Рабочая программа по истории 7 класс

Программа разработана на основе авторской программы по новой истории Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной Л.М. Новая история, М.: Просвещение, 2009 , а также авторской программы Черниковой Т.В., написанной к линии учебников по истории России для основной школы.На изучение данного предмета отводится 2 часа в неделю, что при 35 учебных неделях в 2016–2016 учебном году составляет 70 часов.
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа предполагает изучение курса истории в 7 классе общеобразовательной школы. Программа разработана на основе авторской программы по новой истории Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной Л.М. Новая история, М.: Просвещение, 2009 для общеобразовательных учреждений и Федерального компонента государственного стандарта общего образования. А также авторской программы Черниковой Т.В., написанной к линии учебников по истории России для основной школы (6 класс - Черникова Т. В. История России с древнейших времен до XVI века; 7 класс - Черникова Т. В. История России. XVII-XVIII века; 8 класс - Ляшенко Л.М. История России. XIX век; 9 класс - Волобуев О. В., Журавлев В. В., Ненароков А. П., Степанищев А. Т. История России. XX - начало XXI века)

Рабочая программа по истории для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г.;

  • Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 36 г. Шахты для 7 класса.

  • Авторских программ Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной Л.М. и Черниковой Т.В.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Юдовской А.Я. и Ванюшкиной Л.М. по новой истории.

В состав УМК входит:

  • Юдовская А.Я. Новая история 1500 - 1800: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.

  • Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории 1500 - 1800. 7 класс. М.: Просвещение, 2009. Вып. 1,2.

  • Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки по Новой истории. 7 класс. М.: Просвещение,2009

По истории России программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Черниковой Т.В.

В состав УМК входит:

  • История России IX-XX вв.: Программы для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Черникова Т.В., Ляшенко Л.М., Володуев О.В. и др.: Дрофа, 2009.

  • Учебник История России, XVII-XVII века, 7 класс, Черникова Т.В., Сахаров А.Н.: Дрофа, 2009.

  • История России. XVII-XVIII века. 7 класс: Рабочая тетрадь. Черникова Т.В.: Дрофа, 2009.

  • История России. XVII-XVIII века. 7 класс. Методическое пособие к учебнику Т.В. Черниковой. Саплина Е.В. .: Дрофа, 2009.

  • CD История России.7 класс. Мультимедийное приложение к учебнику Черниковой.

Учебник входит в федеральный перечень учебников на 2016/2017 учебный год. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253).

На изучение данного предмета отводится 2 часа в неделю, что при 35 учебных неделях в 2016-2016 учебном году составляет 70 часов.

В данной рабочей программе тематическое планирование (по содержанию и количеству часов) полностью соответствует авторским программам.

Главная цель изучения истории в основной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности. Курс ставит своей целью формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России, стран Европы и Америки и традиционных обществ в период новой истории.

Предметные цели изучения учащимися истории в 7 классе включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

  • Знать хронологию, работу с хронологией;

  • Знать исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

  • Работать с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

  • Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

  • Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

  • Приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

  • Уметь соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • Уметь работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • Уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • Уметь показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • Уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • Уметь соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • Уметь объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

  • Уметь применять знания и умения в общении, социальной среде:
    применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • Уметь способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

  • Уметь применять знания и умения в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Метапредметные цели изучения истории выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

К важнейшим личностным целям изучения истории относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

  • Владеть целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • Владеть пониманием исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • Владеть опытом оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • собственными суждениями об историческом наследии народов России и мира;

  • Владеть нормами социального поведения;

  • Владеть способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • Владеть ориентирами для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • Владеть чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.

Общая характеристика учебного предмета. История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.

Основу курса истории составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

  • изменение характера экономических отношений;

  • формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность);

  • проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, - человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта.

На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Место учебного курса в учебном плане. Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 36 г. Шахты на 2016-2017 учебный год на изучение предмета «История древнего мира» в 5 классе отводится 2 учебных часа в неделю при 35 учебных неделях и того 70 часов в год. Программой предусмотрено 68 часов и 2 часа резерва.

Программе курса «Всеобщей истории» составлена в соответствии с рабочими программы к предметным линиям учебников Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной Л.М. и Черниковой Т.В.

Курс истории в 7 классе предполагает комбинированное изучение истории России (40 часов) и истории Нового времени (30 часов).

