• Преподавателю
  • История
  • Реализация культурно-антропологического подхода через внеурочную деятельность 5-6 классах

Реализация культурно-антропологического подхода через внеурочную деятельность 5-6 классах

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 1 им.Героя Советского Союза Н.П.Фёдорова»






Историко-культурный стандарт





«Реализация культурно-антропологического подхода через внеурочную деятельность в 5-6 классах»







Работу выполнили:

НазароваМГ

НовоселоваНА


















Тихвин

2016












Содержание

1.Введение

2.Основная часть

2.1 Значение культурно-антропологического подхода при изучении истории и воспитании личности

2.2.Реализация культурно-антропологического подхода через внеурочную деятельность (ОДНКР, Истоки)

3.Заключение

4.Список литературы






Введение

Историко-культурный стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей - объективные сложности в преподавании.

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

В рамках внедрения ФГОС внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Актуальность: Историко-культурный стандарт предлагает новые подходы и оценки для преподавания истории, внеурочная деятельность создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения учащихся оба направления являются необходимыми для реализации образовательного процесса.

Цель работы: предполагается раскрыть значение исторического стандарта при обучении и воспитании учащихся и на основе педагогической деятельности показать, как реализуются отдельные аспекты через внеурочную деятельность в 5-6 классах.


Значение культурно-антропологического подхода при изучении истории и воспитании личности.

Историко-культурный стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей - объективные сложности в преподавании.

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Реализация Стандарта предполагает подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений.

Перечень «трудных вопросов истории» составлен с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события.

Необходимо создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России; сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства; показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;

раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян.


Российская история - это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.

Предполагается использование Стандарта при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников. В этих текстах необходимо:

обратить внимание на события и процессы всеобщей истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым;

применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-экономическим развитием страны;

исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России.

Культурно-антропологический подход. В современных школьных учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю, уходящая корнями в имперскую и советскую школу. Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете, историческую реальность. В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к политической истории особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки.

Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России.

Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.

Для преподавания истории в школе исключительно велика роль историко- антропологического подхода. Именно человеческое измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого. В российском образовании существуют соответствующие традиции, которые следует продолжать и развивать. Так, воспитанию патриотизма и гражданственности у школьников при изучении отечественной истории способствует обращение к ярким примерам трудовых и воинских подвигов многих поколений россиян. Величие побед и тяжесть поражений убедительно раскрываются через жизнь и судьбы людей, в том числе отцов и дедов школьников, через историю их рода и семьи. Поэтому особенно важно, чтобы в учебниках было отражено присутствие человека в конкретных событиях. Следует показать интересы и устремления, ценностные ориентиры и мотивы поведения людей. Такой подход способствует выработке у молодого человека чувства сопричастности с историей страны. При этом речь идет как о выдающихся личностях, лидерах, которым посвящаются отдельные биографические справки, так и об обычных, «рядовых» людях. Наряду с событийной историей, в стандарте предполагается расширение материала о повседневной жизни людей в различные исторические эпохи. История должна предстать как увлекательный рассказ о прошлом, о людях и их характерах, о повседневной жизни.

Реализация культурно-антропологического подхода через

внеурочную деятельность (курсы ОДНКР, Истоки).

В своей педагогической практике мы опираемся на формирование духовно-нравственной составляющей и здесь не маловажную роль играет внеурочная деятельность, особенно в 5-6 классах у младших подростков, которые только начинают системно изучать курс истории.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

Курсы внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Истоки» помогают сформировать у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

В процессе изучения данных курсов у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из

какой социальной сферы (традиций, обычаев, еры) они были заимствованы и к какому народу изначально принадлежат. Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Формируются личностные, предметные и метапредметные результаты.

Личностные результаты:

  • осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

  • проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

  • стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

  • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения,

  • оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

ОДНКР

Содержание курса внеурочной деятельности.

5 класс

Глава 1. Величие многонациональной российской культуры

  1. Россия - наша Родина.

Наша Родина - Россия. Российская Федерация. Субъекты Федерации.

Многонациональное государство. Русский язык - государственный.

