- Преподавателю
- История
- Разработка урока Древнейшая Греция. Греки и критяне
Разработка урока Древнейшая Греция. Греки и критяне
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Самсонова И.В. |
Дата | 08.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока истории в 5 классе
Тема урока: Древнейшая Греция. Греки и критяне.
Цель: сформировать у учащихся представление об истории Древнейшей Греции через знакомство с новыми понятиями, осознания смысла этих понятий, с географическими и природными условиями Древней Греции, мифологией .
Задачи: продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстративным материалом, сравнивать природные условия разных стран, формировать интерес и уважение к изучению истории государств и их культуре.
Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)», компьютор, презентация, раздаточный материал.
План урока:
I. Местоположение Древней Греции.
II. Природные условия Древней Греции.
III. Миф о Тесее и Минотавре.
IV. Миф о Дедале и Икаре.
V. Гибель Критского царства.
На доске: тема урока, новые слова: Балканский полуостров, о. Крит, Афины, Минос, Минотавр, Ариадна, Дедал, Икар, Лабиринт, фреска.
Ход урока.
-
Вступительное слово учителя (показ слайдов)
Сегодня на уроке мы отправимся путешествовать.
? ребята в какую страну мы оправимся? слайды 1-3
? зачем нам нужно изучать историю Греции?
? что вы знаете по истории Греции? Чем прославилась Греция?
Греция маленькая страна, но древние греки создали высокую культуру. В русском языке много слов греческого происхождения.
школа
география
ботаника
арифметика
история
грамматика
тетрадь
кино
Олимпийские игры
Театр
скульптура
? как мы называем уровень развития общества, где на первое место приходится развитие культуры народа?
? что мы должны знать о цивилизации? Как мы изучали ранее историю цивилизаций( примеры)
? а как мы можем узнать о развитие цивилизации, что нам должно помочь раскрыть историю таких цивилизаций?.....( понятия, термины, изучение карты)
2 . Совместная постановка целей урока
Значит сегодня через изучение понятий, мы откроем для себя историю Древнейшей Греции ( запись темы) слайд 4
Нам будет необходимо останавливаться на станциях нашего путешествия……и мы разабьемся на вагоны…..
Поехали……
1.Учитель: первая наша станция называется «Географическая»
1) Местоположение Греции (задание: составьте по карте рассказ о местоположении Греции) страница 119., слайд 5
Вопросы: слайд 6
-
На каком полуострове находится Древняя Греция?
-
Какими морями омывается Греция?
-
На какие части делится Греция?
-
Есть ли крупные реки в Древней Греции?
-
Назовите крупный остров Греции.
Делаем вывод об географическом положении Греции. Учитель: мы с вами узнали, что Греция находится на Балканском полуострове, самый большой остров страны - Крит, а теперь давайте познакомимся с природными условиями этой территории.
2. Вторая наша станция «Познавательная»
2) Просмотр презентации «Природные условия Греции», чтение стр.119 текста учебника
Сделайте вывод
-Каким занятиям людей благоприятствовали природные условия Греции, а каким нет?
-какая нами ранее изученная страна схожа по природно-климатическим условиям с Грецией?......
3) Таблица «Египет - Греция», слайд
-
Минута отдыха разминка
-
Станция мифологичекая ( познавательная)
Учитель: любая страна интересна нам не только с точки зрения природы, она славится прежде всего своими людьми. Память о древнейшей истории греков сохранили мифы.
(Станция «Познавательная»)
Мы расскроем тайну мифов Древней Греции из истории могущественной морской державы на острове Крит царя Миноса, который во 2 тыс. до н.э. подчинил народы населявшие территорию современной Греции- ахейцев, и острова Эгейского моря.
-
Выступление по домашнему заданию по Миносу.
-
Прочитать по группам миф т Тесее и Минотавре.
Миф о Тесее и Минотавре
Об отношениях между греками и критянами, жителями Крита, рассказывают древние сказания. Выслушайте одно из них. Это миф о Тесее и Минотавре.
В глубокой древности на острове Крит существовала могучая морская держава. Царь Минос подчинил своей власти острова в Эгейском море и многие греческие города.
У царя был громадный дворец с бесчисленным количеством комнат и коридоров - Лабиринт. Заблудившийся в Лабиринте неизбежно попадал в центральный зал, где жил Минотавр- чудовище с человеческим телом и головой быка. Греческий город Афины (в Средней Греции) должен был ежегодно отправлять на съедение чудовищу семь юношей и семь девушек.
Афины охвачены горем. Рыдают женщины, отчаяние на лицах мужчин. Сам царь Афин седой Эгей надел темные одежды. Зловещий слух подтвердился: прибыл корабль с острова Крит. Посол царя Миноса, могущественного владыки Крита, сошел на берег.
- Настал условленный срок,- обратился к Эгею посол.- Готов ли ты к уплате дани, царь Афин?
- О, посол, лучше бы мои старые глаза ослепли, чем видеть тебя вновь!- воскликнул Эгей.
- Афиняне!- обратился он к жителям города.- царь Минос в третий раз требует семерых девушек и семерых юношей на съедение чудовищному Минотавру. Решайте жребием, кому из вас суждено погибнуть!
Толпа заволновалась.
-Мы шлём на смерть наших детей, а собственный сын Эгея избавлен от жеребьёвки! Вот он стоит, глухой к чужим бедам: скажи, Тесей, не в насмешку ли тебя прозвали бесстрашным?
Тесей не мог дольше оставаться безучастным.
