Проект «Сохранение фольклорного наследия села Пчелиновка»

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Пчелиновская средняя общеобразовательная школа

Бобровского муниципального района Воронежская область








»



Проект

«Сохранение фольклорного

наследия села Пчелиновка»





Подготовили учащиеся 6-8 классов МКОУ Пчелиновская СОШ

Калужский Максим Александрович (8кл), Жильцов Александр(8кл), Калужский Артём (6 кл), Анищенко Николай (6кл), Калужская Виктория (6кл), Курапова Виолетта (6кл), Журихина Анастасия(6кл).

Адрес : 397723 Воронежская область, Бобровский район, с. Пчелиновка, улица Школьная д. 1

E-mail: [email protected]

Учитель: Артюшова Валентина Александровна, учитель истории

МКОУ Пчелиновская СОШ

E-mail: [email protected]

село Пчелиновка 2016


Оглавление


Введение……………………………………………………………………..3-8

Раздел 1. История с. Пчелиновка…………………………………………..9

  1. История возникновения с. Пчелиновка

Раздел 2. Фольклорное наследие села …………………………………..10-16

2.1. Песенные традиции села Пчелиновка.

2.2. История создания ансамбля.

2.3. Запевала ансамбля Булавкина А. А.

2.4. Исполнительская манера пчелиновцев.

2.5. Сохранение традиций.

Заключение……………………………………………………………………17-18

Источники и литература………………………………………………………..19

Приложение……………………………………………………………………20-26






Введение

С ранних лет мы сталкиваемся с необходимостью познания истории нашей деревни, района, нашей страны. Мы учим даты важнейших событий, исторические факты, имена людей, восславивших нашу Родину, и постепенно, узнавая с каждым разом все больше и больше, мы становимся как будто ближе, начинаем глубже понимать и осознавать всю красоту и силу той страны, в которой живем. Через познание Малой Родины, её исторического и культурного наследия человек осознает свою сопричастность к истории страны, ее прошлому, настоящему и будущему. Малая Родина - это колыбель человека.

Чувство Родины у каждого из нас начинается с памяти детства, со своего дома, своей улицы, своего города или села.

Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека есть своя родина. У одних - это большой город, у других - маленькая деревенька, но все люди любят ее одинаково. Некоторые уезжают в другие города, страны, но ничто не заменит ее.

Каждому человеку дорого и близко то место, где он родился и вырос. Пчелиновка - моя малая Родина. Нам посчастливилось жить и родиться здесь. В селе Пчелиновка живут и трудятся наши родители, и потому все нам в нем знакомо, дорого, близко. С самого детства мы дышим её природным воздухом и наслаждаемся запахами, которые трудно ещё где-нибудь встретить. Мы вовсе не претендуем на какую-то исключительность своих чувств. Думаем, что то же самое могли бы сказать все люди, которые сердцем привязаны к родному месту.

На первый взгляд наше село не обладает какой-то необыкновенной экзотической красотой: здесь нет высоких гор, морей, океанов- здесь есть земля, на которой люди растят хлеб, река, сады. Но это наша Родина, дороже которой не может быть ничего на свете. И на наш взгляд фольклорное наследие моего села имеет большое значение и достойно того чтобы о нем знали жители воронежского края и даже России.

Гипотеза: хранителями местных традиций и песенного репертуара выступают сельские этнографические ансамбли. Их участниками становятся, как правило, пожилые люди, для которых народная песня - верная спутница жизни, разделившая и радость, и горе, и сокровенные тайны. Простые деревенские жители, изведавшие в своей жизни все тяготы крестьянского труда, пережившие немыслимые испытания коллективизации, войны, разрухи, сохранили в себе способность воспринимать и творить Прекрасное. Но, к сожалению, они уходят из жизни, а наша задача помнить их и сохранить память об их творчестве для следующих поколений. Изучение фольклорного наследия села поможет нам не только расширить наши знания о песенных традициях и истории села, повысит уровень патриотизма.

Обзор литературы. В процессе работы над данным исследованием было рассмотрено большое количество источников, посвящённых историческому краеведению, истории Воронежского края с древнейших времён до наших дней. Некоторые были использованы при написании работы. Среди них следует отметить Буклет «Поёт народная душа»Управление культуры Воронежского облисполкома, г.Воронеж, 1989 год; материалы сайта culture.ru; «Сказ о земле Бобровской». Отв. редактор: к.и.н. Ю.П.Вылежанин, М.; материалы районной газеты Звезда за 1989, 1990, 2016 гг.