2. Духовные ценности человечества. Культура. Религия (1 ч)

Культура, ценности, религия.

3. Человек -творец и носитель культуры (1ч)

Способности, талант, вклад великих людей в развитие мировой и русской культуры.

4. Практическая работа№1 «С чего начинается Родина»

Глава 2. Нравственные ценности российского народа

5. «Береги землю родимую, как мать любимую».

Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

6. «Жизнь ратными подвигами полна».

Освободительные войны в истории русского государства, примеры героизма и самоотверженности народа.

7. В труде- красота человека.

Труд, трудолюбие. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

8 . «Плод добрых трудов славен».

Религия, виды мировых религий.

9. Люди труда.

Труд - условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство

10. Бережное отношение к природе.

Природа, экологические проблемы и их последствия, разумная деятельность человека по отношению к окружающей среде.

11. Семья- хранитель духовных ценностей.

Семья и семейные отношения. Виды семей. Отношения между поколениями Семейные ценности и нормы.

12. Практическая работа №2 «Мое родословное древо»

13. Практическая работа №3 «Мой дедушка - защитник Родины»

Глава 3. Религия и культура.

14. Роль религии в развитии культуры

Религиозные обряды, ритуалы, традиции.

15. Культурное наследие христианской Руси.

Православие и его влияние на развитие общества и культуры.

в рассказе об Ярославе Мудром:

16. Культура ислама.

История религии, особенности учения и религиозных норм.

17. Иудаизм и культура.

Первая монотеистическая религия, легенды Ветхого завета.

18. Культурные традиции буддизма.

История религии, биография Будды, религиозные нормы.

19. Практическая работа №4 «Христианские святыни России».

20. Практическая работа№5 «Библия - Книга Книг».

21. Практическая работа№6 «Мечети в России»

22. Практическая работа№7 «Иудаизм в России»

Глава 4. Как сохранить духовные ценности.

23. Забота государства о сохранении духовных ценностей.

Законы Российской Федерации, направленные на сохранение культурного наследия.

24. Хранить память предков.

Память, явление манкуртизма.

25. Твой духовный мир.

Духовность, внутренняя и внешняя культура личности.

26. Практическая работа№8 «Спасти и сохранить»

27. Итоговое повторение




Слдержание курса «ИСТОКИ»

34 часа

СЛОВО И ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА

(10 часов)

Отечество (2 часа)

Отечество - земля отцов. Родина - общая Родина-мать многих народов. Соотечесвенники - дети одной Родины, братья. Отечество - связь времен. Служение Отечеству как нравственный долг каждого.

Место России на карте мировых цивилизаций. Необъятное просторы Отечества. Диалог культур и цивилизаций. Самобытность.

Образы Отечества - единство разнообразия. Признаки единства - вера, язык, культура, образ жизни, общая история, столица, иерархия земель и городов, святые и памятные места. Образы земледельца ремесленника, князя и воина, мудреца и монаха.

Святая Русь как обобщенный идеал земного устроения.

Святая Русь - хранительница Православной веры.

Цвета Родины - белый как символ чистоты и открытости помыслов, красный как символ красоты и жизнелюбия, голубой как символ устремленности к горнему миру, золотой как символ благодати Божией.

Колокольный звон - слово о единении в делах и помышлениях.

Столица, края и земли (6 часов)

Стольный град. Москва первопрестольная. Москва как собор земель Российских. Москва - «третий Рим». Москва - слово в камне.

Междуречье Волги и Оки - ядро земли Русской. Среднерусская равнина. Образы великого воина-заступника Отечества (благоверный князь Александр Невский), великого молитвенника и печальника о земле Русской (преподобный Андрей Рублев). Владимирский образ Божией Матери.

Вологодско-Белозерский край. Северная Фиваида. Образы святых нестяжателей: преподобные Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Нил Сорский, Павел Обнорский.

Поморье. Русский Север - заповедник народной культуры. Образ северорусской триады (волость - община - приход). Образы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, святителя Стефана Пермского и Прокопия Праведного. Северный деревянный храм. Холмогорская резьба по кости, берестяные туеса. Лен и прялка. Кружево. Тихие протяжные песни Севера. Северное сияние. Полярная ночь.