-Снаряжайте корабль. Я поеду на Крит добровольно. Да помогут мне Боги одолеть это чудовище Минотавра
Вместе с теми, кому выпал жребий, Тесей взошел на корабль. Эгей напутствовал сына:
- Если останешься жив, замени чёрный парус на белый. Пусть белый парус издалека возвестит о твоей победе.
Через несколько дней афинский корабль вошёл в главную гавань Крита. Чужеземцев провели во дворец Миноса. Красота Тесея тронула сердце царской дочери Ариадны. Неужели он будет растерзан кровожадным Минотавром или заблудится в лабиринте, откуда никто ещё не нашёл выхода? Как Ариадне спасти Тесея?
Девушка обратилась за помощью к строителю лабиринта знаменитому мастеру Дедалу, который был родом из Афин. По его совету Ариадна тайно принесла Тесею меч и клубок ниток.
- Привяжи нить у входа, - сказала она Тесею,- и углубляясь в лабиринт, разматывай клубок. По этой нити найдёшь обратный путь.
Содрогаясь от ужаса афинские юноши и девушки шли по извилистым ходам лабиринта. Страх охватил и Тесея: смертельная опасность ждала за каждым поворотом.
Вдруг с грозным ревом явилось чудовище, имевшее туловище человека и голову быка. Громадными острыми рогами готовилось оно пронзить Тесея. Внезапно Минотавр прыгнул, и вопль ужаса огласил своды лабиринта. Казалось, Тесей погиб… Но герой не был даже ранен. Одной рукой он схватил Минотавра за рог, другой нанес ему удар мечом прямо в сердце. Мертвое чудовище рухнуло к его ногам.
По нити Ариадны вывел Тесей своих спутников из лабиринта. У входа ждала их Ариадна.
- Бежим скорее на корабль, пока отец мой ничего не знает!
На обратном пути греки ликовали и радовались своему спасению, и Тесей так и не вспомнил просьбу старого отца… А между тем Эгей подолгу стоял на крутом берегу, вглядываясь в морские дали. И вот показался корабль.
- Афиняне!- закричал он.- Я узнаю корабль, но не могу различить цвет паруса.- Мужайся, царь,- был ответ,- парус остался черным.
Решив, что сын погиб, Эгей бросился с обрыва в бурлящие волны и разбился насмерть. С тех пор это море называют Эгейским…
Ответьте на вопросы:
- Какие новые слова вам встретились?
- Как вы считаете, что в мифе вымышленного? Можем ли мы воспринимать как исторический источник?
- Что могло соответствовать исторической действительности?
- В каких случаях можно употребить крылатое выражение «нить Ариадны»?
Миф о Дедале и Икаре.
Царь Минос догадался, кто помог бежать Ариадне и Тесею:
- Ты предал меня, Дедал, и будешь казнен! А тайком не уплывешь: береговая стража надежна!
Дедал тотчас разыскал своего сына Икара:
- Царь угрожает нам расправой!
- Мы погибли, отец, путей к спасению нет: суша и море принадлежат Миносу!
- Ты забыл про воздух, сын мой!- ответил Дедал и сразу же приступил к работе. Из перьев, ниток и воска сделал он для себя и Икара огромные крылья. А когда все было готово к полету, старый мастер предостерег сына:
- Мы полетим между морем и небом. Не спускайся к воде, Икар, соленые брызги намочат крылья. И к солнцу не приближайся: его лучи растопят воск, скрепляющий перья.
Взлетели они подобно птицам. И вот уже давно позади царство жестокого Миноса. Увлеченный полетом Икар забыл совет отца и взвился высоко к солнцу. Растаял воск, и разлетелись перья, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремительно стал он падать вниз…
-Икар мой, где ты, Икар?!- кричал обезумевший отец. Но ответа не было. Только птичьи перья покачивались на волнах.
Задания:
- Дайте характеристику герою мифа Дедалу.
1. Кто такой Дедал?
2. Какой подвиг совершил?
3. Какими качествами обладал?
- Что общего у этих двух мифов?
(Непослушание детей)
- Чем поучительны эти истории для вас?
-
Практическая станция
6) Гибель критского царства.
В 15 в.до н.э. Критская цивилизация погибла
в результате взрыва вулкана о.Фера
Решите задачу
Сосчитайте, сколько веков прошло от гибели дворцов на Крите до сегодняшнего дня.
Учитель: на последней станции мы подведём итог нашим знаниям.
7) Восстановите последовательность событий и пронумеруйте их.
8) Найдите и вычеркните лишнее в логическом ряду.
Эгей, Дедал, Тесей, Минос, Тутмос, Минотавр, Ариадна.
9) Вставьте пропущенное слово.
__________- громадный дворец с бесчисленным количеством комнат и коридоров.
__________- картины, которые рисуют на влажной штукатурке.
10) Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.
М _ _ _ с - царь Крита.
А _ _ _ _ _ а - дочь критского царя.
Э _ _ й - царь Афин.
Т _ _ _ й - сын царя Афин.
М _ _ _ _ _ _ р - чудовище, жившее в лабиринте.
Д _ _ _ л - знаменитый афинский мастер, живший на Крите.
И _ _ р - сын мастера, утонувший в море.
Учитель: вот и закончилось наше путешествие. Мы оказались в классе.
- Понравилось ли вам путешествие?
-нам нужно проявлять уважение к истории Греции?
Рефлексия….
-
Сегодня я узнал…( к целям урока вернуться)….
-
Было интересно….
-
Было трудно……
-
Я понял, что……..( к теме будущего урока перейти…..)
-
Я научился……
-
У меня получилось……
-
Я смог…..
-
Я попробую……
-
Меня удивило…..
-
Мне захотелось…..
каким цветом вы бы обозначили наш сегодняшний урок?.....почему?