• Преподавателю
  • История
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………...………………………………..3

ГЛАВА 1. Состояние проблемы формирования картографических умений в научной литературе…………………………………………………………... …5

1.1. Формирование умений в обучении истории ……………………………..5

1.2. Формирование картографических умений в обучении истории в 6 классе……………………………….………………………………………...12

ГЛАВА 2. Практика формирования картографических умений у школьников в 6 классе (на примере истории России) ……………………………………………...23

2.1. Ориентация УМКД истории России 6 класса на формирование картографических умений 23

2.2. Разработки конспектов уроков по истории России для 6 класса по формированию картографических умений 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………………………….36

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………..……………….....39



ВВЕДЕНИЕ

История - предмет, при изучении которого происходящие события рассматриваются как во времени, так и пространстве. Представление об историческом пространстве относится к важнейшим компонентам исторических знаний. Категория «историческое пространство» является одной из содержательных линий школьных курсов. Она предусматривает изучение исторической карты России и мира в динамике отраженных на карте географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. Сегодня работе с картой должно быть уделено значительное место, так как карта - это не только источник знаний, но и средство развития критического мышления учащихся. Картографические знания находятся в тесном единстве с историческими знаниями. Умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.

Актуальность темы исследования заключается в том, что для того, чтобы ученики почувствовали ход исторического процесса, им необходимо овладеть навыками пространственной локализации исторических событий, чему и способствует работа с исторической картой, формирование умения разумно использовать ее при изучении различных тем.

Прежде чем приступить к изучению истории, нужно убедить учащихся, что, не пользуясь картой вообще, нельзя понять исторический процесс, потому что все исторические события происходят в конкретной обстановке, в определенном месте и в определенное время, поэтому географическая среда оказывает свое влияние на развитие исторического процесса.

Чтобы правильно организовать работу по ознакомлению и постепенному постижению исторической карты, преподаватель должен исходить из того факта, что карта является необходимым средством наглядного раскрытия связей исторического процесса. Знать карту - это не только знать ее символику, города, границы, реки, но и видеть за этими условными знаками живую историческую действительность, сложность экономических, социально-политических и культурных взаимоотношений. Поэтому научить учащихся «читать карту» - вот та задача, которой должен руководствоваться учитель истории, приступая к работе над исторической картой.

Рассмотрением вопроса о значении карты на уроках истории и о формировании картографических умений писали следующие авторы: А.И. Стражев, М.Т. Студеникин, Г.И. Годер, В.В. Шоган, Д.Н. Никифоров, В.С. Мурзаев, Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина, М.В. Коротковой, П.В. Гора, Вернер Фатке и Вагин А.А.

Объектом данного исследования является методика обучения истории в школе.

Предметом исследования является формирование картографических умений на уроках истории в 6 классе.

Цель работы: рассмотреть особенности формирования картографических умений у учащихся в 6 классе на уроках истории на примере истории России.

В связи с поставленной целью необходимо решение следующих задач:

1) охарактеризовать формирование умений в обучении истории;

2) описать формирование картографических умений в обучении истории в 6 классе;

3) определить ориентацию УМКД истории России 6 класса на формирование картографических умений;

4) разработать конспект урока по истории России для 6 класса по формированию картографических умений.

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ УМК по истории России, проектирование уроков истории.

Работа включает в себя введение, две главы с подпунктами, заключение, список использованной литературы.

ГЛАВА 1. Состояние проблемы формирования картографических умений в научной литературе

  1. 1. Формирование умений в обучении истории

Изменения, происходящие в современном обществе, предполагают формирование новых направлений совершенствования образования. Одним из таких путей является развитие самостоятельной, социальной активности личности. Современные психолого-педагогические науки, а так же исследования и опыт преподавания учителей ориентируют нас на необходимость формирования личности, умеющей самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Развитие у школьников приемов и соответствующих им умений мыслительной деятельности и учебной работы не возможно без целенаправленной деятельности педагога. Целенаправленно формируя у учащихся умения, учитель стремится к оптимальному развитию их познавательной самостоятельности, учит учиться и пополнять свои знания, готовит к творческому труду. Умения школьников основываются на знании приема учебной работы (составления плана ответа, сравнительной таблицы), которому соответствует определенные приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение) [11, c. 23].

Начало работы учителя по формированию умений и навыков у школьников, Начинается с определения, содержания этих понятий. С. А. Ежова и ряд других авторов в своем труде «Методика преподавания истории в средней школе» говорят о том, что этим вопросом непосредственно занимаются, прежде всего, дидакты и психологи и существует две точки зрения на определение умений и навыков, а так же на их соотношение [25, c. 204].

Так Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, Н. А. Лошкарева определяют умения как сознательное владение каким-либо приемом деятельности. Навык, по их мнению, это умение, доведенное до автоматизма. Умение постепенно перерастает в навык. Следовательно, в учебном процессе одновременно формируются умение, и соответствующий навык. В качестве примера можно привести развитие умения читать печатный текст и навык беглого чтения.

На базе определенных навыков развиваются более широкие, обобщенные умения, как более высокая ступень овладения способом деятельности. Умения приобретаются на основе знаний о способе деятельности и на основе упражнений, которые должны быть вариативны [25, c. 204-205].

Психолог Е. Н. Кабанова-Меллер, определяет умение как владение знанием о способе деятельности, как начальную ступень формирования навыка [25, c. 205].

Таким образом, различие в определениях ученых состоит в соотношении умений и навыков, оценки и их роли в развитии учащихся [1, c. 88].

Помимо психологов проблемой формирования умений учащихся в процессе обучения занимались крупные советские дидакты и методисты, такие как И. Я. Лернер в своем труде «Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории», Н. Г. Дайри в трудах «Современные требования к уроку истории» и «Методика обучения истории в средней школе», а так же Н. И. Запорожец в своем труде «Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории».

Методисты предлагают определение приемов учебной работы. Так, по мнению П. В. Горы, приемы учебной работы - это те способы, которыми она может быть выполнена и которые можно выразить в виде перечня действий с различным по характеру историческим материалом. Перечень действий, составляющих приемы, дает общее направление, порядок выполнения работы. Приемы учебной работы выражены в словесно - письменных или графических действиях. Допускаемые ошибки в использовании приемов можно исправлять, добиваясь их точного применения и одновременно усвоения изучаемого с их помощью учебного материала. Приемы учебной работы детерминируют соответствующие умственные действия: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение учебного материала, приемы исторического воображения, запоминание [13, c. 153].

Студеникин М. Т. в своем труде «Методика преподавания истории в школе» главным критерием сформированности умений считает способность перенести усвоенный прием в новые условия: применить его в работе с принципиально иным содержанием или источником знаний [1, c. 89].

