1. Постановка целей, задач, создание проблемной ситуации

Учитель. Ребята, я вижу вы готовы к уроку и сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древнему миру. Посмотрите, у вас на партах должны лежать: дневник, учебник, ручка, маршрутный лист. По ходу урока наш маршрутный лист необходимо заполнить добытыми сведениями. У всех все есть? Все готовы? …Молодцы!

Куда же мы отправимся? На этот вопрос вы мне ответите сами, после того, как посмотрите видеофрагмент.

Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают: "Индия").

Учитель: Тема нашего путешествия: "Природа и люди Древней Индии". Запишите в своих маршрутных листах тему урока.

У каждого путешественника есть маршрут. У нас с вами тоже есть маршрут - это план нашего урока. Давайте зачитаем этапы нашего путешествия. по 2 на путешествия:

  • Географическое положение Древней Индии.

  • Природные особенности Индии.

  • Основные занятия населения Древней Индии.

  • Верования индийцев.


  1. Создание проблемной ситуации

Мы отправляемся в Индию «страну чудес», в которой до нас побывал путешественник Старик Хоттабыч.

Видеофрагмент.

Как вы думаете прав ли Старик Хоттабыч?

Ответ детей?????

Чтобы решить эту проблему нам необходимо провести собственное исследование. Мы отправляемся в путешествие.


  1. Первичное усвоение новых знаний

    1. В нашем путешествии мы будем пользоваться учебником, откройте его на странице 95.

У каждого путешественника должна быть карта для того, чтобы не заблудиться. Нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты. Карта, необходимая нам находится в учебнике на стр. 96. А у меня на доске.

Индия расположена на материке Евразия. Скажите из каких двух частей состоит этот материк и в какой его части находится Индия? (ответы детей)

Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Посмотрите на карту, водами каких морей омывается Индия.? (Аравийское море, Бенгальский залив) Они относятся к бассейну Индийского океана. А сейчас нас ждет тяжелейшее восхождение на самую высокую вершину в мире о которой мы сейчас и поговорим.

На северо-востоке Индии расположены величайшие в мире горы. Определите по карте название этих гор? (Гималаи). Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами (слово «Гималаи» означает: «жилище снегов»). Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности Гималаи служили надежной зашитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Называется она Джомолунгма. Слово «Джомолунгма» - означает «поднебесное жилище богов». Высота Джомолунгмы 8848 м над уровнем моря.. А сейчас нам предстоит окунуться в воды величайшей реки Ганг и доплыть до самих джунглей. Ребята, посмотрите на карту, а какая еще река находится в Индии?

-В стране имеются безводные раскаленные пустыни и могучие полноводные непересыхающие реки (Инд и Ганг), ежегодно они широко разливаются и несут вместе с водой плодородный ил; Название одной из рек не напоминает вам что то?

Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными. А теперь давайте узнаем как же возникло государство Индия и погрузимся в атмосферу давно минувших дней…

Государство Древняя Индия возникло в глубокой древности. Сначала это были разрозненные племена, соперничавшие между собой, но в III веке до н.э. все индийские царства объединил под своей властью Ашока. Столицей стал город - Паталипутра, в в дальнейшем он стал называться Патна. Ребята, обратите внимание на карту, которая находится в учебнике на стр. 96 и найдите этот город. Вызвать кого-то к доске и показать на большой карте.

На основе полученной информации и текста учебника заполняем первый пункт маршрутного листа.


    1. Дожди в Индии идут целых два месяца в году - июль и август, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами. Вспомните как называются такие леса?. (Джунгли).

Могучие волны полноводного Ганга вынесли нас в самые настоящие джунгли и мы начинаем по ним пробираться.

Работая с текстом учебника (пункт 2 на странице 97), вы найдете информацию о растительном мире джунглей. Читаем в слух. А затем мы побеседуем о прочитанном.
Беседа с учащимися по прочитанному.

- Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые леса)
- Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? Зачитайте ответ. (бананами, плодами манго, кокосовыми орехами)
.

- Верно. Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые.

-А для того, чтобы узнать о животном мире джунглей вам нужно познакомится с отрывком из поэмы «Махабхарата» и ответить на вопросы. Я читаю, вы следите по тексту. Задание всем понятно? Работаем.
В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, черепах и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…

Беседа по документу.
- Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
- Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями)

В джунглях человека подстерегала опасность. Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, змеи, а нас не трогайте". Еще в Индии водятся слоны, которых индийцы приручили. Слоны переносили тяжести и даже участвовали в сражениях - воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был бог Ганеша, которого изображали с головой слона.

Мы изучили удивительный мир джунглей, давайте заполним второй пункт маршрутного листа.

