Интегрированный урок память народная-памятник полководцу

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всероссийский конкурс инновационных практик,

посвященный формированию гражданственности и сохранению исторической памяти народа в свете 65-летия со дня Победы

в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.





Память народная - памятник полководцу





Ананьева Светлана Ивановна

Учитель истории и обществознания

I категории

МОУ «СОШ №20»

г. Ангарска

Иркутской области



















Тема урока: Память народная - памятник полководцу

Тип урока: Урок изучения нового материала. Лекция. Интегрированный (история, обществознание).

Место урока в теме, разделе, курсе: завершающий тему «Вторая мировая война и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг.»

И по обществознанию «Мыслители прошлого об обществе и человеке»

Цели урока:

  • рассмотреть победу советского народа в Великой Отечественной войне через призму философского осмысления истории и личности в истории на примере жизни Г.К.Жукова;

  • развивать умение давать оценку исторических событий, исторической личности и объяснять её;

  • способствовать воспитанию у школьников чувства патриотизма, благородных качеств личности - трудолюбия, стойкости, справедливости

Оборудование: компьютерная презентация, дидактические карточки,

выставка книг о полководцах ВОВ, экспозиции школьного музея

«Они сражались за Родину»

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний учащихся.

Цель:

Воспроизведение опорных знаний; активизация мыслительной деятельности; мотивация к изучению новой темы.

Викторина « Кто оружием умело владеет, тот врага одолеет» ( посл.)

  • Назовите Верховного главнокомандующего советских войск в ВОВ.

  • Кто руководил обороной Москвы в 1941 году? ( Г.К.Жуков)

  • Кто командовал Центральным фронтом во время битвы на Курской дуге? (К.К.Рокоссовский)

  • Когда произошла Курская битва? ( 5 июля- 23 августа1943 г.)

  • Назовите советских военачальников, руководивших наступлением в Курской битве. ( Г.К.Жуков, К.К. Рокоссовский, Н.Ф.Ватутин, И.С.Конев, А.М.Василевский, В.Д.Соколовский, М.М.Попов, Р.Я. Малиновский.)

  • Назовите первого из военачальников, удостоенного высшего ордена СССР - Победы (Г.К.Жуков)

  • Кто командовал Парадом Победы 24 июня 1945 г.? (Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский)

(показываются слайды презентации с портретами военачальников)

3. Изучение нового материала.

Цель:

  • Рассмотреть победу советского народа в Великой Отечественной войне через призму философского осмысления истории и личности в истории на примере жизни Г.К.Жукова.

  • Показать роль личности Г.К.Жукова в победе советского народа в Великой Отечественной войне.

  • Активизировать деятельность учащихся включением в самостоятельную деятельность (работа с опорным конспектом в течение лекции учителя), использованием слайдовой презентации «Память народная - памятник полководцу»


Вы дороги людям тем, что пришли из гущи народа, и в вашем таланте ярко проявился характер русского человека. Вы дороги людям потому, что в самый жестокий час взвалили на свои плечи огромную ношу ответственности за судьбу Родины и оправдали надежды народа. Такое не забывают. Сколько бы ни стояла Россия, имя Ваше будет святиться!

В.Песков

План.

1. Смысл и назначение истории: как сегодня понимается человеческое бытие.

2. Маршал Г.К.Жуков - исторический образ и личность:

2.1. Происхождение. Народность полководца.

2.2. Познание мира и профессии.

2.3. Черты характера.

2.4. Человек эпохи и страны.

3. Памятник полководцу - память народная.

1. Задание учащимся: во время лекции работать с опорным конспектом (раздаётся карточка каждому ученику для заполнения на уроке)

Цель: поиск учащимися новой информации; осмысление нового материала

Опорный конспект по теме «Память народная - памятник полководцу»


Ключевые моменты лекции

(опорный конспект)

На чем остановилось внимание?

Почему именно на этом

остановилось внимание у меня ? (рефлексия)

1.Смысл и назначение истории: как сегодня понимается человеческое бытие.