Таким образом, в методической литературе умение определяется как «… подготовленность к сознательным и точным действиям (умственным и практическим) или как способность осознанно достигать цели деятельности на основе знаний и навыков, притом в изменяющейся обстановке» [8, c. 112]. Для того что бы сформировать у учащихся умения, надо им помочь усвоить определенный способ учебно-познавательной деятельности, который состоит из ряда умственных операций и практических действий. Способы деятельности реализуются не только в умениях, но и в навыках. В методической литературе навыки рассматриваются как автоматизированные действия, играющие вспомогательную роль и входящие в состав сложных умений, например таких как: беглое чтение, работа с оглавлением учебника, обращение с каталогом и т.д. [8, c. 113].

Умение всегда будет сознательным действием, адекватным целям его использования и содержания учебного материала. Роль познавательных умений в современном процессе обучении истории многолика:

  1. Их формирование является одной из главных целей школьного исторического образования, так как на этой основе происходит развитие и совершенствование познавательных способностей учащихся, раскрытие их индивидуальности.

  2. Познавательные умения - органичная часть содержания, которой обязаны овладеть ученики для самостоятельного и критического восприятия исторических сведений.

  3. Познавательные умения - это средство формирования исторических знаний, личностных суждений и мотивированного отношения к прошлому.

  4. Познавательные умения могут выступать и в качестве весомого критерия успешности учения и преподавания [21, c. 234].

В дидактике и психологии существует несколько классификаций основных умений и навыков школьников. В советской школе действовали рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников [20, c. 31-36]. Критерием отбора умений и соответствующих им навыков здесь выступает их значимость для подготовки школьников к самостоятельной учебной, трудовой и общественной деятельности. Все учебные умения и навыки объединены в три группы: организация учебного труда и овладение структурой учебной деятельности; работа с книгой и другими источниками информации; характеристика культуры устной и письменной речи. Все три группы этих умений должны формироваться в комплексе и на протяжении с 1 по 11 класс.

В основу классификаций умений данной Ю. К. Бабанским, положены структурные элементы учебной деятельности и процесс усвоения знаний. Он выделяет: учебно-организационные умения (планирование деятельности); учебно-информационные умения (работа с книгой, каталогом); учебно-интеллектуальные умения (мотивация, самоконтроль, решение задач) [1, c. 92]. В этой классификации перечень умений соответствует структуре деятельности и процессу усвоения знаний школьниками.

И. Я. Лернер классифицирует умения по способу их действия на организационные (планирование своей деятельности); практические (умение составить план и т.д.); интеллектуальные (развитие мышления) [14, c. 67].

Необходимо сказать о том, что в обучении истории происходит формирование общих и специальных умений. На эту мысль нас наводит М. Т. Студеникин, говоря, что в процессе преподавания истории учителю следует большее внимание уделять специфическим умениям, то есть интеллектуальным и практическим, позволяющим познавать суть исторического процесса [25, c. 206-207].

Специальные исторические умения направлены на усвоение специфического исторического материала, в результате которого у школьников формируются умения исторического диалектического мышления. В своем труде С. А. Ежова «Методика преподавания истории в средней школе» предлагает классификацию данных умений формируемых в обучении истории. Это умения локализировать исторические факты во времени [25, c. 207]; локализировать исторические события и явления в пространстве [25, c. 208]; умения работы с текстом учебника истории; умения усваивать теоретические знания и применять их для объяснения и понимания хода событий или процессов [25, c. 210]; умения сравнивать отдельные этапы развития исторических процессов, устанавливать изменения в развитии явлений, сравнивать однородные исторические явления и выявлять их причины и следствия [25, c. 211]. Остановимся более подробно на процессе формирования этих умений в обучении истории.

В процессе изучения истории ученики овладевают умениями локализировать исторические факты во времени, то есть выполнять последовательно ряд действий: устанавливать длительность и последовательность исторических событий, их синхронность; определять этапы и периодизацию исторических явлений и процессов; соотносить события с определенным историческим периодом. Эти умения формируются, начиная с 5 класса и постепенно усложняются. Сначала школьники овладевают умениями соотносить год с веком. В 6-8 классах тренируются умения соотносить век и тысячелетие, ориентироваться в счете лет до нашей эры, составлять хронологические таблицы к отдельным темам, устанавливать синхронность событий. В 9-11 классах ученики овладевают умениями устанавливать синхронные связи в процессах, протекающих в разных странах, соотносить события с историческим периодом, эпохой, формацией, соотносить историческое событие с определенной формацией и периодом в истории отдельной страны [25, c. 207-208].

В обучении истории у учеников формируется умение локализовывать исторические события и явления в пространстве, то есть работать с картой. Оно включает в себя следующие действия: «читать» историческую карту, пользоваться ее условными обозначениями, правильно ориентироваться в исторических и географических объектах; использовать карту как источник знаний; развивать с помощью карты пространственное воображение. Формирование данного умения начинается с 5 класса, а в последующих классах закрепляется и развивается. Умение «читать карту» требует повторения и закрепления последовательных действий на протяжении всего обучения истории. С 9 класса школьники овладевают умениями получать на основе карт информацию об экономическом развитии [25, c. 208-209]. Развитию данного вида умений способствует работа по заполнению контурных карт.

В процессе обучения истории у школьников формируется умение работать с текстом учебника истории, с фрагментами или целыми произведениями, государственными документами, периодической печатью. Работа с данными текстами начинается с 5 класса и продолжается вплоть до 11 класса, постепенно усложняясь. Данное умение требует выполнения следующих действий: составить простой и сложный план, ориентироваться в основных и несложных компонентах учебника, составлять конспекты и тезисы на основе изучения различных исторических и политических тезисов, извлекать знания, используя несколько источников одновременно, логически выстраивать и систематизировать их.

Изучая историю, ученики должны овладеть умениями усваивать теоретические знания и применять их для объяснения и понимания хода событий или процессов. Эти умения формируются на протяжении всего периода обучения истории. В каждом классе отрабатывается и усложняется применение компонентов этого умения [25, c. 210].

По мере изучения истории школьники овладевают умениями сравнивать отдельные этапы развития исторических процессов, устанавливать изменения в развитии явлений, сравнивать однородные исторические явления и выявлять их причины и следствия [25, c. 211]. Применение теоретических знаний требует умения доказывать и сопоставлять однотипные исторические явления. С умениями овладевать и оперировать теоретическими знаниями тесно связано умение излагать так называемые сквозные вопросы курса. Оно доступно только старшеклассникам. Используется для того, что бы увидеть определенные проблемы развития в динамике, применять принцип историзма, приводить доказательства и т.д. [25, c. 212].

