- Преподавателю
- История
- Адаптированная рабочая программа по истории 8 класс
Адаптированная рабочая программа по истории 8 класс
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Жарких Н.А. |
Дата | 08.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
I
КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЕМЛЯНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ VIII ВИДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Согласовано: Утверждаю______________
На заседании МО Директор школы-интерната Павликова А.В.
Протокол № от Приказ № от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА____________________________________
В _________ КЛАССЕ
УЧИТЕЛЬ:______________________________________________
Пояснительная записка.
II
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в общество.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, "Лентой времени», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино, диафильмов.
Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным не слишком длинным. Сообщая новый материал должен показать взаимосвязь с ранее изученным.
Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.
Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно- бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи.
Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание необходимо уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающей опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 8 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме урока по 45минут. На курс отведено 68 академических часов или 2 часа в неделю.
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов указанное в тематическом плане которое может изменяться на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта.
15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые успешно овладевают учебным материалом. 30-35% испытывают трудности в обучении, 35-40% нуждаются в разнообразных видах помощи, 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне.
Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение закрепления пройдённого материала.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами Минимальный и достаточный
Минимальный уровень:
знать некоторые даты важнейших событий отечественной истории;
знать некоторые основные факты исторических событий, явлений, процессов;
знать имена некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
понимать значения основных терминов-понятий;
устанавливать по датам последовательность и длительность исторических событий, пользоваться «Лентой времени»;
описывать предметы, события, исторических героев с опорой на наглядность, рассказывать о них по вопросам учителя;
находить и показывать на исторической карте основные изучаемые объекты и события;
объяснять значение основных исторических понятий с помощью учителя.
Достаточный уровень:
знать хронологические рамки ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной истории;
знать некоторые основные исторические факты, события, явления, процессы; их причины, участников, результаты и значение; рассказывать об исторических событиях, делать выводы об их значении;
знать места совершения основных исторических событий;
знать имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и уметь давать характеристику историческим героям;
понимать «легенду» исторической карты и уметь «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»;
знать основные термины понятий и их определения;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;
сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты;
проводить поиск информации в одном или нескольких источниках;
устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ОСВОЕНИЯ ЕГО УЧАЩИМИСЯ
III
В данной программе представлены разделы изучения курса истории 8 класса. В процессе развернутого изложения материала по темам в каждом классе указывается количество часов. Данная программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья . Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
В 8 классе обучаются 4 учащихся. Класс по уровню развития разнообразен. Большинство учащихся данного класса успешно справляются с программным материалом. Такие учащиеся, как Бавыкина Кристина, Цицилин Иван - это работоспособные и активные дети. Отстающими являются Винокуров Виталий и Афанасьева Галина , которые плохо читают, пересказывает по наводящим вопросам.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
IV
Предмет находится в учебном плане в разделе 1 «Предметные области», в обязательной части 1.1.
Предметная область « История отечества».
В 8 классе на ее изучение отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
V
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.
В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) ОУ может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на 2 вариант образовательной программы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
VI
п/п
Тема
Количество часов
История 8 класс (68 часов; по 2 часа в неделю)
1
Единая Россия в конце
XV-XVII веков
22 часа
2
Великие преобразования России в XVIII веке
20 часов
3
История нашей страны в XIX веке
26 часов
История в школе для детей с нарушением интеллекта учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками. Отводится большая роль коррекционного воздействия изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни.
В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом использую уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках использую информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до конца XIX в.
Изучаемый материал дает возможность увидеть процесс развития единого Российского государства, его укрепления и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней политикой, победным завершением для России Северной войны, русско-турецких войн и Отечественной войны 1812 года, знакомит с множеством имен выдающихся исторических деятелей.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.
Завершается курс повторением пройденного материала . Этот материал представлен уроками обобщающего характера.
Содержание программы учебного курса состоит из трех разделов.
I Раздел Единая Россия (конец XV - начало XVII века) - 22 часа
Иван III Великий - глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д.. Борьба монастырей с еретиками-нестяжателями», влияние православной церкви на Великого князя и его окружение. Противостояние бояр усилению власти Московского князя и их борьба за свои привилегии.
Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Малютка Скуратов - гроза бояр и правая рука царя.
Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война - попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю.
Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия - наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Начало правления династии Романовых. Первый Романов - Михаил. Второй Романов - Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь.
Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа укрепления православной веры. Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий.
II Раздел Великие преобразования России в XVIII веке (20 часов)
Воцарение Петра I: борьба с сестрой - царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I - первый российский император. Личность Петра I Великого.
Александр Меньшиков - друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д.
Первая женщина-императрица - Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Дворцовые перевороты.
Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова.
Царствование Екатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. З Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт благородных девиц - первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление губернского управления в стране.
Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Памятники культуры XVIII века.
III Раздел История нашей страны в период XIX века (26 часов)
Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов - главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона.
Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.
Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение телесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III - миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.
XIX век - век развития науки и культуры. А. С. Пушкин - великий русский поэт. Л. Н. Толстой - великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ C ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ
ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
VII
Кол-во
часов
план
факт
1.
Иван III Великий - глава единого государства Российского
Коммуникативный (участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки) .
Познавательный (ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.)
Личностный(формирование интереса (мотивации) к учению.
2.
