- Преподавателю
- История
- Рабочая программа Внеурочная деятельность
Рабочая программа Внеурочная деятельность
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Валеева Р.Ф. |
Дата | 14.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1 села Кушнаренково
муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан
«РАССМОТРЕНО»
на заседании ШМО классных руководителей
Протокол №__ от «__» _________ 2016 г.
__________ З.З. Ахметшина
«СОГЛАСОВАНО»
зам. директора по УВР
_________ З.З. Валеев
«___» ___________ 2016 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ №1
с.Кушнаренково
____________ Р.Р. Идрисов
Приказ № 74 от 30.08. 2016 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юный патриот»
(проектно - исследовательское направление)
для 5 - 6 классов
на 2016-2018 учебный год
Составила: Валеева Регина Фидатовна
с. Кушнаренково, 2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Юный патриот» разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
*Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
*Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 (ред. от 17.01.2013) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»
*Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189.
*Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
* Учебный план МБОУ СОШ №1 села Кушнаренково Муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год (Приказ МБОУ СОШ № 1 с. Кушнаренково МР Кушнаренковский район РБ от 21.08.2015г. № 91);
* Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов МБОУ СОШ №1
с. Кушнаренково МР Кушнаренковский район РБ (приказ № 68 от 27.08.2014г).
Цель рабочей программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории страны).
Задачи: обучающие - способствовать развитию познавательного интереса к истории страны, родного края, историческому прошлому народа;
воспитательные- способствовать формированию общественной активности личности и гражданской позиции;
развивающие - содействовать развитию самостоятельности, ответственности, потребности в саморазвитии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Рабочая программа «Юный патриот» относится к духовно-нравственному направлению и нацелена на необходимость воспитания у учащихся ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике РФ, Республики Башкортсотан, законам РФ, РБ, старшему поколению, к природе. Рабочая программа «Юный патриот» относится к тематическим программам и основывается на принципах: последовательности, гуманизации, системности, культуросообразности.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе государственной комплексно-целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2021 годы».
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Рабочая программа «Юный патриот» рассчитана на учащихся 5-6 классов. На реализацию программы отводится 68 часов (34 часа в 5 классе, 34 часа в 6 классе) из расчёта 1 час в неделю.
Формы занятий: беседа, кинолекторий, экскурсия, встречи с интересными людьми, практическая работа.
Виды деятельности: познавательная, поисковая, конструктивная.
Формы подведения итогов - результаты опроса участников образовательных отношений, участие в выставках, конкурсах.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Личностные УУД:
-
социализация личности;
-
формирование понятия о национальной истории и представления о вкладе своего народа
в мировую историю и культуру;
-
развитие творческого потенциала ученика;
-
воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений;
-
воспитание интереса к творческой деятельности;
-
формирование гражданского отношения к Отечеству;
-
бережное отношение к духовным ценностям;
-
активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации
Метапредметные УУД:
-
освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности;
-
формирование умения планировать, контролировать в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
-
развитие способности осознанно строить речевое высказывание;
-
формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию;
-
воспитание умения и готовности вести диалог, излагать свое мнение, отношение; 6. овладение способами ведения коллективной творческой работы; умения договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный контроль.
Предметные УУД:
-
сформированность краеведческих знаний;
-
сформированность интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине, знание своих корней; 3. развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Рабочая программа рассчитана на два года обучения. Первый год обучения 5класс.
Первый раздел «Моя семья - моя Россия». Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера, работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, изучение значения твоего рода в истории страны.
Второй раздел «Россия - наша Родина». Содержание программного материала: символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.
Второй год обучения
6класс
Первый раздел «Мой край родной» Содержание программного материала:
Символы Саратовской области, культурное наследие родного края, народы, их нравы и традиции.
Второй раздел «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить». Содержание программного материала: Вов в судьбах наших земляков, встречи с тружениками тыла и детьми войны, памятники героям.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
разделов и тем
Характеристик а
основных видов деятельности учащихся
Количество часов
Форма
проведения
Форма контроля
Всего
Теория
Практика
5 класс
1 раздел «Моя семья - моя Россия»
1.Наследие в школьном музее
1
1
экскурсия
2.Что такое семья, род?