2. Маршал Г.К.Жуков - исторический образ и личность:

2.1. Происхождение. Народность полководца.

2.2. Познание мира и профессии.

2.3. Черты характера.

2.4. Человек эпохи и страны.

3. Памятник полководцу - память народная.


2. Изложение нового материала (лекция учителя с показом слайдовой презентации «Память народная - памятник полководцу»


Содержание лекции.

65 - летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается.


Память народная будет беречь имя

Жукова в ряду самых славных имен

Отечества. Суворов. Кутузов, Жуков …

Мы скоро привыкнем к соседству этих

имен. И это лучший памятник полководцу.

[Абрамов А. У кремлевской стены//

Комсомольская правда, 1986, 30.10.]

Скоро страна вновь будет отмечать юбилей Победы советского народа в Великой Отечественной войне, и мы пытаемся понять время, в которое произошло это событие, и время, в которое живем мы. Понять, какие духовные силы и что именно помогло выжить и одержать эту Победу. Среди многих причин, на которые указывают историки - воинская доблесть, ратный подвиг простых солдат и труд полководцев, способных в критические минуты решать судьбу своей Отчизны, брать на себя ответственность за происходящее. В трудные для страны дни рождались личности, подобные Георгию Константиновичу Жукову, чей полководческий талант в полной мере проявился в годы войны.

Просохнет кровь,

Отступят злые беды.

Как лес, взлетят фанфары, золотясь.

По лучшей площади

Пройдет Парад Победы -

Как в прежний раз.

Как в незабвенный раз.

То будет день пасхальный

Красной Горки

Иль Троицы…. Поутру… По весне…

Как маршал Жуков

Сам Святой Георгий

Проскачет на танцующем коне.

И у Кремля заплещутся сирени,

Смывая прах поверженных знамен.

А мы, - не плачь, -

Мы будем только тени

Из Смутных залетевшие времен…

Т.Глушкова


Попробуем философски осмыслить события прошедшей эпохи, не всегда понятного настоящего, непредсказуемого будущего. И в этом нам поможет литература. По-новому обозначим для себя жизненные ориентиры, читая книгу Ясперса, немецкого ученого «Смысл и назначение истории». И множество книг, журнальных и газетных статей, посвященных Г.К.Жукову.

Со страниц этих литературно-исторических источников встает исполинская личность человека, сумевшего подняться над сложными вопросами бытия, реализовать все свои таланты и гениальные способности, и в ратном деле, и ученье, и в личной жизни. И в то же время мы не можем не отметить, что это был просто человек со всеми своими человеческими достоинствами и недостатками, о которых некоторым хочется говорить больше чем о достоинствах

Cоздается впечатление, что уже ничего не остается от Великой Победы, что войну с Германией вели и победили Америка и Англия.

Встает вопрос: «А кому это выгодно?» Память народная давно сделала свой выбор в пользу полководца: « Там где Жуков, там победа».

Пытаясь осмыслить, что такое история, ряд философских проблем, мы должны видеть мир в развитии. «Что такое настоящее? Настоящее совершается на основе прошлого, воздействие которого мы ощущаем в себе»-[ Ясперс Карл. Смысл и назначение истории.- М.: изд-во «Республика», 1994, с.28]. С другой стороны, часто настоящее определяется и скрытым в нем будущим, ростки которого мы отвергаем или принимаем, считаем своими.

Но настоящее заставляет обратиться к прошлому, к вечным истокам. Так как, пребывая в истории, мы сами этого не замечаем, но должны хотя бы коснуться, выйти за пределы всего исторического, достигнутого. Взор, обращенный в прошлое, погружает нас в тайну человеческого бытия. В то, что у нас есть история, история сделала нас такими, какими мы кажемся сегодня, что история эта сравнительно невелика. Стремясь понять историю как нечто целое, мы пытаемся понять себя. История является для нас воспоминанием, о котором мы не только не знаем, но в нем корни нашей жизни. История - основа, однажды заложенная, связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в бытие человека». [ там же, c. 240]. «В зависимости от того, как мы мыслим историю, устанавливаются границы наших возможностей, открывается перед нами содержание вещей или возникает искушение, которое уводит нас от действительности. Исторически познанное является не безразличным содержанием, но моментом нашей жизни».[Там же].