Новгородская земля. Умельцы-ремесленники, купцы-промышленники. Берестяные грамоты. Образы народовластия (вечевой колокол), мира горнего (Святая София) и мира дольнего (богатый гость Садко). Колокол-памятник тысячелетию России.

Сибирь - «златокипящая государева вотчина». Путь «встречь Солнцу». Образы землепроходцев и мореходов. Сибирь силы да жилы на кулак мотает, далеко бросает. Остроги. Сибирские морозы и сибирский характер.

Поволжье: многоликие и разноязыкое. Волга-матушка. Казанский образ Божией Матери. Образы земель торговых и оборотистых (Нижний Новгород, Макарьевская ярмарка), людей, Отчизне преданных (Козьма Минин) и вольницу любящих (Стенька Разин).

Юг России - степи и просторы, ковыль, звонкие песни.

Рубежи и пределы (2 часа)

Границы государства. Рубежи и пределы Отечества.

Образы северных рубежей. Белое море. Город Архангела Михаила. Островные монастыри. Мужество поморов и негромкие подвиги преображения.

Образы западных рубежей. Смоленский край - «ожерелье» земли Русской. Смоленская крепость. Старая Смоленская дорога. Смоленский образ Божией Матери.

Образы южных рубежей. Дикое Поле. Один в поле не воин. От былинных богатырей к удалому казачеству.

Образы восточных пределов. Камень - Байкал-батюшка - Камчатка - Великий океан: этапы продвижения «встречь Солнцу». Огнедышащая Камчатка. Русская Америка.

Легенды о запредельном - о «тридевятом царстве», «тридесятом государстве», о странах неведомых, землях незнаемых. Образы Беловодья и памяти народной.

Слово и образ малой Родины

(12 часов)

Город (6 часов)

Семья русских городов.

Не стоит город без праведника. Небесные покровители городов.

Назначение города - торгово-ремесленный, оборонный, промышленный, информационный и коммуникационный центр, творец и хранитель отечественной культуры, хранитель веры.

Городская среда.

Кремль: крепостные укрепления, Золотые и Святые врата, символика стен и башен, общественное значение Кремля.

Посад: концы и слободы, малые миры большого города.

Собор: собор людей, святых и святынь, Соборная горка и «Иордань».

Площади: Соборная, Торговая, Сенная, Парадная.

Храмы: приходские, домовые, всеградские, обетные и др.

Православная топонимия русского города.

Улица: правила застройки, названия улиц, мир улицы, соседи. Переулки и дворы, дворовое братство.

Памятные места: набережная, мосты, сады, Поклонная гора и др.

Города легендарные - град Китеж.

Деревня (3 часа)

Образы деревни, села, починка, погоста, Торжка, слободы, хутора.

Поселения приречные, приозерные, притрактовые, водораздельные.

Деревенские угодья. Древнее правило - строить и жить в ладу с природой.

Планировка сельского поселения: свободная, рядовая, уличная, круговая. Всему свое место: мирскому сходу и уединению, труду и отдыху, празднику и поминкам.

Деревенская околица, колодец, тропинка, проулок.

Образы сельского храма и часовни.

Трудовые ритмы деревни. Шумный праздник села. Тишина погоста.

Мир - триединство волости - общины - прихода. Мир - «демократия малых пространств».

Памятные и приметные места (3 часа)

Гора. Горы в Библии и истории. Гора как место молитвы и духовного прозрения. Горы-памятники.

Дерево. Дерево жизни. Древо познания добра и зла. Образы деревьев в Библии, фольклоре и искусстве. Священные рощи.

Камень. Камни-следовики. Памятные камни. Метафоры и аллегории, связанные с камнем.

Родник. Легенды о родниках. Святой источник.

Остров. Остров как знак иного мира. Острова мертвых. Остров Буян. Острова спасения. Островные монастыри.

Озеро. Великие озера. Святое озеро.

Излучина. Лука. Лукоморье.




Слово и образ времени

(10 часов)

Жизненный круг времени (4 часа)

Век-вечность. Век-жизнь. Жизненный круг.

