Конспект урока по истории древнего мира в 5 классе. Пунические войны

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по истории древнего мира. 5 класс.

Тема урока: Пунические войны.

Цель урока: изучение причин, основных событий и последствий II Пунической войны; формирование навыков работы с исторической картой, текстом учебника и дополнительной литературой; повторение структуры органов государственной власти Римской республики; закрепление основных дат и понятий по истории древнего Рима; воспитание сознательной дисциплины на уроке, познавательного интереса к истории, подчеркнуть роль личности в истории на примере Ганнибала.

Оборудование: 1) учебное пособие - История древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, и.С.Свенцицкая. М.: Просвещение.

2) Историческая карта «рост территории Римского государства в III-II вв. до н.э »

3) Портрет Ганнибала

4) Набор аппликаций «Битва при Каннах»

5) Магнитная доска

Тип урока - комбинированный

Ход урока:

  1. Организационный момент

Перед учащимися ставится основная цель урока.

Сегодня на уроке мы повторим основные даты и понятия, вспомним структуру органов власти Римской республики, изучим причины, основные события и последствия II Пунической войны дадим оценку данным событиям.


  1. Повторение изученного материала

1)Устный диктант по датам и понятиям: (2 минуты)

-753 г. до н.э

- патриции

- плебеи

- 390 г. до н.э

- республика

- 509 г. до н.э

- 280 г. до н.э

- 326 г. до н.э

- Сенат

- консул

- диктатор

- народный трибун

- магистратура

- аристократия

- демократия

2) работа по карточкам (4 ученика)

3) фронтальная беседа:

? Греческий историк Полибий считал римское государство по устройству наилучшим, т.к в нем, по его мнению, соединялось три начала- царское, аристократическое и демократическое. Что он имел в виду? Согласны ли Вы с греческим историком?

? Охарактеризуйте роль магистратов в Риме?

? Какую роль играл Сенат в Риме?

? Дайте оценку Римскому государственному устройству?

  1. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы изучим причины, основные события и последствия II Пунической войны.

Запишем тему урока в тетради: «Пунические войны»

(ТЕМА УРОКА НАПИСАНА НА ДОСКЕ)

ПЛАН:

  1. Причины Пунической войны

  2. Основные сражения. Битва при Каннах

  3. Итоги Пунических войн


  1. Мы знаем, что Римская республика была военизированным государством и вела активную внешнюю политику.

? Напомните мне о военных успехах римлян?

? Какой стала территория Римского государства к середине III в. до н.э?

Захватив Италию, Рим не хотел останавливаться на достигнутом. Римляне верили в то, что сами Боги помогают Риму захватывать новую территорию. В это время, в III в. до н.э в районе Средиземноморья было несколько сильных государств, с которыми Рим неизбежно должен был столкнуться в борьбе. На востоке- это в первую очередь- Македония и Эллинистические царства, на западе- Карфагенская республика.

(Учитель сопровождает рассказ показом по карте)

Первым противником Рима за пределами Италии стал Карфаген. Римляне называли карфагенян пунами, поэтому и войны Рима с Карфагеном (всего их было три) вошли в историю под названием Пунических.

? Что же представлял из себя противник Рима - Карфаген?

Для ответа послушаем сообщение об этом государстве (Учащийся делает сообщение на 3 минуты)

? Каковы были слабые стороны карфагенской армии?

? Какие силы могли противопоставить этому римляне? Напомните мне, что представляла собой Римская армия?

?Какие разногласия привели Рим и Карфаген к войне? Каковы были причины пунических войн?

Попробуем разобраться. !Задание: самостоятельно прочитать учебное пособие на странице 214 и ответьте на вопрос: Причины Пунических войн (2 минуты)

Итак, мы выяснили причины этих войн; узнали, что разногласия из- за Сицилии привели к 1-й Пунической войне, которую выиграл Рим.

Запишем хронологические рамки войны:

264-241 г. до н.э - 1-я Пуническая война

? Чем закончилась 1-я Пуническая война?

? Успокоились ли Рим и Карфаген на достигнутом?

Итак, разногласия приводят ко II-й Пунической войне.

