• Преподавателю
  • История
  • Статья: Использование технологии проблемного обучения для достижения планируемых результатов

Статья: Использование технологии проблемного обучения для достижения планируемых результатов

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование технологии проблемного обучения для достижения планируемых результатов ( на основе опыта внедрения ФГОС второго поколения на уроках истории и обществознания в 5х классах)

Казаченко Ирина Александровна

Учитель истории и обществознания

В 2012-2013 уч. году наше ГБОУ гимназия г.Сызрани Самарской области экспериментально внедряет ФГОСы второго поколения в начальной и основной школе в 5х классах. Я нахожусь на стадии практического выполнения требований ФГОС к результатам обучения и освоения содержания курса истории и обществознания в 5х классах.

Проблемное обучение - это не новый подход к достижению результатов обучения. Но учитель и дети поставлены в новые условия. В чем эта новизна?

1. В последние годы резко возрос объем научной информации, которую должны усвоить учащиеся, поэтому возникла необходимость перестройки учебного процесса. Это вызвало обостренное внимание педагогов-исследователей к разработке вопросов проблемного обучения. Они освещаются в трудах известных дидактов и психологов: М. А. Данилова, М. Н. Скаткина, Т. В. Кудрявцева, И.Я. Лернера и другие. Каждый из названных авторов вносит что-то свое в научную разработку темы.

2.Проблемное обучение формирует гармонически развитую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

3.Введение метапредметного подхода в обучение - это осторожная попытка развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам 21 века. Кому как не вам учителям общественных дисциплин знать всю остроту глобальных проблем современности.

Я вовсе не утверждаю то, что каждый выпускник должен заниматься такими глобальными вопросами. Но время выдвигает новые требования к профессиональной успешности современного выпускника через полипрофессиональное взаимодействие. Второе образование, экономист-юрист в одном флаконе - это уже не новость. Учитель, который стремиться в завтра , должен включаться в полипрофессиональное взаимодействие. А здесь без взаимодейстия разных форм знания не обойтись.

В ходе подготовки подобного метапредметного урока происходит интеграция , связанная с разработкой нового содержания образования. В чём оно состоит?

Меняется работа с деятельностью учащегося, где на уроке передаются не просто знания, а обязательна передача способов работы со знанием. Если вы, работая с определённым предметным понятием, передаете учащимся кроме предметного материала, обобщенный способ работы с любым понятием, вы поднимаетесь с предметного уровня на метапредметный. Это диктует необходимость внедрения системно - деятельностного подхода в организации урока

  1. 4.В современных условиях , когда признается право на существование разных смыслов, оценок, трактовок тех или иных событий, на мой взгляд просто необходимо использовать альтернативные точки зрения на факты и явления. Перед нами, учителями истории, жизнь ставит важнейшую цель - обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества, способного к самореализации в условиях современной российской действительности. А действительность требует защиты ПАТРИОТИЗМА ( исторически главного условия безопасности русского народа ). Защиты и поддержки со стороны интеллигента вообще и учителя истории в обязательном порядке. С помощью исторических знаний человек должен определять себя, свое место в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.
    Эту задачу возможно осуществить, используя прием проблемного обучения в педагогической технологии. В педагогической классической науке К. Д. Ушинский высказал мысль, что "… самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения".
    Цель моей работы показать практическое использование методики проблемного обучения в курсе истории.
    Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию?

1.Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.
Например:

Реформатор Солон провел разумные реформы, указал афинянам путь истины - демократию, но оказался изгнанником. Был вынужден жить на чужбине. Почему? Для решения этой проблемной ситуации с позиций деятельностного подхода я использую работу в группах по 4-5 человек. Одни из них сторонники реформ Солона, другие-противники.

2.Можно создать ситуацию обобщения своего жизненного опыта. Для 5классника профессия учителя самая необходимая. Но она имеет свои издержки и недостатки. Почему?

Я предлагаю. Вам посмотреть запись урока обществознания в 5В классе по теме «Труд-основа жизни» . На что обратите внимание?

1.этап урока Постановка проблемы урока. На то, что в начале урока не объявляется тема урока и основные вопросы изложения. В проблемном обучении создается проблемная ситуация и определяется познавательная задача. Это первый этап урока.

2этап: Актуализация знаний. Я использую технику «Жокей и лошадь»( это наше экзаменационное задание на установление соответствия термина в его содержанием). В традиционном уроке мы проверяет знание терминов тестом, где каждый индивидуально получает баллы и оценку. В условиях деятельностного подхода мы разбиваемся на микро-группы, где командой в 4-5 человек собираем в пары карточки, записывает на командном листе ответы. Почему правильно так? Читаем требования к результатам обучения… (Стр.7 Примерной программы по учебным предметам).

1.Требования к метапредметным результатам «готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействии в социальном окружении»

2.Требования к личностным результатам «способность к ответственному поведению в обществе»

3.Требование к предметным результатам «знание ключевых понятий» в данном случае понятий товар, услуги, деятельность, потребности, благотворительность, труд свободный, труд подневольный; знание особенностей труда как основного вида деятельности человека.»

3 этап урока Изучение нового материала .

Используя обобщение своего жизненного опыта, изучаем противоречивость оценок труда учителя с позиций достоинств и недостатков.

Изучая особенности свободного и подневольного рабского труда ,я делаю попытку создать ситуацию несоответствия результатов способам организации.

На уроках истории по теме «Зарождение демократии в Афинах» моделируя проблемную ситуацию, я создаю характеристику некого государства, где граждане путем всенародного голосования избирают президента страны, представителей в государственный парламент и местные парламенты, первых лиц в городах и областях. Как называется такой порядок организации жизни в государстве? Я не даю понятие политический режим на истории , но в 5 классе даю понятие разных способов организации власти, понятие демократии, её признаков.

На 4 этапе Решение учебных задач я использую технику «Лови ошибку» (Стр.19.Задание №24 в рабочей тетради Годера Г.И.).

Проблемное обучение не ограничивается созданием проблемных ситуаций. Известный дидакт Кудрявцев Т.Л. основу проблемного обучения составляет понятие проблемная ситуация и способы её решения. Способ выбирает каждый педагог исходя из особенностей уровня подготовленности класса и развитости навыка работы в микрогруппах . Способы с позиций деятельностного подход это: работа в группах, проектная деятельность, работа с историческими документами и задачи исследовательского характера. Для нас как говорил Б.Шоу «Единственны путь, ведущий к знанию - деятельность».

На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.



© 2010-2022