Первое семилетие: младенчество и детство. Имянаречение. Крещение - второе рождение, введение в мир духовный. Крестины - введение в мир земной. Крестные родители. Колыбельные песни. Любовь и нежность близких. Познание родного очага.

Второе семилетие: отрочество. Введение в грамоту - третье рождение. Покаяние и чаша.

Участие в делах семьи. Обязанности по дому. Дружба. Игры и занятия мальчиков. Игры и занятия девочек. Походы по малой Родине.

Третье семилетие: юность. Удаль молодецкая и девичья скромность. Овладение трудовыми навыками. Сердечная привязанность. Сватовство. Помолвка, родительское благословение и венчание. Свадьба.

Семилетия зрелости. Новая родня и новые заботы. Отцовство и материнство. Мастерство. Дела и заботы мужчины. Дела и заботы женщины. Житейские опыт и мудрость. Забота о ближнем.

Пожилые и старые. Завет о почитании родителей. Хранители устоев и семейного очага. Сила духа в немощи совершается. Наказы стариков.

Годичный круг времени (4 часа)

Год и лето. Год январский - от Рождества Христова до Воздвижения Креста; центральный образ - Образ Христа-Спасителя. Год сентябрьский - от Рождества Богородицы до Успения; центральный образ - Образ Богородицы-Заступницы. Год мартовский - от весны до весны, центральный образ - образ Земли-Матери. Трудовые ритмы года. Праздники. Народный месяцеслов.

Зима: «умирание» природы;

Рождество как символ выхода из тьмы «застывшего» мира, Рождественская елка; Новый год, святки - детский характер праздников; Крещение и великое водосвятие - время духовного очищения и внутренней сосредоточенности.

Весна: пробуждение природы и Масленица; распускающаяся верба; Великий пост и великое обновление; Пасха и ликование весны духовной.

Лето: полнота возрожденной природы; молодая березка; Троица и полнота жизни духовной; три Спаса как знак преображения природы и человека.

Осень: угасание природы;

Рождество Богородицы и Воздвижение Креста - знаки надежды на новое возрождение;

Покров как символ защиты и покровительства.

Всему свое время. У Бога живы все - дни поминовения предков.

Каждому времени своя пища: будничная и праздничная, постная и скромная, ритуальная.

Малые круги: седмица и день (2 часа)

Символика седмичного круга: воскресенье и будни, труд земной и труд души. Трудовой ритм недели. Особые седмицы: Масляная, Страстная, Светлая.

День и час. День красный, черный, белый, пестрый. Полдень и полночь. Час и мгновенье.

Пример конспекта мероприятия по «ОДНКР»

Тема занятия: «Семья и семейные ценности».

Цель : обобщить и систематизировать знания учащихся по теме

«Семья и семейные ценности».

Задачи:

  1. формировать умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей;

  2. воспитывать духовные потребности: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные;

  3. помочь ребенку оценить свое место в семье.

Познавательные УУД:

-уметь найти(услышать) подтекстовую информацию. Владеть смысловым чтением, выделять главное. Уметь работать с информацией, анализировать, обобщать;

-определять цель- проблему. Выдвигать версии. Работа с понятием. Использовать полученную информацию для решения учебных и жизненных задач. Уметь работать со словарем, находить и выделять главное;

- понимание значения нравственности в жизни человека и общества.

Личностные УУД:

-уметь оценивать ситуации и поступки. Оценивать поступки на основе общечеловеческих ценностей. Аргументировано оценивать нравственные ценности;

- уметь аргументировать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии. Самоопределяться в жизненных ценностях. Ценностно-смысловая ориентация.

КоммуникативныеУУД:

-овладение навыками проектной деятельности, умениями слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

-развитие навыков рефлексии;

-организовать работу в группе;

-следовать морально-этическим и психологическим правилам общения.

Регулятивные УУД:

-развитие саморегуляции;

-формировать действия оценивания.

Оборудование: видеопроектор, презентация, музыкальные композиции «Гимн семье», кувшин или прозрачная чаша, камни, песок, фасоль, вода и соль, ручки, листы бумаги, скотч, раздаточный материал.

Ход занятия

1. Организационный момент. Включение в деятельность.

-Добрый день, учащиеся 5-а класса!