Цель: изучить культурное и фольклорное наследие родного села и постараться сохранить его для будущих поколений.

Задачи работы:

  • изучить историю развития родного села;

  • изучить историю создания пчелиновского этнографического фольклорного ансамбля;

  • собрать краеведческий материал и систематизировать полученную информацию о фольклоре села;

  • активизировать поисковую и исследовательскую деятельности;

  • привлечь внимание сверстников к истории родного края.

Предмет исследования - этнографическое песенное наследие села Пчелиновка.

Целевая группа:

Учащиеся 6-8 классов МКОУ Пчелиновская СОШ

Куратор проекта: Артюшова В.А.

Эксперты-консультанты проекта:

  • Козадаева Т.Н.- руководитель народного ансамбля «Пчелиновские канарейки»

  • Русакова В.В. - дочь Булавкиной А.А.

Участники: субъекты образовательного процесса.

География проекта: с. Пчелиновка, Бобровский район, Воронежская область

Партнёры:

  • администрация школы,

  • администрация Пчелиновского сельского поселения и глава Пчелиновского сельского поселения Молдавская С.В.

  • муниципальное казенное учреждение культуры «Центр культуры и информации Пчелиновского сельского поселения» Бобровского муниципального района Воронежской области (МКУК «ЦК и ИПСП»)

Этапы реализации проекта:

Данный проект будет реализовываться в 4 этапа:

1 этап: (2016 г. август) - изучение литературы, интернет источников в рамках проекта;

2 этап (2016 г. 10 сентября -16 сентября) - проведение анкетирования, интервьюрование.

3 этап (2016 г 10- 15октября ) - обобщение и систематизация полученного материала;

4 этап (2016 год 26 октября ) - оформление проекта, создание презентации.

Смета-расходовРасходы

Кол-во

шт., ед.

Внебюджетные средства

Бюджет

Спонсоры


Разработка проекта:





1

Бумага А4 для распечатки объявлений и буклетов

1 пачка.



.

-

-

250 руб.

2

Краска для принтера


-

-

250 руб.


Итого: 500 руб- смету расходов планируем погасить за счёт использования собственных и школьных средств.

Методы работы: проведение учебно-исследовательской деятельности, связанной с подбором и анализом исторических источников, обобщением, систематизацией и анализом собранного материала проходило по следующим основным направлениям:

  • знакомство с материалами школьного музея;

  • изучение публикации периодической печати о селе;

  • нахождение и обработка информации о селе в сети Интернет;

  • работа с материалами в сельской библиотеке;

  • изучение сведений о селе и его достопримечательностях в научной литературе;

  • встречи со старожилами и жителями села.

Список и анализ источников:

  • Беседа с куратором проекта Артюшовой В.А.

  • Интервью с Козадаевой Т.Н. и Русаковой В.В.

  • Сведения из школьного музея и интернет ресурсов

Работа над проектом
Сбор информации начали с беседы с учителем истории и куратором проекта Артюшовой В.А.. Она нам рассказала о проекте, о том, как правильно распределить обязанности для качественного его выполнения. Затем мы посетили школьный музей, где познакомились с историей нашего села и знаменитыми людьми. После посещения музея в ходе дискуссии мы решили, что фольклорное наследие нашего села достойно того, чтобы о нём помнили и не забывали. Валентина Александровна подсказала нам к кому можно обратиться за информацией и как правильно составить анкету-опросник.

В результате работы над проектом, мы провели анкетирование, в ходе которого задавались всего 5 вопросов (приложение № 1). Всего было опрошено школьников-25 человек, учителей 11 человек, родителей и жителей села- 50 человек. Проанализировав анкеты, мы пришли к выводу, что учителя и жители села все знают о фольклоре нашего села и знакомы с деятельностью этнографического ансамбля и его запевалой Анной Алексеевной Булавкиной, а вот школьники особенно начальных классов знают о фольклорном наследии села очень мало.