Процесс формирования всех вышеперечисленных умений должен быть целенаправленным, поэтапным. К первому этапу формирования умений относят непосредственный показ учителем механизма выполнения задания, ко второму этапу относят выполнение задания под руководством учителя, а к третьему этапу овладения определенными умениями учащимся относят самостоятельное выполнения задания учеником. При этом необходим непосредственный контроль преподавателя. Для того, что бы достичь сформированность определенного умения учителю необходимо знать, каковы пути формирования умений. Умения должны формироваться в системе. А для этого учитель должен владеть методикой формирования каждого из используемых им в обучении истории умений. Так же он должен знать, какие умения обязательны для учащихся на протяжении всех лет обучения истории, так как их нужно формировать поэтапно с постепенным усложнением заданий.


  1. 2. Формирование картографических умений в обучении истории в 6 классе

Картографические умения в обучении истории, представляют собой умения локализовывать исторические события и явления в пространстве, то есть умение работать с исторической картой. Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Изображения даются на плоскости в определенном масштабе с учетом пространственного расположения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетания и связи исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты [15, с.14].

Исторические карты отличаются от географических. Привычные учащимся цвета географических карт получают иное значение на исторических картах. Зеленым цветом показывают не только низменности, но и оазисы, а также древнейшие районы земледелия и скотоводства. Другая особенность исторических карт - раскрытие динамики событий и процессов. На географической карте все статично, а на исторической легко увидеть возникновение государств и изменение их территорий или пути дви­жения войск, торговых караванов и т.д. Передвижения людей на карте показывают цельные и прерывистые стрелки; военные удары - стрелки с более коротким древком и широким основанием; места сражений - скрещенные мечи, районы восстаний - точки [25, c. 103].

Исторические карты подразделяются по охвату территории (мировые, материковые, карты государств); по содержанию (обзорные, обобщающие и тематические); по своему масштабу (крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные). На обобщающих картах в пределах определенного места и времени отражены все основные события и явления, предусмотренные разделами школьной программы и Госстандарта. В названии указано место и время событий. Обзорные карты показывают события определенного периода.

Обобщающие карты конкретизируют и более подробно раскрывают карты тематические. Последние так названы, потому что на них отражены события и явления, учебных тем. На географическом фоне тематических карт отображены отдельные события или стороны исторического процесса. Эти карты разгружены от обозначений, не имеющих отношения к теме. На них более подробно, ярко и красочно представлены фрагменты важнейших событий и явлений обобщающих карт.

При работе с картами следует учесть, что учащимся бывает сложно соотнести общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале изучения темы следует иметь две карты, показывающие местоположение того или иного объекта (государства) на общей карте, например карте мира, а потом уже на тематической. Применение карт целесообразно с использованием разных видов наглядности, например аппликаций [9, c.72].

Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. В истории пространственно-временные связи «выражаются в утверждениях, что после такого-то события в таком-то месте произошло нечто, что такие-то события имели место в то же самое время в других местах или какой-то процесс продолжается в какой-то стране (месте) столько-то лет» [11, c.41].

Лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические события. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией. Так, значение рек как путей сообщения в Древней Руси ученики поймут лишь в том случае, если им объяснить, что Восточно-Европейская равнина была покрыта непроходимыми лесами и болотами.

Локальность исторических событий изучается при помощи таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику. Схематические пособия применяются как источник исторических знаний и как средство их систематизации [25, c. 104].

Методику формирования картографических умений предлагает в своем труде «Методика преподавания истории в школе» М. Т. Студеникин, он пишет: «На первых уроках в основной школе выявляются картографические умения и навыки учащихся, и прежде всего, умеют ли они пользоваться условными обозначениями (легендой) карты, ориентироваться в объектах. Учитель показывает условный знак на карте и просит определить по легенде его значение. Или же по ходу объяснения предлагает ученикам обратиться к своду условных знаков карты. В ходе обучения чтению исторической карты одновременно привлекается настенная карта и ее уменьшенные копии и виде раздаточного материала» [25, c. 105].

Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Поэтому умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории. Этому способствует постоянное наличие исторических карт в кабинете истории, а также поблизости в коридоре. Обращение к картам во внеурочное время помогает ученикам усвоить их обозначения. На уроках рассказ учителя или описание исторических событий всегда сопровождается показом по карте [9, c.84].

При появлении новой для учеников исторической карты в ходе беседы выясняется: какую часть земной поверхности она охватывает; какой хронологический период в истории на ней отражен; какова зависимость климата от географической широты. Учитель показывает географические ориентиры, важнейшие объекты, взаиморасположение политических объединений; раскрывает характерную особенность границ данного периода; знакомит с исторической географией, называя прежние и современные названия на карте; разъясняет условные обозначения (легенду) карты.

При переходе от одной карты к другой важно обеспечить преемственность. Если на картах отмечены разные регионы, то определяются их пространственные взаимоотношения. Этому помогает обобщающая карта, охватывающая оба этих региона. Затем выявляются временные отношения между картами - разновременность или синхронность событий истории, отраженных на картах. Для установления межкурсовых связей на уроках целесообразно одновременное применение синхронных карт по отечественной и всеобщей истории. Одновременная работа с несколькими картами помогает ученикам находить нужные историко-географические объекты независимо от размеров карты, ее масштаба и охвата территории.

Чтобы создать представление о пространстве и местоположении изучаемой страны на карте земного шара, применяют одновременно историческую и географическую (физическую) карты или общую и тематическую. На них помещен один и тот же объект, но он изображен в разных масштабах. Обучение может идти от единичного к общему или от общего к единичному. В первом случае учитель демонстрирует историческую карту (единичное), потом по конфигурации суши и морей, контурам береговой линии, направлениям рек учащиеся находят эту же территорию на физической карте полушарий (общее). Ученики убеждаются, что на исторической карте отображена меньшая часть земной поверхности. Ее очертания мелом учитель наносит на физическую карту, и ученики еще раз сравнивают положения рек, морей с контурами исторической карты.

Во втором случае учитель демонстрирует, например, карту «Расселение славянский племен» (общее). Затем с помощью мела выделяет на ней место расселения восточных славян в виде треугольника (единичное). Этот район можно увеличить. Учитель показывает аппликацию местности расселения восточных славян и помещает ее на карту «Древнерусское государство в I - IX веках» [17, c.154].

Для закрепления полученных знаний желательно провести игру «Кто быстрее соберет карту» (по принципу сбора картинки из детских кубиков). Ученик получает карту Древнерусского государства, разрезанную на части в виде квадратов. Как показывает практика, ему потребуется около четырех минут, чтобы собрать такую карту. Затем дается задание определить, как можно попасть из родного города в места проживания вятичей (прием путешествия) [25, c. 106].

