- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории России на тему Крестьянский быт
Конспект урока по истории России на тему Крестьянский быт
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Антонова Е.А. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Крестьянский быт»
Цели урока:
1. Образовательные:
- Дать представление об основных чертах быта и жизни, о занятиях крестьян;
- Ознакомить учащихся с источниками знаний о прошлом через изучение крестьянского быта, а так же с такими свойствами музейных предметов как информативность, эмоциональная насыщенность;
- сформировать у учащихся новые понятия и термины темы: красный угол в избе, трапеза, лапти, лубок, домовой, рубеля;
- подвести учащихся к осмыслению главных выводов урока:
1)Что такое исторический источник?
2) Как жили и чем занимались крестьяне?
3) Чем мы пользуемся и сейчас.
- продолжать работу по углублению известных понятий и выводов.
2. Развивающая:
- Развитие воображения учащихся, практических навыков работы с музейными экспонатами;
- Анализировать исторические источники, выступать публично;
- объяснять изученные положения на конкретных примерах;
- осмысливать теоретический материал.
3.Воспитывающая
- Содействовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории страны, любознательности, гордости;
- Воспитание уважения к истории, приобщение к культуре и традициям своего народа.
Урок-экскурсия.
Оборудование: экспонаты школьного музея народного быта и декоративно-прикладного искусства, предметы быта, элементы одежды, компьютер, проектор.
Ход урока:
№ п|п
Этап урока
Деятельность педагога.
Время
Деятельность учащихся
1
Организационный момент
Приветствую учеников, отмечаю отсутствующих, организую внимание учащихся.
2-3 мин
Приветствуют учителя, дежурный говорит кого нет.
2
Урок-экскурсия.
Ребята, посмотрите вокруг, как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Сегодня у нас с вами урок- путешествие. Но путешествовать мы будем не в пространстве, а во времени. И перенесемся с вами в прошлое. Посмотрим, как жил и трудился крестьянин.
Тема сегодняшнего урока «Крестьянский быт». (Слайд 1) Открывайте свои тетради и записывайте тему урока.
(Слайд 2). На уроке через создание атмосферы времени, используя предметы обихода, одежды, описание занятий, традиций и образа жизни крестьян, мы попробуем погрузиться в мир прошлого.
Вопрос учащимся: Как можно остановить время, в каких источниках искать сведения о жизни в прошлом? «Какие могут быть источники изучения прошлого вашей семьи?»
Время может остановиться в вещах. Также происходит с изучением прошлого других людей. Они «уплыли по реке жизни», но оставили свои вещи.
Вопрос учащимся: «Зачем нужно изучать историю вещей?»
По вещам мы судим, что ценили, что умели делать эти люди. Старые вещи, о которых не сохранилось рассказов, сами по себе могут что-то рассказать, если вглядеться в них пристальней.
Для понимания той или иной исторической эпохи очень важно изучение быта. Быт - это вещи, которые нас окружают, наши привычки и каждодневное поведение, это и обычаи, и распорядок дня, время различных занятий, характер труда и отдыха.
Большое количество вещей накоплено в музеях. Они являются очень ценным материалом для историков, потому что многое могут рассказать о повседневной жизни людей.
Сегодня мы проводим урок в музее. Прежде всего, напомню вам правила нахождения на экскурсии. (Слайд 3)
Давайте начнем нашу экскурсию. Представьте что перед вами воссозданный уголок крестьянской избы. Давайте, вспомним, как выглядела крестьянская изба.
Вопрос - Если бы вы были строителями, какую бы вы построили избу?
(Слайд 4) Лучший материал для строительства - хвойные породы деревьев: лиственница, сосна, ель. Кроме того, в строительном деле используется немало и лиственных пород. Например: дуб и осина. Из прочной древесины дуба строили стены, а из осины делали лучший лемех - фигурные дощечки для кровли. (Слайд 5) Окна избы украшали наличниками, разукрашенными резьбой и росписью мастера. Посмотрите на экран, и вы заметите, что наличники и сейчас используют для украшения окон домов.
Войдя в избу, сразу обратишь внимание на печь, она занимала почти пол-избы.(Слайд 6)
Вопрос - Какую роль в избе играла печь?
После ответов учащихся учитель подчёркивает, что недаром народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских народных сказок.
Вопрос - Приведите примеры сказок, где есть печь?
Переезжая в новый дом, крестьянин обязательно зазывал с собой из старой избы домового.
Вопрос- Кто это?
«Домовой, домовой пойдём домой» - зазывали крестьяне. Домовой был просто необходим, он следил за поведением членов семьи, не любил сквернословия. Он любит те семьи, где живут в согласии, бережно относятся к вещам, в чистоте содержат дом.