Вторым этапом нашей работы была встреча с дочерью запевалы и лидера этнографического фольклорного ансамбля Булавкиной А.А. - Русаковой В.В.. В ходе интервью Валентина Васильевна рассказала нам о том, какими качествами обладала её мама. Из интервью с Русаковой В.В. «Мама была целеустремлённой, отзывчивой, умела быть благодарной. Также она имела лидерские качества, без этого она не смогла бы сплотить песенный коллектив. Но наиболее сильно развиты у неё были чувства долга, ответственности, любви к своему селу и русской песне». Рассказы сопровождались показом фотографий. Валентина Васильевна была тронута тем, что мы решили вспомнить творчество пчелиновского фольклорного этнографического ансамбля (приложение № 2).

Ещё одним человеком, давшим нам интервью, директор пчелиновского сельского дома культуры, руководитель современного ансамбля «Пчелиновские канарейки» Козадаева Т.Н.. Татьяна Николаевна

убедила нас в том, что мы сделали правильный выбор, пчелиновский хор известен, не только в нашем районе, области, России, но даже за рубежом. В подтверждение она показала газеты, в которых помещены статьи об этом, дала их для изучения.

Проведя анкетирование, интервью, проанализировав имеющуюся информацию в газетах, интернете, нами был систематизирован и обобщён весь изученный материал. В результате в ходе работы над проектом мы не только окончательно убедились, что фольклорное наследие моего села имеет большое значение и достойно того чтобы о нем знали жители воронежского края и даже России.



Раздел 1. История с. Пчелиновка

  1. История возникновения с. Пчелиновка

Село Пчелиновка находится в живописном месте на правом берегу Битюга, в 25 км южнее Боброва. Здесь располагается административный центр, которому подчинены поселки Дальняя Яруга, Лугань, село Николо-Варваринка. На юге Пчелиновку окаймляют балки и овраги, на востоке - озера-старицы и обширные пойменные луга, на западе - черноземные поля и лесозащитные полосы (Приложение № 3).

Начало селу положено в 1733 году, когда на земли Битюцкой дворцовой волости были переселены крестьяне Пошехонского уезда. Затем, в 1740 году, в Пчелиновку влился новый поток крестьян из Гжельской и Селынской волостей Московского уезда. Сохранились данные ревизской сказки поселка Пчелиного за 1746 год. Тогда здесь жили 442 души мужского пола, а все население составляло до 900 человек. В следующую перепись 1763 года в Пчелином оказалось населения уже в три раза меньше - 292 человека. Часть перебралась в соседнюю Мечетку, а часть ушла в низовья Дона. Первоначальное название Пчелиный, вероятно, говорит о том, что в прибитюжских лугах был хороший медосбор, в дуплах деревьев по берегам реки в обилии водились дикие пчелы.

До сегодняшнего дня сохранилось условное деление села на Гжель (южную) и Селынь (северную) части. Жители до сих пор делят кладбище на две стороны, а когда была церковь, то ее также делили на гжельскую и селынинскую стороны. Наблюдается некоторое различие и в говоре селян. В Гжели больше окают, а в Селыни - акают. Своеобразие пчелиновской песенной традиции объясняется во многом историей заселения села.


Раздел 2. Фольклорное наследие села

2.1.Песенная традиция села Пчелиновка

Песенная традиция села Пчелиновка Бобровского района Воронежской области отличается ярким неповторимым обликом и исполнительскими особенностями: плотным красочным многоголосием с обилием задержаний, экспрессивной манерой звукоизвлечения, насыщенной вибрацией в голосе, а также богатым репертуаром, ведущим положением протяжной песни в местной системе жанров.

Своеобразие пчелиновской песенной традиции объясняется во многом историей заселения села. Оно было основано в 1733 году и заселялось крепостными (дворцовыми) крестьянами из сел Гжель и Сельня Пошехонского уезда Ярославской (позже - Московской) губернии. До сих пор одна часть села называется Гжель, а другая - Сельня. Московские корни местных жителей проявляются в говоре: они используют взрывное «г» в отличие от всех других сел Воронежской области, а также согласные звуки «с» вместо «ц» и «щ» вместо «ч» («у купса» вместо «у купца», «на пещке» вместо «на печке»). Необычен и традиционный костюм: вместо женской поневы, широко распространенной на юге России, здесь носили сарафан (праздничный - косоклинный, будничный - прямой, который здесь называют «юбка с проймами»). Подол сарафана украшали яркой тесьмой, лентами , рюшами (Приложение № 4). Голову покрывали красным платком с ярким рисунком и кисточками на трёх концах. Шею украшали многочисленными бусами или «подшейником». Подшейник представлял собой полосу ткани или тесьму, к которой пришивалась спускавшаяся на грудь округлая или прямоугольная сетка из однотонного или цветного бисера, стекляруса или бус. Нижний край ее делался ровным или украшался подвесками из отдельных бусинок или бисерин. Подшейник завязывался или застегивался на крючок или пуговицу сзади на шее. Иногда завязки его также представляли собой снизанный цепочкой бисер. Подшейник низался обычно на конский волос или на суровые льняные нити. Изготовляли украшения, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30) вручную. Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты. (Приложение № 5).

