Календарно-тематическое планирование по Истории 5 класс

Календарно-тематическое планирование — один из важнейших компонентов учебной рабочей программы. Именно на него опирается учитель, организовывая процесс обучения. Обычно календарное планирование по истории включает информацию о разделах курса обучения, темах занятий, датах и сроках их проведения, а также формах и видах работы учащихся. Данная работа подготовлена для использования в ходе разработки учебной рабочей программы школьного курса истории для учащихся пятого класса. На страницах предложен...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по Истории 5 класс

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА «ИРИДА»

РАССМОТРЕНО

на методическом совете

Протокол № ___

от 29 августа 2014 г.


СОГЛАСОВАНО


Зам. директора по УВР


____________ Щербакова Е. М.

_29 августа_ 2014__г


УТВЕРЖДАЮ


Директор школы


____________О. И. Ильинский

_29 августа_ 2014__г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

_всеобщая история (история древнего мира)________


____________________________5 класс___________________________________

на 2014__-2015__ учебный год

_______________________________________



Программу составила Еремина Е.А.

Категория высшая__________


____2014_год___________



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государст­венного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и рабочей программы Всеобщая история А.А.Вигасина, Г.И.Годера 2011г.

Календарно-тематический план для 5 классов по истории Древнего мира ориентирован на использование учебника «История древнего мира» А. А. Вигасина, Г. И. Годера, Свенцицкой И С. - М.: Просвещение, 2012год. В календарно - тематическое планирование внесены изменения. При подготовке календарно-тематического планирования по курсу истории в 5 классе, должны быть учтены 8 часов для изучения пропедевтического модуля «Что изучает история», предусмотренного Государственным стандартом (основного) общего образования. Главной задачей этого курса является знакомство с предметом «История», введение в основные понятия и категории предмета, адаптация младших школьников к изучению нового предмета. Данный курс способствует формированию устойчивого интереса и мотивации к изучению предмета «История» в 5 классе.

Литература для учителя:

- Смирнов, Г. Задачник по истории древнего мира / Г. Смирнов. - М.: Просвещение, 1998;

- Всемирная история в лицах. Древний мир: энциклопедия. - М., 1999;

- Литвинов, А. В. История становится ближе / А. В. Литвинов. - М., 1998;

- Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. - М., 1998;

- Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол. - М., 1987;

- А.Н.Майков, История .Введение в историю/М.2008г

Литература для учащихся:

- Вигасин, А. А. История древнего мира / А. А. Вигасин, Г. И. Годер. - М: Просвещение, 2012.

- Годер, Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М: Просвещение, 2014..

-Атлас по истории Древнего мира. Роскартография 2013г

Тематическое планирование рассчитано на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактико-технологическое оснащение включает рабочую тетрадь на печатной основе «История Древнего мира» (автор Г. И. Годер), где представлены познавательные задачи разного уровня сложности; пособия Н. Г. Петрова «Древний Восток», «Древний Рим. Древняя Греция».

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:1С:Образовательной коллекции. История Древнего мира 5 класс.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Должны знать/понимать:

• даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;

• результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;

• представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников.

Должны уметь:

• сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

• уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;

• показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;

• давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на ; основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира.

Владеть компетенциями:

-информационно-поисковой;

-учебно-познавательной;

- коммуникативной;

- рефлексивной;

- смыслопоисковой.

Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Содержание курса.

Раздел 1. Жизнь первобытных людей.

Что и как изучает история? Древнейшие люди. Р.К.древнейшие археологические культуры на территории Хакасии. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Возникновение земледелия и скотоводства. Р.К. Хозяйственная деятельность человека. Появление неравенства и знати. Счет лет в истории. Первобытный мир. Контрольная работа

Раздел 2. Древний Египет.

Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Древний Египет. Контрольная работа.

Раздел 3. Западная Азия в древности.

Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Азия в древности

Раздел 4. Древняя Греция.

Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Борьба греческих полисов за свободу

В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса. Афинская демократия при Перикле. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Древняя Греция. Повторительно-обобщающий урок

Раздел 5. Древний Рим.

Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Расцвет империи во 2-м веке. «Вечный город» и его жители. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами. Древний Рим. Повторительно-обобщающий урок

Формы контроля: словарные диктанты, тесты, фронтальный и индивидуальный опрос, повторительно-обобщающие уроки.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Формирование УУД

1

Что изучает история

6

Познавательные: выявляют особенности и признаки объ­ектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: взаимо­действуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участ­вуют в дискуссии; принима­ют другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Личностные: сохраняют моти­вацию учебной деятельности; проявляют инте­рес к новому учебному мате­риалу; оценива­ют собственную учебную дея­тельность

2

Жизнь первобытных людей

5

Познавательные: само­стоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.

Регулятивные: прини­мают и сохраняют учеб­ную задачу; самостоя­тельно выделяют и фор­мулируют цель; состав­ляют план действий.

Коммуникативные: участвуют в коллектив­ном обсуждении про­блем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Личностные: применяют пра­вила делового сотрудничества; сравнивают раз­ные точки зре­ния; оценивают собственную учебную дея­тельность; выра­жают положи­тельное отноше­ние к процессу

3

Древний Восток

18

Познавательные: выяв­ляют особенности и при­знаки появления древ­нейших государств.

Регулятивные: удержи­вают цель деятельности до получения ее резуль­тата; осуществляют са­мостоятельный контроль своей деятельности

Коммуникативные: оформляют диалогичес­кие высказывания, пони­мают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют дей­ствия с партнером, всту­пают в коллективное учебное сотрудничество.

Личностные: оценивают, ана­лизируют и ха­рактеризуют эмоциональное состояние и чув­ства окружаю­щих, строят свои взаимоотноше­ния с их учетом

4

Древняя Греция

20

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответ, выяв­ляют особенности и при­знаки объектов; приво­дят примеры в качестве доказательства выдви­гаемых положений.

Регулятивные: прини­мают и сохраняют учеб­ную задачу; самостоя­тельно выделяют и фор­мулируют цель; состав­ляют план действий

Коммуникативные: участвуют в коллектив ном обсуждении про­блем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера, допускают существова­ние различных точек зрения.

Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. сохраняют моти­вацию учебной деятельности; проявляют инте­рес к новому учебному мате­риалу; выражают положительное отношение к про­цессу познания; адекватно пони­мают причины успешности/ неуспешности учебной деятель­ностия

5

Древний Рим

18

Познавательные: выяв­ляют особенности и при­знаки объектов; приво­дят примеры в качестве доказательства выдви­гаемых положений.

Регулятивные: прини­мают и сохраняют учеб­ную задачу; самостоя­тельно выделяют и фор­мулируют цель; состав­ляют план действий

Коммуникативные: участвуют в коллектив ном обсуждении про­блем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Личностные: Применяют пра­вила делового сотрудничества; сравнивают раз­ные точки зре­ния; оценивают собственную учебную дея­тельность; выра­жают положи­тельное отноше­ние к процессу познания

6

Итоговое повторение

1

Познавательные: вос­производят по памяти информацию, необходи­мую для решения учеб­ной задачи; формулиру­ют ответы на вопросы учителя.

Регулятивные: плани­руют решение учебной задачи, выстраивают ал­горитм действий; кор­ректируют деятельность, вносят изменения в про­цесс с учетом возникших трудностей

Коммуникативные: принимают другое мне­ние и позицию, допус­кают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Личностные: выражают свою позицию на уров­не положитель­ного отношения к учебному про­цессу; проявляют учебно-познава­тельный интерес к новому мате­риалу и способам решения новой задачи

7

Повторение изученного материала

После каждого раздела

8

Всего

68



Календарно-тематическое планирование по Истории 5 класс

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА «ИРИДА»







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



По Всеобщей истории ( истории древнего мира)_





Класс ___5________



Учитель Еремина Е.А.__



Количество часов:

всего _68_____ часов;

в неделю _2___ часа ;

№ урока

Дата

Раздел, тема и тип урока


Элементы

Содержания урока

Вид

Контроля, самостоятельной деятельности

Кол.

Час.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

план

факт


1

2

3

4


5


6

7

8

Раздел 1.Что изучает история (6 часов)

1

2.09


Что изучает история?

Предмет истории, вспомогательные исторические дисциплины

Опрос

1

Заинтересовать учащихся учебным предметом.