-Дорогие ребята, мы завершаем начатую тему. Вы много узнали, многому научились. А сегодня мы проведем заключительное занятие по этому разделу. (Слайд 1)Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.

2. Актуализация знаний.

-Сегодня нашу с вами встречу я хочу начать с небольшой притчи, которая называется «Кувшин» (Слайд 2)

(Все действия, происходящие в притче демонстрируются).

-Мне понадобится помощник.

«Знаменитый китайский профессор из известного китайского университета сидел перед новой группой студентов. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин, полупрозрачный, легкого зеленоватого оттенка.

Профессор смотрел на студентов, не произнося ни слова. Затем он наклонился вправо. У его правой ноги лежала кучка камней, каждый из которых мог поместиться в кулак. Он взял один из камешков и очень осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил эту процедуру. Он проделывал это до тех пор, пока камни не поднялись до самого горлышка и не заполнили весь кувшин.

Он повернулся к группе и сказал:

- Скажите мне, этот кувшин полон?

Группа согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен.

(В это время учащийся заполняет чашу - камнями.

-Ребята, а вы согласны с мнением группы?

Профессор ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Около его левой ноги была насыпана горка мелкой гальки. Он набрал полную горсть и стал аккуратно засыпать гальку через горлышко кувшина. Горсть за горстью, он сыпал гальку в кувшин, а она просыпалась сквозь щелки между камнями, пока не дошла до самого верха, и уже невозможно было насыпать даже малую толику.

- Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?

Группа пробормотала, что все выглядит так, как если бы на этот раз кувшин действительно был полон; возможно, полон, наверное.

(Учащийся заполняет чашу, вместо гальки - фасоль)

Профессор ничего не сказал и снова повернулся к правой стороне. Около его ноги была насыпана горка крупного сухого песка. Он набрал горсть песка и начал аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Песок просыпался сквозь камни и гальку, а профессор горсть за горстью сыпал его в кувшин, пока песок не достиг горлышка и стало ясно, что больше насыпать невозможно.

Он повернулся к группе студентов и спросил:

- Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?

Ответом была тишина.

(Учащийся заполняет чашу песком)

Профессор снова ничего не сказал и обернулся влево. Около его левой ноги стоял графин с водой. Он взял его в руки и начал осторожно лить воду через горлышко кувшина. Вода стекала на дно, минуя камни, гальку и песок, заполняя свободное пространство, пока не поднялась до самого горлышка.

Он повернулся к группе и спросил:

- Скажите мне, полон ли сейчас кувшин?

(Учащийся заполняет чашу водой)

В аудитории было тихо, даже тише, чем раньше. Это был тот тип тишины, когда все склоняют свои головы и старательно рассматривают свои ногти или оценивают чистоту своих ботинок.

Профессор снова обернулся вправо. На небольшом кусочке голубой бумаги была насыпана небольшая горочка великолепной мелкой соли. Он взял щепотку соли и бережно всыпал ее через узкое горлышко кувшина, и она растворилась в воде. Щепотку за щепоткой он всыпал соль в воду, она растворялась, проникая через камни, гальку и песок, пока не стало ясно, что соль больше не может растворяться в воде, так как та перенасыщена ею.

И снова профессор повернулся к группе и спросил:

- Скажите мне, а сейчас кувшин полон?

(Учитель демонстрирует заполнение чаши солью)

Один очень милый студент встал и сказал:

- Нет, профессор, он еще не полон.

- А-аа! - протянул профессор. - Но он полон.

Затем профессор предложил всем присутствующим обсудить значение этой ситуации.

-Ребята, а как вы можете ее интерпретировать?

(Идет обсуждение значения данной ситуации.)

-Мы выслушали много интерпретаций.

-Каждый из вас является уникальным человеком, который живет и смотрит на жизнь через призму собственного, уникального опыта, не схожего ни с чьим другим. И ваша интерпретация просто отражала ваш жизненный опыт.

И поэтому ни одна интерпретация не была лучшей или худшей, чем остальные.

-А интересна ли вам интерпретация профессора?

-Сказал мудрец: «Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин - это наша жизнь. Камни - самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох - это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.
Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное...