2.2. История создания ансамбля

Верность традициям у жителей нашего села заложена в крови. В 1939 году в Пчелиновке создается фольклорный ансамбль. Тогда в селе была изба-читальня, заведовала которой Варвара Ивановна Пчельская.

За долгую историю своего существования далеко за пределы своих родных мест шагнула слава о коллективе из села Пчелиновка. Он участник многих фольклорных фестивалей юга России, ему аплодировали в Москве, Воронеже, Белгороде, о них сняты телевизионные фильмы, написаны книги. Ансамбль - лауреат многочисленных Всесоюзных фестивалей народного творчества (Приложение № 6). Почетное звание «народный» присвоено ему в 1990 году. Лидером и запевалой ансамбля долгое время была Анна Алексеевна Булавкина (Приложение № 7). Большую роль в развитии ансамбля сыграли А.Я. Сердюков руководитель Бобровской хоровой каппелы. Однажды Сердюков А.Я. услышал пение пчелиновцев и растрогался до слёз: настолько лирично и задушевно звучали песни -непередаваемая гармония мелодии и слов. После этого Андрей Яковлевич неоднократно приезжал в Пчелиновку, занимался с участниками хора. Всесоюзную славу самодеятельный коллектив получил благодаря профессору Воронежской государственной академии искусств, заслуженному деятелю искусств Российской Федерации Сысоевой Г.Я.. Будучи заведующей кафедрой этномузыкологии Галина Яковлевна вместе со своими студентами и с организованным ею ансамблем «Воля» часто ездила в этнографические экспедиции, для изучения песенного наследия Воронежской области (Приложение № 8). Песенный ансамбль Пчелиновка так ей приглянулся, что впоследствии Галина Яковлевна организовала для них гастрольные выступления в Воронеже и Лисках. Пчелиновцы принимали участие в торжествах, посвященных юбилею М.Е.Пятницкого на его родине в селе Александровка Таловского района. Аплодировали ансамблю и жители столицы - он пел в музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Там же было записано несколько песен на диск, выпущенный Всесоюзной фирмой звукозаписи «Мелодия». Коллектив является лауреатом двух всесоюзных смотров и лауреатом всех трёх фестивалей народного творчества.

Экспедициями Воронежской государственной академии искусств (1988, 1993, 1995, 1997, 2000, 2005) в селе было записано свыше 100 традиционных песен в исполнении местного фольклорного ансамбля, В 1997 году Воронежской академией искусств был выпущен компакт-диск «Пролетели все наши года», куда были включены 10 песен в исполнении пчелиновского ансамбля (Приложение № 9). По отзывам в Интернете, диск с записью пчелиновцев до сих пор пользуется популярностью у широкого круга людей.

К сожалению, в годы, когда самобытный ансамбль исполнял свои песни, никто из них даже не догадался фотографировать свои выступления, и поэтому со слов жителей села, мы можем перечислить лишь фамилии и имена первых артистов-самородков, чем песенный стаж насчитывает несколько десятилетий. Это Ф.П. Межуев, А.А. Булавкина, М.Г. Трюшникова, И.Е. Пырин, П.А. Пырина, Т.С. Калашникова, В.П. Пороткова, Е.Т. Плотникова, П.И. Жильцова, Д.М. Плотникова. Благодаря Сысоевой Г.Я. сохранились фотографии пчелиновкого ансамбля (Приложение № 10 ).

В 1997 году в Пчелиновку приезжали американцы - в гости к сельским артистам. Два дня они снимали и записывали ансамбль.