При изучении истории России информация разбивается на 4 блока. Завершение каждого блока подразумевает проведение повторительно-обобщающего урока и контрольной работы. По окончанию курса Отечественной истории подразумевается проведение итоговой контрольной работы. Итого 5 контрольных работ.

Контрольная работа «Смутное время»

Контрольная работа « «Бунташный» век»

Контрольная работа «Эпоха Петра I»

Контрольная работа «Российская империя в 1725-1796 гг.»

Итоговая контрольная работа «Россия в к.XVI - XVIII вв.»

При изучении истории Нового времени информация разбивается на 4 блока. Завершение каждого блока подразумевает проведение повторительно-обобщающего урока и контрольной работы. По окончанию курса истории Нового времени подразумевается проведение итоговой контрольной работы. Итого 5 контрольных работ.

Контрольная работа «Европа и мир в начале нового времени»

Контрольная работа «Первые революции нового времени. Международные отношения»

Контрольная работа «Эпоха просвещения»

Контрольная работа «Традиционные общества в ранее новое время»

Итоговая контрольная работа «Что изучает история раннего нового времени».

Содержание тем учебного предмета

История нового времени

Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.

Великие географические открытия и их последствия

Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.

Эпоха Возрождения.

Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт.

Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв.

Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновения мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.

Реформация. Утверждение абсолютизма

Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.

Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII.Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V.

Тридцатилетняя война и Вестфальская система.

Первые буржуазные революции.

Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики.

Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».

Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения. Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.

Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II.

Семилетняя война.

Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г.

Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат.

Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот.

Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы.

Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.

История России

Россия на рубеже XVI-XVII вв.

Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В.

Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский.

Россия в первой половине XVII в.

Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.

Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка.

Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.

Россия во второй половине XVII в.

Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум.

Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич.

Отмена местничества.

Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь.

Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкиеотношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.

Русская культура XVII в.

Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.

Преобразования Петра Великого (конец XVII - первая четверть XVIII в.)

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К. Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.

Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.

Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть - середина XVIII в.)

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.

Россия во второй половине XVIII в.

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев. Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.

Русская культура второй половины XVIII в.

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М. В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.

Тематическое планирование. Приложение 1.

Система оценки достижения планируемых результатов. Формами контроля являются: индивидуальный, групповой, фронтальный.

- индивидуальный:

  • письменный (письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий), домашние, проверочные, контрольные, творческие работы, письменные ответы на вопросы теста, сочинения, диктанты);

  • устный (устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме устного высказывания, рассказа, беседы);

  • комбинированный (предполагает сочетание письменных и устных форм контроля).

- фронтальный (письменный зачет, контрольная работа, самостоятельная работа).

Тексты для контроля усвоения учащимися программного материала предлагаются из методических пособий предлагаемых УМК.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

Работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Оценка тестовых работ

Тесты, состоящие из 5-10 вопросов используются после изучения материала урока. Тест из 10-15 вопросов используется при проведении контроля знаний учащихся после изучения определенной темы. Тест из 20-30 вопросов используется для итогового контроля. Для каждого вида тестов разрабатывается или используется готовая шкала оценивания.

Контрольные работы:

В рамках курса предусмотрены повторительно-обобщающие уроки с тематическим контролем, а также промежуточные тестирования. Организация текущего и промежуточного контроля знаний учащихся предусматривает проведение самостоятельных, контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой форме.

При изучении истории России информация разбивается на 4 блока. Завершение каждого блока подразумевает проведение повторительно-обобщающего урока и контрольной работы. По окончанию курса Отечественной истории подразумевается проведение итоговой контрольной работы. Итого 5 контрольных работ.

Контрольная работа «Смутное время»

Контрольная работа ««Бунташный» век»

Контрольная работа «Эпоха Петра I»

Контрольная работа «Российская империя в 1725-1796 гг.»

Итоговая контрольная работа «Россия в к.XVI - XVIII вв.»

При изучении истории Нового времени информация разбивается на 4 блока. Завершение каждого блока подразумевает проведение повторительно-обобщающего урока и контрольной работы. По окончанию курса истории Нового времени подразумевается проведение итоговой контрольной работы. Итого 5 контрольных работ.

Контрольная работа «Европа и мир в начале нового времени»

Контрольная работа «Первые революции нового времени. Международные отношения»

Контрольная работа «Эпоха просвещения»

Контрольная работа «Традиционные общества в ранее новое время»

Итоговая контрольная работа «Что изучает история раннего нового времени» .