Можно по-разному относиться к нашему историческому прошлому: в одном случае мы созерцаем близкое нашему сердцу величие. Мы черпаем силы в том, что было, что определило наше становление, что является для нас образцом. Совершенно безразлично как жил великий человек. Все располагается как бы на одной вневременной плоскости значимого. Истори-

ческие данные воспринимаются тогда нами, как нечто не историческое, а непосредственно присутствующее в нашей жизни. Но можно и сознательно воспринимать величие прошлого исторически, во временной последовательности событий. И мы ставим вопрос о времени и месте происходившего

Бывают эпохи больших перемен, переворотов, которые в своем крайнем выражении проникают едва ли не в самую глубину человеческого бытия. Мы знаем такие времена в нашей истории: Октябрь 17-го, Великая Отечественная война, перестройка. А что же сейчас?

Вместе с историей меняется историческое мышление. Мы знали цель, оптимистически смотрели в будущее. А в наше время историческое мышление определяется осознанием кризиса. Понять, ощущая эту близость кризиса, себя и нашу современную ситуацию должно помочь нам знание истории.

Во всех катаклизмах может устоять только человек. Его осмысливание ситуации, философствование - учит история- средство спасения. «Нашему воспоминанию истории не должно быть пределов вширь и вглубь» [ Там же, с.241]

« Смысл истории, к которому движется она, единство… Цель- … постижение бытия… в человеке» [ Там же, с.377]. Человек может понять себя и приблизиться к тому, что в нем заложено, не по предписанию, а в результате почитания, «взирая на исторические образы человеческого величия». «История не допускает, чтобы было разрушено то, что в качестве традиции воздействовало на её самостановление… обращается к тем особенным людям, под влиянием которых она обрела сознание и сохраняет пиетет» [там же]. Личность маршала Жукова может стать таким объектом почитания.

Стать явлением самобытия, если оно активно и длительно преследует в ней смысл, который вырастает из его деятельности как военачальника, как самобытного человека, гения.

Сегодня проблема погружения в историю связана с сохранением авторитета духовных сил, т.е. души человека, без которой в мире царит непреодолимая грубость. Стоит проблема сохранения благородного человека, число которых невелико. Но в их числе и маршал Жуков. Сегодня ведется поход против благородства на всех уровнях. Не только в политике, не только на социальном уровне, в средствах массовой информации, но и в душах людей.

Отсюда появляются попытки бросить тень на маршала Жукова, на его соратников и на нашу историю.

Поэтому проблема раскрытия личности, необходимость помочь человеку в преодолении экзистенциального плебейства на сегодняшний день стоит остро. Продолжение истории возможно в солидарности людей. В установлении связи одного человека с другими. «Солидарность есть невидимая действительность существенного. Человек должен меняться, он не должен быть завершен». Иначе это будет означать конец истории. На этом

пути самобытия, самопостижения, самопознания личность Г.К.Жукова может стать путеводной звездой.

Чем же может привлекать эта личность нас, прежде всего русских, людей? (показ слайдов презентации)

Начнем с того, что он сын своего народа. Его происхождение, его качества души - стойкость, трудолюбие, широта и прямота натуры, доброта и внимание, стремление прийти на помощь другу, близким людям и вообще всем людям - это все Жуков. Он родился в деревне Стрелковка Калужской области в семье рабочего, а мать была крестьянкой. Проследить более глубокие корни по линии отца Георгию Константиновичу не удалось. Но ему было достаточно, что отец родился в России, был главой небольшой сплоченной семьи, воспитавшей по своему разумению трудового, честного человека. Георгий Константинович на всю жизнь сохранил благодарность к тем, кто в тяжелые годы приходил на помощь Жуковым. На склоне лет он вспоминал соседей, которые делились с ними продовольствием.

