Рабочая программа по истории Средних веков (ФГОС) 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Владимировская школа»



Приложение №______

к основной образовательной программе

основного общего образования





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС ООО)

по учебному предмету

«История. История Средних веков»

6 класс



Составитель: Симакова Н.П.,

учитель истории




Пояснительная записка

Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. История. 5 - 9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

Данная программа ориентирована на использование учебника «Всеобщая история. История Средних веков»: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. - М.: Просвещение, 2015.

Программа рассчитана на 28 ч (2 ч в неделю в 1 полугодии).

Цели и задачи изучения всеобщей истории

Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачами изучения всеобщей истории в основной школе являются:

- формирование у учащихся понимания единства и всеобщности человеческой истории с ее древнейших этапов;

- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в древности в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и поликонфессиональном обществе.

Цель изучения курса «История Средних веков» - освоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Общие задачи изучения предмета «История Средних веков»:

- формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;

- овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);

- овладение учащимися знаний об истории отдельных стран Западной Европы в V - XV веках в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственом контекстах; о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества;

- воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;

- развитие у учащихся способностей выявлять обще и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;

- формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.

Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры, а также с учетом особенностей эволюции средневековой личности.

Общая характеристика программы курса всеобщей истории в 5 - 9-х классах.

Историческое образование - мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Изучение курса всеобщей истории в 5 - 9х классах основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в Деятельностный, личностно значимый для учащегося.

Посредством программы реализуются три основные функции истории:

- познавательная, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

- практическо-политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.

Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать свое многообразие. Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей историей в контексте духовного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия.

Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа по всеобщей истории ООО нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается на основе трех основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения. Эти три линии соединяет воедино сквозная линия - человек, личность в истории.

Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов для курса 5 - 9х классов рассматривается их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации.

Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Программа нацелена на использование в учебниках по всеобщей истории цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей ее общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.

Цивилизационный подход также предполагается реализовать в курсах всеобщей истории для 5 - 9 классов. В поиске общих закономерностей исторического процесса цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, учитываются различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями.

Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:

- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитии способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

- личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода - мотивация и стимулирование осмысленного учения;

- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятель6ности мышления учащихся.

Содержание курса по всеобщей истории конструируется на следующих принципах:

- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации;

- принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учетом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей.

Характеристика содержания курса «История Древнего мира»

Курс «Всеобщая история. История Средних веков» представлен в контексте единого мира, что призвано сформировать у учащихся понимание всеобщности человеческой истории. Предлагаемая таким образом последовательность изучения материала позволяет сравнивать развитие средневековых обществ, различные процессы, отдельных личностей и культур.

Учащиеся получают возможность проводить исторические параллели, анализировать и делать выводы. В рамках курса рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия Средневековья.

Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Основу курса истории для 6 класса составляют следующие содержательные линии:

  1. Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.

  2. Историческое пространство - исторические карты Средневековых государств.

  3. Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей;

  • формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этнонациональных, религиозных и др.;

  • развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире; развитие религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; духовной и художественной культуры: многообразие и динамика этических и эстетических течений;

Место курса в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом предмет «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения в основной школе.

Для изучения учебного предмета «Всеобщая история» в 5 - 9-х классах выделяется не менее 180 часов, из них:

- «История Древнего мира», 5 класс - 68 часов;

- «История Средних веков», 6 класс - 28 часов;

- «История Нового времени», 7, 8 классы - 56 часов;

- «Новейшая история», 9 класс - 28 часов.