На уроке «Природа и занятия Восточных славян» историческая карта, содержание учебника помогают ученикам уяснить особенности естественно-географической среды, выявить условия благоприятные и неблагоприятные для земледелия [3, c.47 ] .

Чтобы приучить учеников основной школы запоминать географические ориентиры важнейших фактов, учитель дает задания показывать основные исторические события на физической карте (например, показать на физической карте Европы, территориальный рост Великого княжества Литовского в XII-XV веках). Ученикам следует рассказать о приеме запоминания карты профессиональными военными. (Они мысленно разбивают карту на квадраты и анализируют один квадрат за другим, начиная с верхнего левого угла и двигаясь по горизонтали к правому. Особенно тщательно они изучают места стыка квадратов) [25, c. 107].

Чтобы легче находить изучаемые объекты, рекомендуется географические контуры крупных земельных массивов сравнивать с чем-то похожим на них и легко запоминающимся. Действительно, Апеннинский полуостров напоминает сапог, Скандинавский - фигуру лежащего льва; Пиренейский - профиль головы в капюшоне; Сицилия - треугольник; Черное море - боб; Каспийское - фигуру животного, держащего кость, но рту. Следует подчеркнуть, что название полуостровов не совпадает с названиями расположенных на них стран. Например, на Балканском полуострове располагались известные ученикам Древняя Греция, Македония, Фракия [5, c.112].

Осмысленное усвоение условно-графической наглядности зависит от понимания исторически возникших географических названий. На уроках по расселению Восточных славян учащимся, предлагается перечислить названия племен, имеющиеся на карте. Затем им следует разъяснить, что ильменские славяне, это название племен, селившихся на озере Ильмень, Северяне называются так, потому что селились на левом берегу Дуная, а это северная часть Древнерусского государства.

Ученикам нужно помочь определить примерную границу, отделяющую Европу от Азии. Условно ее проводят по Уралу, по реке Эмба до Каспийского моря, по рекам Кума и Маныч до устья Дона, по Азовскому, Черному, Мраморному, Эгейскому морям. Применяя прием «оживления карты», эту границу можно нанести на карту «Древние государства мира». Учитель показывает континент Евразия и ее составные части.

Для уяснения сущности географических названий на уроках раскрывается их смысл. Например, Варяжское море. Древние славяне называли его именно так из-за того, что древнерусское название скандинавских народов у славян было «варяги» и попадали они на нашу территорию из-за этого моря. Так же еще можно сказать, что так назывался торговый путь, который соединял Черное и Балтийское море - путь «из Варяг в Греки».

В основной школе учи­тель восстанавливает знания учеников о масштабе. Масштаб - это отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии в действительности (натуре). Обозначается в виде дроби, числитель которой равен единице, а знаменатель - числу, показывающему степень уменьшения длин линий (1: 100 000). Для усвоения знаний о масштабе целесообразно дать ученикам специальные задания, например: показать один и тот же объект на нескольких настенных картах; пользуясь масштабом, вычислить по прямой линии расстояние от Москвы до Владивостока; определить, какая из стран больше: Индия или Китай? (Ученики должны знать, что задание выполняется по картам с одинаковым масштабом) [25, c. 108-109]

Если для изучаемой темы нет соответствующей карты, то ее нельзя заменять картой другого исторического периода. В противном случае у учеников будут формироваться ошибочные исторические представления. Лучше использовать физическую карту, не имеющую границ, или провести занятие по атласу или карте учебника.

При показе по исторической карте следует соблюдать основные правила. Перед показом учитель дает словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места события, опираясь на уже известные ученикам ориентиры или обращаясь к физической карте (без подписей объектов). Например, «на север от...»; «выше по течению реки находится...»; «Великий Новгород расположен в 6 километрах от озера Ильмень, в том месте, где из него вытекает река Волхов, впадающая в Ладожское озеро». При описании границ называют не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы. Ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам.

Из уроков географии ученики должны знать, что реки надо показывать только по течению от истока до устья; города - точкой; границы государств - непрерывной линией. Показ объекта сопровождают указанием сторон горизонта (восточнее и западнее, севернее и южнее), названием географических ориентиров и признаков [9, c. 79].

Привлекая внимание учащихся, учитель говорит: «Посмотрите на карту». Определив словами, местоположение объекта и показав на карте, учитель записывает название на доске, а ученики находят этот объект на карте учебника. Стоять у настенной карты надо так, чтобы не заслонять источник света и показываемый объект. Объект показывают указкой или ручкой, повернувшись лицом к классу. Указку берут в ту руку, которая ближе к карте.

Методика обучения предполагает одновременную работу по настенной и настольной картам. Работая с настольной картой, ученики вначале лишь воспроизводят действия учителя. Затем по словесному описанию находят объект сначала на настольной карте, потом на настенной; выполняют задание по настольной карте, а отчитываются о выполнении по настенной; учитель объект показывает на настенной карте, а ученики определяют его название по настольным картам.

Постепенно ученики приобретают умение читать историческую карту, т.е. видеть за ее условными обозначениями явления общественной жизни, находить сопоставимые линии сравнения, устанавливать синхронные связи в тех или иных процессах, выявлять результаты развития этих процессов. Так, анализ карт «Древнерусское государство в IX - начале XII в.» и «Феодальная раздробленность Руси в XII - начале XIII в.» подводит учеников к выводу о распаде единого государства на самостоятельные княже­ства. Если в середине XII в. было 15 крупных княжеств, в начале XIII в. - 50, то в XIV в. насчитывалось уже 250 [14, c. 53].

Сравнивая карты «Русские княжества в XII - начале XIII в.» и «Образование Русского централизованного государства», учащиеся выясняют, почему в начале XIII в. местоположение Москвы не было выгодным и она не стала центром объединения русских земель. Их ответ может быть примерно таким: конец XII -начало XIII в. характеризуется феодальной раздробленностью, в результате чего объединение оказалось невозможным. Кроме того, в это время Москва находилась не в центре, а на окраине русских земель, основные пути сообщения шли в стороне от нее.

В процессе обучения истории ученики так же работают и с картосхемами. Они помогают раскрыть внутренние связи изучаемых событий и явлений. Это карты на физико-географической основе, воссоздающие схематически, в упрощенно-обобщенном виде какое-либо одно событие или явление. Для 6 класса имеются, например, картосхемы; «Ледовое побоище 5 апреля 1242 г.», «Невская битва 15 июля 1240 г.», «Походы князя Александра Ярославовича (Невского) против иноземных захватчиков», «Северо-Восточная Русь. Борьба Руси с Ордой и Литвой. Вторая половина XIV - первая половина XV в.».Могут быть также самодельные картосхемы краеведческого характера.

