• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока истории в 7 классе Заседание круглого стола критиков и лириков по теме: «Эпоха Петра Великого

Конспект урока истории в 7 классе Заседание круглого стола критиков и лириков по теме: «Эпоха Петра Великого

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс ________

Урок обобщение. Заседание круглого стола критиков и лириков по теме: «Эпоха Петра Великого».

Цель урока:

Урок проводится в завершении изучения темы "Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации.

Данная форма проведения урока позволяет учащимся учиться формировать критическое мышление, анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы в изучении темы "Эпоха Петра I", развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию.

Задачи:

I. Объяснить учащимся, что:

эпоха Петра I явилась переломным моментом в истории России, когда страна стала на совершенно новый путь развития;

значение петровских преобразований для страны огромно: реформы в управлении государством, промышленности, экономике, церкви, культуре изменили страну до неузнаваемости, поставив ее в один ряд с ведущими мировыми державами;

после Северной войны внешнеполитическое положение России изменилось кардинально: страна решила вековую проблему выхода к Балтийскому морю, вырос ее престиж, появилась новая, регулярная, боеспособная армия;

огромную роль в этих изменениях сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны.

II. Используя материал по теме:

способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;

сформировать у учащихся восхищение личностными качествами Петра I, его преобразовательной деятельностью;

воспитывать интерес к истории как учебному предмету.

III. Используя материал по теме:

развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию;

формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с картой и историческим документом, как историческими источниками;

расширить представления о роли и значении личности в истории.

Оформление доски:

Тема урока. Эпиграф

"Почва для истории великого человека есть история народа."

С.М. Соловьев

Понятия: сенат, коллегии, главный магистрат, губернии, синод, подушная подать, «Великое посольство».

Материально-техническое и дидактическое оснащение: Схемы (кластеры), компьютер, мультипроектор, интерактивная доска, презентация в MS Power Point, раздаточный материал (см приложение)

Методическая цель урока: Использование игр для развития памяти и мышления, учащихся при обобщении изученной темы.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: комбинированный, с использованием инновационных информационных технологий.

План:

Личность Петра I

Внешняя политика Петра I

Внутренняя политика Петра I

Итоги правления Петра I

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока

Вступительное слово учителя.

Зачитывается стихотворения. Кому посвящены следующие строки?

СЛАЙД 1

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещение,

Не призирал страны родной:

Он знал её предназначенье.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А.С. Пушкин

Ответы учащихся: Строки посвящены Петру Алексеевичу Романову. Императору России. Царю Петру I Великому. Правил в России с 1682 -1725гг

СЛАЙД 2

Сегодня мы проводим заключительный урок по теме "Эпоха Петровских преобразований". Подумаем и сделаем вывод, о историческом значении данных преобразований для будущего России и какова роль самого Петра I в осуществлении этих реформ.

СЛАЙД 3

Проблемный вопрос звучит так: «ПетрI: тиран или реформатор?» вопрос в тетрадь.

На ваш взгляд чтобы ответить на данный вопрос, какие моменты мы должны просмотреть сегодня на уроке?

Ответ детей совпадают с планом работы на уроке.

СЛАЙД 4

План:

Личность Петра I

Внешняя политика Петра I

Внутренняя политика Петра I

Итоги правления Петра I

Мы с вами заранее разделились на 2 команды - ЛИРИКИ И КРИТИКИ. Но это не значит, что в своем мнении вы должны оставаться непреклонными. Может быть, к концу урока вы измените свои позиции по отношению к петровским преобразованиям.

За правильные ответы и выполненные задания будете получать жетоны, а в конце урока мы подведем итог и выставим оценки.

Итак, приступим к работе круглого стола.

Постараемся дать объективную характеристику изученной эпохе.

А напутствием к работе послужат следующие слова Петра I.

Фрагмент из фильма «Слуга государев»


  1. Личность Петра I

Первый император России, Петр подается исследователями то, как величайший деятель, мудрый преобразователь, то, как зловещая персона в истории России, развязавшая террор против своего народа, ставший вместо царя-батюшки всесильным хозяином.

