Адаптированная рабочая программа по истории 8 класс

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


I


КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗЕМЛЯНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ VIII ВИДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ






Согласовано: Утверждаю______________

На заседании МО Директор школы-интерната Павликова А.В.

Протокол № от Приказ № от











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


УЧЕБНОГО КУРСА____________________________________

В _________ КЛАССЕ

УЧИТЕЛЬ:______________________________________________









Пояснительная записка.

II

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в общество.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, "Лентой времени», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино, диафильмов.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным не слишком длинным. Сообщая новый материал должен показать взаимосвязь с ранее изученным.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно- бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи.

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание необходимо уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающей опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 8 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме урока по 45минут. На курс отведено 68 академических часов или 2 часа в неделю.

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов указанное в тематическом плане которое может изменяться на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта.

15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые успешно овладевают учебным материалом. 30-35% испытывают трудности в обучении, 35-40% нуждаются в разнообразных видах помощи, 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне.

Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение закрепления пройдённого материала.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами Минимальный и достаточный

Минимальный уровень:

знать некоторые даты важнейших событий отечественной истории;

знать некоторые основные факты исторических событий, явлений, процессов;

знать имена некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);

понимать значения основных терминов-понятий;

устанавливать по датам последовательность и длительность исторических событий, пользоваться «Лентой времени»;

описывать предметы, события, исторических героев с опорой на наглядность, рассказывать о них по вопросам учителя;

находить и показывать на исторической карте основные изучаемые объекты и события;

объяснять значение основных исторических понятий с помощью учителя.

Достаточный уровень:

знать хронологические рамки ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной истории;

знать некоторые основные исторические факты, события, явления, процессы; их причины, участников, результаты и значение; рассказывать об исторических событиях, делать выводы об их значении;

знать места совершения основных исторических событий;

знать имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и уметь давать характеристику историческим героям;

понимать «легенду» исторической карты и уметь «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»;

знать основные термины понятий и их определения;

соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;

сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты;

проводить поиск информации в одном или нескольких источниках;

устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями.










ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ОСВОЕНИЯ ЕГО УЧАЩИМИСЯ

III

В данной программе представлены разделы изучения курса истории 8 класса. В процессе развернутого изложения материала по темам в каждом классе указывается количество часов. Данная программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья . Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

В 8 классе обучаются 4 учащихся. Класс по уровню развития разнообразен. Большинство учащихся данного класса успешно справляются с программным материалом. Такие учащиеся, как Бавыкина Кристина, Цицилин Иван - это работоспособные и активные дети. Отстающими являются Винокуров Виталий и Афанасьева Галина , которые плохо читают, пересказывает по наводящим вопросам.








ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

IV

Предмет находится в учебном плане в разделе 1 «Предметные области», в обязательной части 1.1.

Предметная область « История отечества».

В 8 классе на ее изучение отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.










ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

V

Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) ОУ может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на 2 вариант образовательной программы.








СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

VI



п/п

Тема

Количество часов

История 8 класс (68 часов; по 2 часа в неделю)


1

Единая Россия в конце

XV-XVII веков

22 часа


2

Великие преобразования России в XVIII веке

20 часов


3

История нашей страны в XIX веке

26 часов



История в школе для детей с нарушением интеллекта учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками. Отводится большая роль коррекционного воздействия изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни.

В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом использую уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках использую информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до конца XIX в.

Изучаемый материал дает возможность увидеть процесс развития единого Российского государства, его укрепления и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней политикой, победным завершением для России Северной войны, русско-турецких войн и Отечественной войны 1812 года, знакомит с множеством имен выдающихся исторических деятелей.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.

Завершается курс повторением пройденного материала . Этот материал представлен уроками обобщающего характера.

Содержание программы учебного курса состоит из трех разделов.

I Раздел Единая Россия (конец XV - начало XVII века) - 22 часа

Иван III Великий - глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д.. Борьба монастырей с еретиками-нестяжателями», влияние православной церкви на Великого князя и его окружение. Противостояние бояр усилению власти Московского князя и их борьба за свои привилегии.

Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Малютка Скуратов - гроза бояр и правая рука царя.

Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война - попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю.

Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.

Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия - наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народ­ные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Начало правления династии Романовых. Первый Романов - Михаил. Второй Романов - Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь.

Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России на­родов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иеру­салимского монастыря как символа укрепления православной веры. Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий.

II Раздел Великие преобразования России в XVIII веке (20 часов)

Воцарение Петра I: борьба с сестрой - царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: раз­гром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I - первый российский император. Личность Петра I Великого.

Александр Меньшиков - друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д.

Первая женщина-императрица - Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Дворцовые перевороты.

Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русско­го театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова.

Царствование Екатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. З Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт благородных девиц - первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление губернского управления в стране.

Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Памятники культуры XVIII века.

III Раздел История нашей страны в период XIX века (26 часов)

Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на миро­вое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов - главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона.

Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.

Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение те­лесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II.

Приход к власти Александра III - миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.

XIX век - век развития науки и культуры. А. С. Пушкин - великий русский поэт. Л. Н. Толстой - великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры.









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ C ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ

ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

VII


Кол-во

часов

план

факт

1.

Иван III Великий - глава единого государства Российского

Коммуникативный (участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки) .

Познавательный (ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.)