Давайте мысленно войдём в крестьянскую избу. Главным её украшением были иконы. (Учитель показывает икону) (Слайд 7). Они висели в переднем «красном» углу. Других украшений в доме не было. Переступая порог чужого дома, гости вначале крестились на передний угол, и только потом здоровались с хозяевами.
Красные углы существуют и сейчас во многих домах.
Вопрос - Какая была мебель у крестьян?
Отгадайте загадку «Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки». (Стол) (Слайд 8)
Стол ставили в переднем углу.
Вопрос - На чём сидели крестьяне?
Лавки мастерил сам крестьянин с вековым запасом прочности из толстых досок. Каждый в крестьянском доме знал своё место. Хозяин сидел в красном углу. Вдоль «долгой» стены стояли мужские лавки, перед окнами на улицу сидели девушки и дети, а хозяйке оставалось место с краю, чтобы никому не мешая, вставать и подавать к столу.
Вопрос - На чём спали крестьяне? (На лавках, на полатях, на печи)
Полати - широкие нары, которые сооружали под потолком между печью и стеной. В редких домах были кровати. Кровать делали из дерева вручную. На кровати матрац, набитый соломой или сеном. Постельное бельё украшали вышивкой и кружевом. Одеяло шили из лоскутков. Детские колыбели делали висячими.
В каждом доме был сундук.
Вопрос - Что вы можете рассказать о сундуке?
Учитель дополняет. Сундук делали из крепкого дуба, обивали полосками железа. Сундук стоял всегда на самом видном месте, поскольку свидетельствовал о богатстве хозяина. Чем богаче становился крестьянин, тем больше в его доме появлялось сундуков.
Крестьяне вставали рано: летом с восходом солнца, осенью и зимой за несколько часов до рассвета. Вставая со сна, крестьянин крестился, умывался из рукомоя, а затем приступал к молению. Потом крестьянская семья садилась за стол завтракать.
(Слайд 9)
Вопрос - Покажите, какая посуда могла стоять на крестьянском столе?
Рассматривая каждый предмет посуды, мы можем узнать о ней, о её времени очень многое.
Вопрос - Из чего делали крестьяне посуду?
Учитель показывает глиняный горшок и задаёт вопросы:
Вопрос - О чём нам может рассказать глиняный горшок? Что он нам может дать в плане понимания истории? На какие мысли наводит? Расскажите, как изготавливали посуду из глины.
Дополняя ответы, учитель говорит: горшок сохранил тепло очага, следы рук наших предков. Он хрупкий, но сохранился и в эту минуту как бы связывает нас со своим временем, своими хозяевами. Глиняный горшок является исторической ценностью, историческим источником.
Вопрос - Какие вы знаете загадки о посуде?
Учитель говорит, что для хранения припасов крестьяне использовали бочонки и берестяные коробы.
Вопрос - Какая посуда, столовые приборы не употреблялись в крестьянской семье или были редкостью?
Тарелки были редкостью, употреблялись неповсюду. А если они были в доме, то их ставили только для гостей. Ножи и вилки тоже не были в особенном употреблении.
Вопрос - Как относились крестьяне к посуде?
Учитель обращает внимание учащихся на бережное отношение крестьян к посуде
Рассказ учителя:
После завтрака все члены крестьянской семьи расходились по делам. «Поскорей подрастай, да к работе поспевай» - говорили, обращаясь к детям.
Летом крестьяне работали в поле с утра до вечера. (Слайд 10) А зимними вечерами трудились в доме, делая нужные вещи. У крестьян и поговорка такая была «На печи лежать, так и хлеба не видать».
Вопрос - Перед вами прялка. Какие сведения она нам даёт как исторический источник?
Прялка - гордость хозяйки. Она служила не только орудием труда, но и украшением жилища. Сделанная ножом, пилой, а то и просто топором прялка напоминала башню. Мастера украшали её резьбой. Считалось, что всякая вещь должна быть красивой и радовать глаз.. Прядение было делом медленным. Недаром говорили: «Рано встала, да мало напряла». Прясть начинали учить девочку с 6-8 лет. Сколько нужно было ловкости и терпения. Чтобы нить получалась тонкой, ровной, прочной: чуть потянешь сильней, она оборвётся, а чуть слабее - будет слишком толстой и неровной.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что представленным прялкам много лет и живут они сейчас вторую жизнь - служат людям своей красотой и не дают забывать свою историю.
В крестьянских семьях женщины шили, вышивали, плели кружево. Показываю ручники, полотенца, салфетки. И сейчас женщины занимаются вышиванием, вязанием.