Условия реализации программы курса.

  1. Основная и дополнительная литература по курсу;

  2. ТСО (компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска);

  3. Электронные образовательные ресурсы:

- pish.ru/ - Преподавание истории в школе. Электронная версия научно-методического и теоретического журнала (статьи и методические разработки уроков и внеклассных мероприятий по ис-тории, обществознанию и основам права;

- festival.1september.ru/subjects/7/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по истории;

  1. Наглядные пособия, таблицы (исторические и контурные карты).

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Выпускник научится:

    • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

    • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизации и др.;

    • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

    • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

    • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

    • раскрывать характерные, существенные черты:

  • а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время;

  • б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);

  • в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

    • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

    • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

    • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

  • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

  • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

  • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;

  • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

Тематическое планирование. Приложение 1


№ п/п

Дата

Наименование раздела

Тема урока

Форма и вид контроля

Планируемые результаты (предметные)

Д/З

Планируемая

Фактическая

История России

Глава 1. Смутное время

1



Царствование Федора Иоанновича

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок изучения нового материала.. Рассказать о царствовании Федора Иоанновича - последнего царя династии. Осветить аспекты внутренней и внешней политики.

Учащиеся должны:

- знать особенности внутренней и внешней политики царя Фёдора Ивановича.

- уметь выделять последствия пресечения династии Рюриковичей.

- уметь объяснять значение учреждения патриаршества

- иметь представление о торговых и культурных связях России со странами Западной Европы на рубеже веков..

§1

Задания РТ

2



Царствование Бориса Годунова

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Рассказать о назревавших в обществе проблемах и противоречий в начале XVII в. Рассказ и разбор основных событий в правление Б.Годунова. Предпосылки и причины окончательного оформления крепостного права

Учащиеся должны:

- знать причины обострения социально-экономических противоречий в начале XVII в.

- уметь выделять основные цели, которые преследовали Польша и Швеция, вторгаясь на территорию России.

- уметь объяснять предпосылки и причины оформления крепостного права;

§2

Задания РТ

3



Правление Лжедмитрия I

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Работа с исторической картой. Беседа о причинах смуты. Версии о появлении самозванца. Рассказать о правлении Лжедмитрия I. Роль Польши и Швеции

Учащиеся должны

- уметь объяснить династические, социальные и международные причины Смуты

-уметь объяснить и раскрыть понятие самозванства

- знать версии о самозванце

-знать особенности внутренней и внешней политики

- знать причины падения династии Годуновых

- уметь показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия

§3

Задания РТ

4



Царствование Василия Шуйского

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Работа с исторической картой. Рассказать о правлении В.Шуйского. Цели правления и сотрудничество со Швецией. Причины и ход восстания Болотникова.

Учащиеся должны:

- знать основные события правления Василия Шуйского

- представлять основные цели правления

- знать причину, ход и итог восстания под предводительством Болотникова

§4

Задания РТ

5



Начало иностранной интервенции. Первое ополчение

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Работа с исторической картой. Цели, состав и руководитель первого ополчения. Обсуждение причин неудач.Рассказать и обсудить ход и значение борьбы против иностранных интервентов.

. Учащиеся должны:

- раскрыть и объяснить понятие интервенции.

- объяснять значение освободительной борьбы против польских и шведских интервентов

- знать о событиях гражданской войны и польско-шведской интервенции в России,

- знать о причинах неудач Первого ополчения.

§5

Задания РТ

6



Второе ополчение. Конец смуты

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Работа с исторической картой. Рассказ о завершающем этапе периода смуты. Деятельность второго ополчения. Рассказать о его составе и руководителях. Рассказ о преодолении смуты и избрании нового царя.

Учащиеся должны:

- иметь представление о деятельности организаторов и участников Второго ополчения и её результатах.

- знать причины установления в России новой династии

иметь представление о периоде «семибоярщины»

- выяснить уроки и последствия Смутного времени для России, как православная церковь содействовала борьбе с иноземными захватчиками

§6

Повторение §1-6

Задания РТ,

Подготовка к контрольной работе

7



Повторительно-обобщающий урок

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Контрольная работа «Смутное время». Систематизация знаний и навыков.

Учащиеся должны:

- уметь свободно оперировать основными понятиями раздела.