  1. Динамическая пауза. Древние индийцы считали человека микрокосмосом в котором соединены два начала: материальное (это его тело, мысли, эмоции, память) и духовное, то есть его сознание - неизменное и вечное. На протяжении всей жизни идет противоборство этих 2-х начал. Для того чтобы освободиться от земных страданий они занимаются йогой. Ведь йога это упражнения не только для тела, но и для души.

Я предлагаю вам на пару минут представить себя древними индийцами, занимающимися йогой. Итак, я показываю упражнения, а вы повторяете за мной……

6. Первичная проверка понимания.

Учитель: Шли мы по джунглям, занимались йогой и вышли к поселку на берегу реки. Как вы думаете почему люди в древности селились по берегам рек.? Правильно в долинах рек условия благоприятные для земледелия. Основным занятием жителей Древней Индии было оседлое земледелие. Очень трудно было им подготовить участок для пашни, им приходилось вырубать лес и выкорчевывать пни. После того, как появились железные топоры, мотыги, лопаты работать им стало легче. Посмотрите на следующий слайд и скажите, что выращивали индийцы? ( рис, сахарный тростник, хлопчатник) Древние путешественники, побывавшие в Индии, рассказывали своим соотечественникам на Родине, что в далёкой стране на кустах растёт белая шерсть, которую земледельцы срезают и делают из неё ткани. Это, конечно, хлопчатник. Первые хлопчатобумажные ткани в мире были сотканы в Индии. Римские императоры называли легкие индийские ткани «тканым ветром». Императоры великих моголов называли эти ткани «утренней росой» и «тканью из текущей воды». А про сахар они говорили, что это белый порошок, который слаще мёда и его индийцы добывают из растений. В лесах индийцы охотились на оленей и ланей, ловили птиц. На лесных опушках пасли коз и коров. Самым почитаемым и священным животным в Индии была корова.. Индийцы называли её матерью и божественной кормилицей.

Заполняем третий пункт маршрутного листа. (посмотреть на часы)

А как вы думаете? Были в Древней Индии города?... Правильно!

Учитель: Но кроме посёлков существовали в Индии и города, найденные при раскопках. А как называют учёных занимающихся раскопками (Археологи). Широкие прямые улицы, двухэтажные кирпичные дома с канализацией, в домах украшения, детские игрушки и печати с загадочными , ещё никем не прочтёнными письменами. Почему покинули эти города люди, никто не знает. Это загадка для учёных. Но кто знает, может кто- то из вас, вырастет, получит образование и раскроет эту тайну?

*Учитель:

А знаете, некоторые индийцы ходили по улицам с метёлочками в руках. Как вы думаете, почему? (по одному ответу от группы) Прочитайте ответ на стр. 100 последний абзац параграфа. (читаем вслух) А почему? Найдите ответ в первом абзаце на стр. 99 и зачитайте его.

Итог. Действительно, индийцы верили в переселение душ и относились ко всему живому с милосердием, что бы ни расплачиваться за своё плохое отношение к животным после смерти.

Заполняем четвертый пункт нашего маршрутного листа.

Наше увлекательное путешествие подошло к завершению. Давайте сделаем вывод прав ли был Хоттабыч в своем представлении об Индии?

Сложилось ли у вас свое представление об этой стране? Тогда вы должны помочь мне восстановить старинный документ об этой стране.

Индия расположена на полуострове…………..Северной границей Индии служат горы …………….

Самые крупные реки Индии - это ……………...

Густые, непроходимые леса Индии называются ………………

Жители Древней Индии выращивали…………….и делали из него одежду.

Индийцы называли ………………матерью, божественной кормилицей.

Индийцы верили в ……………… и относились ко всему живому с милосердием.

- Молодцы, теперь давайте проверим по нашему эталону (Презентация).

7.Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Запишите домашнее задание. (Слайд) Параграф 20 (стр. 95-100) читать-пересказывать, на дополнительную оценку письменно в тетрадях в объеме 9-11 предложений подготовить рассказ на тему «Древнейшие города Индии»

Ребята, есть замечательная книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга называется "Маугли", её автор - Р. Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм. Советую вам прочитать её.

  1. Итог урока. Рефлексия. Оценивание и комментарии

Итак, наше сегодняшнее путешествие подходит к концу, а мы с вами переносимся из атмосферы времен Древней Индии в день сегодняшний.

-Вы сегодня все замечательно работали на уроке и узнали много нового. Мне очень понравилась ваша работа и всем вам за урок я поставил пятерки!

- Чтобы узнать еще больше, вы продолжите путешествие на следующем уроке. Но уже не со мной, а с вашим учителем Еленой Валерьевной.

Урок окончен! До свидания!

© 2010-2022