- Давайте заглянем в сундук, и посмотрим, какой была одежда крестьян.
Одежда у крестьян была простая. Крестьяне были бережливы, за модой не гонялись, чтоб надолго хватило.
Вопрос - Отгадайте загадку «Собой не однако, а нужна одинаково - младенцу и старику и доброму молодцу»
(Слайд 11) Показывая рубаху, учитель отмечает, что её украшали вышивкой, тесьмой по вороту, подолу, рукавам. Одни рубахи надевали каждый день, другие лишь по праздникам и в церковь.
(Слайд 12) Крестьянин считал зазорным ходить без пояса. Снять с человека пояс - значило обесчестить его. Про того же, кто не сдержал себя, распустился, говорили «распоясался».
Вопрос - А в каких случаях мы сегодня употребляем слово «распоясался»?
Мужчины на голове носили картузы, а женщины - платки. Для стирки белья использовали рубеля, а для глажения - утюги на углях.
Мужчины тоже были мастерами на все руки.
Вопрос - Что они мастерили?
Дополняя ответы, учитель рассказывает:
Для всей семьи крестьянин плёл лапти. Эта была основная обувь для крестьян.
Мужчины плели короба из бересты, корзинки, делали корыта.
Вопрос - А что ещё? Отгадайте загадку «Три братца пошли на речку купаться, два купаются, третий на берегу валяется. Искупались, вышли, на третьем - повисли» (вёдра с коромыслом).
Вопрос - Какой вывод о жизни крестьян мы сделаем, глядя на все эти вещи?
Вопрос - Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?
Вопрос - Какими мастерами были крестьяне?
30-35 мин
Отвечают на вопрос.
(Быт крестьян, как жили, что делали)
Записывают тему в тетрадь.
Отвечают на вопрос с мест.
(Ответы: вещи, рассказы, письма, фотографии, видеозаписи и др.)
Учащиеся отвечают на вопрос.
(По вещам мы судим, что ценили, что умели делать эти люди. Старые вещи, о которых не сохранилось рассказов, сами по себе могут что-то рассказать, если вглядеться в них пристальней)
Смотрят на проектор.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос (тепло, спать, кушать готовить)
Отвечают на вопрос
(Печь прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю)
Отвечают на вопрос.
(это дух-хранитель и обидчик дома)
Смотрят на экран
Отвечают на вопрос.
(Деревянная, делали сами)
Отгадывают загадку.
(Стол)
Отвечают на вопрос.
(На лавках)
С мест предлагают свои варианты.
Отвечают на вопрос.
(На лавках, на полатях, на печи)
Сообщение ученика
Отвечают на вопрос.
(учащиеся показывают миски, горшки, чугуны, солонку, ложки и пр.)
Отвечают на вопрос. (из глины, дерева)
Сообщение ученика о глиняном горшке.
«Сама не ем, а людей кормлю» (ложка)
«Сверху дыра, снизу дыра, а посередине - огонь да вода» (самовар)
«Новая посудина, а вся в дырах» (сито, решето)
«Смастерили из досок и надели поясок и хранит посуда эта с грядки собранное лето» (бочка, бочонок)
Отвечают на вопрос (Тарелки, ножи и вилки)
Отвечают на вопрос.
Отгадывают загадку.
Сообщение ученика о прялке и прядении.
Смотрят на экран.
Отгадывают загадку. (рубаха).
Отвечают на вопрос
Сообщение ученика о стирке и глажении
Отвечают на вопрос
Сообщение ученика о лаптях
Отгадывают загадку
Отвечают на вопрос. (много трудились)
«Труд человека кормит, а лень портит»
«Всякое дело терпеньем одолеть можно»
«Скучен день до вечера, коли делать нечего»
«Почёт и труд рядом живут»
«Кто делает всё на авось, у того всё хоть брось»
«Каков мастер, такова и работа» и др.
Отвечают на вопрос.
3
Подведение итогов.
- О каких предметах крестьянского быта вы узнали?
- Что вам понравилось в образе жизни и быте крестьян?
- Что вы не приняли для себя и почему?
- Почему они попали в музей? (они память о людях, об обычаях, об образе жизни)
Давно нет тех людей, что делали эти вещи. Но живут творенья рук крестьянских мастеров, рассказывают о житье-бытье русских людей много лет назад. Живут и радуют нас своей формой, узором.
Все эти вещи - воплощение труда мастеров разных специальностей. Они заслуживают нашего уважения и внимания, бережного отношения.
8-10 мин
Отвечают на вопросы с мест.
4
Домашнее задание
Спасибо за урок. Поблагодарить за урок и подготовку к нему. Задать домашнее задание.
2 мин.
Записывают домашнее задание