- уметь давать характеристику внутренней политики и историческим деятелям

- характеризовать основные положения раздела, анализировать, делать выводы

- высказывать собственную точку зрения

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

- работать с текстом учебника по заданиям;

- работать с исторической картой



Глава 2. «Бунташный XVII век»

8



Царствование Михаила Романова

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок изучения нового материала. Работа с исторической картой.

Обсудить с учащимися последствия Смуты и возможности их ликвидации. Рассказать о воцарении новой династии на престоле, связи царя с Патриархом Филаретом. Восстановление страны. Обсудить необходимость и условия соглашений с Речью Посполитой и Швецией.

Учащиеся должны:

- иметь знания о внешней

и внутренней политике Михаила Романова

- иметь знания о причинах необходимости закрепления на берегах Азовского моря

- уметь правильно показывать на карте исторические объекты

§7

Задания РТ

9



Царствование Алексея Михайловича

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Работа с текстом исторического документа. Рассказ о внутренней и внешней политики Алексея Михайловича. Принятие Соборного уложения. Указать изменение тенденций в управляющем аппарате.

Учащиеся должны:

- иметь представление о внешней и внутренней политике Алексея Романова

- иметь представление о причинах и последствиях Соляного бунта.

- иметь представление о причинах и последствиях принятия «Соборного уложения».

§8

Задания РТ

10



Воссоединение Украины с Россией

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Работа с исторической картой. Рассказ об освободительной борьбе украинского народа. Личность Б.Хмельницкого. Значение Земского Собора 1653 года. Смоленская война.Русско-польская война 1654-1667 гг. Обсудить условия и итоги Андрусовского перемирия.

Учащиеся должны:

- иметь представление о внешнеполитических задачах России в 17 веке и их решениях

- уметь рассказать о причинах и ходе борьбы украинского народа с польским господством

- уметь проанализировать и обсуждать итоги и значения русско-польской войны 1654-1667 годов

-знать условия Андрусовского перемирия.

§9

Задания РТ

11



Раскол

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный.

Рассказать о положении и состоянии церкви после Смуты. Патриарх Никон и его реформы. Объяснить сущность понятия Церковный раскол. Личность протопопа Аввакума, его убеждения. Церковный собор 1666-1667 гг.

Учащиеся должны:

- иметь представление о взаимоотношениях власти и церкви в России, а также церкви и общества

- знать о причинах и последствиях церковного раскола

- характеризовать сущность церковного раскола и личности исторических деятелей

- высказывать и аргументировать своё мнение по поводу изучаемых событий.

§10

Задания РТ

Творческое задание - сочинение-эссе Исторический портрет Никона

12



Народные восстания в XVII веке

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Рассказать о причинах и особенностях народных волнений. Городские восстания, выступление старообрядцев, восстание С. Разина.

Учащиеся должны:

- иметь представление о целях, причинах, последствиях и неудачах народных восстаний второй половины 17 века.

- определять особенности народных выступлений; делать выводы.

§11

Задания РТ

Составить сравнительную таблицу

13



Внешняя политика России. Дальнейшая колонизация Сибири и Дальнего Востока.

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Работа с исторической картой. Обозначить учащимся основные направления и события внешнеполитической жизни страны в рассматриваемый период. Россия и речь Посполитая. Смоленская война. Русско-польская война 1953-1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676-1681 гг. Крымские походы. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в.Окончательное присоединение Сибири.

Учащиеся должны:

- иметь представление о внешнеполитических задачах России в 17 веке и их решениях

- уметь характеризовать направления внешней политики рассматриваемого периода

- иметь представление о дальнейшем освоении Сибири и Дальнего Востока.

§12

Задания РТ

14



Наследники Алексея Тишайшего

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Рассказ о наследниках престола. Борьба за власть между наследниками. Михаил, Федор, Иван. Софья, Петр. Рассказать об основных вехах правления Федора Алексеевича. Двоевластие и регентство Софьи.

Учащиеся должны:

- знать основные тенденции борьбы за власть после смерти Алексея Михайловича

- уметь характеризовать и подводить итоги правления Федора Алексеевича

- уметь рассказать о причинах возникновения двоецарствия и регентства на российском престоле

- знать чем и когда закончилось двойное правление.

§13

Задания РТ

15



Хозяйство России в XVII веке.

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный.

Рассказать о тенденция в хозяйственных отношениях в XVII веке. Охарактеризовать основные категории городского населения и их положение в рассматриваемый период. Дать характеристику развитию торговых отношений.

