• Преподавателю
  • История
  • Методическая разработка урока по истории России 8 класс Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

Методическая разработка урока по истории России 8 класс Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСТОРИЯ РОССИИ. 7 КЛАСС.

СОЦИАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.

ОППОЗИЦИЯ РЕФОРМАМ.

ЦЕЛИ:

  • Показать повышенную внутреннюю нестабильность в стране в период царствования Петра I;

  • Охарактеризовать главные причины народных волнений в начале XVIIIв;

  • Продолжить развивать умения сравнивать исторические события

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Учащиеся научатся:

  • Определять причины народных волнений первой четверти XVIII в;

  • Объяснять понятия работные люди, отходники, казачество;

  • Работать в группе;

  • Объяснять изученные положения на конкретных примерах;

  • Доказывать свою точку зрения, выступать публично;

  • Осмысливать теоретический материал;

  • Решать познавательные и проблемные задания.

ОТНОШЕНИЯ, ЦЕННОСТИ, ВНУТРЕННИЕ УСТАНОВКИ:

  • Дать оценку внутриполитической деятельности Петра I ;

  • Выразить свое отношение к преобразовательной деятельности императора.

ТИП УРОКА: комбинированный урок..

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Работа с терминами. Учащимся раздаются варианты заданий, на выполнение которых дается 5-7 минут. После выполнения учащиеся обмениваются выполненными заданиями и проводят взаимопроверку.

1 вариант.

Оброк- _____________________________________________________________________

Мануфактура-_______________________________________________________________

Политика протекционизма- ____________________________________________________

____________________________________________________________________________

Крепостная мануфактура- ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2 вариант

Барщина -___________________________________________________________________

Самодержавие - ______________________________________________________________

Политика меркантилизма- ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Посессионные крестьяне- _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________


  1. Мотивационно-целевой этап.

Северная война тяжелым бременем легла на плечи большинства населения России. Создание регулярной армии, развитие мануфактурного производства и многое другое явилось причинами народных выступлений.

Как они проходили, к чему привели? Поговорим об этом на нашем уроке.

Тема урока «Социальные движения первой четверти XVIII в»

ПЛАН УРОКА.

  1. Причины народных волнений.

  2. Астраханское восстание.

  3. Восстание под руководством Кондратия Булавина.

  4. Башкирское восстание.

  5. Дело царевича Алексея.

  6. Значение народных выступлений.

Работа на уроке потребует от вас решения многих вопросов. Предположите, о чем мы с вами будем говорить. (Высказывания учащихся)


  1. Введение в новый материал.

На протяжении всего правления царя-реформатора имели место выступления различных слоев населения против власти.

- Изложите проблемы социально-экономического развития России первой четверти XVIII в.. Решались ли они властями? (Ответы учащихся)

- Вспомните и приведите примеры социального протеста «бунташного» XVII в? (Соляной бунт, Медный бунт, восстание Степана Разина)

Проблемное задание: В чем отличие социальных выступлений периода правления Петра I и социального протеста «Бунташного» века?


  1. Работа по теме урока.

  1. Причины народных волнений.

Несмотря на то, что в экономике страны были достигнуты определенные успехи, положение народа резко ухудшилось. Это вызывало недовольство и протест.

Давайте попробуем предположить, что явилось основными причинами социальных выступлений в период правления Петра Первого.

(Учащиеся высказывают свои предположения, учитель записывает на доске)

  • Рекрутские наборы;

  • Привлечение огромного количества людей на строительство Санкт-Петербурга;

  • Приписка крестьян к заводам;

  • Тяжелое налоговое бремя;

  • Гонения на старообрядцев

А теперь давайте проверим, насколько правильными были ваши предположения.

Работа с текстом учебника. Учащиеся самостоятельно читают текст п.1 § 9 с.57 и проверяют, были ли верными их предположения.

Физминутка.

Учитель. Мы с вами уже хорошо, плодотворно поработали, немного устали, поэтому сейчас мы с вами не только будем заниматься физкультурой, но и узнаем немного о самом Петре Великом, о мерах длины периода его правления.