Услышав однажды пчелиновские песни, некоторые из них решили позаимствовать музыканты группы "Иван Купала". Колоритные голоса исполнительниц, обработанные на компьютере, составили основу техноверсий народных песен "Молодая канарейка" и "Ой, заинька» - pereplet.ru (Приложение № 11).

Последнее выступление коллектива состоялось на праздновании 80-летия руководителя ансамбля Анны Алексеевны Булавкиной в 2005 году. (Приложение № 12).


2.3. Запевала ансамбля Булавкина А.А.

Анна Алексеевна - неутомимый руководитель и запевала старейшего коллектива. Бережно хранила она в своей памяти старинные напевы. Долгое время пела Анна Алексеевна в коллективе вместе с мужем Василием Сергеевичем. Он был замечательный балалаечник, она певунья «хоть куда». Так и познакомились, поженились.…Работать приходилось в лесничестве, на ферме дояркой, заведующей птицефермой, свекловичницей, а последние 10-лет перед пенсией - почтальоном. Нелегко пришлось Анне Алексеевне в жизни. После смерти мужа троих детей подняла на ноги.

Анна Алексеевна всю жизнь прожила в своем родном селе (1925-2013), работала почтальоном, была музыкально исключительно одаренным человеком: имела прекрасную музыкальную память, виртуозно импровизировала, обладала высоким сильным, но в, то, же время легким и полетным голосом, а песни переняла от своей матери. «Я молодая была - голосом крыши подымала», - говорила она о себе. Во многом успех коллектива и его неповторимое звучание определялись её талантом исполнителя и организатора. Кроме этого весь репертуар хора Анна Алексеевна бережно хранила в своей памяти. А репертуар был самый разнообразный. Его Анна Алексеевна впитала с молоком матери и всю свою молодость она запоминала пчелиновский песни со слов сельских старожилов. В репертуаре ансамбля были различные русские песни, вот некоторые из тех которые хранила память, а потом архив семьи А.А. Булавкиной:

  • Во славном городе Воронеже.

  • Пролетели все наши года.

  • Как под кустиком.

  • Ой, вы, хлопцы, вы, бобровцы.

  • Уж ты, веснушка-весна.

  • Не за рощей, не за гаем.

  • Задумал мужичок.

  • Уж ты бабка, ты отгадка.

  • Пойду-выйди за вороты.

  • Молодая канарейка.

  • Сварила мать похлёбочку.

  • На печке сижу.

  • Горы, мои горы.

  • Распрекрасная погода.

  • Сама садик я садила.

В настоящее время дочь Анны Алексеевны Булавкина В.В. продолжает песенную традицию своей семьи. Именно она хранит материалы собранные её мамой и является участницей современного ансамбля «Пчелиновские канарейки» Валентина Васильевна с любезностью поделилась информацией и с нами, поэтому вся работа написана благодаря её воспоминаниям, а также воспоминаниям Козадаевой Т.Н. и Новиковой Е. В..

Валентина Васильевна является частым гостем в нашей школе, а 6 класс нашей школы с гордостью носит имя А. А. Булавкиной (Приложение № 13).


2.4. Исполнительская манера жителей села Пчелиновка

В целом певческая исполнительская манера жителей села Пчелиновка обладает признаками, характерными для всей южнорусской традиции: отличается красочным многоголосием, яркой экспрессивной подачей звука, насыщенной вибрацией голоса. Однако по репертуару и отдельным исполнительским особенностям (звук формируется близко к зубам, поэтому кажется светлым и чрезмерно открытым) она обособляется от локальных традиций соседних сел, расположенных по реке Осередь и на среднем Дону. В Пчелиновке каждый сюжет и почти каждый песенный напев имеет местную специфику. Так, некоторые общерусские сюжеты получают в Пчелиновке неповторимую разработку: например, известный сюжет «Горы Воробьевские» о гибели молодца на чужбине превращается в любовный, а сюжет об отражении вражеского нашествия с зачином «Из-за лесу-лесу темного» перевоплощается в свадебный.

Жанры песенного фольклора представлены в Пчелиновке в основном протяжными, хороводными и плясовыми песнями, страданиями «под язык», частушками. Что касается календарных и свадебных песен, то записаны лишь единичные их образцы. Из календарных жанров были зафиксированы только колядки («Осинова коляда по проулочкубегла», «Маленький хлопчик»). Отдельные протяжные песни («Во прошлом году» и «Уж ты вёснушка, моя весна») получили здесь приуроченность к весеннему сезону.

