Разработка урока Древнейшая Греция. Греки и критяне

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока истории в 5 классе


Тема урока: Древнейшая Греция. Греки и критяне.

Цель: сформировать у учащихся представление об истории Древнейшей Греции через знакомство с новыми понятиями, осознания смысла этих понятий, с географическими и природными условиями Древней Греции, мифологией .

Задачи: продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстративным материалом, сравнивать природные условия разных стран, формировать интерес и уважение к изучению истории государств и их культуре.

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)», компьютор, презентация, раздаточный материал.

План урока:

I. Местоположение Древней Греции.

II. Природные условия Древней Греции.

III. Миф о Тесее и Минотавре.

IV. Миф о Дедале и Икаре.

V. Гибель Критского царства.

На доске: тема урока, новые слова: Балканский полуостров, о. Крит, Афины, Минос, Минотавр, Ариадна, Дедал, Икар, Лабиринт, фреска.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя (показ слайдов)

Сегодня на уроке мы отправимся путешествовать.

? ребята в какую страну мы оправимся? слайды 1-3

? зачем нам нужно изучать историю Греции?

? что вы знаете по истории Греции? Чем прославилась Греция?

Греция маленькая страна, но древние греки создали высокую культуру. В русском языке много слов греческого происхождения.

школа

география

ботаника

арифметика

история

грамматика

тетрадь

кино

Олимпийские игры

Театр

скульптура

? как мы называем уровень развития общества, где на первое место приходится развитие культуры народа?

? что мы должны знать о цивилизации? Как мы изучали ранее историю цивилизаций( примеры)

? а как мы можем узнать о развитие цивилизации, что нам должно помочь раскрыть историю таких цивилизаций?.....( понятия, термины, изучение карты)

2 . Совместная постановка целей урока

Значит сегодня через изучение понятий, мы откроем для себя историю Древнейшей Греции ( запись темы) слайд 4

Нам будет необходимо останавливаться на станциях нашего путешествия……и мы разабьемся на вагоны…..

Поехали……

1.Учитель: первая наша станция называется «Географическая»

1) Местоположение Греции (задание: составьте по карте рассказ о местоположении Греции) страница 119., слайд 5

Вопросы: слайд 6

  • На каком полуострове находится Древняя Греция?

  • Какими морями омывается Греция?

  • На какие части делится Греция?

  • Есть ли крупные реки в Древней Греции?

  • Назовите крупный остров Греции.

Делаем вывод об географическом положении Греции. Учитель: мы с вами узнали, что Греция находится на Балканском полуострове, самый большой остров страны - Крит, а теперь давайте познакомимся с природными условиями этой территории.

2. Вторая наша станция «Познавательная»

2) Просмотр презентации «Природные условия Греции», чтение стр.119 текста учебника

Сделайте вывод

-Каким занятиям людей благоприятствовали природные условия Греции, а каким нет?

-какая нами ранее изученная страна схожа по природно-климатическим условиям с Грецией?......


3) Таблица «Египет - Греция», слайд



  1. Минута отдыха разминка

  2. Станция мифологичекая ( познавательная)

Учитель: любая страна интересна нам не только с точки зрения природы, она славится прежде всего своими людьми. Память о древнейшей истории греков сохранили мифы.

(Станция «Познавательная»)

Мы расскроем тайну мифов Древней Греции из истории могущественной морской державы на острове Крит царя Миноса, который во 2 тыс. до н.э. подчинил народы населявшие территорию современной Греции- ахейцев, и острова Эгейского моря.


  1. Выступление по домашнему заданию по Миносу.

  2. Прочитать по группам миф т Тесее и Минотавре.





Миф о Тесее и Минотавре

Об отношениях между греками и критянами, жителями Крита, рассказывают древние сказания. Выслушайте одно из них. Это миф о Тесее и Минотавре.

В глубокой древности на острове Крит существовала могучая морская держава. Царь Минос подчинил своей власти острова в Эгейском море и многие греческие города.

У царя был громадный дворец с бесчисленным количеством комнат и коридоров - Лабиринт. Заблудившийся в Лабиринте неизбежно попадал в центральный зал, где жил Минотавр- чудовище с человеческим телом и головой быка. Греческий город Афины (в Средней Греции) должен был ежегодно отправлять на съедение чудовищу семь юношей и семь девушек.

Афины охвачены горем. Рыдают женщины, отчаяние на лицах мужчин. Сам царь Афин седой Эгей надел темные одежды. Зловещий слух подтвердился: прибыл корабль с острова Крит. Посол царя Миноса, могущественного владыки Крита, сошел на берег.

- Настал условленный срок,- обратился к Эгею посол.- Готов ли ты к уплате дани, царь Афин?

- О, посол, лучше бы мои старые глаза ослепли, чем видеть тебя вновь!- воскликнул Эгей.

- Афиняне!- обратился он к жителям города.- царь Минос в третий раз требует семерых девушек и семерых юношей на съедение чудовищному Минотавру. Решайте жребием, кому из вас суждено погибнуть!

Толпа заволновалась.

-Мы шлём на смерть наших детей, а собственный сын Эгея избавлен от жеребьёвки! Вот он стоит, глухой к чужим бедам: скажи, Тесей, не в насмешку ли тебя прозвали бесстрашным?

Тесей не мог дольше оставаться безучастным.

-Снаряжайте корабль. Я поеду на Крит добровольно. Да помогут мне Боги одолеть это чудовище Минотавра

Вместе с теми, кому выпал жребий, Тесей взошел на корабль. Эгей напутствовал сына:

- Если останешься жив, замени чёрный парус на белый. Пусть белый парус издалека возвестит о твоей победе.

