- Преподавателю
- История
- Методическая разработка урока по истории России 8 класс Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам
Методическая разработка урока по истории России 8 класс Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Горячева С.Р. |
Дата | 20.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ИСТОРИЯ РОССИИ. 7 КЛАСС.
СОЦИАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.
ОППОЗИЦИЯ РЕФОРМАМ.
ЦЕЛИ:
-
Показать повышенную внутреннюю нестабильность в стране в период царствования Петра I;
-
Охарактеризовать главные причины народных волнений в начале XVIIIв;
-
Продолжить развивать умения сравнивать исторические события
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся научатся:
-
Определять причины народных волнений первой четверти XVIII в;
-
Объяснять понятия работные люди, отходники, казачество;
-
Работать в группе;
-
Объяснять изученные положения на конкретных примерах;
-
Доказывать свою точку зрения, выступать публично;
-
Осмысливать теоретический материал;
-
Решать познавательные и проблемные задания.
ОТНОШЕНИЯ, ЦЕННОСТИ, ВНУТРЕННИЕ УСТАНОВКИ:
-
Дать оценку внутриполитической деятельности Петра I ;
-
Выразить свое отношение к преобразовательной деятельности императора.
ТИП УРОКА: комбинированный урок..
ХОД УРОКА.
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания.
Работа с терминами. Учащимся раздаются варианты заданий, на выполнение которых дается 5-7 минут. После выполнения учащиеся обмениваются выполненными заданиями и проводят взаимопроверку.
1 вариант.
Оброк- _____________________________________________________________________
Мануфактура-_______________________________________________________________
Политика протекционизма- ____________________________________________________
____________________________________________________________________________
Крепостная мануфактура- ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2 вариант
Барщина -___________________________________________________________________
Самодержавие - ______________________________________________________________
Политика меркантилизма- ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Посессионные крестьяне- _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
-
Мотивационно-целевой этап.
Северная война тяжелым бременем легла на плечи большинства населения России. Создание регулярной армии, развитие мануфактурного производства и многое другое явилось причинами народных выступлений.
Как они проходили, к чему привели? Поговорим об этом на нашем уроке.
Тема урока «Социальные движения первой четверти XVIII в»
ПЛАН УРОКА.
-
Причины народных волнений.
-
Астраханское восстание.
-
Восстание под руководством Кондратия Булавина.
-
Башкирское восстание.
-
Дело царевича Алексея.
-
Значение народных выступлений.
Работа на уроке потребует от вас решения многих вопросов. Предположите, о чем мы с вами будем говорить. (Высказывания учащихся)
-
Введение в новый материал.
На протяжении всего правления царя-реформатора имели место выступления различных слоев населения против власти.
- Изложите проблемы социально-экономического развития России первой четверти XVIII в.. Решались ли они властями? (Ответы учащихся)
- Вспомните и приведите примеры социального протеста «бунташного» XVII в? (Соляной бунт, Медный бунт, восстание Степана Разина)
Проблемное задание: В чем отличие социальных выступлений периода правления Петра I и социального протеста «Бунташного» века?
-
Работа по теме урока.
-
Причины народных волнений.
Несмотря на то, что в экономике страны были достигнуты определенные успехи, положение народа резко ухудшилось. Это вызывало недовольство и протест.
Давайте попробуем предположить, что явилось основными причинами социальных выступлений в период правления Петра Первого.
(Учащиеся высказывают свои предположения, учитель записывает на доске)
-
Рекрутские наборы;
-
Привлечение огромного количества людей на строительство Санкт-Петербурга;
-
Приписка крестьян к заводам;
-
Тяжелое налоговое бремя;
-
Гонения на старообрядцев
А теперь давайте проверим, насколько правильными были ваши предположения.
Работа с текстом учебника. Учащиеся самостоятельно читают текст п.1 § 9 с.57 и проверяют, были ли верными их предположения.
Физминутка.
Учитель. Мы с вами уже хорошо, плодотворно поработали, немного устали, поэтому сейчас мы с вами не только будем заниматься физкультурой, но и узнаем немного о самом Петре Великом, о мерах длины периода его правления.