Центральное место в местной жанровой системе занимают протяжные песни лирического содержания. Социально-бытовая тематика представлена в песнях о рекрутском наборе («В славном городе Воронеже», «Погуляйте, братья, с нами»), о мечтах тюремных заключенных («Уж ты веснушка, весна»), о вдовьей доле («Уж ты воля, ты моя воля»), но большинство текстов связано с любовной тематикой («Пролетели все наши года», «Пойду-выйду за ворота», «Как под кустиком», «Во прошлом году», «Заболела головушка»).

В жанре протяжных песен легко выявляются способы превращения музыкальных композиций в широкораспевные: со словообрывами, повторами, дополнительными вставками. Кроме того протяжные песни имеют типичные именно для Пчелиновки музыкальные каденции.

Уникальным представляется жанр хоровых многоголосных страданий: «Тириришник», «Мой муж конторщик».

Главный и самый яркий отличительный признак пчелиновской традиции - красочное многоголосие протяжных песен - culture.ru/objects/504/.


2.5.Сохранение традиций.

Фольклорный ансамбль Пчелиновки существует 77 лет. В настоящее время в ансамбль входят 12 человек, руководит им Козадаева.Т.Н. (Приложение № 14).

Все песни, исполняемые «Пчелиновскими канарейками», достались им в наследство от бабушек и прабабушек, поэтому артистки не торопятся пополнять свой репертуар неизвестно откуда залетевшими мотивами. Может тем и интересны " Пчелиновские канарейки ", что им под силу некий песенный патриотизм. Ведь во всем, что исполняется ими, видна самобытность, изюминка родного края, на которых зиждется все творчество коллектива. Не умаляют певуньи и значения народного искусства для села в целом. Перефразировав известную поговорку о том, что "село живо, пока в нем есть школа", - многие из них любят повторять, что оно живо, пока звучит в нем народная песня. Тянутся к песне и ребятишки. В 1992 году в школе был создан детский фольклорный ансамбль «Селяночка», но постепенно работа ансамбля была прекращена. В настоящее время детский ансамбль возродился, значит, традиции нашего села будут продолжаться (Приложение № 15).

















Заключение

Данный проект был направлен на изучение и сохранение этнографического песенного наследия села Пчелиновка.

В рамках работы над проектом мы попытались проследить, как возникла песенная традиция в нашем селе, кто являлся хранителем традиций, и в чём проявилась исполнительская манера пчелиновцев. В ходе работы, мы пришли к выводу, что, песня - самый живой, самый непосредственный музыкально-поэтический отклик души человеческой. В годы благополучия и мира рождаются песни светлые, бодрые и весёлые, в периоды застоя и смутного ожидания перемен - песни пьянящие и усыпляющие.

Петь - природная потребность человека, они помогали русскому народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его великом историческом пути. Все в природе поет - и ручьи, и птицы. Дети поют просто и радостно, как сама природа. Взрослые поют, потому что душа просит выразиться в песне.

Таким образом, народные песни раскрывают душу каждого народа, помогают понять его культуру. Меняется время, изменяется общество, моральные устои и забываются песни, сопровождавшие раньше человека от рождения до смерти. Работа над темой позволила нам обратиться к истокам народного творчества, расширить свои знания о народной культуре, традициях русского народа, в данной работе жителей села Пчелиновка.

Мы считаем, что работа над проектом помогла нам внести свою посильную лепту в сохранение этнографического песенного наследия села. Что мы и сделали в рамках нашего проекта. Считаем, что поставленные задачи проекта нам удалось выполнить.

Общим итогом проекта являются, собранный материал о фольклоре села и презентация «Фольклорное наследие села Пчелиновка », в которой красочно представлено этнографическое песенное наследие села. Хотелось бы, чтобы в репертуаре детского ансамбля «Селяночка» были песни родного села. Уверены, что так и будет.







































Источники и литература

  1. Буклет «Поёт народная душа»Управлениекультуры Воронежского облисполкома, г.Воронеж, 1989 год

  2. Газета «Звезда» от 11 марта 1989 год № 29.

  3. Газета «Звезда» от 18 января 1990 год № 7.

  4. Газета «Звезда» от 24 июня 2016 год № 44.

