Конспект урока по истории России Северная война

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

тема: «Северная война»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; определить значении Северной войны для России; оценить роль реформы армии и флота в достижении победы России в Северной войне

  • Содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока.

  • Способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.

Оборудование :

Учебник История России с древнейших времён до конца 16 века. Данилов А. А. М. : Просвещение, 2005 г.

Школьный атлас по истории России, компьютерная презентация.

Основные понятия: регулярная армия, рекрутская повинность, военный устав, империя, редут

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие.

Вступительное слово учителя. Сегодня мы продолжим изучение раздела "Россия при Петре I". Наш урок посвящён событиям XVIII века - знаменитой Северной войне, в которой участвовала Россия. Тема нашего сегодняшнего урока: «Северная война». Целеполагание, план урока:

Ребята, глядя на данную тему урока, скажите:

-- Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (предположения учащихся).

-- А что бы Вы хотели узнать сегодня? (высказывания учащихся).

-- Что мы должны постараться узнать для раскрытия этой темы?

Можете воспользоваться началом фраз, которые мы применяем на уроках.

(Слова-помощники для учащихся: «мы должны…», «мы узнаем..», «мы постараемся…»)

Ответы учащихся.

Таким образом, цель сегодняшнего урока заключается в том, чтобы определить значение Северной войны для России.

Мы будем рассматривать эту тему по такому плану:(слайд 2)

  1. Причины войны и её начало.(1700)

  2. Реформа армии.

  3. Полтавская битва (1709).

4. Прутский поход (1711).

5. Победы русского флота (1714, 1720).

6. Ништадтский мир (1721).

Задание на урок: В течении урока вы будете заполнять рабочие листы. В конце урока сдадите их на проверку (Приложение)

2.Изучение нового материала

После "Великого посольства" стали четко ясны направления и задачи внешней политики Петра I. Вспомните какие? (Ответы учащихся)

1. Причины войны и её начало. (1700)

Итак, перенесёмся мысленно в XVIII век. Швеция к началу века была самым могущественным государством Северной Европы. Она стремилась превратить Балтийское море в «шведское озеро». Это вызвало враждебность к Швеции прибалтийских государств: Дании, Саксонии, Речи Посполитой. У России был свой счёт к Швеции. Во времена Смуты Швеция отняла у России побережье Финского залива.

Исходя из этого, выделите основные причины Северной войны и назовите их

(1. Господство Швеции на Балтике. 2. Стремление России вернуть выход к Балтийскому морю.)

Поводом к войне для России стал момент, когда все ведущие страны были заняты дележом "Испанского наследства", Россия в 1699г. заключила Северный союз с Данией, и Саксонией, приобрела боевой опыт в Азовских походах (слайд 5)

Начало боевых действий . Для Северного союза война началась неудачно. Подтвердите это фактами из текста учебника (2-й абзац §14) (1. Шведы нанесли поражение Дании и вынудили её выйти из войны. 2. Шведы заставили курфюрста Саксонии Августа II снять осаду принадлежащей Швеции Риги).

В этих условиях Пётр I сумел быстро заключить мир с Турцией и направил войска к шведской крепости Нарва (карта!). Здесь, под Нарвой, в 1700 году шведская армия разгромила русские войска.(рассказ учащегося)

-- Назовите причины поражения русской армии под Нарвой. (1.Превосходство шведов в подготовке армии, как технической, так и тактической. 2.Предательство иностранных офицеров, служивших в русской армии.)

Первые победы. После поражения России под Нарвой, шведский король Карл XII думал, что с Россией покончено и стал вести боевые действия против Польши.

-- Как вы думаете, почему Карл XII решил, что с Россией покончено? (1. Русские потеряли 8 тыс. солдат - шведы - 3 тыс. 2. Армия Петра осталась без артиллерии.)

Особой строкой в политике Петра прошли войны, для ведения которых нужна была большая, хорошо вооруженная армия. После такого поражения другой бы главнокомандующий сдался, но не Пётр I. Он решил воспользоваться передышкой, чтобы усилить российскую армию. Переходим ко 2-ому пункту плана.

2. Реформа армии

Итак, «нарвская конфузия» не прошла даром для молодого царя, он деятельно занялся созданием регулярной армии.

Используя учебник (§14 п.2), выпишите меры, принятые Петром I, для усиления русской армии и прокомментируйте (3-4 минуты).

( 1. Замена стрелецких войск регулярной армией.

2. Введение рекрутского набора и пожизненной военной службы (1699)

3. Создание военных заводов на Урале.

4. Создание военных учебных заведений.

5. Принятие «Устава воинского» (1716), «Устава морского» (1720).

6. Строительство военно- морского флота.)

(слайд вооружение армии)

Сделайте вывод - какой стала русская армия в 1708-1709гг? (Армия стала боеспособной и сильной.)

И это привело к первым победам. В 1702 г. русская армия штурмом овладела Нотебургом (Орешком) в устье Невы. Учитывая ключевую роль этого города при выходе на Балтику Пётр переименовал его в Шлиссельбург ( «ключ-город»)

В 1703 г. на Неве был заложен Санкт-Петербург, ставший вскоре более чем на двести лет столицей России. Мы переходим к 3 пункту плана.