Учащиеся встают.
Учитель. Рост Петра I 204 см. Поднимите руки и покажите рост императора.
Учитель. Несмотря на огромный рост царя, нога у него была совсем небольшая - 38 размер.
Учащиеся наклоняются и достают руками до своей обуви.
Учитель. Иногда, для того, чтобы подчеркнуть могучую фигуру человека, применяют выражение «косая сажень в плечах» - это расстояние от кончиков пальцев руки до пальцев противоположной ноги.
Учащиеся поочередно показывают это расстояние.
Учитель. Еще одной мерой длины был локоть.
Учащиеся складывают руки локоть к локтю.
Учитель. Петр - отец русского флота. А как себя ведут моряки, когда вглядываются вдаль, чтобы увидеть наконец долгожданную землю?
Учащиеся прикладывают ладонь ко лбу и «вглядываются» вдаль.
Учитель. Надеюсь, что вы там увидели свое счастливое будущее. Поэтому мы с вами сейчас сядем на наши места и продолжим работу, чтобы к этому счастливому будущему смогли благополучно прийти.
2. Астраханское восстание.
3. Восстание под руководством К.А.Булавина.
4. Башкирское восстание.
Работа в группах.
Первая группа. Учащиеся работают с п.2 § 9 «Астраханское восстание», определяют участников, причины, повод, записывают основные события восстания и его итоги.
Вторая группа. Учащиеся работают с п.3 §9 «Восстание под руководством К.А.Булавина», определяют участников, причины, повод, записывают основные события восстания и его итоги.
Третья группа. Учащиеся работают с п.4 § 9 «Башкирское восстание» определяют участников, причины, повод, записывают основные события восстания и его итоги.
(Учащиеся представляют результаты своей работы)
Работа с картой. Используя карту, определите, какое из трех восстаний охватило наибольшую территорию.
(Проверка выполнения задания)
5. Дело царевича Алексея.
- Как вы считаете, только ли казаки, простые люди выражали недовольство проводимыми царем преобразованиями?
Преобразования Петра вызвали неприятие у старой, патриархальной аристократии.
В 1718 году возник орган политического сыска- Тайная канцелярия. Она была организована по специальному поводу, для суда над старшим сыном Петра - царевичем Алексеем.
Всем недовольным нужен был лидер. Раньше таким лидером была Софья, а теперь сын Петра I Алексей. Почему он? Он был воспитан в традициях патриархальной России.
Работа с текстом. Прочитайте о деле царевича Алексея и ответьте на вопрос:
- В чем вы видите истоки конфликта отца и сына?
Дополнительный материал.
До 1715 года особых требований со стороны Петра I к сыну не было. Но 27.10.1715 г Алексей хоронил жену и вдруг получил письмо от отца, в котором Петр упрекал сына в лени, в отсутствии интереса к государственным делам, в нежелании трудиться на благо России и ставил перед Алексеем вопрос: либо он берется за дело с отцом, либо отказывается от престола.
Как же отвечает Алексей? Он написал отцу, что не желает царствовать, а хочет уйти в монахи. Петр I предоставил сыну 6 месяцев на размышление. Ответ надо было прислать в Копенгаген, куда Петр I собирался отправиться. Алексей выехал из Петербурга, но поехал не к отцу, а в Вену. Из Вены был тайно (секретно) отправлен в горную крепость в Тироле- Эренбург. Почему? Царевич просто испугался и решил спастись за границей.
Царские посланники П.А.Толстой и А.И.Румянцев узнали местонахождение царевича Алексея и убедили его вернуться в Россию. Царевича и его соратников отдали под следствие, так как Петру I дело было представлено как заговор и измену. Алексей подвергся допросам, пыткам, в них непосредственно принимал участие и сам Петр I. Царевич Алексей не смог выдержать пыток и сознался в измене. 24 июля 1718 года Сенат вынес приговор- смертная казнь. 26 июля 1718 года царевич Алексей, сломленный физически и нравственно, умер в камере Петропавловкой крепости. Но была ли его смерть насильственной или естественной, осталось неизвестной.