Учащиеся встают.

Учитель. Рост Петра I 204 см. Поднимите руки и покажите рост императора.

Учитель. Несмотря на огромный рост царя, нога у него была совсем небольшая - 38 размер.

Учащиеся наклоняются и достают руками до своей обуви.

Учитель. Иногда, для того, чтобы подчеркнуть могучую фигуру человека, применяют выражение «косая сажень в плечах» - это расстояние от кончиков пальцев руки до пальцев противоположной ноги.

Учащиеся поочередно показывают это расстояние.

Учитель. Еще одной мерой длины был локоть.

Учащиеся складывают руки локоть к локтю.

Учитель. Петр - отец русского флота. А как себя ведут моряки, когда вглядываются вдаль, чтобы увидеть наконец долгожданную землю?

Учащиеся прикладывают ладонь ко лбу и «вглядываются» вдаль.

Учитель. Надеюсь, что вы там увидели свое счастливое будущее. Поэтому мы с вами сейчас сядем на наши места и продолжим работу, чтобы к этому счастливому будущему смогли благополучно прийти.

2. Астраханское восстание.

3. Восстание под руководством К.А.Булавина.

4. Башкирское восстание.

Работа в группах.

Первая группа. Учащиеся работают с п.2 § 9 «Астраханское восстание», определяют участников, причины, повод, записывают основные события восстания и его итоги.

Вторая группа. Учащиеся работают с п.3 §9 «Восстание под руководством К.А.Булавина», определяют участников, причины, повод, записывают основные события восстания и его итоги.

Третья группа. Учащиеся работают с п.4 § 9 «Башкирское восстание» определяют участников, причины, повод, записывают основные события восстания и его итоги.

(Учащиеся представляют результаты своей работы)

Работа с картой. Используя карту, определите, какое из трех восстаний охватило наибольшую территорию.

(Проверка выполнения задания)

5. Дело царевича Алексея.

- Как вы считаете, только ли казаки, простые люди выражали недовольство проводимыми царем преобразованиями?

Преобразования Петра вызвали неприятие у старой, патриархальной аристократии.

В 1718 году возник орган политического сыска- Тайная канцелярия. Она была организована по специальному поводу, для суда над старшим сыном Петра - царевичем Алексеем.

Всем недовольным нужен был лидер. Раньше таким лидером была Софья, а теперь сын Петра I Алексей. Почему он? Он был воспитан в традициях патриархальной России.

Работа с текстом. Прочитайте о деле царевича Алексея и ответьте на вопрос:

- В чем вы видите истоки конфликта отца и сына?

Дополнительный материал.

До 1715 года особых требований со стороны Петра I к сыну не было. Но 27.10.1715 г Алексей хоронил жену и вдруг получил письмо от отца, в котором Петр упрекал сына в лени, в отсутствии интереса к государственным делам, в нежелании трудиться на благо России и ставил перед Алексеем вопрос: либо он берется за дело с отцом, либо отказывается от престола.

Как же отвечает Алексей? Он написал отцу, что не желает царствовать, а хочет уйти в монахи. Петр I предоставил сыну 6 месяцев на размышление. Ответ надо было прислать в Копенгаген, куда Петр I собирался отправиться. Алексей выехал из Петербурга, но поехал не к отцу, а в Вену. Из Вены был тайно (секретно) отправлен в горную крепость в Тироле- Эренбург. Почему? Царевич просто испугался и решил спастись за границей.

Царские посланники П.А.Толстой и А.И.Румянцев узнали местонахождение царевича Алексея и убедили его вернуться в Россию. Царевича и его соратников отдали под следствие, так как Петру I дело было представлено как заговор и измену. Алексей подвергся допросам, пыткам, в них непосредственно принимал участие и сам Петр I. Царевич Алексей не смог выдержать пыток и сознался в измене. 24 июля 1718 года Сенат вынес приговор- смертная казнь. 26 июля 1718 года царевич Алексей, сломленный физически и нравственно, умер в камере Петропавловкой крепости. Но была ли его смерть насильственной или естественной, осталось неизвестной.