Планы на местности (или локальные платя) по содержанию близки к картосхемам. Они содержат упрощенные очертания парков, пашен, лесных угодий, водоемов, улиц и площадей. Основу планов составляет картографическое изображение реальной местности. Планы копируют на пленку и демонстрируют при помощи кодоскопа.

Контурные карты дают возможность усвоить и закрепить знания, выработать новые умения и навыки работы с исторической картой. Это важное средство практического обучения истории, развития познавательной деятельности учащихся. Работа с контурными картами дает результат лишь в том случае, если она ведется целенаправленно и систематически.

Контурные карты применяются для закрепления нового материала на уроке; для отработки изученного на предыдущих уроках с применением справочных пособий или без них; для контроля знаний в виде выполнения на карте историко-географических заданий. Использоваться одна и та же контурная карта может при изучении нескольких тем. В этом случае оценивается каждый этап заполнения карты учениками [11, c. 52].

Полезные советы по работе с контурной картой дает Г.И. Годер. Начиная знакомство с контурной картой, как и с исторической учитель обращает внимание на хронологические рамки периода, который она отражает. Обучение проходит в не­сколько приемов. Сначала ученики заполняют контурные карты при помощи настольных карт, затем - настенной, и, наконец, по памяти. Большой подготовки требует умение наносить обозначения в ходе изложения материала учителем.

На начальном этапе практического обучения заполнению контурной карты используются заготовки на доске двух картосхем, выполненных мелом, например картосхемы расселения Восточных славян. Одна из них преднамеренно заполнена неверно. Анализируя ее, учитель в ходе рассуждающего изложения на глазах учеников правильно заполняет вторую картосхему [11, c. 54].

Обучение начинается с самых простых заданий по заполнению карт: обвести границы государств, написать их названия, а также названия городов; указать даты основных фактов. Затем ученики сопоставляют настольную и контурную карты, учатся узнавать очертания участков суши и морей независимо от того, какой район земной поверхности па ней изображен, а также независимо от масштаба карты. Изучая природные условия Древнерусского государства, учащиеся с помощью физической карты наносят на контурную карту деление государства на части, обозначают главные города. На полях пишут о занятиях древних славян. Постепенно задания усложняются. На основе знания картографических ориентиров надо нанести на контурную карту маршрут или границу на ней не обозначенные. Чтобы учащиеся не перерисовывали историческую карту механически, учитель дает им задания по выборке данных.

При заполнении контурной карты необходимо выполнять общеучебные требования. Прежде всего, не должно быть небрежности, грязи, скомканных и порванных страниц. Писать надо разборчиво и без ошибок, на свободных местах, чтобы не мешать чтению информации. Закрашивать следует аккуратно, но границам, чтобы карандаш не вылезал за закрашиваемый участок, выделять территории, чем-то отличающиеся от окружающих земель.

В обучении хорошо себя зарекомендовали самодельные контурные карты на линолеуме. На нем масляной краской изображают физико-географическую основу. Заполняют же такую карту цветными мелками или фломастерами (потом эти надписи легко стираются). Ученики переносят надписи на свои контурные карты.

Выделить и укрупнить самое главное помогают шаблоны, сде­ланные на основе старых карт. Они часто восполняют отсутствующие картографические пособия. На уроке по ходу объяснения постепенно и последовательно контуры шаблона заполняются историко-географическими сведениями [11, c. 55].

Шаблоны помогают также отработке картографических знаний и умений учащихся. Учитель заранее рисует заготовку, нанося на контуре картосхемы границы страны, горы и реки, города (под номерами). По заданию учителя ученики показывают города и называют их местоположение (город расположен на востоке страны); определяют по компасу направление рек; помечают на схеме район обитания древних племен; показывают древний археологический памятник, говорят о месте его расположения. Затем эти же объекты показывают на настенной карте.

Таким образом, картографические знания и умения являются составной частью исторического знания учеников. Сложный процесс формирования картографических знаний требует от учителя качественной предметной подготовки, творческого отношения к организации работы с картой и другими видами условной наглядности. Только при таких условиях можно добиться достижения уровня программных требований.



Глава 2. Практика формирования картографических умений у школьников в 6 классе (на примере истории России)

2.1. Ориентация УМКД истории России 6 класса на формирование картографических умений

Формирование картографических умений, прежде всего, базируется на учебно-методическом комплексе дисциплины (УМКД). Учебно-методический комплекс дисциплины - это совокупность организационно-нормативных документов, учебно-методических материалов и ресурсов, а так же программно-технических средств, обеспечивающих эффективное полноценное изучение дисциплины обучающимися, освоение ими компетенций закрепленных за дисциплиной; преподавание дисциплины, и дающий полное представление об образовательном процессе по конкретной дисциплине всем участникам образовательного процесса.

Основным нормативным документом для образования является Федеральный Государственный Образовательный стандарт. Поэтому, что бы понять, как УМКД истории России 6 класса ориентирован на формирование картографических умений необходимо проанализировать сам Федеральный Государственный стандарт основного общего образования на наличие целей по формированию данных умений.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования мы не видим прямой формулировки о формировании картографических умений, но в метапредметных результатах присутствуют такие умения, как «умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач [26]» - карты имеют в себе большое количество знаков и символов; «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы [26]» - создавать обобщения и устанавливать аналогии можно путем сравнения двух исторических карт, к примеру разного периода, причинно-следственные связи можно так же устанавливать с помощью исторических карт, путем анализа хода военных действий, для того, что бы выявить причины победы или поражения той или иной страны в войне, при ответе по карте ученик строит логическое рассуждение, умозаключение и выводы путем использования символов карты.

Таким образом, мы можем сказать, что согласно Федеральному Государственному Образовательному стандарту основного общего образования метапредметные результаты, хоть и косвенно, но ориентирует образовательный процесс на формирование картографических умений у учащихся.

В учебно-методический комплекс дисциплины «История России» так же всходят учебники. Поэтому определим, как ориентированы учебники по «истории России» для 6 класса на формирование картографических умений. Для анализа были взяты следующие учебники:

  1. «История России» 6 класс, авторы П. А. Баранов, Л. К. Ермолаева, И.М. Лебедева и другие. М.: Вентана-Граф, 2013 г.

  2. «История России. С древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, авторы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М.: Просвещение, 2012 г.