Исторические периоды, исторические источники, факты, дописьменная история, письмен. история

2


5.09

Как работать с учебным материалом по истории

Порядок изучения истории, как работать с учебником истории

Индивидуальная работа

1

Осмысление учащимися понятий: наша эра, до нашей эры, столетие, год, век.

Заинтересовать учащихся учебным предметом. Лента времени, летоисчисление. Раскопки, историческая карта, план

Научить работать с учебником по истории


3


9.09


Ход времени и способы его измерения. Счет лет в истории

Для чего используется хронологическая последовательность, различать понятия: наша эра, до нашей эры .

Групповая работа, составление генеалогического древа

1

Осмысление учащимися понятий: наша эра, до нашей эры, столетие, год, век.

Заинтересовать учащихся учебным предметом. Лента времени, летоисчисление.

4


12.09


Географические названия - свидетели прошлого

Как возникают названия, названия стран

фронтальный опрос

1

Осмысление происхождения стран, городов

Область, город, поселок, село

5


16.09


История России -часть Всеобщей истории

Российская государственная символика

Фронтальный опрос

1

Историю нашего государства и Всемирную историю рассматривать как единое целое.

6


19.09


Вспомогательные исторические дисциплины.

Что значит родословие, что такое генеалогия

Фронтальный опрос

1

Осмыслить происхождение своей семьи, поколения. Раскопки, историческая карта, план


Раздел 2. Жизнь первобытных людей(5 часов)

7


23.09


Первые люди

1.Древнейшие предки
человека.2.Орудия труда.3Занятия и жилища.4.Овладение огнем

Опрос дом задания

1

Сформировать представление о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах выделения его из животного мира.

Археология. Этнография. Каменный век. Орудия труда

8

30.09


«Человек разумный»

1.Неандертальцы.

2.Современный человек.

3.Изобретение лука
и стрел.

4.Род и племя

Индивид. работа, опрос д/з по вопросам учебника

1

Определить причины, по которым людям удалось выжить в ледниковое время.

Неандерталец Род.

Родовая община. Племя

9

3.10


Возникновение искусства и религии

Знания первобытных
людей.2.Представления об окружающем мире.3.Зарождение примитив­ных религиозных верований

Индивидуал. Работа, опрос дом задания, по вопросам учебника

1

Дать понятие о том, что появление религиозных верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей.

Магия. Амулет. Миф. Род, Скульптура. Религиозные верования

10

7.10


Первобытные земледельцы и скотоводы

1.Первые земледельцы и скотоводы. 2. Изобретение ткацкого станка и керамики.

Групповые формы работы с учеб материалом и ответы на вопросы учителя

1

Сформировать у учащихся представление о том, что скотоводство и земледелие - величайшее открытие человечества, приведшие к созданию надёжных источников питания. Гончарное дело, мотыжное земледелие, родовая община

11

10.10


Возникновение неравенства между людьми

1.Соседская ощина.2. Наступление века металлов. 3. Появление нового общества

Групповые формы работы с учеб материалом и ответы на вопросы учителя

1

Формирование у учащихся представления о процессе возникновения неравенства.

Ремесленники. Соседская община, соплеменники, знать ,дружина, города, святилища

Раздел 3. Древний Восток (18 часов)

12

14.10


Государство на берегах Нила

1.Природа Древнего Египта. 2.Хозяйственная деятельность древних египтян. 3. Образование государства Древний Египет.

Опрос домашнего задания

1

Дельта, дамба, ирригация. Первые цивилизации.

13

17.10


Население Древнего Египта

1.труд зеледельцев.2.система каналов.3.в гостях у египтянина.4.ремесла и объмен.5. писцы собирают налоги.

Опрос домашнего задания

1

Формирование представления о труде основных представителей на Древнем Востоке - крестьян-общинников

Фараон, крестьяне, ремесленники

14

21.10


Жизнь египетского вельможи

1.Вельможи и чинов­ники.2.Жрецы.3. Воины.

Опрос домашнего задания

1

Подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало, прежде всего, в интересах государственных служащих: от вельмож до низших чиновников и надсмотрщиков.

Жрецы. Святилище. Ритуалы.

15

28.10


Военные походы фараонов

1.египетское войско.2.завоевания египтян.3. результаты военных походов

Опрос домашнего задания

1

Определить одну из важнейших функций древневосточного государства - ограбление соседних народов - и показать, что агрессивная политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население. Колесница, пехотинцы

16

31.10


Религиозные верования в Древнем Египте.

