Конспект урока по истории Времена викингов (6 класс)

Цель  урока: На основании фактов сформировать представление об особенностях развития северных германских народов. Закрепить умение использовать при решении познавательных задач определения: цивилизация, государство. Задачи:-  Проследить взаимосвязь между развитием северных народов и складыванием общеевропейской цивилизации. Дать возможность оценить поступки и действия викингов с позиций человека XXI века; осознать преимущества мирного сотрудничества народов в разное время.               - разви...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Времена викингов

ФИО (полностью)

Шугаюпов Камиль Кабирович

Место работы

МБОУ СОШ №7 с. Миндяк

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

Всеобщая история

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Времена викингов.

Базовый учебник

Учебник «Всеобщая история», авторы Д.Д. Данилов, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова. 6 класс

8. Цель урока: На основании фактов сформировать представление об особенностях развития северных германских народов. Закрепить умение использовать при решении познавательных задач определения: цивилизация, государство.

9. Задачи:

- Проследить взаимосвязь между развитием северных народов и складыванием общеевропейской цивилизации. Дать возможность оценить поступки и действия викингов с позиций человека XXI века; осознать преимущества мирного сотрудничества народов в разное время.

- развивать умения работать с картой и текстом учебника, давать оценку историческим явлениям;

- развивать интерес к Всеобщей истории; воспитывать уважение к людям разных национальностей.

10. Тип урока: урок «открытия» нового знания.

11. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, проектор.

13. План урока:

I. Проблема урока: Почему государства у скандинавских народов сложились значительно позже?

II. Поиск решения проблемы:

1. «Люди Севера»

Примерный вывод по проблеме: cеверные германцы делали первые шаги к цивилизации.

2. «Боже, избавь нас от неистовства норманнов!»

Примерный вывод по проблеме: «эпоха викингов» принесла раздробленной Европе разорение, гибель людей, страх.

3. Европа после «эпохи викингов»

Примерный вывод по проблеме: в эпоху борьбы европейцев с викингами-норманнами сложились границы западно-христианского мира, а сами «северные люди» поднялись на ступень цивилизации.

14. Структура и ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

Время (в мин.)

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

- Корабли викингов несколько столетий наводили ужас на Европу. «Люди севера» приносили с собой грабежи, насилие, угоны в рабство людей. Об этом пишут многие средневековые хроники. Их внешний вид, жестокость, внезапные набеги заставляли содрогаться даже много повидавших европейцев.

Используются карта на с. 33 или карта слайда к § 3 на с. 48.

- Сравните сведения исторической карты. 1 2

- Какую информацию мы можем найти на карте слайда и в тексте на с. 62? 1 2

- В чём противоречие между этими фактами?

- Какую проблему урока мы будем решать?

Учащиеся выполняют задание со с. 56.



- У германских племён - франков, бургундов, вандалов и готов - государство сложилось в V веке. А у германских племён, живших на севере Европы, государство появляется только к X-XI векам.

- Почему государства у скандинавских народов сложились лишь с окончанием «эпохи викингов»?

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

5 мин.







2 мин.

II. Версии.

- Какие у вас будут предположения решения проблемы? Что могло повлиять на более медленное развитие народов северной Европы? 2

Предлагают свои версии, принимается любая. 2

III. Актуализация знаний.

-Чтобы решить возникшую проблему, мы должны вспомнить, что такое Великое переселение народов. Какое влияние оно оказало на развитие человечества? 2 3

- Кроме этого, нам понадобятся понятия. Выполните задание, которое вы видите на слайде. 3 2

- Чтобы найти решение проблемы урока, нам надо вспомнить, что такое государство и цивилизация. (РТ, с. 18, задание 1) 3

Ученики отвечают на вопрос. Великое переселение народов - массовое переселение германских, славянских и других племён на территории Евразии. Варвары разрушили Римскую империю. В Европе стала постепенно складываться новая цивилизация.


Ученики выполняют задание слайда.

- Государство - организация управления обществом, людьми, которые проживают на какой-то определённой территории (в границах государства). В каждом государстве существуют аппарат управления, то есть профессиональные правители-чиновники; система законов (право); службы защиты законного порядка (городская стража, полиция, милиция); армия для защиты границ,

независимости и интересов государства; сбор налогов с населения для содержания армии, полиции, чиновников и выполнения других государственных задач.

5-7 мин.

IV. Планирование деятельности.

- Чтобы ответить на главный вопрос

урока, что нам надо сделать? 2 3

- Прочитать параграф 4, найти факты, которые помогут объяснить причины этого.

Предлагают версии. 2 3

2 мин.


V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. «Люди Севера».

- Прочитайте 1-й пункт параграфа 4. Чем можно объяснить тягу скандинавов к морским путешествиям? 1

- С помощью текста п. 1 докажите, что в VIII- IX веках в племенах Скандинавии начинают появляться признаки цивилизации. 1 2

Ответ обсудите в парах. 1


- Как можно ответить на основной вопрос урока? 4

2. Европа после «эпохи викингов».

- Итак, викинги отправлялись в дальние странствия… Работая с картой на с. 53, слайд, определи, на каких территориях существовала опасность набегов норманнов. 1

При наличии времени необходимо указать, что чаще других набегам подвергались Британские острова (можно попросить указать причины этого).

При наличии времени можно дать дополнительную информацию о короле Англии Альфреде Великом (скрытый слайд 10). Или на предшествующем уроке попросить подготовить сообщение об этом правителе.

- Определите последствия набегов викингов для них самих и жителей других земель. 4 5


- Жестокость норманнов действительно поражала современников. Но есть и положительные черты в деятельности норманнов. Определите их. 5

- Сделайте вывод о причинах позднего создания государств в Скандинавии. 4

3. Европа после «эпохи викингов».

- Эпоха дальних мореплаваний закончилась. Появились новые проблемы. С какими трудностями столкнулись викинги на новых землях и у себя дома? Прочитай текст п. 3 и ответь на этот вопрос. 1 2 4

- Обсудите в парах, какое решение перечисленных проблем было найдено северными народами. 1

Ученики должны указать особенности территории Скандинавии.

- Северные германцы в VIII-IX веках только начали продвигаться по пути цивилизации. У них появляются конунги (военные вожди), которые создают большие союзы, завоёвывая соседей.

Могут указать, что большую роль в медленном развитии сыграли тяжёлые условия жизни в Скандинавии.

Ученики по карте должны назвать государства, подвергавшиеся нападениям.




Ученики должны указать, что главными последствиями были гибель людей и разорение хозяйства. Для самих норманнов могут указать, что норманны столкнулись с новыми способами управления, идеями, религией.

В качестве положительных последствий могут быть указаны открытие Исландии, Гренландии, Северной Америки.



20-25 мин.

VI. Выражение решения проблемы.

- Как теперь мы можем ответить на проблему урока? 2

Предлагают различные версии.

2 мин.

VII. Применение нового знания.

- Если бы ты - человек XXI века - оказался на месте викинга-норманна, за какие действия соплеменников ты бы испытывал угрызения совести?

2 3 1

- С помощью интернет-ресурсов сделай в программе для презентаций (например, PowerPoint) анимированную карту «Путешествия норманнов по Атлантике и рекам Восточной Европы».

Выполняют задание.

2 мин.




VIII. Домашнее задание.

- Ваша задача дома - повторить изученные

определения (феод, сеньор, вассал, барщина, оброк, натуральное хозяйство, феодальные отношения, сословия, феодальная раздробленность), их знание поможет вам

успешно справиться с проверочной работой. Также прочитайте дома § 4 и ответьте на вопросы к §.

2 мин.


© 2010-2022