Учебник П. А. Баранова и др. содержит в себе карты на стр. 9 «Древнейшие поселения человека на территории Восточной Европы и Сибири», стр. 20 «Северное Причерноморье в V в. до н. э.», стр. 29 «Расселение славянских племен», стр. 32 «Восточные славяне в конце 1-го тыс. н. э.», стр. 51 «Древняя Русь в IX-X вв.», стр. 65 «Древнерусское государство в конце X - первой половине XI в.», стр. 114 - 115 «Раздробленная Русь», стр. 158 - 159 «Борьба русских княжеств и земель против иноземных захватчиков в XIII в.», стр. 173 «Невская битва. 15 июля 1240 год» , стр. 175 «Ледовое побоище. 5 апреля 1242 год», стр. 194 «Русские земли в середине XIV в.», стр. 209 «Куликовская битва. 8 сентября 1380 г.», стр. 224 «Русское государство во второй половине XV - первой трети XVI в.».

В учебнике присутствуют карты следующих видов: тематические: «Древнейшие поселения человека на территории Восточной Европы и Сибири [4, c. 9]»; «Северное Причерноморье в V веке до нашей эры [4, c. 20], карты-схемы: «Невская битва. 15 июля 1240 год [4, c. 173]», «Ледовое побоище. 5 апреля 1242 год [4, c. 175]», обобщающие: «Древняя Русь в IX-X веках [4, c. 51]»; «Древнерусское государство в конце X - первой половине XI века [4, c. 65]» и так далее.

В каждом параграфе, в котором есть карта, имеются по одному-два задания направленных на работу с этими картами, например: «Посмотрите на карту с. 9 и определите, занимал ли в далеком прошлом ледник территорию вашего родного края (города, поселка) [4, c. 7]»; «найдите на карте «расселение славянских племен» с. 29 территории, заселенные славянскими народами, и опишите их географическое положение [4, c. 28]»; «перечислите названия племенных союзов, проживавших на территории Восточно-Европейской равнины. Используя географические привязки (названия рек, озер, морей, сторон света), опишите районы их расселения. В этих целях обратитесь к карте «Восточные славяне в конце 1-го тыс. до н. э.» с. 32. [4, c. 34]»; «найдите на карте с. 51 и опишите территории культурных и политических центров государства Русь [4, c. 52]» и так далее.

Плюс данного учебника в том, что помимо заданий в параграфе в котором присутствует карта, так же на протяжении всего текста учебника присутствуют задания направленные на обращение к картам находящимся в предыдущем параграфе, например: «Найдите на карте с. 114-115 города Ростов, Суздаль, Владимир. Определите границы княжества в середине XII века. Опишите его местоположение по отношению к Киевскому княжеству. Сравните размеры территории этих двух княжеств [4, c. 121]» и другие.

В предыдущей главе мы говорили о том, что любое умение должно формироваться в системе, анализ учебника П. А. Баранова на ориентацию формирования картографических умений показал, что умения формируются в системе, так как с каждым параграфом, в котором присутствует карта, происходит усложнение заданий по работе с картой. Например, если в начале учебника мы говорим «найдите на карте «расселение славянских племен» с. 29 территории, заселенные славянскими народами, и опишите их географическое положение [4, c. 28]», то уходя вглубь курса, следуют уже более усложненные задания: «Найдите на карте с. 114-115 города Ростов, Суздаль, Владимир. Определите границы княжества в середине XII века. Опишите его местоположение по отношению к Киевскому княжеству. Сравните размеры территории этих двух княжеств [4, c. 121]». Авторы данного учебника усложняют задания, если изначально они направлены лишь на поиск объектов, то ближе к концу учебника они все более направлены на сопоставление объектов и логическое мышление учащихся.

Таким образом, мы можем сказать, что в данном учебника картографические умения формируются в системе, но заданий на их формирование очень мало в параграфах.

Учебник А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной содержит в себе карты на страницах стр. 37 «Русь в IX-X веках», стр. 57 «Русь в X - начале XII века», стр. 89 «Русь в XII - начале XIII века», стр. 109 «Русь в середине XIII века», стр. 117 «Невская битва», стр. 118 «Движение войск и Ледовое побоище», стр. 133 «Великое княжество Литовское в XIII-XV веках», стр. 162 «Куликовская битва», стр. 169 «Русь в XIV - первой половине XV века», стр. 170 «Золотая Орда и ее распад», стр. 182 «Россия во второй половине XV - начале XVI века», стр. 216-217 «Россия во второй половине XVI века», стр. 221 «Ливонская война».

В учебнике присутствуют карты следующих видов: тематические: «Золотая Орда и ее распад [12, c. 170] », «Великое княжество Литовское в XIII-XV веках [12, c. 113]» и так далее; карты-схемы: «Движение войск и Ледовое побоище [12, c. 118]», «Куликовская битва [12, c. 162]» и так далее; обобщающие: «Россия во второй половине XV - начале XVI века [12, c. 118]», «Россия во второй половине XVI века [12, c. 216-217]» и так далее, в основном преобладают карты обобщающего вида.

Почти в каждом параграфе, в котором есть карта, имеются по одному-два задания направленных на работу с этими картами, например: «Покажите на карте с. 37 направления главных походов Святослава [12, c. 39]»; «Расскажите о внешней политике Ярослава Мудрого и охарактеризуйте ее, используя карту на с. 57 учебника [12, c. 58]»; «Покажите на карте с. 89 наиболее крупные русские княжества этого времени [12, c. 90]»; «По карте на с. 109 проследите направления движения войск Батыя [12, c. 112]»; «Пользуясь схемой, расскажите о победе русских войск над шведами»; «Пользуясь схемой, расскажите о Ледовом побоище [12, c. 120]. Исключением является карта «Ливонская война [12, c. 221]» к данной карте нет ни одного задания в параграфе.

Системность формирования картографических умений присутствует, это можно проследить путем анализа заданий к картам в каждом параграфе, если в начале учебника задания к картам направлены лишь на механический поиск объектов, то в конце учебника задания формируются уже на построение полного ответа по карте, логическому осмыслению сказанного. Например, в начале учебника задания такого типа: «Покажите на карте с. 37 направления главных походов Святослава [12, c. 39]», а в конце учебника уже присутствуют задания такого рода: «используя карту на с. 216-217 учебника и картину В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», расскажите о покорении Сибири. Каково значение присоединения Западной Сибири [12, c. 223]?».

Таким образом, мы можем говорить о том, что картографические умения в данном учебнике формируются системно, но минус данного учебника в том, что заданий на формирование картографических умений очень мало в параграфах, а в одном случая они вообще отсутствуют.

Путем анализа УМКД истории России можно сказать о том, что и ФГОС основного общего образования и учебники, взятые нами для анализа, ориентированы на формирования картографических умений. Что касается Федерального Государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, то в нем мы не видим четких формулировок для ориентации на формирование картографических умений, но анализ некоторых метапредметных результатов дает нам право сказать, что ФГОС отчасти ориентирован на формирование картографических умений. Если говорить об учебниках истории для 6 класса, то можно сказать, что и учебник «История России» авторов П. А. Баранова, Л. К. Ермолаевой, И. М. Лебедевой и др., и учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века» авторов А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной направлены на формирование картографических умений лишь отчасти, в каждом из учебников присутствуют карты различных видов, но недочет этих учебников в том, что очень мало заданий, которые бы формировали картографические умения в учащихся.