1.Боги Древнего Египта 2.Миф об Осирисе.3.Представления о загробном мире.4.Почитание животных

Опрос по вопросам учебника

1

Показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии; дать представление о жречестве как о важнейшей опоре фараонов. Бог. Многобожие. Бальзамирование

17

11.11


Искусство Древнего Египта

1. Письменность. 2. Научные знания. 3. Образование. 4. Искусство Древнего Египта

Опрос по вопросам

1

Раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египет Иероглифы. Рельеф. Архитектура. Храм, скульптура, пирамиды.

18

14.11


Обобщающе- повторительный урок

1

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.

19

18.11


Древние госу­дарства Перед­ней Азии . Древнее Дву­речье. Шумер и Аккад.

1.Страна двух рек.2.Ирригационное земледелие.3.Культовые сооружения шумеров.4.Клинопись

Групповые формы работы

1

Познакомить учащихся с историей Месопотамии, где возникла столь же древняя и развитая, как в Египте, земледельческая цивилизация. Междуречье, или Двуречье, Шамаш, клинопись, глиняные таблички.

20

21.11


Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1.Вавилонское царство
при царе Хаммурапи. 2.Религиозные верования
вавилонян. 3.Чудеса Вавилона

Опрос домашнего задания по вопросам

1

Показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства; подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи, защищая в этих законах интересы широких слоёв населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев.

Аренда, ростовщик,закон

21

24.11


Финикийские мореплаватели

1. Природные условия и хозяйственная деятельность. 2. Первые мореплаватели. 3. Открытия и изобретения финикийцев. 4. Финикийский алфавит

Групповые формы работы

1

Познакомить учащихся с финикийцами, как народом, создавшим древнейший алфавит, добившимся успехов в мореплавании и торговле, основавшим Карфаген и оказавшим сопротивление войскам Александра Македонского. Колонии

22

28.11


Библейские сказания

Древнееврейское царство и его правители

1.Древние евреи.2.Представление о Библии и Ветхом завете.3.Иосиф и его братья

1. Природные условия. Борьба с филистимлянами. 2.Древнееврейское царство

Групповые формы работы

1

Познакомит ребят с историей древнего народа, который стал родоначальником религии, основанной на единобожии; развивать умения работы с исторической картой. Сформировать целостное представление о причинах появления государственности у древних евреев и о вкладе в его укрепление и становление. Древние евреи, Библия, Ветхий завет, Новый завет

Скрижали. Царь Давид. Царь Соломон

23

2.12


Ассирийская держана

Местоположение и природные условия. 2. Ассирийское войско. 3. Отношение Ассирии к населению покоренных областей и стран. 4. Падение Ассирии

Опрос по параграфу

1

Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, и установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы - Ассирии. Железо, держава.

24

5.12


Персидская держава

1.Создание Персидской
державы. 2.Персидская держава при Дарий I. 3.Персидская армия. 4.Религиозные верования
персов

Групповые формы работы

1

Сформировать обобщённое представление об этапах формирование Персидской державы и причинах столь долгого существования довольно непрочного государственного объединения.

Сатрапии

25

9.12


Природа и люди Древней Индии

1.Местоположение и при­рода. 2.Древнейший период
в истории Индии. 3.Арии.

Групповые формы работы

1

Закрепить знания учащихся об общих закономерностях складывания государственности у различных народов, в том числе и в Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности, сложившуюся отчасти под культурным влиянием Передней Азии. Индия, Ганг, Инд, Гималаи

26

12.12


Индийские касты

1.Индуизм. 2.Учение Будды. 3. Миф о происхождении каст

Групповые формы работы

1

Сформировать представление о сословном делении, существовавшим во всех обществах древнего мира. Индуизм. Карма. Буддизм. Касты. Брахманы.

27

16.12


Древний Китай.

Первые правители.

1.Местоположение и природные условия.

2.Образование единого
Китайского царства.

3.Правление династии Цинь.

.4.Конфуций - самый зна­менитый мудрец Древнего
Китая. 5.Открытия и изобретения
древних китайцев.

Групповые формы работы

1

Сформировать представление о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей.