Объяснение основных понятий
3
1
2
беседа
сочинение
3.Профессии в моей родословной.
Наш семейный альбом.
Беседа о профессиях в семье и составление семейного альбома
3
1
2
беседа
4.Как составить родословную.
Составление родословной
4
1
3
урок- практикум
Взаимопро -верка
5.Реликвия в моей семье.
Объяснение понятия слова «реликвия», беседа о семейных реликвиях
2
1
1
фотовыста вка
6.Вклад моей семьи в летопись победы.
Защита своего проекта
5
1
4
исследоват. деятельнос
ть
написание исследо- вательской работы
7.Медаль в моем доме.
Защита своего проекта
3
1
2
конкурс- сочинений
написание исследо- вательской работы
8.Знакомство с музем
4
4
экскурсия
Всего: 25ч.
25
7
16
2 раздел «Россия - наша Родина»
1.Государственные символы России.
Знакомство с историей гимна, герба и флага России
3
1
2
презентаци
я
2.Государственные праздники
Знакомство с праздниками России
2
1
1
час общения
сообщения
3.Народный календарь.
2
1
1
сообщения
составле ние презента ции
4.Красота родной природы.
2
1
1
презентаци
я
рисунки на конкурс
Всего:9 часо
9
4
5
Итого:34 часа
34
11
21
6 класс
-
раздел
Мой край родной»
1.Культурное наследие родного края
рассказ о поэтах и писателях Саратовского края, чтение стихов.
4
1
3
сообщения
2.Этнография родного края.
2
1
презентаци
я
3.Народы, населяющие Саратовскую область
знакомство с разнообразием народов Саратовской области
3
1
2
Составлени е альбома
4. Альбом «Знай и люби свой город».
составление альбома
3
1
2
рисунки, сочинения, мини- доклады
викторина
5. «Юный экскурсовод»
подготовка текстов для проведения экскурсии
4
1
3
подготовка экскурсово дов, проведение экскурсий
2 раздел
«Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»
1. «Улица
Героя»
знакомство с героями
с.Брыковка, в честь кого названы улицы города
5
1
4
цикл краеведчес ких часов.
2.Героиземляки.
5
1
4
устный журнал
3Знакомсто с биографией ветераном
Великой Отечественной войны
беседа о ветеранах Вов и их судьбах
2
1
1
Мини сочинение
4. Великая
знакомство с
2
1
1
сообщения
Отечественная война в истории моего села
историческими фактами
5.Памятники села
презентации
3
1
2
Рисунки, поделки
6.Конкурс чтецов «Дороги войны - дороги
Победы».
чтение стихотворений
1
1
конкурс
Итого по разделу: 34
34
9
25
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
год обучения
Учащиеся должны знать:
-историю своего рода, своей семьи историю своего рода, своей семьи;
-историю семейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-историю государственных символов России;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды. Учащиеся должны уметь:
-составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;
-хранить семейные реликвии;
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины; -умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.
год обучения
Учащиеся должны знать:
-символику Саратовской области
-
историю Малой Родины и родного края;
-историю религий народов исконно проживающих на территории Саратовской области;
-имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
Учащиеся должны уметь:
-
рассказать о символике кемеровской области;
-оформить тематический альбом;
-рассказать о родном городе, и его истории и достопримечательностях.
С целью контроля эффективности рабочей программы «Юный патриот» организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 1 раз в полгода. Формы и средства контроля:
-
диагностика личностного роста по методике П.В.Степановой;
-
диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой;
-
педагогическое наблюдение;
-
портфолио достижений (положение о портфолио);
-
участие в социально-значимых акциях, конкурсах;
-
анкетирование учащихся; - выполнение проектов; - оформление альбомов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список литературы для учителя:
-
Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. - 2009. - №17. - 9 - 13с.
-
И. Бондаренко И.И., Музейно-краеведческая работа средней школы как средство формирования творческих способностей учащихся [Текст]: М., 1970.
-
Казарин В.В., Анучина Е.А., Дубовицкая Ю.В., Гражданское и патриотическое воспитание школьников [Текст]: // Журн. Справочник классного руководителя, №4 - 2007
-
Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К. Антошин. М.: Айрис - пресс, 2003.