СЛАЙД 5

Перед вами оценка, данная реформам Петра Великого философами, историками, писателями различных временных отрезков.

На ваших рабочих столах находятся листы - задание № 1

Ваша задача - проанализировав документ попробовать определить свою позицию по отношению к реформам Петра I. Но свое мнение пока не высказываем.

На ваших рабочих столах находятся листы - задание № 1

Лист задание № 1

Работа со схемой

Оценка петровских преобразований


Идеологи

В.Н.Татищев, М.В. Ломоносов, С.М.Соловьев

Н.М.Карамзин

К.С.Аксаков

А.С.Хомяков

Их позиция

Сторонники петровских реформ, благодаря которым Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации

Противники петровских реформ, благодаря которым были разрушены национальные русские устои.


II. Проверка домашнего задания.

На дом было дано следующее задание: разгруппировать положительные и отрицательные моменты этого времени. Для этого мы определились, кто у нас будут критиками и лириками. Первое слово мы предоставим лирикам.

Соседство положительных и отрицательных моментов в эпохе Петра I.

Материалы круглого стола лириков и критиков.

Лирики: Положительное в правлении Петра I: великое посольство, создал регулярную армию, открыл Навигационную школу, основал Санкт-Петербург, победа под Полтавой, выход к Балтийскому морю, Россия стала империей, выход к Каспийскому морю, заключил выгодный Ништадтский договор, преобразовал государственную систему, церковь стала частью государственной системы, ввел «Табель о рангах», произвел первую перепись населения, провел административно-территориальное деление, произошел подъем в экономическом развитии страны, создал сильный флот, наладил кораблестроение, проводил политику протекционизма, наладил экспорт, ввел новый календарь, открывались новые школы, стала издаваться первая газета «Ведомости», открывались библиотеки и музеи, Академия наук, развивалась живопись, изменения в быту в лучшую сторону, завозились новые диковинки.

Критики: Казнь стрельцов, устранил сестру Софью от власти, не смог завоевать выход к Черному морю, ввел новую систему налогов, подавил восстание в Астрахани, восстание Булавина, жестоко обошелся с царевичем Алексеем.

Учитель на разные чаши весов ложит монеты. Перевешивает чаша лириков.

Несмотря на то, что имеются отрицательные моменты, в правлении огромное число положительного, которое способствовало поднятию России на новый экономический уровень, что способствовало конкурентоспособности с европейскими государствами.

СЛАЙД 6

Вывод по домашнему заданию.

Несмотря на то, что имеются отрицательные моменты, в правлении Петра I огромное число положительного, которое способствовало поднятию России на новый экономический уровень, что способствовало конкурентоспособности с европейскими государствами.

А теперь более подробно рассмотрим суть преобразований.

Перед началом любых преобразований складываются определенные предпосылки, т.е. подготовленная почва для нововведений. Не исключением стали и реформы Петра I.

ВОПРОС:

Охарактеризуйте предпосылки реформ Петра Великого.

Ответы учащихся СЛАЙД 7

1. Отставание России в социально - экономическом, военном и культурном отношении от европейских стран.

2. активная волевая деятельность Петра I, ориентирование на преобразования в стране.

3. осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта.

Вывод: реформы необходимо было проводить как во внешней, так и во внутренней политики государства.

2. Внешняя политика.

Работа с документом №1

Документ № 1

«Свое первое боевое крещению Петр получил в войне с Турцией в 1695-1696 гг. во время Азовских походов. Тогда был взят Азов - оплот Турции на Черном море. В более удобной и глубокой бухте Петр заложил новую гавань Таганрог. В 1697-1698 гг. с Великим посольством под именем Петра Михайлова царь впервые побывал в Европе. После заключения мира с Турцией в 1700 г. в области внешней политики главной задачей Петр считал борьбу со Швецией за выход к Балтийскому морю. Летом 1700 г. Россия вступила в войну, получившую название Северной. В годы Северной войны (1700-1721 гг.) Петр показал себя талантливым полководцем и замечательным стратегом. Он несколько разбил шведскую армию - лучшую в тогдашней Европе. Северная война закончилась подписанием Ништадского мира между Россией и Швецией. За Россией оставались завоеванные ею прибалтийские земли. В 1710-1713 гг. Россия участвовала в войне с Турцией. В 1711 г. Петр возглавил Прусский поход, закончившийся неудачей. В результате Персидского похода 1722-1723 гг. Россия приобрела земли на южном побережье Каспийского моря».