-Думаю, то, что вы будете говорить сегодня, в течении нашей с Вами встречи - это и есть ваша собственная интерпретация, которая не хуже, чем все остальные, и которая может послужить кому-то примером.

3. Постановка учебной задачи

-Сегодня мы с Вами затрагиваем непростую, но очень значимую тему , друзья,

Про удивительных семь "Я"!

Кто они мне подскажите?

Тему вы определите!

(Семья и семейные ценности) (Слайд 3)

-И мне хотелось бы начать нашу беседу с небольшой разминки. Я назову слово, а ваша задача подобрать как можно больше существительных, которые у вас ассоциируются с этим словом.

-Предлагается слово «СЕМЬЯ» (Вывешиваю круг солнышка со словом «семья»)( группы учащихся приводят свои слова-ассоциации с этим словом)

Ученица: (Болотова Карина) читает наизусть стихотворение:

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

4. Погружение в проектную деятельность.

-Действительно, на протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.- Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья?(Слайд 4)

-Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках. Каждая семья - отец, мать, дети - жила в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки - жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи - его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде.

-А какие семейные трудовые традиции существуют в вашей семье? Об этом нам расскажет Бирюков Илья.(Презентация)

-Ребята, а современная семья - это кто? (Слайд 6) Ведь семья тоже может включать в себя много людей.

(Мама, папа, братья, сестры. Самые близкие и родные люди. Бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Они всегда очень добрые и заботливые. А еще есть тети и дяди. Они всегда очень внимательные. А кто-то имеет племянников и племянниц. С ними так весело).

-Правильно. И ко всем родственникам нужно относиться с уважением. Ведь это ваши родные люди, ваша семья. И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди всё равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым. Итак, что же такое семья?

(Слайд 7) Семья - это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве. Семья - это сложный организм, недаром же она называется«семь я». Ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений: я - дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т. д.А в ваших семьях кто вы?

-А теперь загадка про одну семью. Посчитай, сколько в ней народу.

Задам тебе задачу я.

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабуля и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому.

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший - я,

Какая же у нас семья? (7 человек)

Дедушка, бабушка, папа, мама, сын, сестра,

Папа, мама, сын, невестка, сын, дочь,

-Семья есть у каждого человека. Семья может быть большой и маленькой, счастливой и не очень. Но мы знаем, что членов семьи объединяет забота друг о друге, любовь, нежность и ещё, что -то очень и очень важное:

- Об этом с нами поделится Горяинов Юра, представив свой проект «Моя семья- моя святыня». (Презентация)

Работа с определением понятия - ценности.

-Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей ?

- А что Вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»?

(Идет работа в группах, учащиеся записывают на листочках бумаги свои мысли, что они подразумевают под словом ценности. Затем идет зачитывание определений и прикрепление этих листочков к дереву, на доске.)

-Давайте вспомним определение, взятое в словаре Ожегова: (Слайд 9)

- то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл;

- значимость, польза, полезность

-Нас с Вами наиболее интересуют семейные ценности

Они тоже бывают самыми разнообразными (Слайд 10)

  • Ценность родительства

  • Ценность родства

  • Ценность супружества

  • Ценность здоровья

  • Обычаи и традиции

  • Взгляды

- Остановимся на семейных традициях…

- Что мы можем назвать семейными традициями? (Слайд 11)

-С большей долей правды можно предположить, что при упоминании словосочетания семейные традиции у большинства людей возникают ассоциации со словами «дом», «родственники», «родители», «дети». И действительно, если закрыть глаза, и мысленно произнести слово «дом», так вместе с близкими и родными людьми и домашним уютом родительского дома в мыслях возникают и другие ассоциации, что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать «семейной традицией». Эти воспоминания находятся глубоко в человеческом сознании, поскольку действия, которые мы подразумеваем под понятием «семейные традиции» неоднократно повторялись с раннего детства. Если в вашей семье не было устоявшихся традиций, в памяти вырисовываются другие воспоминания из детских лет - обычно яркие и красочные, но они не имеют отношения к семье.