28

19.12


Учение Конфуция. Образование единого государства

1.Образование единого
Китайского царства. 2.Правление династии
Цинь.3.Народные восстания в Китае.

Групповые формы работы

1

Сформировать представление о причинах объединения Китая, о причинах самого крупного в истории Древнего Востока народного движения и его последствиях.

Гунны, Великая Китайская стена. Император Цинь. Шихуанди.

29

23.12


Повторение темы «Египет и Древняя Азия»

1

Осознать вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира.

Раздел 4. Древняя Греция. (19 часов)

30

26.12


Природа Греции и занятия древних греков

1.Балканский полуостров,
его природа.2.Занятия древних греков.3Древние греки и море. 4.Критское государство
древнейшее государство в Европе.

Групповые формы работы

1

Сформировать представление о совсем ином, сравнительно со странами древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия населения.

Северная Греция. Средняя Греция.

Южная Греция (Пелопоннес) Миф. Световой колодец. Минотавр.

31


Микены и Троя

1.Микены и Троя.2. Поход на Трою. 3.Вторжние дорийцев в Грецию

Опрос домашнего задания по вопросам учебника

1

Познакомит учащихся с древнегреческими мифами, посвящёнными событиям Троянской войны, подвести к пониманию того, что мифы являются важнейшим источником по истории Греции и необходимы для понимания истории и мировой культуры Ахейцы. Дорийцы.

32


«Илиада» и «Одиссея»: правда и вы­мысел

1.Древние певцы и сказатели. Гомер.2.Основное содержание
поэм «Илиада и «Одиссея».3.Генрих Шлиман и его от­крытия

Индивидуальные задания

1

Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов. Иллион. Троя

33


Верования древ­них греков

1.Греческие боги.2.Религиозн. церемонии.3.Боги и люди

Опрос, по вопросам учебника, индивидуальные задания по карточкам

1

Жрец. Храм. Религиозная церемония. Герои

34


Земледельцы Аттики теряют свободу

1. Аттика к началуVII Iв. до н.э..2.Развитие хозяйства и рабовладения. 3.Законы Дракона

Групповые формы работы

Индивидуальные задания

1

Продолжить знакомство с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции, показать, как в Аттике сплочённая борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства. демос, граждане, народное собрание, демократия, ареопаг, архонты.

35


Зарождение демократии в Афинах

1.Демократические законы Солона.2.Перемены в управлении Афинами.3.Создание выборного суда.

Опрос домашнего задания по вопросам учебника

1

Объяснить, что только под влиянием совместной борьбы крестьянства и городского демоса в Афинах были проведены реформы, в результате которых произошла демократизация политического строя: значительные слои свободного населения были допущены к управлению и к службе в войске. Реформы Солона

36


Древняя Спарта

1. Спарта и ее жители.

2. Ликург и его законы.

3. Воспитание спартанцев

Опрос по вопросам, индивидуальные задания

1

Подвести учащихся к пониманию того, что Греция в Древности не была объединена одной властью. Илоты. Спартиаты (спартанцы).

37


Основание греческих колоний

1.Основание греческих колоний.2.Последствия греческой колонизации

Опрос по вопросам, индивидуаль-ные задания

1

Знакомство с важнейшим явлением в истории Греции - колонизацией 8-6 вв. до н.э. и её причинами. Колонии

38


Олимпийские игры

1. Место Олимпийских игр в жизни греков.

2. Основные состязания.

3. Награждение

победителей

Групповые формы работы

Индивидуальные задания

1

Сформировать представление о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими играми, которые носили общеэллинский характер, способствующий сближению свободного населения городов-государств Греции. Священный мир. Стадион. Атлет

39


Греко-персидские войны

1.Причины и начало греко-персидских войн. 2.Марафонское сражение

Опрос по вопросам, индивидуальные задания

1

Дать знания о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков, которые защищали свою родину и свободу. Марафон, экспансия, стратег.

40

В гаванях афинского порта Пирей

1.Рост могущества и богадства Афин.2. Граждане и негражданское население Афин.