2.2. Разработки конспектов уроков по истории России для 6 класса по формированию картографических умений

В обучении истории очень важно формировать картографические умения. На их основе школьники умеют локализировать исторические факты в пространстве, а это является одним из основных компонентов в понимании тех или иных событий истории. Для достижения оптимального результата в обучении истории в 6 классе должны формироваться следующие картографические умения:

  1. Использовать карту при ответе (показывать границы государства, показывать исторические объекты по карте, показывать направления военных походов, ход военных действий, реки, главные населенные пункты, страны)

  2. Пользоваться картой-схемой сражений

  3. Использовать карту при ответе

  4. Отвечать на вопросы по карте

  5. Заполнять контурную карту

  6. Прослеживать динамику развития событий по карте

В предыдущей главе говорилось о том, насколько важна системность в формирования картографических умений. Опорным материалом для составления конспектов мы выбрали учебник для 6 класса «История России», авторами которого являются: П. А. Баранов, Л. К. Ермоелава, И. М. Лебедева и другие. Проанализировав учебник, мы пришли к выводу о том, что в этом учебнике, помимо непосредственного наличия карт и заданий к ним, в параграфах без карты присутствуют задания направленные на обращение к картам, находившимся в предыдущем параграфе. Помимо всего этого, в учебнике присутствует главный элемент в формировании картографических умений, это системность заданий направленных на их формирование. Что бы это подтвердить, мы разработали конспекты уроков по формирования картографических умений, в которых формирование этих умений происходит на всех этапах урока, а соответственно в системе.

Одним из основных картографических умений, формируемых в 6 классе, является умение заполнять контурную карту, на примере одной темы мы покажем, как системно формировать это умение на всех этапах урока, то есть формирование данного умения на этапах:

  1. Опрос

  2. Изучение новой темы

  3. Закрепление изученного материала

  4. Домашнее задание

Самой первой темой, в которой мы можем начать формирование картографических умений в 6 классе, является тема «Восточные славяне и их соседи», на примете этой темы мы постараемся показать системность формирования умения заполнять контурную карту на всех этапах урока.

Тема «Восточные славяне и их соседи»

Цели:

Образовательные:

  1. Формирование представления о расселении восточных славян

  2. Формирование представлений о племенах, проживших на соседних территориях с восточными славянами в конце 1-го тыс. н. э.

Развивающие:

  1. Формирование умения заполнять контурную карту

  2. Формирование умения использовать карту при ответе

Воспитательные:

  1. Формирование ценностного отношения к истории своей страны

Оборудование: карта «Восточные славяне в конце 1-ого тыс. н. э.», контурная карта «Расселение восточных славян»

Первым из этапов формирования умения заполнять контурную карту, на примере одной темы, мы выбрали этап объяснение нового материала:

Ход урока:2. Объяснение нового материала

А) расселение Восточных славян

Краткое сообщение с использованием карты

К VIII - IX векам на территории Восточно-Европейской равнины (показать на карте территорию Восточно-Европейской равнины) насчитывалось около десяти восточнославянских племенных союзов. Каждый племенной союз включал в себя несколько родственных племен, состоящих из множества родов. Давайте сейчас откроем с вами нашу контурную карту и простым карандашом очертим границы Восточно-Европейской равнины на основе карт, предоставленных в нашем атласе.

Молодцы ребята!

Восточнославянские племенные союзы обычно формировались возле рек, а как вы думаете, почему это происходило именно так?

В действительности это так. Восточные славяне освоили обширную территорию от озера Ильмень на севере и до причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе, до среднего течения Волги на востоке (показать на карте).

По западному берегу Днепра, от Припяти на юг располагались богатые земли племенного союза полян, с центром в Киеве. Киев играл роль форпоста Руси на торговом пути «из варяг в греки». Этот водный путь пролегал по Днепру, где на восточном берегу поселился могучий союз северян с центром в Чернигове на Десне (показывать на карте).

Давайте найдем на карте эти территории и отметим их в своих контурных картах. И обозначим главный город племенного союза полян - Киев.

Молодцы!

На западном берегу Днепра, севернее полян, жили по течению и притокам Припяти многочисленные племена древлян. Их главный город назывался Искоростень (показывать на карте). К северу от древлян, поднимаясь по Днепру, селились племена союза дреговичей. Их земли связывала с Днепром река Березина, притоки которой подходили близко к притокам Западной Двины, создавая один из торговых путей в Балтийское море (показывать на карте).

А сейчас давайте с вами отметим в наших контурных картах территории расселения древлян и их главный город Искоростень и территорию расселения дреговичей.

Молодцы!

А сейчас откройте учебник на странице 33 и найдите мне ответ на вопрос, на какой территории расселялись племенные союзы кривичей, радимичей, вятичей, словен, волынян, уличей, тиверцев, дулебов и белых хорватов? Нашли?

Молодцы!

А сейчас, вы мне будете называть эти территории, и мы вместе с вами будем их заносить в наши контурные карты.








Молодцы ребята! А сейчас давайте с вами перейдем ко второму пункту нашего плана урока.



Открывают контурную карту и очерчивают границы Восточно-Европейской равнины.

В то время реки были основными торговыми путями.






Отмечают на контурной карте территорию расселения полян, северян, Киев и Чернигов.





Отмечают на карте территории расселения древлян, дреговичей и город Искоростень.



Отвечают: «да»

Отвечают и заполняют контурную карту.

Кривичи - верховья Волги, Днепра и Западной Двины. Города: Полоцк, Изборск, Смоленск.

Радимичи - находились рядом с южными кривичами, город Любеч.

Вятичи - восточнее радимичесй, в лесах по реке Оке.

Словене - район озера Ильмень, столица - Новгород.

Волыняне - западнее полян, на землях между верховьями Буга и Южного Бута, текущих к Балтийскому и Черному морю.

Уличи - южнее волынян, между Днестром и Южным Бугом.

Тиверцы - западнее уличей, между Днестром и Прутом.

Дулебы и белые хорваты селились западнее волынян.

