- Преподавателю
- История
- Технологическая карта урока История России XIX век Образование и наука
Технологическая карта урока История России XIX век Образование и наука
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Черных А.А. |
Дата | 11.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока истории в 8 классе.
Урок разработал Черных А.А. , учитель истории и обществознания
МКОУ «Плотавская СОШ» Октябрьского района Курской области
Тип урока: учебное занятие по усвоению новых знаний
Форма урока: комбинированный
Тема урока: «Образование и наука в I половине XIX века»
Цели и задачи урока:
-
познакомить обучающихся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века, а так же с достижениями российской науки в это время;
-
развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал;
-
воспитывать любовь к Родине, интерес к учёбе в целом и истории в частности.
Учебное пособие: Данилов А.А. История России. XIX век. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. -10-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
Оборудование: учебники, тетради, ноутбук, проектор, листы с документами на столах обучающихся, презентация в программе Power Point.
Основные понятия: система образования, лицей, сословность образования, военно - полевая хирургия; «нептунисты», «плутонисты».
2.Мотивация учебной деятельности обучающихся. Актуализация.
3.Самоопределение к деятельности.
4.Открытие нового знания:
4.1Первичное усвоение новых знаний.
4.2 Первичная проверка понимания
4.3Первичное усвоение новых знаний.
4.4Первичное усвоение новых знаний.
4.5Первичное усвоение новых знаний.
4.6 Первичная проверка понимания
5.Этап информации о домашнем задании
6.Рефлексия
Создание доброжелательного настроя, организация внимания, включение школьников в деловой ритм.
Мотивация. Актуализация. Слайды №1,2,3
Слайд №4
Слайд №5
Постановка целей и задач урока
Развитие образования
Слайд №6
Реформа образования 1803 год
Реформа образования Николая I 1828 год
Слайд №7
Историческое интервью:
При ответах обучающиеся используются слайды №8,9,10,11
Слайд №12
Достижения отечественной науки.
Слайды №13,14,15,16,17,18
Взаимосвязь науки и производства
Слайды №19,20,21
Слайд №22
Слайд №23
Слайд №24
Звенит звонок, входит учитель. Представляется. Проверка готовности обучающихся к уроку наличие учебников, тетрадей.
Какую тему вы прошли на прошлом уроке?
Давайте вспомним основное содержание темы - решив тест.
Давайте посмотрим на экран, и попытаемся сформулировать тему нашего урока.
Действительно тема нашего урока: «Образование и наука в I половине XIX века»? Данная тема у вас в учебнике § 15, мы ответим в конце урока на главный вопрос: «Почему в начале XIX века происходит резкий подъем образования и науки в России?»
Давайте вспомним с вами основные мероприятия Александра I в первые годы его царствования?
Работа со схемой.
Как вы думаете почему образовательные учреждения располагаются вертикально?
В первой половине XIX века остро стояла проблема учительских кадров. В уездном училище работали, как правило, 2 учителя, преподававшие по 7-8 предметов, а в гимназии - 8 учителей. При Николае I в 20 е годы был создан комитет по устройству учебных заведений, он определял перечень учебных дисциплин и книг.
В 20-50 е годы отношение правительства к нуждам образования несколько изменилось. Особенно после выступления «декабристов» в 1825 г.
Работа со схемой. Реформа образования 1828 года.
Читаете документ и отвечаете на вопросы о месте обучения, предметах, учителях, дальнейших перспективах получения образования.
В начале XIX века в России открываются Дерптский1802, Казанский1804, Харьковский1804, Виленский1804 и Петербургский1819 университеты, 1834 Киевский.1804 год Университетский устав - право самостоятельно избирать своё руководство
Вывод: Несмотря на известное расширение системы образования уровень грамотности к 50 годам не превышал 1%. В основном грамотными были представители дворянства.
Совершенствование системы образования во многом способствовало и развитию отечественной науки.
Одной из основных особенностей первой половины XIX века стало быстрое внедрение научных и технических новшеств в производство. Выдающийся металлург Павел Петрович Аносов (1796-1851) разработал четыре варианта получения булатной стали, секрет изготовления которой был утрачен ещё в середине XIII века, после монголо - татарского нашествия В 30 годах крепостные механики Нижнетагильского металлургического завода отец и сын Ефим Алексеевич(1774-1842) и Мирон Ефимович (1803-1849) Черепановы построили первую паровую железную дорогу. Сконструировали несколько моделей паровозов. В 1843 году началось строительство первой и к тому времени самой протяженной в мире двухпутной железной дороги между Петербургом и Москвой Химики Н.Н. Зинин и А.М. Бутлеров создавали устойчивые химические красители для бурно развивающийся текстильной промышленности На основе разработок русских географов в 1842 году Министерство финансов издало первую экономико-географическую карту России. С начала XIX века в России начинается развиваться машиностроение. С 20 годов во многих производствах активно применяется энергия паровых машин. Много нового появилось в крепнущей тяжелой промышленности.
А теперь выберите домашнее задание. Запишите выбранный вариант в дневник.
Вспомним какую цель мы поставили на уроке?
Как вы считаете, цель нами достигнута?
Кого и за что вы бы похвалили?
Приветствуют учителя
Обучающиеся отвечают
Обучающиеся отвечают: «Образование и наука»
Открывают учебник на стр.102
Обучающиеся вспоминают основные реформы «негласного комитета»
В первые годы правления Александра I произошла заметная либерализация общества. Велись разработки конституционных проектов, был принят новый цензурный устав, расширилась черта оседлости, всем свободным сословиям было даровано право собственности на землю. Указом о «вольных хлебопашцах» (1803) дворяне получили право отпускать своих крепостных на волю с землёй. Однако самой значимой для империи и общества стала реформа школьного дела, в ходе которой в России сложилась довольно стройная система образовательных учреждений разного уровня
Ответ: преемственность образования.
Работа с документом: «Рискрипт Николая I от 19 августа 1827г»
Отвечают на вопрос: Как вы понимаете слова Николая I?
Открывают конверты, в которых находятся документы и вопросы к документам
Выступления обучающихся: мини сообщения о достижениях науки
Работа в тетрадях
Записать по мнению обучающихся наиболее важные открытия.
Подумать над вопросом: Отличительные черты образования и науки?
стр. учебника 106
Ответ:
- увеличение числа высших и средних учебных заведений и обучающихся в них представителей различных слоёв населения страны;
- рост численности научных работников;
- достигнутые на этой основе крупные успехи русских ученых в развитии отечественной и мировой науки;
- усиление практической направленности научных исследований;
- укрепление связей науки с промышленным производством.
Ответить на вопрос поставленный в начале урока:
Почему в начале XIXвека происходит резкий подъем образования и науки в России?
Ответ: В связи с внедрением научных и технических новшеств в производство возрастает потребность в грамотных, образованных людях.
Записывают в дневник
Отвечают