Опрос по вопросам, индивидуальные задания

1

Раскрыть противоречивый и ограниченный характер афинской демократии: с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения, другой - демос, стоящий у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам. Граждане, метеки, пошлина

41

В городе богини Афины

1.район гончарных мастерских2.Главная площадь Афин.3 На вершине Акропоя

Групповые формы работы

Индивидуальные задания

1

Сформировать представление о том, что 5-6вв. до н.э. время не только рабовладения, но и победы демократии в большинстве греческих государств, что привело к подъёму и расцвету эллинской культуры, что всё свободное население Греции активно участвовало в создании культурных ценностей, в формировании эстетических взглядов, что определяет гуманистическое содержание древнегреческой культуры.

42

В афинских школах и гимнасиях

1.Рабы педагоги. 2. Кто и чему учился в школах

Опрос по вопросам, индивидуальные задания

1

Дать понятие о том, что греческие школы ставили целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы выше личных. Стиль, палестра, педагог.

43

Рождение театра. Театральные представления.

Происхождение театра и его устройство.2. Как происходили театральные представления? 3.Великие поэты Греции

Опрос по вопросам, индивидуальные задания

1

Сформировать представление о том, что театр зародился в Греции и стал наиболее массовым и любимым видом искусства. Раскрыть одну из задач театрального искусства - быть школой воспитания высоких гражданских чувств. Трагедии, комедии. Театрон

44

Афинская демократия при Перикле

1.Афинское народное собрание. 2.Афины при Перикле

Опрос по вопросам, индивидуальные задания

1

Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин. Демократия

45

Греция

и Македония в IV в. до н. э.

1.Пелопоннесская война
и ослабление греческих
полисов.

2. Укрепление Македонии
при царе Филиппе.

3. Македонская армия.

4.Подчинение Греции
Македонии

Опрос по вопросам, индивидуальные задания

1

Объяснить причины упадка Греции, которые, в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией. Македонская фаланга

46

Завоевания Алек­сандра Македонского и их последствия

1.Начало правления Александра Македонского.

2.Начало Восточного
похода.

3.Поход в глубь Азии

Индивидуальная и фронтальная формы работы

1

Сформировать представление у учащихся о том, что македонские завоевания имели целью создать «мировую державу» и привели к созданию новых греко-македонских государств, которые вплоть до средних веков имели единый путь развития.

47


Основание Александрии

1.Александрия Египетская.

2.Фаросский маяк.

3.Великие ученые Александрии

Индивидуальная и фронтальная формы работы

1

Охарактеризовать достижения эллинистической культуры, которая была создана благодаря объединению научных знаний, практических навыков, художественных приёмов греков и восточных народов.

48


Обобщающе -повторительный урок по теме «Древняя Греция»

1

Проверить, как усвоен материал по истории Древней Греции

Раздел 5. Древний Рим. (17 часов)

49

Древняя Италия и начало города Рима

1.Местоположение,
природа Аппенинского
полуострова.2.Италики.

3.Основание Рима. Легенда о Ромуле и Реме.

4.Ромул - первый римский
царь.

5.Похищение сабинянок

Опрос по вопросам, индивидуальные задания

1

Познакомить учащихся с легендой об основании Рима, с общественным строем, выделить природные факторы, оказавшие влияние на экономическое и социально-политическое развитие Древней Италии. Патриции, плебеи

50


Завоевание Римом Италии

1.Возикновение республики.2.Военные победы римлян и их итоги

Индивидуальная и фронтальная формы работы

1

Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики; доказать, что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер. Республика

51


Устройство Римской республики

1.Борьба патрициев и плебеев.2.Господство аристократии.3.Римское войско

Опрос по вопросам, индивидуальные задания

1

Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики, доказав что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер Консулы, легионы.

52


Рим и Карфаген.

1. Первая Пуническая
война (264-241 гг. до н. э.)

2. Начало Ганнибаловой
войны.

3.Битва при Каннах.

4.Завершение Ганнибало­вой войны.

5.Третья Пуническая война (149-146 гг до н.э.)

Опрос по вопросам, индивидуальные задания

1

Познакомить с причинами, основными событиями и итогами Пунических войн, объяснив, что оба государства вели несправедливые войны.

53


Завоевания Рима на Востоке

1.Рим и Македония. «Сво­бода Греции».

2. Антиох III. Римляне
в Азии.

3. Покорение Греции.

