- Преподавателю
- История
- Технологическая карта Города Эллады подчиняются Македонии
Технологическая карта Города Эллады подчиняются Македонии
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Евсейчик Н.П. |
Дата | 04.07.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока истории в 5 классе
Тема
Города Эллады подчиняются Македонии
Цели
Объяснение причин упадка Греции и подчинение её Македонии. Сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа.
Формирование восприятия и осознания темы урока, мотивации к учебно-познавательной деятельности.
Формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, активную гражданскую позицию (на примере греков - патриотов)
Развивать умение работать с картой, с историческими источниками, документами, работать с текстом, выделять главное и проводить сравнительный анализ.
Задачи
Образовательные: Познакомить учащихся с возвышением Македонии. Подвести учащихся к пониманию причин упадка Греции и подчинению её Македонскому царству.
Развивающие: способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, картами, иллюстрациями, умений сравнивать, анализировать, аргументированно доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, умения различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки, воспитать чувство уважения, сострадания.
УУД
-
ЛичностныеУУД: понимание жизненной необходимости научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой.
-
Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники уметь различать способ и результат действия.
-
Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться
-
Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности.
Планируемые результаты
(предметные)
-
углубление знаний учащихся по истории Древней Греции;
-
Знание причин возвышения Македонии;
-
Знание причин упадка Греции и подчинение её Македонии
Основные понятия
Патриотизм, междоусобные войны, Македония, фаланга, монархия, царь Филипп, Демосфен, Исократ, Аристотель, Александр, Филиппики. Пелопоннеская война - серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой в 431-404гг. до н.э. И 338Г до н.э. - битва при Херонее.
Ресурсы
карта «Древняя Греция», карта «Поход Александра Македонского на Восток», учебник «История Древнего мира» для 5 класса А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой. - М.Просвещение, 2014, презентация; проектор; первоисточники: Плутарх «Сравнительные жизнеописания», задания, иллюстративный материал.
Тип урока.
Формы урока / методы
Тип урока: комбинированный.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический
Технология / приёмы
Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Работа с исторической картой.
Приёмы: «Мозговой штурм», решение кроссворда.
Ход урока
Этап (элемент)
урока
Методичес-кий приём
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Текущий контроль
Орг. Момент (самоопределение к деятельности)
Психологическая настроен-ность.
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок
Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Наблюдение учителя
Актуали-зация опорных знаний по теме: «Афинс-кая демокра-тия при Перикле».
Приём «Мозговой штурм»
Сформиро-ванность необходи-мых знаний
«Синквейн»
Подводит к проверке ранее изученных понятий.
Вопросы учителя:
Вспомним изученный материал.
- Что изучали на прошлом уроке?
Работа с понятиями предыдущего урока: Демократия, гражданин, народное собрание, стратег, тайное голосование, оратор Слайд № 1
-О ком древнегреческий поэт сказал следующие слова?
Он город любой мог связать иль оставить свободным,
И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить.
В руках его все: и союзы, и власть, и богатство.
Слайд № 2
Предлагает зачитать синквейны о Перикле
- Перечислить главные заслуги Перикла?
Учитель подводит учащихся к выводу предыдущего урока
Предполагаемые ответы учащихся:
Афинская демократия при Перикле. Власть народа. Свободный афинянин у кого мать и отец были гражданами. Орган управления. И т.д.
Выступления учеников
Стратег. Руководил войском и флотом, ведал отношениями с другими государствами. Провёл реформы и др.
Вывод: демократия при Перикле в Афинах достигла своего расцвета.
Подводит к проверке ранее изученных понятий.
Наблюдение учителя
Умение составлять синквейн Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Введение нового знания.
Приём «Мозговой штурм»
Аргументирует цели и задачи урока, определяет объем изучаемого материала.
- Мы с вами на прошлых уроках говорили о том, что Греция достигла своего расцвета. Город Афины привлекал многих людей, которые не только здесь жили, но и приезжали по делам. Но этот расцвет был недолгим. Ещё при жизни Перикла начались междоусобные войны. Главным соперником Афин была Спарта.
Краткий рассказ учителя о Пелопонесской войне (431-404 г. до н.э.)
Вопрос:
- К каким последствия приводит война?
Учитель продолжает свой рассказ.
А в это время на севере Греции происходит возвышение государства Македония. Она превратилась в сильное государство, и подчинило себе все города Греции.
Вопрос:
- Ребята, что бы вы хотели узнать на нашем уроке?
Направляет и помогает учащимся в формулировке вопросов.
Осознают поставленную задачу.
Готовы к активному усвоению знаний.
Словарная работа в тетради.
Пелопоннеская война - серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой в 431-404гг. до н.э.