  5. В.П. Загоровский. Историческая топонимика Воронежского края. Издательство Воронежского университета, 1973.

  6. Очерки истории Воронежского края, т.1 и 2. Издательство Воронежского университета, 1967.

  7. В.А. Прохоров. Вся Воронежская земля. Центрально - Чернозем.кн. Издательство, 1973 год

  8. Сказ о земле Бобровской. Отв. редактор: к.и.н. Ю.П.Вылежнин, М.: Издательство центр «Витязь»,1998. - 238с.,илл.

Источники

  1. Материалы школьного музея «Память».

  2. 2.Воспоминания жителей села : Булавкиной В.В., Козадаевой Т.Н., Новиковой Е.В.

  3. Видеофрагменты передачи "Село на село" Воронежского телеканала "Губерния" , трансляция 09.06.2007 года

  4. 4.Фотографии пчелиновского костюма предоставлены руководителем ансамбля «Пчлиновские канарейки» Козадаевой Т.Н.

  5. voronezh.ru/inform/news/2015/33461641.html

  6. pereplet.ru

  7. culture.ru/objects/504/.

  8. perunica.ru

Приложение.

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Пчелиновка»Проект «Сохранение фольклорного наследия села Пчелиновка»

Приложение № 1. Проведение анкетирования

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Пчелиновка»Проект «Сохранение фольклорного наследия села Пчелиновка»

Приложение № 2. Встреча с Русаковой В.В.

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Пчелиновка»

Приложение № 3. Расположение с. Пчелиновка на карте.

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Пчелиновка»

Приложение № 4. Традиционный костюм села Пчелиновка.

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Пчелиновка»

Приложение № 5. Подшейник, бусы и платок как элемент пчелиновского костюма.

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Пчелиновка»Проект «Сохранение фольклорного наследия села Пчелиновка»

Приложение № 6. Выступление пчелиновского этнографического ансамбля и Почетная грамота Управления культуры.



Проект «Сохранение фольклорного наследия села Пчелиновка»

Приложение № 7. Запевала пчелиновского этнографического ансамбля Булавкина А.А.


Проект «Сохранение фольклорного наследия села Пчелиновка»

Приложение № 8. Сысоева Г.Я. и ансамбль «Воля» в гостях у пчелиновцев (крайняя слева в первом ряду).

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Пчелиновка»

Приложение № 9. Диск с песнями пчелиновского этнографического ансамбля.

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Пчелиновка»

Приложение № 10 . Фольклорный ансамбль с. Пчелиновка Бобровского р-на Воронежской обл. Фото Г.Я. Сысоевой. 1997

Правовая информация - culture.ru/objects/504/.

Место фиксации: Воронежская область, Бобровский район, село Пчелиновка
Экспедиция: Воронежская государственная академия искусств
Год, собиратели: 1997 - Г.Я. Сысоева
Место хранения: Архив Кабинета народной музыки Воронежской государственной академии искусств, фотопапка 1997/14.
Исполнители: Слева направо: Т.С. Калашникова, Е.И. Слуцкая, П.И. Гладких, П.И. Семенова, А.А. Булавкина, М.Г. Трюшникова, Е.В. Пороткова

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Пчелиновка»

Приложение № 11. Ансамбль Иван Купала, исполняет песню села Пчелиновка «Молодая канарейка»

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Пчелиновка»

Приложение № 12. Празднование 80-летнего юбилея А.А. Булавкиной в с. Пчелиновка Бобровского р-на Воронежской обл. Фото Г.Я. Сысоевой. 2005

Правовая информация- culture.ru/objects/504/.

Место фиксации: Воронежская область, Бобровский район, село Пчелиновка
Экспедиция: Воронежская государственная академия искусств
Год, собиратели: 2005 - Г.Я. Сысоева
Место хранения: Архив Кабинета народной музыки Воронежской государственной академии искусств, фотопапка 2005/10.
Исполнители: Фольклорный ансамбль с. Пчелиновка

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Пчелиновка»

Приложение № 13. Класс имени А.А. Булавкиной.

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Пчелиновка»

Приложение № 14. Современный ансамбль «Пчелиновские канарейки» под руководством Козадаевой Т.Н.

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Пчелиновка»

Приложение № 15. Детский фольклорный ансамбль «Селяночка»

© 2010-2022