4.Римские провинции 5. Разрушение Карфагена

Опрос по вопросам, индивидуальные задания

1

Рассмотреть дальнейшее развитие римской агрессии и превращение Рима в Хозяина всего Средиземноморья. Триумф, империя провинция

54


Рабство в Древнем Риме

1.Причины обилия рабов в Риме и жестогого обращения с ними.2. Применеие труда рабов.

Опрос по вопросам, индивидуальные задания

1

Выяснить причины, почему в Риме появилось огромное количество рабов и использовалась их жестокая эксплуатация. Гладиаторы

55


Начало граждан­ских войн в Риме

1.Причины гражданских
войн.

2.Законы братьев Гракхов.

3.Марий и Сулла.

4.Диктатура Суллы

Работа по карточкам, опрос

1

Рассмотреть причины разорения крестьян во 2 в до н.э. и его последствия. Гражданская война. Гай и Тиберий Гракх. Аграрный закон

56


Восстание Спартака

1.Положение рабов.

2.Восстание Спартака:
причины восстания,
основные события,
причины поражения
восставших

Опрос по вопросам, индивидуальные задания

1

Вольноотпущенник, Спартак.

57


Единовластие Цезаря

1.Первый триумвират.

2.Завоевание Галлии.

3.«Жребий брошен».

4.Диктатура Цезаря.

5.Заговор против Цезаря
и его гибель

Опрос по вопросам, индивидуальные задания

1

Дать знания о том, что победа цезаря за власть объяснялась его личными качествами и поддержкой низов свободного населения Италии, власть же Цезаря в Риме представляла собой военную диктатуру и носила антинародный характер. Триумвират. Гай Юлий Цезарь. Помпей. Красс

58


Установление Римской империи

1. Второй триумвират.

2. Октавиан и Антоний.

3.Рождение Римской
империи

Опрос по вопросам, индивидуальные задания

1

Познакомить учащихся со сменой государственных форм в Риме, с прочным установлением военной монархии при сохранении видимости участия граждан Рима в Управлении государством. Император. Принцепс

59


Соседи Римской империи

1.Образ жизни и верования германцев.2.Предки славянских народов.3.Дороги Римской империи

Опрос по вопросам, индивидуальные задания

1

Уметь:

- показывать на историче­ской карте территорию Римской империи;

- описывать жизнь соседей Римской империи;

- анализировать деятельность Октавиана и раскрывать особенности его правления. Гермацы,славяне.

60


В Риме при императоре Нероне

1.Правление иператора Нерона

Опрос по вопросам, индивидуальные задания

1

На примере правления императора Нерона доказать постулат, что неограниченная власть портит и развращает правителя государства. Диктатор

61


Первые христиане и их учение

1.Предпосылки возникно­вения христианства.

2. Иисус Христос.

3.Христианская церковь.
Гонения на христиан.

4.Император Константин
и победа христианства

Опрос по вопросам, индивидуальные задания

1

Познакомить учащихся с процессом зарождения и развития новой религии, проследить зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий. Проповедовать.

Евангелие. Епископ

62


Расцвет Римской империи во II веке н.э.

1.Изменение в положения в сельском хозяйстве 2. "Лучший из императоров"

Опрос по вопросам, индивидуальные задания

1

Сформировать представление у учащихся о правлении императора Траяна как о «годах редкого счастья», временах последних завоеваний Ри Колоны, рабы с хижинами.

63


«Вечный город» во времена империи и его жители

1.На улицах Рима.

2.На Форуме.

3.В Колизее.

4.В Пантеоне.

5.В термах

Опрос по вопросам, индивидуальные задания

1

Познакомить учащихся с бытом римлян и его Термы, Колизей, Пантеон особенностями.

64



Римская империя при Константине

Император Константин
и победа христианства

Опрос по вопросам, индивидуальные задания

1

Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в правление императора Константина в Римской империи Варвары, епископ..

65



Взятие Рима готами

1.Кризис рабовладельческих отношений. 2. Императорская власть. 3. Великое переселение народов.. 4. Падение западной Римской империи

Опрос по вопросам, индивидуальные задания

1

Познакомить учащихся с событием в мировой истории, которое называют Падение Западной Римской империи и, которое было вызвано как внутренними, так и внешними причинами

66-68



Обобщающие урок

3

Проверить, как усвоен материал по истории Древнего Рима



















© 2010-2022