Предполагаемые ответы учащихся:
1.Упадок хозяйства
2.Разорение крестьян и ремесленников
3.Обострение борьбы внутри гражданского общества
Предполагаемые ответы учащихся:
Кто управлял Македонией в это время? Почему она превратилась в сильное государство? Почему греки подчинились этому государству
Наблюдение учителя
Работа в тетради.
Запись темы и плана урока.
Запись в тетради последствий Пелопоннес-кой войны. Слайд № 3
1.Причины возвышения Македонии.
2. Причины подчинения Греции Македонии.
Воспроизведение нового знания.
-
Мотивация интереса к изучаемой теме.
-
Активизация познавательной деятельности.
-
Рассказ учителя о Македонии и царе Филиппе
Слайд № 4,5
- в середине 4 в. до н.э. во главе Македонского государства, маленькой небольшой страны, располагающейся на Балканском полуострове, встал мудрый и энергичный царь Филипп…..
Учитель предлагает познакомиться с п. 1 параграфа 41 и ответить на вопрос:
- Чем македонская армия отличалась от греческой?
- Сделайте вывод о македонском войске.
Слайд № 6,7
Сделайте вывод о македонском войске и ответьте на вопрос:
Причина поражения греков и их подчинение Филиппу второму кроется только ли в сильном и многочисленном войске македонян?
Работа по карте. Найти Македонию.
Учащиеся начинают заносить в тетрадь ответы на вопросы: Кто? Когда? Где? Кем был? Что сделал?
Филипп II, середина 4 в. до н.э., Македония, царь, объединил страну, провёл реформы, переустроил армию.
Работа в тетради.
Отличия македонского войска от греческого.
Предполагаемые ответы:
1.Греческая фаланга меньше, чем македонская.
2.Копья греков имели длину 2 метра, а у македонцев они были разной длины.
3. Греческая конница была легче и незначительней, чем конница македонцев.
Словарная работа в тетради.
Македония - маленькая горная страна на севере Балканского полуострова.
Работа учащихся с учебником. Ответы учащихся.
Помогать делать выводы, сравнивать.
Первич-ное закрепле-ние.
Закрепление изучен-ного материа-ла
Домаш-нее задание
Умение обобщать и делать выводы.
Учитель подводит итог по высказываниям учеников.
Вопросы:
- Вспомним, о чём вы хотели узнать на уроке?
- Главные вопросы, на которые мы должны были ответить?
- Вспомним начало урока. А что в это время представляла из себя Греция?
Работа на доске.
Промакедонская партия Исократа и сравнить с антимакедонской партией Демосфена.
Учитель подводит итог урока.
Мы познакомились сегодня только с причинами возвышения Македонии и упадка Греции
Предлагает дома самостоятельно прочитать о том, как Македония завоёвывала Грецию. О противниках Македонии (Демосфене) и её сторонниках (Исократ).
Работа по карте.
Найти на карте г. Херонеи.
Выставляются оценки обучающимся за проделанную работу на уроке.
Параграф 41, вопросы.
Рассказ о приходе к власти Александра. Слайд № 8 Задание ученику сделать сообщение об Александре Македонском.
Назовите главную причину ослабления Греции, которая привела к ее завоеванию?
Почему после поражения греков при г. Херонеи Филипп не стал отбирать имущество богатых граждан?
Ученики заполняют схему
В голове: Причины возвышения Македонии?
Скелет:
верхняя линия (причины возвышения Македонии) - Филипп II, объединённая страна, реформы, сильная армия и флот
нижняя линия (причины упадка Греции) - пелопонесские войны, упадок хозяйства, разорение крестьян и ремесленников, слабые государства
В хвосте делают вывод:
Покорение Греции, потеря ею независимости.
В тетради.
«Выше всего на свете независимость и свобода родного города» Демосфен.
Битва при Херонеи решила судьбу Греции:
1)афинской демократии пришел конец;
2)имущество у богатых граждан не отбиралось;
-
союз о «вечном мире и союзе» между греческими государствами и Македонией;
-
македонский царь провозглашен верховным главнокомандующим объединенными военными силами.
-
Греция потеряла надолго свою независимость.
Ответы учащихся
В тетради записать даты битвы при г. Херонеи.
Запись домашнего задания
п.42 пересказ и приход к власти Александра.
Список использованной литературы и источников.
-
Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе, журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», М., Школьная Пресса, № 9, 2012г
-
Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2012.
-
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно - методическое-пособие. - М., 2013
-
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: практическое пособие. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014.
-
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М., 2014.
-
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2012.
-
Палат Е.С. Новые информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М., 2013
-
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ «Школа 2012…» 2012г.
-
Попова Л.В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории: методическое пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2013. - 45 с.
-
Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении, журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». М., Школьная Пресса, №3, 2012 г.
-
Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013
-
Столбунова С.В.Развитие критического мышления. Апробация технологии. rus.1September.ru/article.php?ID=200302802