-Горлатых Оля подготовила проект «Традиции семьи глазами детей»

От своих родителей ребенок наследует внешние черты, особенности поведения, склонности и способности.

Физминутка

5. Закрепление

1) Строительство дома.

- Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей.

-Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях и построить дом. (Слайд 12) (Работают самостоятельно. Склеивают дом, а затем его вывешивают на доску). Выходит по одному представителю от группы, объясняя почему группа выбрала именно то или иное понятие.

(Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, безделье.( Учащиеся выбирают «правильные» понятия - в идеале, отрицательные остаются. ).

Итак, мы видим, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье.

И во всех ли семьях на сегодняшний день можно встретить все эти ценности.

2) Игра «Угадай слово»

-Поиграем с Вами. (Слайд 13)

Я называю определения терминов - ваша задача , соотнести появившийся термин, с карточкой - лучиком, лежащим на столе. Та группа, которая обнаруживает у себя соответствующий лучик - крепит его к доске, чтоб получилось солнышко)

Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте - Сопереживание

Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга - Равенство

Всей семьёй Вы способны на многое - поддержка

Умение принимать человека таким, какой он есть - толерантность

Умение уступать друг другу - компромисс

Нежная забота друг о друге - любовь

Преданность друг другу - верность

Чуткое отношение друг к другу - нежность

Прислушиваться друг к другу - умение слушать

Уважение и благодарность - признание

Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства - приспособляемость

Чувство безопасности и уверенности - доверие

После того, как солнышко построено делается вывод (Слайд 15)

-Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья может дать нам стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

И получается, что семья-это наше первое общество. Находясь в обществе нельзя быть свободным от общества, надо быть ему чем-то обязанным.

Обязанности человека делятся на четыре рода: (Слайд 16)

1) на обязанности перед самим собой;

2) перед семьей;

3) перед государством;

4) перед другими людьми вообще.

Родители часто говорят нам о том, что главный наш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть.

И помните: (Слайд 17) «Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская мудрость. А пока постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души. Помните стихотворение Н. Заболоцкого и его слова: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». Не забывайте о добрых делах.

Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей:

(на лист распечатаны заповеди)

Заповеди ( читают ученики) (Слайд 18)

• свято храни честь своей семьи;

• люби свою семью и делай её лучше;

• будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

• подари родителям радость;

• умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;

• жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

6. Рефлексия

Учитель: Ребята, а наш класс можно назвать семьей?

(В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием. Я надеюсь, что ваш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание).

И в завершении нашей встречи предлагаю Вам продолжить одну интересную сказку

Разноцветная семья (Слайд 19)

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка - были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот…

и от того какое окончание будет в Вашей сказке я пойму - удалась ли нам наша сегодняшняя встреча, смогли ли Вы из всего выше сказанного извлечь, каждый для себя, урок, и не будет ли для Вас проведённое здесь время потерянным.(Каждая команда получает лист с началом сказки, в течении 3 минут необходимо дописать продолжение).

Идёт обсуждение полученных ответов...

7. Итоги занятия.

Вспомните, с чего началась наша встреча - притча о кувшине… (Слайд 20) (Музыка-Гимн семьи)

- Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет - это все на втором плане. Главное - что она у вас есть. Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой - приспособить к жизни в обществе.

Ещё раз обратите внимание на доску - на эту замечательную композицию - дерево, дом, солнце и трава. Я хочу, чтоб в Ваших семьях было также мило и тепло, как на этой композиции

Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.

Конспект занятия «Истоки» 6а класс.

Тема: Образы Отечества - единство разнообразия

Цель занятия: подвести учеников к выводу, что в каждом из святых соединились образы воина-защитника, молитвенника, мудреца.

Задачи :

Познакомить с жизненным и духовным подвигом князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Андрея Рублева.

Учить понимать историю нашего Отечества через социо-культурные ценности.

Вести разговор о молитве и образе.

План занятия:

Приобщение к теме занятия. (2 мин.)

Ресурсный круг. « Россия - это ….». (10 мин.)

Беседа-размышление. (5 мин.)

Знакомство с жизненным и духовным подвигом святых.

Работа в группах «Кто такие святые». (5 мин.)

Обсуждение. Подведение итогов работы в группах. (3 мин.)