Расширение государства Российского при
Василии III
Регулятивный (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.)
познавательные
3.
Русская православная церковь в Российском государстве
коммуникативный
познавательный
личностный
4.
Первый русский царь- Иван IV Грозный
Коммуникативный
познавательный
личностный
5.
Опричнина Ивана Грозного
познавательный
6.
Присоединение к Российскому государству Поволжья
коммуникативный
познавательный
личностный
7.
Покорение Сибири
познавательный
8.
Быт простых и знатных людей
коммуникативный
познавательный
9.
Москва- столица Российского государства
коммуникативный
познавательный
10.
Путешествие Афанасия Никитина в Индию. Хождение за «три моря»
познавательный
11.
Великий иконописец Андрей Рублев
познавательный
12.
Первопечатник Иван Федоров и первое
издание книг в России
коммуникативный
познавательный
13.
Правление Бориса Годунова
познавательный
14.
Смутное время
познавательный
регулятивный
15.
Семибоярщина
коммуникативный
познавательный
личностный
16.
Народные герои: Козьма Митин и Дмитрий Пожарский
коммуникативный
познавательный
личностный
17.
Повторение темы: Россия в 15-16 веках
коммуникативный
познавательный
личностный
18
Начало правление династии Романовых
коммуникативный
познавательный
личностный
19.
Крепостные крестьяне. Восстание Степана
Разина
коммуникативный
познавательный
личностный
20.
Раскол в Русской православной церкви
коммуникативный
познавательный
личностный
21.
Освоение Сибири и Дальнего Востока
коммуникативный
познавательный
личностный
22.
Повторение темы: Единая Россия в ХV- ХVII веках
коммуникативный
познавательный
личностный
23.
Начало правления Петра I
познавательный
24
Начало Северной войны. Строительство
Санкт- Петербурга
коммуникативный
познавательный
личностный
25
Полтавская битва
коммуникативный
познавательный
личностный
26
Победа русского флота. Окончание Северной войны
коммуникативный
познавательный
личностный
27
Петр I- первый русский император
коммуникативный
познавательный
личностный
28
Преобразования Петра I
познавательный
29
Эпоха дворцовых переворотов
познавательный
30
Российская Академия наук и деятельность М.В.Ломоносова
познавательный
31
Основание в Москве первого Российского
университета
коммуникативный
познавательный
личностный
32.
Правление Екатерины II
познавательный
33.
«Золотой век» дворянства
познавательный
34.
Повторение темы: «Эпоха дворцовых переворотов»
познавательный
35.
Положение крепостных крестьян
познавательный
36.
Восстание под предводительством Емельяна Пугачева
познавательный
регулятивный
37.
Русско-турецкие войны
познавательный
38.
Знаменитый полководец Александр Суворов
коммуникативный
познавательный
личностный
39.
Русские изобретатели и умельцы
коммуникативный
познавательный
личностный
40.
Развитие литературы и искусства в ХVIII веке
коммуникативный
познавательный
личностный
41.
Быт русских людей в ХVIII веке
коммуникативный
познавательный
личностный
42.
Повторение по теме: «Великие преобразования России в ХVIII веке
коммуникативный
познавательный
личностный
43
Россия в начале 19 века
познавательный
44
Начало Отечественной войны
познавательный
45
Бородинская битва
познавательный
46
Оставление Москвы
коммуникативный
познавательный
личностный
47
Народная война против армии Наполеона
коммуникативный
познавательный
личностный
48
Отступление и гибель французской армии
коммуникативный
познавательный
личностный
49
Обобщающий урок по теме: «Отечественная война 1812г.
коммуникативный
познавательный
личностный
50
Правление Александра I
познавательный
51
Создание тайных обществ в России
познавательный
52
Повторение по теме: «Россия в начале ХIХ
века
познавательный
личностный
53
Восстание декабристов
коммуникативный
коммуникативный
познавательный
54.
Император Николай I
коммуникативный
познавательный
55
«Золотой век» русской культуры
коммуникативный
познавательный
личностный
56.
Великий русский поэт А.С. Пушкин
коммуникативный
познавательный
личностный
57.
Развитие науки и географические
открытия в первой половине ХIХ века
коммуникативный
познавательный
личностный
58.
Крымская война 1853-1856годов
познавательный
59.
Отмена крепостного права
познавательный
60.
Реформа Алекcандра II
познавательный
61.
Правление Александра III
познавательный
62.
Развитие российской промышленности
познавательный
63.
Появление революционных кружков в России
коммуникативный
познавательный
личностный
64
Наука и культура во второй половине ХIХ века
коммуникативный
познавательный
65.
Жизнь и быт русских купцов
коммуникативный
познавательный
66.
Быт простых россиян в ХIХ веке
коммуникативный
познавательный
67.
Повторение по теме: « История нашей страны в 15-17 вв.
коммуникативный
познавательный
личностный
68.
Повторение по теме: « История нашей страны в 18-19 вв.
коммуникативный
познавательный
личностный
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО_ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
VIII
-
История России: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
Дополнительная литература:
-
Лермонтов М.Ю. Бородино. М.: «Детская литература», 1982
-
Полководцы Великой Отечественной: Кн. для учащихся ст. классов / Сост. А.М. Кучеров. - М.: Просвещение, 1988
-
Образовательные ресурсы сети Интернет.