Вопросы:

  1. Перечислите основные направления внешней политики Петра I.

  2. Какие основные внешнеполитические задачи ставил перед страной Петр 1 ?

3 . Все ли поставленные задачи были решены? Свой ответ аргу­ментируйте.

Ответы учащихся на вопросы. Работа с картой. Слайд 8 и 9

1.

1.Юго-западное выход к Черному морю;

2. Западное выход к Балтийскому морю;

3. Южное Иран

2

  1. Выход в Балтийское море.

  2. Выход в Черное море.

  3. Поднять международный авторитет страны.

3. НЕ ВСЕ ЗАДАЧИ БЫЛИ РЕШЕНЫ.

Петр не получил выход в Черное море, но добился выхода в Балтийское море. Был создан военно - морской флот. Поднят международный авторитет России.

Работа с документом № 2.

"Ее королевское величество Свейское уступает сим его царскому величеству Российского государства в совершенное вечное владение в сей войне от короны Свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии…

  1. О чем идет речь в документе?

  2. В чем значение этого события?


  1. Речь идет о подписании Ништадского мира с Россией -30 августа 1721г. По которому Россия укрепилась на Балтике, приобрела новые земли.

2. Признание нашей страны на международном уровне. Наша страна стала одной из ведущих держав мира. В октябре 1721 года Петр I принял титул Отца Отечества, стал Всероссийским Императором, Петром Великим. С него начался новый этап нашей истории - императорской России, просуществовавшей до 1917 года.

Вывод о внешней политики Петра I СЛАЙД 10

Россия получила выход в Балтийское море;

Созданы условия для морской торговли с Европой;

Россия стала великой морской державой;

Встала в разряд великих мировых держав.

Физминутка.


  1. Внутренняя политика. СЛАЙД 11

Отдавая в течение долгих лет свое время, силы, энергию Северной войне, Петр I ни на минуту не забывал о необходимости реформ в самой стране.

Какие сферы жизни общества подверглись реформированию?

Политическая, экономическая, социальная, духовная.

Работа с документом № 3

Документ № 3

«С 1690-х гг. Петр начал проводить реформы во всех областях русской жизни.

В 1-й четверти XVIII века Петр изменил систему государственного управления: Сенат, в 1708-1715 гг. проведена губернская реформа, а в 1718-1721 гг. приказы заменены коллегиями.

Была создана регулярная армия и флот, введена рекрутская повинность и обязательная воинская служба для дворян.

Шло развитие мануфактур. Политика протекционизма.

Были открыты новые учебные заведения, принята гражданская азбука, основана Академия наук, появились театры и типографии.

В 1722 г. принят Табель о рангах - законодательный акт, который привел в систему все государственные чины.

В 1700 г. в России было введено новое летоисчисление от Рождества Христова.

Петр начал проводить политику ограничения церковной власти (Синод).

22 октября 1721 г. Сенат преподнес Петру I титул императора всероссийского. Россия стала империей.

В 1718-1724 гг. была проведена податная реформа, которая увеличила налоговое бремя в 1,5-2 раза. В 1722 г. принят указ о престолонаследии».

1. Какие реформы во внутренней политике были проведены Петром 1?

2. Составьте краткий перечень реформ. Изменения в:

государственном секторе, экономике, социальной сфере, духовной сфере.

  1. Какие последствия имели данные преобразования для страны. Сложился ли абсолютизм в стране?

Краткий анализ и просмотр СЛАЙД 12 -15

ВЫВОД СЛАЙД 16

В петровское время сформировалась новая система государственного управления. Возникли Сенат и коллегии. Россия была разделена на губернии. Образовалось единое дворянское сословие. Была введена подушная подать. Русская Православная Церковь стала частью государственной системы. В сфере управления создавались единые нормативные документы, в том числе Табель о рангах, регламентировавшая прохождение государственной службы. В России начинался период абсолютизма. В результате экономической политики за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависела от импорта.


