• Преподавателю
  • История
  • Практические задания по формированию метапредметных учебных действий на уроках истории в 5 классе

Практические задания по формированию метапредметных учебных действий на уроках истории в 5 классе

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках истории

На мой взгляд, у учителя истории имеются безграничные возможности по формированию метапредметных универсальных учебных действий у школьников. Здесь важно понимать, что метапредметные УУД - это не взаимосвязь отдельных предметов, а это те универсальные действия, овладев которыми, ребенок сможет легко применять их на любом уроке. Рассмотрим возможности формирования метапредметных УУД на конкретных примерах.

Я часто использую на своих уроках прием «найди ошибку».

«Однажды во время археологических раскопок в Египте, ученые обнаружили папирус, а котором был написан следующий текст: «Я вельможа, верный раб фараона. Однажды я был послан в далекое государство Двуречье. Многое поразило меня в этой стране: там протекает всего две реки, удивительно, у нас в Египте множество рек, все и не сосчитать. Я долго гулял по окрестностям, полям, лесам, вечером уставший лег спать и быстро уснул. Утром меня разбудил шум на улице, я оделся и вышел. Оказывается начался разлив Тигра и Евфрата, но шумеры не боялись этих разливов, так как жили в больших каменных домах. Поля были залиты водой, крестьяне не могли работать, поэтому они семьями отправились в лес. Мужчины на охоту, женщины и дети собирать грибы и ягоды. Я еще целый день провел в этой удивительной стране, а вечером отправился домой. Мне предстоял долгий путь в Египет. На память об этом путешествии я привез несколько свитков папируса, на одном из них и пишу это письмо».

Дети очень любят этот вид работы, так как он дает им возможность выступить в качестве экспертов, почувствовать себя умнее учителя или автора текста. Работая с текстом устно, мы формируем коммуникативные учебные действия, если детям предложить самостоятельно поработать с текстом, а затем проверить результаты с помощью самоконтроля или взаимоконтроля, то учитель формирует уже регулятивные учебные действия.

Также я использую работу с текстом, в котором нужно вставить пропущенные слова в предложения.

В Двуречье протекают две реки: Е_ _ _ _ т и Т _ _ р. Страна, лежащая между Евфратом и Тигром, называется Д_ _ _ _ _ _ _ е или М _ _ _ _ _ _ _ _ _ я. Царь города Урук был любимым героем сказаний. Его звали Г _ _ _ _ _ _ _ ш. Письмо, возникшее в древности в Южном Двуречье, называется к _ _ _ _ _ _ _ ь. Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и. Он правил с __________ по ________ год до н.э.

Вавилон был крупным городом Южного _ _ _ _ _ _ _ _, он располагался в _ _ _ _ _ _ _ _ _,

на пересечении _ _ _ _ _ _ _ путей. Его возвышение произошло в правление царя

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , известно тем, что он впервые создал сборник единых _ _ _ _ _ _ _.

( Месопотамия, Двуречье, Хаммурапи, торговых, законов).

Здесь также можно выбирать варианты работы в зависимости от поставленных целей:

- проверка домашнего задания

- создание проблемной ситуации на уроке, если добавить предложения, в которые учащиеся не смогут вставить пропущенные слова, т. к. еще не изучали этих понятий

- рефлексии в конце урока

- сложность задания можно варьировать в зависимости от уровня подготовки учащихся, оставлять пробелы, предлагать первую и последнюю букву в слове, в скобках указывать готовые термины.

При изучении новой темы, мы часто с детьми играем в «историков», пытаемся без помощи учебника как можно больше узнать, анализируя исторические документы,

песни, легенды, мифы.

Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу.

Слава тебе Нил приходящий,

Чтобы оживить Египет!

Орошающий землю,

Владыка рыб и птиц, творец зерна

И травы и скота.

Если он медлит, жизнь замирает

И люди гибнут.

Когда же он приходит, земля

Ликует и все живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему

и богатства обретают по его воле.

Вопросы к документу:

- Что особо почитали египтяне?

- Что такое Нил?

- Почему они почитали солнце и реку?

- Назовите главное занятие египтян?

- Можем ли мы сказать, что земледелие было главным источником существования египтян?

Далее проверяем наши догадки с помощью текста учебника. Таким образом формируем сразу все метапредметные УУД.

Для анализа можно использовать и исторически достоверные публицистические произведения:

Представьте себе, на берегу пристали финикийские купцы и разложили свои товары. Вот великолепные пурпурные ткани, стеклянные бусы и флакончики с благовониями, вот изделия из золота, янтаря и слоновой кости. Вокруг собралась толпа: кто покупает, а кто просто рассматривает красивые и диковинные товары. И ребятишек тут много. "Ах, какие славные мальчики! - говорит купец, обращаясь к двум приятелям.- Вот вам по лепешке на меду. Вы оба мне нравитесь, вы так похожи на моих сыновей. Я подарю вам свой пояс… - Купец делает вид, что снимает с себя пояс.- Впрочем, нет, на корабле у меня есть кое-что еще: хотите получить по маленькому кинжалу?" Мальчики охотно идут с финикийцем на корабль. Остальные купцы мгновенно собирают свои товары, поднимают якорь и корабль отплывает. Матери в ужасе бегают по берегу, кричат, рвут на себе волосы. Но никогда они не увидят больше своих сыновей.

Вопросы к рассказу:

- Как вы думаете, что стало с мальчиками?

- Назовите основные занятия финикийцев.

- Какие ремесла были развиты в Финикии?

- Как вы думаете, куда прибыли финикийские купцы со своими товарами?

-Для чего Финикии нужны были колонии?

Эту тему мы изучили только с помощью данного текста и карты. Определили местоположение Финикии, выяснили, как географическое положение отразилось на занятиях финикийцев.

Также большую роль на уроке я отдаю работе с терминами. Чтобы эта работа не была рутинной, использую разнообразные приемы.

Разгадайте путаницу:

виалфат

нилокоя

рехомовостд

рупурп

вотстрапи

лоскет

Варианты работы:

- Дано определение, учащиеся расшифровывают правильный ответ.

- Учащиеся расшифровывают термин и дают самостоятельно определение.

- При работе с терминами, также можно использовать филворды и кроссворды. Причем, когда дети самостоятельно составляют кроссворд, они учатся грамотно задавать вопросы.

Таким образом формирование метапредметных универсальных учебных действий происходит на уроке легко и занимательно. А дети овладевают необходимыми навыками и умениями, с помощью которых они легко освоят любой школьный предмет.






© 2010-2022