6. Значение народных выступлений.

Работа в парах.

- Определите особенности проявления социального протеста в России в начале XVIII в.

- Какие слои населения участвовали в народных движениях в XVIII в?

- Чем вы можете объяснить выступления представителей самых разных сословий против реформ Петра?

- C чем они были не согласны?

Ответы запишите в тетрадь.

Работа в группах. Учащиеся объединяются в группы по 4 человека (сидящие рядом), совместно анализируют ответы на вопросы


  1. Подведение итогов урока.

Вспомните проблемный вопрос, поставленный в начале нашего урока. В чем отличие социальных выступлений периода правления Петра I и социального протеста «Бунташного» века?

(Ответы учащихся)

Все народные выступления в первой четверти XVIII в. были естественным ответом русского народа на усиление давления со стороны государство, связанного с реформами, проводимыми в стране. Народные движения начала XVIIIв. послужили одной из причин перестройки государственного аппарата и усиления самодержавной власти.


  1. Домашнее задание. § 9, выучить, ответить на вопросы, заполнить таблицу.

Народные восстания при Петре I.











Ф.И._______________________________ класс ______

1 вариант.

Оброк- _____________________________________________________________________

Мануфактура-_______________________________________________________________

Политика протекционизма- ____________________________________________________

____________________________________________________________________________

Крепостная мануфактура- ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________





Ф.И._________________________________ класс______

2 вариант

Барщина -___________________________________________________________________

Самодержавие - ______________________________________________________________

Политика меркантилизма- ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Посессионные крестьяне- _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ф.И._______________________________ класс ______

1 вариант.

Оброк- _____________________________________________________________________

Мануфактура-_______________________________________________________________

Политика протекционизма- ____________________________________________________

____________________________________________________________________________

Крепостная мануфактура- ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________





Ф.И._________________________________ класс______

2 вариант

Барщина -___________________________________________________________________

Самодержавие - ______________________________________________________________

Политика меркантилизма- ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Посессионные крестьяне- _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ИСТОРИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС.

СОЦИАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.

ОППОЗИЦИЯ РЕФОРМАМ.

Задание. Прочитайте о деле царевича Алексея и ответьте на вопрос: В чем вы видите истоки конфликта отца и сына?

Дополнительный материал.

До 1715 года особых требований со стороны Петра I к сыну не было. Но 27.10.1715 г Алексей хоронил жену и вдруг получил письмо от отца, в котором Петр упрекал сына в лени, в отсутствии интереса к государственным делам, в нежелании трудиться на благо России и ставил перед Алексеем вопрос: либо он берется за дело с отцом, либо отказывается от престола.

Как же отвечает Алексей? Он написал отцу, что не желает царствовать, а хочет уйти в монахи. Петр I предоставил сыну 6 месяцев на размышление. Ответ надо было прислать в Копенгаген, куда Петр I собирался отправиться. Алексей выехал из Петербурга, но поехал не к отцу, а в Вену. Из Вены был тайно (секретно) отправлен в горную крепость в Тироле- Эренбург. Почему? Царевич просто испугался и решил спастись за границей.

Царские посланники П.А.Толстой и А.И.Румянцев узнали местонахождение царевича Алексея и убедили его вернуться в Россию. Царевича и его соратников отдали под следствие, так как Петру I дело было представлено как заговор и измену. Алексей подвергся допросам, пыткам, в них непосредственно принимал участие и сам Петр I. Царевич Алексей не смог выдержать пыток и сознался в измене. 24 июля 1718 года Сенат вынес приговор- смертная казнь. 26 июля 1718 года царевич Алексей, сломленный физически и нравственно, умер в камере Петропавловкой крепости. Но была ли его смерть насильственной или естественной, осталось неизвестной.

Работа в парах.

- Определите особенности проявления социального протеста в России в начале XVIII в.

- Какие слои населения участвовали в народных движениях в XVIII в?

- Чем вы можете объяснить выступления представителей самых разных сословий против реформ Петра?

- C чем они были не согласны?

Ответы запишите в тетрадь.

8

© 2010-2022