Рассказ о князе Александре Невском. (5 мин.)

Рассказ о Сергии Радонежском. (5 мин.)

Рассказ об Андрее Рублеве. (5 мин.)

Работа с рабочими тетрадями. (5 мин.)

Спектакль «Святой молитвенник за землю русскую». (10 мин.)

Подарки гостям. (1-2 мин. Перемены)

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приобщение к теме занятия

- Дорогие ребята, я снова рада видеть вас на внеклассном занятии «Истоков». Поскольку мы с вами говорим о слове и образе Отечества, начну сегодня со стихотворения И.Никитина (1824-1861)

РУСЬ

Под большим шатром голубых небес

Вижу, даль степей зеленеется.

И на гранях их, выше темных туч

Цепи гор стоят великанами…

Это ты, моя Русь державная,

Моя Родина православная!

Слушая это стихотворение, у вас появились какие-то мысли. Кто хочет участвовать в ресурсном круге?

2. Ресурсный круг «Россия - это…»

3. Беседа-размышление

- А я предлагаю вам сегодня поговорить о трех великих образах России:

- иконописце Андрее Рублеве (на экране его изображение);

- преподобном Сергии Радонежском (икона);

- благоверном князе Александре Невском (книга «Герои Русской истории»).

- Но сначала зададимся вопросом «Что такое образ?» (Размышления)

- Какие синонимы подберем к слову «образ»?

- Какие бывают образы?

4. Знакомство с жизненным и духовным подвигом святых

Справка. Образ - это знак осмысления. Мир образов создавался тысячелетиями и продолжает создаваться ежеминутно до сих пор. Это огромный мир, который существует рядом с нами.

Это и первые образы отца и матери.

Это и священные образы Спасителя, Пресвятой Богородицы, Ангела-Хранителя.

Это и светлые образы святых отцов, праведников, мудрецов.

Это и образы-знаки, важнейшим из которых является крест.

Учитель: У каждого из нас свой жизненный крест. Каждый идет своим путем. Давайте проследим путь трех великих святых Земли Русской, как они послужили Богу и Отечеству.

«Нам бывает трудно оценить те или иные поступки человека. Еще сложнее понять нам жизнь святых. Житие каждого святого на земле есть великая тайна, а открывается она по мере уподобления святому. Его пример подобно путеводной Звезде изведет нас из тьмы сомнений и заблуждений в свет истинного познания мира и чистоты». (Из предисловия к «Житию Кирилла Белозерского»)

5. Работа в группах. «Кто такие святые». Стр 8-10

6. Обсуждение

7. Рассказ о князе Александре Невском (компьютерная презентация )

8. Рассказ о преподобном Сергии Радонежском (реферат, подготовленный заранее сильным учеником)

9. Рассказ об Андрее Рублеве (компьютерная презентация из электронного пособия « Шедевры русской культуры)

10.Рефлексия

Беседа: что нового вы узнали?, что значит житие?,


Заключение

Таким образом, в своей педагогической практике мы опираемся на формирование духовно-нравственной составляющей и здесь не маловажную роль играет внеурочная деятельность, особенно в 5-6 классах у младших подростков, которые только начинают системно изучать курс истории.

Используем следующие формы организации внеурочной деятельности круглые столы, познавательные игры, конкурсы, олимпиады, проекты, общественно полезные практики. Это помогает , воспитанию патриотизма и гражданственности, чувства сопричастности к истории своей страны и народа, пониманию значения личности в истории на что в целом и направлен культурно-антропологический аспект историко-культурного стандарта.






Список литературы

1. Беглов А.Л., Саплина, Е.В., Токарева, Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.

2.Виноградова Н.Ф, ВласенкоВ.И,. ПоляковА.В Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных. - М.: Вентана-Граф, 2013.,

3. Зайнуллина Г.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России .-М; Просвещение, 2012.

4.Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).

5. Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. - СПб., 2005.

6. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. - М., 2004.

7. Студеникин М.Т. «Основы светской этики»: учебник для 5 класса, М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013г

8.Тишков, В.А., Шапошникова, Т.Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012

9.Историко-культурный стандарт


© 2010-2022