3. Полтавская битва

Усиление позиций России вызвало опасения Карла XII. Карл XII, ведя активные военные действия против Августа II , вывел Польшу из войны и стал готовить вторжение на территорию России. Крупное сражение произошло летом 1708года у деревни Лесной (карта!).

Прослушав сообщение о сражении, дайте ему оценку.(Прослушивание сообщения). Пётр I впоследствии назвал это сражение «матерью Полтавской баталии».

-- Что имел в виду Пётр, давая такую оценку битве?

Карл XII решил вести свою армию на Украину, чтобы восстановить силы. На Украине на сторону шведов перешёл гетман Мазепа- правитель Украины и глава украинского войска. Пользовался огромной доверенностью московского правительства и самого Петра I Мазепа не верил в силу России и Петра I. Его целью было с помощью шведов создать «самостийное» Украинское государство.

Карл XII, не смотря на значительные силы русской армии, упрямо ведёт свою армию к катастрофе. Он настаивает на осаде и взятии Полтавы. Небольшой украинский город шведы осаждали три месяца

Прислушаемся к любопытному разговору Карла XII с генералами своей армии.

Сделайте вывод о положении шведской армии под Полтавой.

Ролевая игра.

Сценка «Разговор Карла XII с генералами» (Приложение)

Вывод (учащиеся): армия Швеции морально ослаблена. По мнению генералов город будет взять трудно. Нет согласия среди командования. Карл по-прежнему самоуверен, не сомневается в победе, которая принесёт славу ему и армии

Генеральное сражение решено было дать под Полтавой. 4 июня к Полтаве приехал царь Пётр и лично занялся осмотром местности и выбором места сражения

Используя схему сражения, оцените этот выбор

Оба монарха перед сражением совершили осмотр своих армий, оба обратились с речью к солдатам.

Прослушав их речи, догадайтесь, какая принадлежит Карлу, какая Петру.

Зачитывают 2 ученика

Карл XII Воины! Я призываю вас овладеть этой землёй, её богатствами. А после сражения приглашаю офицеров в шатры царские!

Пётр I Воины! Я призываю вас принять сражение за государство, за народ, за веру нашу, за церковь! Пришёл час решить судьбу Отечества!

27 июня 1709 г. в 2 часа ночи шведская армия скрытно подошла к редутам, но Была обнаружена.Так началось великое сражение. «И грянул бой, Полтавский бой…». Познакомимся с ходом Полтавской битвы. (просматриваем фрагмент анимации о ходе Полтавской битвы).

Рассказ учителя по ходу просмотра анимации.

Задание классу: Определите причины победы русской армии в Полтавской битве

(1. Военные реформы Пётра I.

2. Боеспособность и мобильность русской армии.

3. Возрос боевой дух армии.

4.Мужество и героизм солдат.

5.Умелое командование.)

-- Какое значение имела Полтавская победа для хода войны? Для России в целом?

(ответы учащихся)

В Европе сама мысль о том , что Карл XII может потерпеть поражение, казался абсурдом, и, когда слухи о бое докатились до Европы, газеты по шаблону стали прославлять очередную победу Северного Льва над Русским Медведем. Лишь через несколько дней выяснилось, что армия Карла XII фактически уничтожена…

Итак, в 1709г. армия шведов была разбита, но война со Швецией продолжалась ещё много лет. Одна из причин затяжного характера Северной войны заключалась в том, что России кроме Швеции противостояла Турция, объявившая ей войну в 1710 году. Она вошла в историю под названием Прутский поход.

Мы переходим к 4 -ому пункту плана.

4 Прутские походы

--- Каковы последствия Прутского похода?

--- В чем заключались истинные причины согласия Турции на мир с Россией?

(рассказ о Прутском походе). Ответы на вопросы.

Поражение и потеря Азова уже не могли повлиять на превращение России в великую державу.

5. Победы русского флота

После Прутского похода Северная война возобновилась. Это привело к активизации боевых действий на море. Русский флот одержал две серьёзные победы над шведами.

---Какие? Найдите в учебнике и выпишите даты и места этих морских сражений

( в 1714г. у мыса Гангут и в 1720г. у острова Гренгам.)

Значение морских побед.

6. Ништадский мир

определите условия Ништадтского мира.

В 1721 году в финском городе Ништадте был заключён мирный договор между Швецией и Россией, по которому Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга), но получала Балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии, Ингерманладии (Ижорская земля).

Итоговое обобщение

Вернемся к цели нашего урока: определить значение Северной войны для России

--- Какое значение для России имела победа в Северной войне?

(ответы учащихся)

--- Почему к сегодняшнему уроку взят этот эпиграф?

III Заключительный этап урока (рефлексия)

1. Проанализировать выполнение целей и задач, поставленных в начале урока.

--- Что Вы сегодня узнали нового? (высказывания учащихся).

--- Какая сегодня стояла перед нами цель? (высказывания учащихся).

--- Добились ли мы ее? (высказывания учащихся)

--- Какое задание вы выполняли в течении урока?

Собрать рабочие листы.

2 Подведение итогов

Оценки за работу на уроке.

3. Домашнее задание: прочитать параграф, выучить даты.


© 2010-2022