Вторым этапом урока в формировании умения заполнять контурную карту, на примере одной темы мы выбрали этап: закрепление изученного материала:

Ход урока:Третьим этапом урока в формировании умения заполнять контурную карту, на примере одной темы, мы выбрали этап: домашнее задание:

Ход урока:Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели тему расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине. Вашим домашним заданием будет окончательно заполнить, начатую нами на уроке контурную карту, указав на ней:

  1. Путь «из Варяг в греки»

  2. Основные города всех племенных союзов

  3. Соседей восточных славян

И последним, четвертым этапом в формировании умения заполнять контурную карту, на примере одной темы мы выбрали этап: опрос. Он проводится в последующей теме, но при этом неразрывно связан именно с нашей темой «Восточные славяне и их соседи», он проводится для того, что бы проверить, насколько успешно ученики усвоили материал предыдущей темы и понять, насколько сформированы у них умения, указанные в целях предыдущего урока.

Ход урока:Здравствуйте ребята! На прошлом уроке, мы с вами изучили тему «Восточные славяне и их соседи» и прежде чем начать новую тему, мне хотелось бы проверить, то, как вы выполнили ваше домашнее задание. Вы заполнили контурную карту, как я вас просила?

Молодцы! А сейчас закройте учебники и атласы, на столе у вас должна быть открыта лишь ваша контурная карта, сейчас, каждому на парту я раздам своеобразную мозаику из карты, которую нужно не только собрать, но и заполнить до конца. Подсказываю вам, на карте присутствуют только восточнославянские племена, их соседей на карте нет, ваша задача правильно заполнить территории, соседствующие с племенами восточных славян. Всем понятно задание?



Молодцы ребята, а сейчас давайте с вами начнем изучение новой темы.


Отвечают: «да»





Отвечают: «да», получают мозаику, собирают ее и заполняют территории Аварского каганата, Хазарского каганата, Волжской Булгарии, Болгарское царство, племена балтов и Велико-Моравской державы.

Таким образом, мы можем сказать, что формирование любого картографического умения в системе просто необходимо. Для того, что бы у учащихся было постоянное закрепление тех умений, которыми они уже овладели. Для того, что бы путем усложнения заданий, направленных на формирование определенного умения, в нашем случае картографических, совершенствовать навык учащих в выполнении этих умений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом можно сказать, что в современном историческом образовании существуют различные умения, направленные на развитие определенных навыков. Процесс формирования этих умений должен быть целенаправленным и поэтапным. При этом необходим постоянный контроль педагога, при формировании любого умения. Для того, что бы достичь сформированности определенного умения преподавателю необходимо знать, каковы пути формирования того или иного умения.

Среди основных умений можно выделить картографические. Они способствуют созданию полной картины развития исторического процесса и формированию навыка локализировать исторические события в пространстве, но только в том случает, если они формируются в системе. Сложный процесс формирования картографических знаний требует от учителя качественной предметной подготовки, творческого отношения к организации работы с картой и другими видами условной наглядности.

Формирование картографических умений у учащихся является неотъемлемой частью обучения истории в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание действительности в определенный хронологический период; умение узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность; передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять обозначенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большое пространство; сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями; выделять изменения в территории; применять карту при анализе причин и следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира; сопоставлять разномасштабные карты и планы; читать карты и картосхемы.

Существует большое разнообразие исторических карт, которые могут быть использованы при изучении различных тем. Применение этих карт - залог более глубокого и основательного усвоения учащимися исторических знаний.

Чтобы научиться читать историческую карту, необходимо проделать огромную работу, направленную на усвоение учащимися понимания того, что без карты невозможно не только осознать, но и проанализировать ход исторических событий. Поэтому очень важно умение пользоваться исторической картой при изучении всех событий и явлений истории.

Огромное значение имеет правильная работа с контурной картой, так как контурная карта не только способствует формированию пространственных представлений учеников, но и развивает навыки работы с исторической картой.

Одной из наших задач было проанализировать УМКД истории России 6 класса на формирование картографических умений, выполнив это можно сделать вывод, что Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования и некоторые учебники по Истории России для 6 класса ориентированы по формирование картографических умений. ФГОС основного общего образования косвенно подводит нас к необходимости формирования картографических умений, а школьные учебники, включают в себя, карты различных видов, а так же задания, которые приведены в системе, что способствует формированию картографических умений у учащихся. Конечно, у современного УМК есть свои минусы, которые приходится компенсировать упорством преподавателей, которые им пользуются путем постановки собственного комплекса заданий направленных на формирование картографических умений. В курсовой работе предлагаются примеры формирования картографических умений в 6 классе. Так в теме «Методические пути формирования у школьников картографических умений на уроках истории в 6 классе» показано формирование умения заполнять контурную карту на различных этапах урока.







СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. М. 1984 г.

  2. Алексашкина Л. Н., Ворожейкина Н. И. Использование познавательного потенциала исторической карты при изучении школьниками истории. // ПИОШ, 2011, №9.

  3. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. - М.: Просвещение, 1982

  4. Баранов П. А., Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. и др. «История России : 6 класс» М.: Вентана-Граф, 2013 г.

  5. Вагин А.А. Методика обучения истории. - М., 1972

  6. Вагин А.А. Схематические планы и карты на уроках истории. // ПИШ, 1946. №4.

  7. Ворожейкина Н.И. Формирование пространственных представлений учащихся в основной школе. // ПИОШ, 2004, №9.

  8. Вяземский Е. Е. «Теория и методика преподавания истории». М. 2003 г.

  9. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.М. Историческое образование в современной России. - М.: Просвещение, 1997

  10. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе. - М., 1985.

  11. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе М., 1988 г.

  12. Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» М.: Просвещение 2012 г.

  13. Ежова С. А., Лебедева И. М., Дружкова А. В. «Методика преподавания истории в средней школе» М. 1986 г.

  14. Запорожец Н. И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (5 - 8 кл.). - М.: Просвещение, 1992

  15. Запорожец Н. И. Развитие умений учащихся ПШИ 1981 г. №4

  16. Из зарубежного опыта. В. Фатке. Работа с картой. // ПИШ, 1992. №3-4.

  17. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории.- М.:ВЛАДОС, 2000

  18. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практическое пособие для учителей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

  19. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения ис­тории в схемах, таблицах, описаниях. - М.: Владос, 1999.

  20. Лернер И. Я. «Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории». М. 1982 г.

  21. Лошкарева Н. А. «Развитие общих учебных умений и навыков школьников» Преподавание истории в школе. 1985 г. №1

  22. Мурзаев В.С. Рисунки на классной доске в преподавании истории. - М., 1946.

  23. Никифоров Д.Н. Доска и мел на уроках истории. // ПИШ, 1946. №2.

  24. Стражев А.И. Локальность в изучении истории. Работа с исторической картой в классе и дома. // ПИШ, 1946, №2.

  25. Студеникин М. Т. «Методика преподавания истории в школе» М. 2004 г.

  26. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] Минобрнауки. РФ: // Режим доступа URL минобрнауки.рф/документы/938

  27. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2007


40



© 2010-2022