Жукова выделяет неукротимое желание учиться всегда и везде, во всем дойти до сути. Учеба в школе с семи лет продолжалась недолго. Церковно-приходскую школу- трехлетку он закончил отличником с похвальной грамотой, но учиться дальше не пришлось - надо было помогать родителям. Его отправили в Москву к дальнему родственнику учиться скорняжному делу, которое он успешно освоил. Но параллельно тяга к знаниям не оставляла его, он много читал, поступил на вечерние общеобразовательные курсы, окончание которых давало права выпускника городского училища.

В учебе он видел и практический смысл. Сын родственника стал обучать его немецкому языку, занятия продолжались около года и превратились почти в самосостоятельные. Егор понял, что без системы учиться невозможно.

Трехгодичные курсы закончил с отличием. 15 -летнего мальчика стали именовать Георгием Константиновичем. Родственник предложил работу продавца, заметив его организаторские способности

Будучи командиром Красной Армии и попав на курсы усовершенствования высшего начальствующего состава в Москве, он не теряет времени зря. К.К.Рокоссовский, вспоминал, что очень часто в те дни он видел своего друга, склонившимся над книгой или картой.

Американский публицист Г.Солсбери в книге «Великие битвы Маршалла Жукова» отметил, что « он знал назубок всю классическую военную литературу от Цезаря до Клаузевица» [Богатова Т.А. Великий сын России.- Волгоград, 1998, с.11]. Его отличают способность к анализу, умение обоб-

щать опыт военных действий, предугадывать направление главного удара противника и во время учений накануне войны, и в самое сложное время.

Честолюбие - здоровое, благородное честолюбие во всем достигать совершенства. И результат - карьера военного от простого солдата до маршала, до министра обороны., командующего союзными войсками.

Верность в любви, в дружбе, в любви к Родине.

Люди, прошедшие бок о бок с Георгием Константиновичем немало лет, вспоминают о великой силе духа.

Смелость, с которой только он часто мог на равных, относительно, говорить

Со Сталиным, Верховным главнокомандующим. Не каждый мог выдержать даже взгляд Сталина. А Жуков только за один месяц и семь дней встречался 16 раз. А всего более шестисот раз. Мог отстаивать свое мнение даже отказавшись от должности начальника генерального штаба.

Творческое начало деятельности Г.К.Жукова, его натуры. Он не мог спокойно почивать на лаврах. Стойко переносил несправедливости судьбы, когда боявшиеся его политики отстраняли от должности министра обороны

(Н.С.Хрущев) или просто удаляли его от Москвы. Он всегда был там, куда направляло его руководство страны. Два часа на сборы, и он уже в пути. Прибыв на место активно включается в работу. Оборудует жилой поселок и учебный центр для офицеров военного округа в Одессе. Добивается решения квартирного вопроса для подчиненных. Участвует в ликвидации бандитской банды «Черные кошки» и здесь находя решение проблемы. Но такая активность не всегда нравилась партийным, советским руководителям. Поэтому возникали слухи о заговорах, смещение с должностей. Порой забвение властями. Но не народом. О нем скульптор В.А. Клыков, автор памятника полководцу пишет: « Я не военный историк, но мнение народное полагаю, все-таки наиболее веский фактор. Его любили и уважали все. Где - Жуков, там - победа» [Филиможин М.В. Враги… боятся до сих пор//Военно-исторический журнал, 1995, №3, с. 33]. Рассмотрите все наиболее важные сражения Великой Отечественной и везде Г.К.Жуков в самых трудных ситуациях выводит наши войска к успеху. (Показываются слайды презентации)

