Сообщение. На тему Святая Троица

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРАЗДНИК ЖИВОТВОРЯЩЕЙ ТРОИЦЫ: ОБЫЧАИ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО.

Автор статьи:

учитель истории МБОУ СОШ № 36 г. Белгорода

Тамахина И. Н.


В статье на основе комплексного анализа письменных источников рассматриваются вопросы: историю возникновения праздника Животворящей Троицы, разнообразие обычаев празднования в губерниях дореволюционной России, возрождение традиций праздника в настоящее время на территории Белгородской области.

Ключевые слова: Святой Дух, Новозаветная Церковь, Семицкая неделя, Троицын день, Зеленые Святки, русальня, задушные поминки, Свято -Троицкие храмы Белгородской области, Межрегиональный фольклорный фестиваль «Лето красное».

Православные в воскресенье, на 50-й день после Пасхи, отмечают праздник Святой Троицы, или Пятидесятницы. В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. Внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и этим шумом наполнился весь дом, в котором они находились. Тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.

Из предисловия к книге Коринфского А.А. "Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа" Издание Бенкендорфъ, 1901. "Настоящая книга - плод более чем двадцатилетних наблюдений за современным бытом крестьянина-великоросса, дополненных сравнительным изучением всех ранее появившихся в печати материалов по русской и славянской этнографии. В поисках источников подлинной народной жизни я изъездил вдоль и поперек множество губерний, объявших меня неотразимым дуновением самобытной поэзии ярких преданий прошлого. С юношеских лет стали наполняться одна за другой мои записные тетради - то пословицами, поговорками и ходячими народными словами, то отрывками деревенских песен, то содержанием подслушанных сказок..."

Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицею, или «Семицкою», неделею было связано столько самобытных проявлений народного суеверия - как ни с одним из других праздников, кроме Святок. Эта неделя, посвященная богине весны, победившей демонов зимы, издавна чествовалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, - на которые приходится-падает Троицын день, - особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей обаятельной свежести. Языческий месяцеслов наших отдаленных предков, совпавший в этом случае с христианскими праздниками, дал повод к объединению их с собою. Мало-помалу древнее почитание богини весны - светлокудрой Лады - было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с новыми обрядами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку. С течением времени языческий дух этой последней растворился в мировоззрении просветленной стремлением к горним вершинам добра новой веры славян; но пережившие многовековое прошлое стародавние обычаи и теперь все еще показывают, насколько прочны кровные связи народа-пахаря с окружавшей быт его пращуров и доселе отовсюду обступающей его жизнь природою.

«Семицкая» - седьмая по Пасхе - неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, еще и до сих пор в некоторых местностях носит название «Зеленых Святок». В старые же годы она величалась этим прозвищем повсюду в народной Руси, именовавшей ее также «русальною», «зеленою», «клечальною», «задушными поминками», «разгарою» и другими подходящими именами, - каждое из которых находит свое объяснение в пережитках славяно-русского язычества. По простонародному прибаутку - «Честная Масленица в гости Семик звала»... и, - добавляют краснословы деревенские, - «Честь ей за то и хвала!» Семик, это собственно - четверг на последней неделе пред Пятидесятницею. В этот четверг, посвященный древним язычником-славянином верховному богу Перуну-громовнику, совершались главнейшие приготовления к празднованию Троицына дня.

«Благослови, Троица,

Богородица,

Нам в лес пойти,

Венок сплести!

Ай Дид! Ай Ладо!..»