Личностный(формирование интереса (мотивации) к учению.

2.

Расширение государства Российского при

Василии III

Регулятивный (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.)

познавательные


3.

Русская православная церковь в Российском государстве

коммуникативный

познавательный

личностный

4.

Первый русский царь- Иван IV Грозный

Коммуникативный

познавательный

личностный

5.

Опричнина Ивана Грозного

познавательный

6.

Присоединение к Российскому государству Поволжья

коммуникативный

познавательный

личностный

7.

Покорение Сибири

познавательный

8.

Быт простых и знатных людей

коммуникативный

познавательный

9.

Москва- столица Российского государства

коммуникативный

познавательный

10.

Путешествие Афанасия Никитина в Индию. Хождение за «три моря»

познавательный

11.

Великий иконописец Андрей Рублев

познавательный

12.

Первопечатник Иван Федоров и первое

издание книг в России

коммуникативный

познавательный

13.

Правление Бориса Годунова

познавательный

14.

Смутное время

познавательный

регулятивный


15.

Семибоярщина

коммуникативный

познавательный

личностный

16.

Народные герои: Козьма Митин и Дмитрий Пожарский

коммуникативный

познавательный

личностный

17.

Повторение темы: Россия в 15-16 веках

коммуникативный

познавательный

личностный

18

Начало правление династии Романовых

коммуникативный

познавательный

личностный

19.

Крепостные крестьяне. Восстание Степана

Разина

коммуникативный

познавательный

личностный

20.

Раскол в Русской православной церкви

коммуникативный

познавательный

личностный

21.

Освоение Сибири и Дальнего Востока

коммуникативный

познавательный

личностный


22.

Повторение темы: Единая Россия в ХV- ХVII веках

коммуникативный

познавательный

личностный

23.

Начало правления Петра I

познавательный


24

Начало Северной войны. Строительство

Санкт- Петербурга

коммуникативный

познавательный

личностный

25

Полтавская битва

коммуникативный

познавательный

личностный

26

Победа русского флота. Окончание Северной войны

коммуникативный

познавательный

личностный

27

Петр I- первый русский император

коммуникативный

познавательный

личностный

28

Преобразования Петра I

познавательный


29

Эпоха дворцовых переворотов

познавательный


30

Российская Академия наук и деятельность М.В.Ломоносова

познавательный


31

Основание в Москве первого Российского

университета

коммуникативный

познавательный

личностный

32.

Правление Екатерины II

познавательный


33.

«Золотой век» дворянства

познавательный


34.

Повторение темы: «Эпоха дворцовых переворотов»

познавательный






35.

Положение крепостных крестьян

познавательный


36.

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева

познавательный

регулятивный

37.

Русско-турецкие войны

познавательный


38.

Знаменитый полководец Александр Суворов

коммуникативный

познавательный

личностный

39.

Русские изобретатели и умельцы

коммуникативный

познавательный

личностный

40.

Развитие литературы и искусства в ХVIII веке

коммуникативный

познавательный

личностный

41.

Быт русских людей в ХVIII веке

коммуникативный

познавательный

личностный

42.

Повторение по теме: «Великие преобразования России в ХVIII веке

коммуникативный

познавательный

личностный

43

Россия в начале 19 века

познавательный


44

Начало Отечественной войны

познавательный


45

Бородинская битва

познавательный


46

Оставление Москвы

коммуникативный

познавательный

личностный

47

Народная война против армии Наполеона

коммуникативный

познавательный

личностный

48

Отступление и гибель французской армии

коммуникативный

познавательный

личностный

49

Обобщающий урок по теме: «Отечественная война 1812г.

коммуникативный

познавательный

личностный

50

Правление Александра I

познавательный


51

Создание тайных обществ в России

познавательный


52

Повторение по теме: «Россия в начале ХIХ

века

познавательный

личностный

53

Восстание декабристов

коммуникативный

коммуникативный

познавательный

54.

Император Николай I

коммуникативный

познавательный

55

«Золотой век» русской культуры

коммуникативный

познавательный

личностный

56.

Великий русский поэт А.С. Пушкин

коммуникативный

познавательный

личностный

57.

Развитие науки и географические

открытия в первой половине ХIХ века

коммуникативный

познавательный

личностный

58.

Крымская война 1853-1856годов

познавательный


59.

Отмена крепостного права

познавательный


60.

Реформа Алекcандра II

познавательный


61.

Правление Александра III

познавательный


62.

Развитие российской промышленности

познавательный


63.

Появление революционных кружков в России

коммуникативный

познавательный

личностный

64

Наука и культура во второй половине ХIХ века

коммуникативный

познавательный


65.

Жизнь и быт русских купцов

коммуникативный

познавательный


66.

Быт простых россиян в ХIХ веке

коммуникативный

познавательный


67.

Повторение по теме: « История нашей страны в 15-17 вв.

коммуникативный

познавательный

личностный

68.

Повторение по теме: « История нашей страны в 18-19 вв.

коммуникативный

познавательный

личностный








ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО_ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

VIII



  1. История России: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

Дополнительная литература:

  1. Лермонтов М.Ю. Бородино. М.: «Детская литература», 1982

  2. Полководцы Великой Отечественной: Кн. для учащихся ст. классов / Сост. А.М. Кучеров. - М.: Просвещение, 1988

  3. Образовательные ресурсы сети Интернет.

















© 2010-2022