Стиль работы Жукова: всегда деловой- он не допускал пустой болтовни, славословий, любил четкость, порядок во всем. Так ли он был беспощаден, как о нем пишут, упрекают его противники. Журналист В.Песков беседовал с шофером Жукова Бучиным Александром Николаевичем. Водителей было несколько, но этот был самый надежный. Бучин А.Н. отмечал, что чем острее, опаснее была ситуация, тем собранней, энергичней был Жуков. Говорят, что Георгий Константинович был суровым. Но …само время было суровым. Громадная ответственность лежала тогда на каждом человеке. Суровая требовательность порядка, дисциплины, точности исполнения были нормой, иначе бы мы не победили» [Песков В. Говорят спутники Жукова.- Маршалл Жуков: полководец и человек. Сборник в 2-х томах.- М.: Изд-во АПН, 1988, 186-192] Жуков не боялся брать ответственность на себя и в этом его существенное отличие от других талантливых полководцев.

Во всем он хотел дойти до сути. И в чисто человеческом плане. Он любил и уважал своих родителей, был любящим мужем и отцом. И когда в 56 лет он встретил свою последнюю любовь, он не стал кривить душой, не побоялся поплатиться за это карьерой. И как же он был счастлив, что можно расценивать как подарок судьбы, когда в почти шестидесятилетнем возрасте стал отцом. Он человек и « ничто человеческое ему не чуждо»[там же].

Выходец из самой гущи народной, Георгий Константинович Жуков, был ярким, талантливым представителем народа, существенной части жизни его. И за это мы должны быть благодарны судьбе.

Война откатилась за годы и гуды,

И горечь, и славу до дна перебрав…

А пули ещё прилетают оттуда -

Из тех февралей. Из-за тех переправ.

А пули летят из немыслимой дали…

Уже потускневшие капли свинца

Пронзают броню легендарных медалей,

Кромсая на части живые сердца.

Они из войны прилетают недаром,

Ведь это оттуда, из позавчера,

Из бывших окопов по старым солдатам

Чужие, истлевшие бьют снайпера!

Я знаю, что схватка идет не на равных,

И нечем ответить такому врагу.

Но я не могу уберечь ветеранов.

Я даже собой заслонить не могу.

И я проклинаю пустую браваду,

Мне спать не дает ощущенье вины…

Все меньше и меньше к Большому театру

Приходит участников прошлой войны.

[Антология военной песни./ Сост. и автор предисл. В.Калугин. - М.: Эксмо, 2006]

4. Закрепление материала.

Цель:

выявить степень осознания учащимися нового материала;

осмысление внутренних связей и отношений;

выявить степень личного отношения к личности Г.К Жукова.

Беседа:

  • Выразите свое отношение к личности Г.К.Жукова одним предложением.

  • « Война самое сложное испытание в жизни человека. Она заставляет его либо стать человеком, либо остаться так, ничем» Что бы сказал на это Г.К.Жуков?

5. Вывод по уроку (рефлексия)

Список использованной литературы


1. Анфилов В.А. Десять бесед с маршалом Жуковым в мае-июне 1965 года.//Военно-исторический журнал, 1995, №3.

2. Богатова Т.А. Великий сын России. - Волгоград, 1998, с.11

3. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления.-М.: изд-во «Правда», 1969 г.

4. Маршал Жуков: полководец и человек.- Сборник. В 2-х томах.- М.: АПН, 1988.

5. Песков В. Говорят спутники Жукова.- Маршал Жуков: полководец и человек.- Сборник.- В 2-х томах.-М.: АПН, 1988.

6. Рождественский Р. Война откатилась….-Антология военной песни./ Сост. и автор предислов. В.Калугин. - М.: Эксмо, 2006.

7.Умянов А.И. Новые факты о родителях и детстве Г.К. Жукова// Вопросы истории,1995, № 8.

8. Яковлев Н. Маршал Жуков.-М.: Известия, 1995.

9. Ясперс Карл. Смысл и назначение истории.- М.: «Республика», 1994.


12


Номинация «Лучший сценарий урока, внеклассного мероприятия, посвященного подвигу народа в Великой Отечественной Войне

«Помнит мир спасенный»



© 2010-2022