6. Значение народных выступлений.
Работа в парах.
- Определите особенности проявления социального протеста в России в начале XVIII в.
- Какие слои населения участвовали в народных движениях в XVIII в?
- Чем вы можете объяснить выступления представителей самых разных сословий против реформ Петра?
- C чем они были не согласны?
Ответы запишите в тетрадь.
Работа в группах. Учащиеся объединяются в группы по 4 человека (сидящие рядом), совместно анализируют ответы на вопросы
-
Подведение итогов урока.
Вспомните проблемный вопрос, поставленный в начале нашего урока. В чем отличие социальных выступлений периода правления Петра I и социального протеста «Бунташного» века?
(Ответы учащихся)
Все народные выступления в первой четверти XVIII в. были естественным ответом русского народа на усиление давления со стороны государство, связанного с реформами, проводимыми в стране. Народные движения начала XVIIIв. послужили одной из причин перестройки государственного аппарата и усиления самодержавной власти.
-
Домашнее задание. § 9, выучить, ответить на вопросы, заполнить таблицу.
Народные восстания при Петре I.
Ф.И._______________________________ класс ______
1 вариант.
Оброк- _____________________________________________________________________
Мануфактура-_______________________________________________________________
Политика протекционизма- ____________________________________________________
____________________________________________________________________________
Крепостная мануфактура- ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ф.И._________________________________ класс______
2 вариант
Барщина -___________________________________________________________________
Самодержавие - ______________________________________________________________
Политика меркантилизма- ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Посессионные крестьяне- _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ф.И._______________________________ класс ______
1 вариант.
Оброк- _____________________________________________________________________
Мануфактура-_______________________________________________________________
Политика протекционизма- ____________________________________________________
____________________________________________________________________________
Крепостная мануфактура- ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ф.И._________________________________ класс______
2 вариант
Барщина -___________________________________________________________________
Самодержавие - ______________________________________________________________
Политика меркантилизма- ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Посессионные крестьяне- _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ИСТОРИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС.
СОЦИАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.
ОППОЗИЦИЯ РЕФОРМАМ.
Задание. Прочитайте о деле царевича Алексея и ответьте на вопрос: В чем вы видите истоки конфликта отца и сына?
Дополнительный материал.
До 1715 года особых требований со стороны Петра I к сыну не было. Но 27.10.1715 г Алексей хоронил жену и вдруг получил письмо от отца, в котором Петр упрекал сына в лени, в отсутствии интереса к государственным делам, в нежелании трудиться на благо России и ставил перед Алексеем вопрос: либо он берется за дело с отцом, либо отказывается от престола.
Как же отвечает Алексей? Он написал отцу, что не желает царствовать, а хочет уйти в монахи. Петр I предоставил сыну 6 месяцев на размышление. Ответ надо было прислать в Копенгаген, куда Петр I собирался отправиться. Алексей выехал из Петербурга, но поехал не к отцу, а в Вену. Из Вены был тайно (секретно) отправлен в горную крепость в Тироле- Эренбург. Почему? Царевич просто испугался и решил спастись за границей.
Царские посланники П.А.Толстой и А.И.Румянцев узнали местонахождение царевича Алексея и убедили его вернуться в Россию. Царевича и его соратников отдали под следствие, так как Петру I дело было представлено как заговор и измену. Алексей подвергся допросам, пыткам, в них непосредственно принимал участие и сам Петр I. Царевич Алексей не смог выдержать пыток и сознался в измене. 24 июля 1718 года Сенат вынес приговор- смертная казнь. 26 июля 1718 года царевич Алексей, сломленный физически и нравственно, умер в камере Петропавловкой крепости. Но была ли его смерть насильственной или естественной, осталось неизвестной.
Работа в парах.
- Определите особенности проявления социального протеста в России в начале XVIII в.
- Какие слои населения участвовали в народных движениях в XVIII в?
- Чем вы можете объяснить выступления представителей самых разных сословий против реформ Петра?
- C чем они были не согласны?
Ответы запишите в тетрадь.
8