Запишем хронологические рамки войны:

218-201 г. до н.э - 2-я Пуническая война

? Какой план ведения войны разработал Римский Сенат?

  1. Планы римлян спутал талантливый карфагенский полководец Ганнибал (Портрет Ганнибала на доске).

Он возглавил карфагенскую армию и решил первым напасть на римлян. Его войско состояло из конницы, пехоты и боевых слонов. Ганнибал решил напасть на Рим. Войско карфагенян вышло их нового Карфагена, перешло через Пиренеи, переправилось через реку Рону и оказалось перед Альпами (рассказ сопровождается показом по карте).

Переход через Альпы Ганнибал предпринял в сентябре 218 г. до н.э. В горах было холодно, дорог не было, войско поднималось вверх по обледенелым тропинкам. Люди, слоны срывались в пропасть. Ганнибал не щадил ни себя, ни воинов. Полководец хотел вторгнуться в Италию внезапно. Потеряв половину войска, он, наконец, перешел через Альпы и оказался в долине реки По.

? Предположите, как встретили карфагенян местные жители - галлы?

Ганнибал понимал, что с небольшим войском, вдали от Родины, ему не удастся уничтожить римское государство, если покоренные Римом племена не поддержат карфагенян.

Внезапное вторжение карфагенян в Италию вызвало сильное замешательство среди римлян. Навстречу Ганнибалу было выслано огромное войско, которое он разбил. В 217 г. до н.э Ганнибал разбил вторую римскую армию в битве при Транзиментском озере (показ по карте учителем). Население Рима охватил страх, со дня на день ждали Ганнибала под стенами Рима. Но Ганнибал не пошел на Рим, он понимал, что штурмом взять сильно укрепленный горд будет трудно. Он отправился на юг страны.

? Подумайте, в чем состояла тактика Ганнибала?

Однако наемники Ганнибала не считались с тем, к какому народу принадлежит население захваченных областей Италии. Они грабили всех подряд, уводили скот, забирали хлеб.

В Риме тем временем было создано сильное войско. Неприятели встретились близ селения Канны. Здесь в 216 г. до н.э - сражение при Каннах (записано на доске и в тетрадях).

Ход битвы - аппликация на магнитной доске.

Римляне выстроили огромную армию в каре. Фаланги были прикрыты слабо. Ганнибал построил армию в форме полумесяца, обращенного назад. На флангах - сильная конница. Римляне теснили карфагенян в центре, полумесяц стал прогибаться, однако на флангах сильная конница противника победила римлян. Римское войско было окружено. Римское войско было окружено. При Каннах пали десятки тысяч римлян и 1 консул.

  1. После битвы при Каннах римляне изменили тактику, они избегали решительных сражений.

Ганнибал попал в трудное положение - на штурм Рима не хватало сил, местные племена не поддерживали, римляне создали новую армию.

Молодой римский полководец Сципион выдвинул смелый план - пока Ганнибал увяз на юге Италии, сделать высадку десанта в Африку и напасть на Карфаген. Ганнибал, узнав об этом, вынужден был покинуть Италию, в которой провел 15 лет и не потерпел ни одного поражения и отправился в Африку.

Решающая битва произошла в 202 г. до н.э близ г. Зама (учитель показывает на карте). Победили римляне, война закончилась. По мирному договору - Карфаген лишился всех владений за пределами Африки; часть Италии была присоединена к Риму; Карфаген лишился военного флота и вынужден был заплатить Риму огромную сумму.


  1. Закрепление.

  1. Каковы главные причины поражения Карфагена?

  2. Каковы последствия войн для Рима?

ВЫВОД: отвечая на поставленные вопросы, ученики приходят к выводу, что происходит усиление Рима после поражения главного соперника - Карфагена. В результате Пунических войн Рим стал хозяином Западного Средиземноморья!

  1. Домашнее задание: п. 47, творческое задание - написать историческое сочинение от имени: I вариант - римского воина- участника Пунической войны; II вариант - карфагенского воина - участника Пунической войны.


  1. Итоги урока, выставление оценок (аргументированно)


© 2010-2022