- поют собираючись в зеленые рощи березовые для «празднования честному Семику». Семик - преимущественно (а в иных местностях исключительно) девичий праздник. Девушки, целыми деревнями, отправляются в рощу, на берег речки - завивать березки, «играть песни» и пировать. На березки вешаются венки, по которым красные загадывают о своей судьбе, бросая их на воду в самый Троицын день. Вслед за пирушкою - начинают водить хороводы, которые прекращаются с Троицы до Успенья. Семицкие хороводы сопровождаются особыми обрядами, посвященными «березке-березоньке», которой воздаются особые почести - вероятно, как живому олицетворению древней богини весны. Лет пятьдесят тому назад в Воронежской губернии приносили на семицкие пирушки куклу из соломы, разукрашенную березовыми ветками, - в чем, несомненно, был слышен явный отголосок стародавнего язычества. В некоторых местностях на Семик обвивают лентами какую-нибудь особенно кудреватую березку, растущую на берегу речки, и поют ей старинную песню: «Береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудрявая!..» и т. д. В Вологодской губернии Семик более известен под именем «Поляны». Это является следствием того, что все приуроченные к нему обычаи справляются на полянках. Семицкие обычаю были свойственны не одним славянам. Еще у древних греков и римлян существовали особые весенние празднества, посвященные цветам и деревьям. У германцев был так называемый «праздник венков», в котором еще более общего с нашим Семиком. По сравнительным данным языческого богословия, Семик является прообразом союза неба с землею. Зелень и цветы и теперь составляют отличительные признаки празднования Троицына дня; повсюду на Руси церкви и дома украшаются в этот день ветками березок - как в деревнях, так и в городах.

Существует поверье, что славянские нимфы и наяды - русалки, живущие в омутах рек, в эту неделю выходят из воды. Накануне Троицына дня, по малорусскому поверью, убегают они в поля и заводят свои ночные игры. - «Бух! Бух! Соломенный дух!» - будто бы кричат они: - «Мене мати породила, некрещену положила!» Русалки, по народному представлению, - тоскующие души младенцев, родившихся мертвыми или умерших некрещеными. Они, начиная с «Зеленых Святок» до Петрова дня, живут в лесах, ауканьем и смехом зазывая к себе путников, которых защекочивают до смерти. На зеленой русальной неделе в Малороссии никто не купается - из опасения попасть к ним в руки; Семик слывет здесь «великим днем русалок». Предохранительным средством от русалочьих чар считается полынь и трава «заря».

Многие десятилетия отделяют нас от вышеперечисленных обычаев наших предков. Обычаи праздника Животворящей Троицы несколько забылись за время существования советского государства, но сейчас идет активный процесс воссоздания традиций нашего народа.

В честь Животворящей Троицы построено немало храмов. В Белгородской области их - более десятка. Большинство - древние, с историей, пережившие и войны, и гонения на Церковь. А село Большетроицкое, что в Шебекинском районе, и название получило по «имени» храма, который в честь победы над Наполеоном построил владелец этих земель генерал Алексей Петрович Ермолов. Строили церковь крепостные крестьяне в течение двенадцати лет - с 1813 по 1825 годы. В слободе Ивня во второй половине XVIII века возвели два храма: Живоначальной Троицы и во имя Сошествия Святого Духа. После появления храма Живоначальной Троицы селение стало именоваться Троицким. Холков-Царёв-Николаевский, или Троицкий мужской подземный монастырь был основан в 1620 году иноком Геласием. В 1764 году указом Екатерины II Холковский монастырь был упразднён. Богослужение в отреставрированном подземном Свято-Троицком храме возобновилось в 1995 году. Среди древнейших храмов - Свято-Троицкая церковь в Старом Осколе (построена в 1730 году), Троицкий храм в селе Муром Шебекинского района (1874 год), церковь Троицы Живоначальной в Алексеевке (1808 год), Свято-Троицкие храмы в Ровеньках (1885 год) и в селе Журавка Прохоровского района (старый храм с церковноприходской школой был возведён ещё в 1869 году, но был разрушен, новый построен в 2007 году). А Свято-Троицкий храм в селе Большебыково, возведённый в 1780 году, перестраивался дважды - в 1834 и 1907 годах. В начале прошлого века построена церковь Троицы Живоначальной в селе Ломово Грайворонского района (1908 год). А в начале века нынешнего - восемь лет назад - в посёлке Троицкий Губкинского городского округа. Есть ещё названный в честь Святой Троицы храм в селе Становое Чернянского района, часовни Святой Троицы в Белгороде и селе Самарино Ивнянского района, новые Троицкие храмы в селе Засосна Красногвардейского и селе Малотроицкое Чернянского района… В честь Святой Троицы назван храм в Валуйской исправительной колонии № 7. В день Святой Троицы 1992 года (тогда он выпал на 14 июня) началась история возведения храма святых апостолов Петра и Павла в Прохоровском районе. Всё говорит о том, что и сам праздник, и тайна триединства Бога-Отца, Сына и Святого Духа особо почитались в нашем крае.