Через несколько дней афинский корабль вошёл в главную гавань Крита. Чужеземцев провели во дворец Миноса. Красота Тесея тронула сердце царской дочери Ариадны. Неужели он будет растерзан кровожадным Минотавром или заблудится в лабиринте, откуда никто ещё не нашёл выхода? Как Ариадне спасти Тесея?

Девушка обратилась за помощью к строителю лабиринта знаменитому мастеру Дедалу, который был родом из Афин. По его совету Ариадна тайно принесла Тесею меч и клубок ниток.

- Привяжи нить у входа, - сказала она Тесею,- и углубляясь в лабиринт, разматывай клубок. По этой нити найдёшь обратный путь.

Содрогаясь от ужаса афинские юноши и девушки шли по извилистым ходам лабиринта. Страх охватил и Тесея: смертельная опасность ждала за каждым поворотом.

Вдруг с грозным ревом явилось чудовище, имевшее туловище человека и голову быка. Громадными острыми рогами готовилось оно пронзить Тесея. Внезапно Минотавр прыгнул, и вопль ужаса огласил своды лабиринта. Казалось, Тесей погиб… Но герой не был даже ранен. Одной рукой он схватил Минотавра за рог, другой нанес ему удар мечом прямо в сердце. Мертвое чудовище рухнуло к его ногам.

По нити Ариадны вывел Тесей своих спутников из лабиринта. У входа ждала их Ариадна.

- Бежим скорее на корабль, пока отец мой ничего не знает!

На обратном пути греки ликовали и радовались своему спасению, и Тесей так и не вспомнил просьбу старого отца… А между тем Эгей подолгу стоял на крутом берегу, вглядываясь в морские дали. И вот показался корабль.

- Афиняне!- закричал он.- Я узнаю корабль, но не могу различить цвет паруса.- Мужайся, царь,- был ответ,- парус остался черным.

Решив, что сын погиб, Эгей бросился с обрыва в бурлящие волны и разбился насмерть. С тех пор это море называют Эгейским…



Ответьте на вопросы:

- Какие новые слова вам встретились?

- Как вы считаете, что в мифе вымышленного? Можем ли мы воспринимать как исторический источник?

- Что могло соответствовать исторической действительности?

- В каких случаях можно употребить крылатое выражение «нить Ариадны»?












Миф о Дедале и Икаре.

Царь Минос догадался, кто помог бежать Ариадне и Тесею:

- Ты предал меня, Дедал, и будешь казнен! А тайком не уплывешь: береговая стража надежна!

Дедал тотчас разыскал своего сына Икара:

- Царь угрожает нам расправой!

- Мы погибли, отец, путей к спасению нет: суша и море принадлежат Миносу!

- Ты забыл про воздух, сын мой!- ответил Дедал и сразу же приступил к работе. Из перьев, ниток и воска сделал он для себя и Икара огромные крылья. А когда все было готово к полету, старый мастер предостерег сына:

- Мы полетим между морем и небом. Не спускайся к воде, Икар, соленые брызги намочат крылья. И к солнцу не приближайся: его лучи растопят воск, скрепляющий перья.

Взлетели они подобно птицам. И вот уже давно позади царство жестокого Миноса. Увлеченный полетом Икар забыл совет отца и взвился высоко к солнцу. Растаял воск, и разлетелись перья, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремительно стал он падать вниз…

-Икар мой, где ты, Икар?!- кричал обезумевший отец. Но ответа не было. Только птичьи перья покачивались на волнах.







Задания:

- Дайте характеристику герою мифа Дедалу.

1. Кто такой Дедал?

2. Какой подвиг совершил?

3. Какими качествами обладал?

- Что общего у этих двух мифов?

(Непослушание детей)

- Чем поучительны эти истории для вас?


  1. Практическая станция

6) Гибель критского царства.

В 15 в.до н.э. Критская цивилизация погибла

в результате взрыва вулкана о.Фера

Решите задачу

Сосчитайте, сколько веков прошло от гибели дворцов на Крите до сегодняшнего дня.

Учитель: на последней станции мы подведём итог нашим знаниям.

7) Восстановите последовательность событий и пронумеруйте их.


8) Найдите и вычеркните лишнее в логическом ряду.

Эгей, Дедал, Тесей, Минос, Тутмос, Минотавр, Ариадна.

9) Вставьте пропущенное слово.

__________- громадный дворец с бесчисленным количеством комнат и коридоров.

__________- картины, которые рисуют на влажной штукатурке.


10) Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.

М _ _ _ с - царь Крита.

А _ _ _ _ _ а - дочь критского царя.

Э _ _ й - царь Афин.

Т _ _ _ й - сын царя Афин.

М _ _ _ _ _ _ р - чудовище, жившее в лабиринте.

Д _ _ _ л - знаменитый афинский мастер, живший на Крите.

И _ _ р - сын мастера, утонувший в море.

Учитель: вот и закончилось наше путешествие. Мы оказались в классе.

- Понравилось ли вам путешествие?

-нам нужно проявлять уважение к истории Греции?


Рефлексия….

  1. Сегодня я узнал…( к целям урока вернуться)….

  2. Было интересно….

  3. Было трудно……

  4. Я понял, что……..( к теме будущего урока перейти…..)

  5. Я научился……

  6. У меня получилось……

  7. Я смог…..

  8. Я попробую……

  9. Меня удивило…..

  10. Мне захотелось…..


каким цветом вы бы обозначили наш сегодняшний урок?.....почему?


© 2010-2022