  1. Итоги правления Петра I

Мы с вами возвращаемся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока.

«Петр I: тиран или реформатор?»

Прежде чем отвечать на него мы хотели бы отметить как ответили на данный вопрос учащиеся и ученики нашей школы.

Исследование проводил Чернев Дмитрий СДАЙД 17

Чтобы определиться с ответом подытожим все то о чем говорили на уроке.

СЛАЙД 18

То нетленное наследство, которое оставил нам Петр Великий, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение … пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие

У вас у каждого есть возможности стать Великими. Нужно лишь поставить цели и достигать их. Я верю, что вы будете строить такую жизнь, где будет всем хорошо и уютно.

СЛАЙД 19

Таким образом, мы выяснили, что эпоха Петра I Великого была временем серьезного переустройства нашей страны. Изменения, реформы этого правителя затронули все сферы жизнедеятельности нашей Родины в XVIII столетии.

Имели место положительные результаты этих реформ:

Россия превращается в империю (1721 год) c мощной армией и флотом.

Улучшилось международное положение России.

Произошло ускорение темпов социально-экономического и культурного развития России.

Но также происходят отрицательные процессы, влияющие на развитие страны:

Консервация феодально-крепостнических отношений.

Подавление личности государством.

Становление абсолютной монархии в России.

Подчинение церкви государству.

Как писал русский историк 18 века М.М.Щербатов «Для того чтобы достигнуть уровня, на который вывел Россию ПЕТР I, двигаясь с привычной российской неспешностью потребовалось бы 200лет»

5. Домашнее задание:

Вам предлагается проблемное домашнее задание:

Вводная фраза в тетрадь - Я считаю Петра I …….. потому что, ( так как) ….

В своем ответе вы можете опираться на текс параграфов 17-25.

Ваши конспекты уроков.

Выставление оценок по подсчету фишек.

СЛАЙД 20

Рефлексия по формуле ПОПС:

П - позиция «Я считаю, что….»

О - обоснования «Потому, что….»

П - пример «Например»

С - следствие «Поэтому…»

Если осталось время раздать лист - тестирование СМ НИЖЕ





Лист тестирование

1. Соотнесите событие и дату, а из полученных букв составьте слово и объясните его значение:

Основание

1. Санкт-Петербурга 1724 г. - Н

2. Начало Северной войны 1721 г. - А

3. Академия наук 1703 г. - С

4. Учреждение Синода 1708 г. - Т

5. «…Мать Полтавской баталии…» произошла в 1700 г - Е

2. Рекрутская система набора в армию в России была введена
а) в 1703 г.; б) в 1705 г.; в) в 1709 г.; г) в 1701 г.


3. Полтавская битва произошла:
а) в 1705 г.; б) в 1709 г.; в) в 1707 г.; г) в 1704 г.


4. Отставание России от европейских стран выразилось:
а) в отсутствии открытого выхода к морю, что мешало развитию внешней торговли;
б) в отсутствии регулярной боеспособной армии;
в) в несовершенной системе государственного управления;
г) верны все ответы.

5. . В 1703 г. Петр I основал город, который назывался:
а) Санкт - Петербург; б) Архангельск; в) Тарту.

Ответы

1 Сенат-высший законодательный и распорядительный орган при царе.

2. б

3 б

4 г

5 а






Образцом для реформы государственного управления Петр I избрал шведское государственное устройство. Ввел много иностранных слов. Давайте проведем словарную работу. Объясните понятия:

Сенат-высший законодательный и распорядительный орган при царе.

Коллегии-правительственные учреждения, которые ведали определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны.

Губернии-новые административные единицы.

Синод-высший церковный орган.

Главный магистрат-центральное учреждение для управления городами.

Дополнительный материал для учителя

Меншиков Александр Данилович с 1686 г. был денщиком у Петра I, затем бомбардиром Преображенского полка. В 1707 г. Петр I пожаловал Меншикову звание «Светлейшего князя».

В 1727 году Верховный тайный совет лишил все чины Меншикова А.Д. и сослал в Сибирь. До конца жизни Меншиков оставался неграмотным.