Место предмета «История Средних веков» в учебном плане

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение истории в 5-9 классах отводится 2 ч в учебную неделю, т. е. 70 ч за учебный год, включая часы на промежуточный и итоговый контроль. На изучение истории в 6 классе учебным планом предусматривается 68 учебных часов - из расчета 2 ч в неделю. Из них 28 ч отводится на изучение истории Средних веков и 40 ч - на изучение истории России. Данная программа составлена в соответствии с этим распределением учебного времени.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «Всеобщая история. История Средних веков». - М.: Просвещение, 2015.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета, курса

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как граждани­на страны, члена семьи, этнической и рели­гиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценно­стей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опы­та предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответствен­ному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих каче­ствах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализиро­вать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, фор­мулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники ин­формации, в том числе материалы на элек­тронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, пред­ставлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презента­ция, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ меж­культурного взаимодействия л школе и соци­альном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории вклю­чают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы историческо­го анализа для раскрытия сущности и значе­ния событий и явлений прошлого и современ­ности;

  • умения изучать и систематизировать ин­формацию из различных исторических и со­временных источников, раскрывая ее соци­альную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний лично­стей и народов в истории своей страны и че­ловечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неиз­вестно;

  • планирование - определение последователь­ности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и после­довательности действий;

  • прогнозирование - предвосхищение резуль­тата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от этало­на;

  • коррекция - внесение необходимых дополне­ний и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального дей­ствия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

  • оценка - выделение и осознание обучающим­ся того, что уже усвоен» и что еще нужно усво­ить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

  • саморегуляция как способность к мобилиза­ции сил и энергии, к волевому усилию (к вы­бору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с вос­полнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение след­ствий;

  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учи­телем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодейст­вия;

  • постановка вопросов - инициативное сотруд­ничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, иден­тификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с зада­чами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической форма­ми речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.


Содержание курса истории Средних веков.

История Средних веков (не менее 28 ч)

Введение (1 ч)

Средние века: понятие и хронологические рамки.

Раннее Средневековье (8 ч)

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Об­разование варварских королевств.

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: рассе­ление, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формиро­вания, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каро­лингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: обществен­ный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Скла­дывание феодальных отношений в странах Европы. Христиа­низация Европы. Светские правители и папы. Культура ран­него Средневековья.

Византийская империя в IV- XI вв.: территория, хозяй­ство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Ко­дификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения сла­вян и арабов. Культура Византии.

Арабы в VI-XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский ха­лифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Зрелое Средневековье (13 ч)

Средневековое европейское общество. Аграрное произ­водство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.

Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, усло­вия жизни. Крестьянская община.

Города - центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба го­родов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на като­лицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-ры­царские ордены. Ереси: причины возникновения и распрост­ранения. Преследование еретиков.

Государства Европы в XII-XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д'Арк. Германские государства в XII-XV вв. Реконкиста и образование центра­лизованных государств на Пиренейском полуострове. Италь­янские республики в XII-XV вв. Экономическое и социаль­ное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.

Византийская империя и славянские государства в XII- XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.

Культура средневековой Европы. Представления средне­векового человека о мире. Место религии в жизни человека и обшества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литерату­ра. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готи­ческий стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: худож­ники и их творения.

Страны Востока в Средние века (4 ч)

Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его по­томков, управление подчиненными территориями. Китай: им­перии, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Куль­тура народов Востока. Литература. Архитектура. Традицион­ные искусства и ремесла.

Государства доколумбовой Америки (1 ч)

Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.

Историческое и культурное наследие Средневековья (1 ч)


Учебно-тематический план

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Введение (1 ч)

Понятие «Средние века». Хронологи­ческие рамки Средневековья. Источники по истории Средних веков

Определять место Средневековья на ленте времени. Характеризовать источники, рассказывающие о средневековой эпохе

Раннее Средневековье (8 ч)

На пороге Средневековья. Великое пе­реселение народов. Падение Западной Римской империи. Образование варвар­ских королевств.

Народы Европы в раннее Средневе­ковье, франки: расселение, занятия, об­щественное устройство. Законы франков; «Салическая правда».

Держава Каролингов: этапы формиро­вания; короли и подданные. Карл Вели­кий. Распад Каролингской империи.

Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские го­сударства.

Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

Византийская империя в IV - XI вв.: тер­ритория, хозяйство, управление. Визан­тийские императоры; Юстиниан. Кодифи­кация законов. Власть императора и цер­ковь. Внешняя политика Византии, отно­шения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.


Арабы в VI - XI вв. Расселение, занятия арабских племен. Возникновение и рас­пространение ислама. Завоевания ара­бов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Показывать на карте направления перемещений германцев, гуннов и других племен, территории варварских королевств.

Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.

Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее Средневековье (объясняя, какие источники об этом сви­детельствуют).

Раскрывать значение понятий соседская община, вождь, дружина, король, римский папа, епископ, монах.

Составлять характеристику Карла Великого, используя ин­формацию учебника и дополнительные материалы; высказы­вать суждение о том, почему его назвали Великим.

Разъяснять причины и значение распространения христиан­ства в Европе в раннее Средневековье.

Представлять описание памятников культуры раннего Сред­невековья и высказывать свое суждение о них.

Показывать на карте территорию Византийской империи, называть соседствовавшие с ней народы и государства.

Раскрывать значение понятий василевс, кодекс, фреска, мо­заика.

Объяснять, кто и как управлял Византийской империей.

Характеризовать внешнюю политику Византии, ее отноше­ния с соседями.

Составить исторический портрет (характеристику) императо­ра Юстиниана.

Рассказывать о культуре Византии, представлять описание ее выдающихся памятников.

Показывать на карте территории, населенные и завоеван­ные арабами в период раннего Средневековья.

Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племен.

Характеризовать положение и особенности жизни раз­личных народов, входивших в Арабский халифат.

Раскрывать значение понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат.

Объяснять причины и следствия арабских завоеваний.

Характеризовать достижения арабской культуры и ее вклад в развитие мировой культуры

Зрелое Средневековье (13 ч)

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное зем­левладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: феодальная зависи­мость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Города - центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые го­рода-республики. Облик средневековых городов. Жизнь и быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и правосла­вие. Отношения светских правителей и церкви. Крестовые походы: цели, участни­ки, результаты. Духовно-рыцарские орде­ны. Ереси: причины возникновения и рас­пространения. Преследование еретиков.

Государства Европы в XII - XV вв. Уси­ление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование центра­лизованных государств в Англии, Фран­ции. Столетняя война; Жанна д'Арк. Германские государства в XII-XV вв. Ре­конкиста и образование централизован­ных государств на Пиренейском полу­острове. Итальянские республики в XII- XV вв.

Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социаль­ных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское дви­жение в Чехии.

Византийская империя. Ослабление империи. Вторжение турок-османов на Балканы. Падение Византии.

Культура средневековой Европы. Пред­ставления средневекового человека о ми­ре. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и универ­ситеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литера­тура. Городской и крестьянский фольк­лор. Романский и готический стили в ху­дожественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения

Характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе.

Рассказывать о жизни представителей различных сословий средневекового общества - рыцарей, крестьян, ремесленников, торговцев и др. (используя свидетельства источников).

Раскрывать значение понятий феодал, сеньор, вассал, ры­царь, сословие, цех, гильдия, католицизм, православие, Крес­товые походы, еретик, инквизиция.


Характеризовать положение и деятельность церкви в сред­невековой Европе.

Высказывать оценочные суждения о сущности и последстви­ях Крестовых походов.

Объяснять значение понятий парламент, хартия, Реконкиста, гусит.

Систематизировать материал об образовании централизо­ванных государств в средневековой Европе.

Объяснять, какие силы и почему выступали за сильную централизованную власть, а какие - против.

Представлять характеристики известных исторических лич­ностей (Жанны д'Арк, Яна Гуса и др.), объяснять, почему их имена сохранились в памяти поколений.

Объяснять причины ослабления и падения Византийской империи.

Показывать на карте направления наступления турок (осма­нов на Балканах.

Характеризовать представления средневековых европейцев о мире, объяснять, какое место в их жизни занимала религия.

Рассказывать, что и как изучали в средневековых школах и университетах.