В день Святой Троицы состолось празднование возрождения Холковского Свято-Троицкого мужского монастыря. Здесь же на протяжении многих лет проходит Межрегиональный фольклорный фестиваль «Лето красное». Проводится фестиваль с 2000 года в историческом месте, где по преданию более 800 лет назад прошли дружинники князя Игоря и не так давно восстановлен Свято-Троицкий Холковский подземный монастырь. Сегодня фестиваль собрал почти тысячу гостей из России и Украины, десятки лучших мастеров традиционной культуры на живописном берегу реки Оскол. Организаторы фольклорного фестиваля - Управление культуры Белгородской области, Белгородский государственный центр народного творчества, Управление культуры администрации Чернянского района Белгородской области.

С раненого съезжаться участники - творческие коллективы и мастера декоративно - прикладного творчества: Белгородской, Воронежской, Курской областей России, ну а почетные гости из Сумской, Луганской, Харьковской областей Украины. Можно с уверенностью сказать, что фестиваль каждый год собирает примерно 600 участников, а зрителей свыше 5 тысяч.

Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь. Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без берёзы - то же самое, что Рождество без елки. И поэтому все участники, и сцена на фестивале украшаются цветами и берёзовыми ветками, а так же Свято - Троицкий храм Холковского монастыря. Программа мероприятий начинается с божественной Литургии в Свято - Троицком храме Холковского монастыря с участием Архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, а после службы проходит крестный ход от храма до места проведения фестиваля. Перед официальным открытием праздника, как правило, проходят презентации выставок мастеров декоративно - прикладного творчества «Белгородчина мастеровая». Умельцы Белгородчины и других областей размещают свои творения прямо здесь, на поляне. Чернянские мастера, тут же, на глазах у собравшихся, плетут корзину из лозы, круг за кругом укладывая гибкие ивовые прутья, вносят последние штрихи в причудливую корягу, превращённую умелыми руками в настенное бра. Чего здесь только нет - корзинки, туески, детские колыбельки, расписные подносы, картины и панно, выполненные из соломки и даже яичной скорлупы, глиняные свистульки, колодцы, качели, телеги, садовые тачки, кованые беседки, обереги…. Все представленные изделия можно не только потрогать, но и приобрести. Увезти с собой частицу души и умения мастера. Фантазия наших белгородских мастеров действительно не знает границ. Разнообразие работ и высокая техника их исполнения восхищают всех.

Выступающие фольклорные ансамбливсегда радуют зрителей своими песнями и костюмами народной культуры. Причём во многих выступлениях отражена обрядовая специфика народных обычаев. Что ещё замечательно было это то, что в фестивале принимали участие фольклорные коллективы, представляющие разные поколения - от чудесных дедушек и бабушек до совсем ещё юных певцов и танцоров.

Так же, все присутствующие могли каждый раз насладиться изобилием шашлыков и полевой каши, а детвора разнообразием народных игровых программ, каруселями и батутами.

Фестиваль перерос сам себя, превратившись в яркий, самобытный фольклорный праздник, поражающий своей мощной энергетикой. Получилась некая симфония звуков, красок и орнаментов. Ведь помимо песни, каждая территория сельского поселения представлена своими неповторяющимися, в хитросплетении красок и орнаменте, костюмами. Каждый из них, переживший не одно поколение и бережно хранимый по сей день. Каждый на этом празднике имеет возможность соприкоснуться с настоящим искусством, получить огромный заряд бодрости и позитивных эмоций.




Регистрационная карта участника

1 Тамахина Ия Николаевна

2 отсутствует

3 МБОУ СОШ № 36

4 учитель истории

5 308034 г. Белгород ул. Костюкова д, 17 кв. 2 тел. 89102244035

6 [email protected]

7 Праздник Животворящей Троицы: обычаи прошлого и настоящего.


© 2010-2022