Лефорт из богатой купеческой семьи, преподавал в женевском коллегиуме. В 1675 г. поселился в Москве в Немецкой слободе. В 1692 году командовал Московским отборным полком. Отличился в Азовских походах, за что был назначен адмиралом русского флота. Лефорт создавал русский флот в Воронеже.

Именно Лефорт предложил Петру I идею отправиться в Европу, чтобы научиться различным наукам.

Апраксин был из дворянского и графского рода с 1698 - воевода в Новгороде. Участвовал в Северной войне. Подавил восстание в Астрахани. Заключал договора. С 1708-1713 - Казанский губернатор, сенатор. Был замечен в деле царевича Алексея, но сумел оправдаться. Участвовал в создание «пехотных» полков Семеновского и Преображенского. Участник Азовского похода. Возглавил Адмиралтейский приказ. С 1712 по 1723 г. управлял Эстляндией, Ингерманландией, Карелией, Финляндией.

Головкин Г.И. государственный деятель, канцлер. Сопровождал Петра в «Великом посольстве» 1697-98, вместе с ним работал на голл. верфях в Саардаме. Участвовал в сражении со шведскими кораблями близ устья Невы (май 1703). Возглавлял Посольский приказ (1706-17), затем президент Коллегии иностранных дел (1717-34). Личный инициативы не проявлял и был лишь исполнителем царской воли.

Проверка знаний.

Тест

1. К какому их указанных событий относится годы 1700, 1709, 1721?
А) Городским восстаниям
Б) Северной войне
В) Семилетней войне
Г) Дворцовым переворотам
2. «Матерью Полтавской баталии» Петр I назвал
А) Взятие Нарвы В) Битву при Ниеншанце
Б) Сражение при Лесной Г) Гангутское сражение

3. К внешней политике Петра I относится
а) Семилетняя война
б) Великое посольство
в) присоединение Левобережной Украины
г) участие в Северной союзе
д) первый раздел Речи Посполитой
е) Ништадский мир
Укажите правильный ответ

1) авг 2) агд 3) бге 4) вгд

4. Создание Святейшего Синода привело к
А) церковному расколу В) усилению самостоятельности церкви
Б) подчинению церкви государству Г) Секуляризации церковных земель

5. Первая половина XVIII в. в историю России вошла как:
а) елизаветинское время;
б) петровская эпоха;
в) екатерининская эпоха.
6. Укажите даты Северной войны:
а) 1700-1721 гг.;
б) 1709-1721 гг.;
в) 1699-1720 гг.;
г) 1701 - 1721 гг.
7. Петр I начал свою реформаторскую деятельность с реформ в области:
а) просвещения; б) военной; в) промышленности.
8. Россия с XVIII в. становится империей. Первым императором был:
а) Петр II; б) Михаил Романов; в) Петр I.
9. Определите причины поражения русских войск под Нарвой:
а) предательство командного состава;
б) небоеспособность русской армии;
в) отсутствие Петра I в армии во время

10. Рекрутская система набора в армию в России была введена
а) в 1703 г.; б) в 1705 г.; в) в 1709 г.; г) в 1701 г.
11. Полтавская битва произошла:
а) в 1705 г.; б) в 1709 г.; в) в 1707 г.; г) в 1704 г.
12. Отставание России от европейских стран выразилось:
а) в отсутствии открытого выхода к морю, что мешало развитию внешней торговли;
б) в отсутствии регулярной боеспособной армии;
в) в несовершенной системе государственного управления;
г) верны все ответы.
13. В 1703 г. Петр I основал город, который назывался:
а) Санкт - Петербург; б) Архангельск; в) Тарту.
14. Укажите, кто опирался на стрельцов в борьбе за царский престол:
а) царевна Софья; б) Глинские (родственники Петра);
в) князь В. Голицын; г) немцы на Кукуе.


  • Ключ: 1- б; 2 - б; 3 - 3; 4 - б; 5 - б; 6 - а; 7 - б; 8 - в; 9 - б; 10 - б; 11 -б; 12 - г; 13 - а; 14 - а








15

© 2010-2022