Объяснять значение понятий и терминов школа, универси­тет, схоластика, эпос, романский стиль, готика, гуманизм, Воз­рождение.

Представлять описание памятников средневековой культу­ры, характеризуя их назначение, художественные особенности и др.

Высказывать суждения о значении идей гуманизма и Воз­рождения для развития европейского общества

Страны Востока в Средние века (4 ч)

Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положе­ние покоренных народов.

Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями.

Китай: империи, правители и поддан­ные, борьба против завоевателей.

Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делий­ский султанат. Культура народов Востока в Средние века. Литература. Архитектура. Традици­онные искусства и ремесла

Показывать на карте направления завоеваний монголов, тю­рок (турок) и территории созданных ими государств,

Объяснять значение понятий хан, орда, сегун, самурай, кас­та.

Характеризовать общественное устройство государств Вос­тока в Средние века, отношения власти и подданных, систему управления.

Рассказывать о положении различных групп населения в странах Востока (используя свидетельства источников).

Представлять описание, характеристику памятников культу­ры народов Востока (используя иллюстративный материал)

Народы Америки в Средние века (1 ч)

Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные веро­вания населения. Культура

Показывать на карте древние государства Америки. Рассказывать о культуре, верованиях народов Центральной и Южной Америки

Историческое и культурное наследие Средневековья (1 ч)

Средние века в истории

Систематизировать знания об исторической эпохе, изла­гать и обосновывать суждения о значении наследия Средних веков для современного мира

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «Всеобщая история. История Средних веков». - М.: Просвещение, 2015.

Исторические карты:

  1. Франкское государство в 5 - середине 9 вв.

  2. Византийская империя и славяне

  3. Арабы в 7 - 11 вв.

  4. Европа в 5 - 7 вв.

  5. Европа в 13 в.

  6. Европа и Ближний Восток во время крестовых походов

  7. Европа в 14 - 15 вв.

  8. Индия и Китай в средние века

  9. Важнейшие географические открытия и колониальные захваты в середины 15 до се­редины 1 7 вв.

Сайты в помощь учителю

Название сайта

Электронный адрес

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

km.ru

Журнала «Вестник образования»

vestnik.edu.ru

Издательский дом «1 сентября»

1september.ru

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»).

festival.1september.ru/

Оборудование:

Компьютер - 1

Экран - 1

Мультимедийный проектор - 1

Проигрыватель - 1

Комплект карт по истории 6 класс

комплект картин по истории 6 класс

Перечень мультимедийного оборудования

Всеобщая история. Средние века. 6 класс.

Планируемые результаты изучения предмета «История Средних веков»

В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий;

  • Соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;

  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников; этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

  1. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

  • осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, отбирать ее, группировать, обобщать;

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

  1. Описание (реконструкция):

  • последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников

  1. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;

  • различать причину и следствие исторических событий, явлений;

  • выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

  1. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и давать им оценку.

  1. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми;

  • способствовать сохранению памятников истории и культуры.

Формы и виды контроля

Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля:

  • тематические тесты, предполагающие выпол­нение не более 7-10 заданий;

  • обучающие тесты повышенного уровня сложности, позволяющие провести дифференциа­цию и индивидуализацию обучения;

  • промежуточные тесты (задания разного уров­ня сложности по итогам изучения темы);

  • индивидуальные карточки с разнотипными задачами (на знание карты, линии времени, дат, понятий и т. д.);

  • исторический диктант (проверка знания тер­минов, географических названий, имен соб­ственных);

  • работа над проектом (краткосрочные и долго­срочные проекты);

  • итоговое обобщение в форме тестирования.

Используемые педагогические технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникацион­ные, поэтапного формирования умственных дей­ствий, дифференцированного подхода в обучении, проблемного обучения, педагогики сотрудничества,

развития творческих способностей учащихся, инди­видуальной и коллективной проектной деятельно­сти, самодиагностики результатов обучения и т. д.


© 2010-2022