Учащиеся должны:

- знать основные особенности экономической и социальной политики XVII века

- давать характеристику основным сословиям российского общества

- иметь представление о новых явлениях в экономике России в первой половине 17 века

- видеть тенденцию развития экономики и оценивать её с точки зрения политики

§14

Задания РТ

16



Просвещение, наука, литература, искусство XVII века

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный.

Дать характеристику тенденциям в архитектуре, литературе, науке и искусстве. Объяснить усиление светского характера культуры. Осветить и показать архитектурные стили периода. Московское барокко. Шатровый стиль. Новая живопись. Новые научные знания.

Учащиеся должны:

- уметь давать представление о развитии образования, литературы и научных достижениях в 17 веке

- давать представление об уровне развития искусства России 17 века

- дать характеристику различным

видам искусства

- уметь работать с источниками исторической информации, терминологией.

- объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в.

§15-16

Составить обобщающую таблицу

Повторить §7-16

Подготовка к контрольной работе

17



Повторительно-обобщающий урок

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Контрольная работа ««Бунташный XVII век»». Систематизация знаний и навыков

Учащиеся должны:

- уметь свободно оперировать основными понятиями раздела.

- уметь давать характеристику внутренней политики и историческим деятелям

- характеризовать основные положения раздела, анализировать, делать выводы

- высказывать собственную точку зрения

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

- работать с текстом учебника по заданиям;

- работать с исторической картой



Глава 3. Эпоха Петра I

18



Начало царствования Петра I

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок изучения нового материала. Обсудить с учащимися обстоятельства воцарения Петра первого. Азовские походы и Великое посольство.

Учащиеся должны:

- иметь представления о первых годах правления Петра

- иметь представление о причинах и ходе Азовских походов

- знать об итогах Великого посольства

§17

Задания РТ

19



Начало Северной войны. Первые реформы Петра I

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Работа с исторической картой.

Рассказать о создании флота и регулярной армии. Северная война 1700-1721 гг. Начало войны. Рассказать с опорой на историческую карту о первых годах войны, «Нарвской конфузии» и реорганизации армии. Обсудить с опорой на историческую карту возвращение потерянных позиций и ситуацию к 1706 году

Учащиеся должны:

- знать предпосылки и причины Северной войны

- знать события начального этапа войны, основные сражения

- иметь понятие о первых преобразованиях Петра

§18

Задания РТ

20



Народные восстания в эпоху ПетраI

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Рассказать о мотивах, причинах и ходе народных восстаний. Дать объяснение причинам поражения восставших

Учащиеся должны:

- знать характерные черты народных восстаний первой четверти XVIII в.

- объяснять причины народного недовольства и бунтов в царствование Петра 1;

-выяснить причины поражение восставших и их значение;

§19

Задания РТ

21



Реформы Петра I

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Урок изучения нового материала. Работа с историческими документами.

Рассказать о реформах Петра. Обсудить с учащимися значения и последствия реформ для страны.

Учащиеся должны:

- знать основные реформы Петра I в области государственного переустройства

- понимать смысл и последствия экономических и сословных преобразований Петра Первого.

- понимать последствия реформ для дальнейшего развития России, давать им оценку с позиций интересов страны в целом и отдельных сословий

§20

Задания РТ

Эссе на тему «Личность Петра I»

22



§21

Задания РТ

Реферат, презентация на тему: «История основания С.-П.»

23



Внешняя политика России 1705-1725гг

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Работа с исторической картой.

Дать определение основным направлениям внешней политики данного периода.

С опорой на историческую карту рассказать о событиях и основных сражениях Северной войны. Война с Турцией. Персидский поход

Учащиеся должны:

- знать причины, ход и итоги Северной войны

-- определить основные направления внешней политики России;

- характеризовать международную обстановку в которой оказалась Россия в начале 18века

- - характеризовать международную обстановку и ее изменения в течение русско-турецкой войны

-знать предпосылки и итоги персидского похода Петра

§22

Задания РТ

Составить сводную таблицу по внешней политики Петра Первого

24



Культура России в эпоху Петра 1

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Рассказать об основных тенденциях в культурной жизни страны. Обсудить с учащимися европеизацию быта. Господство барокко в архитектуре и живописи.

Учащиеся должны:

- рассказывать о кардинальном изменении всей культурной жизни страны

- оценить новшества в области просвещения и образования, быта,

- определить характерные черты культуры нач. 18 века.

§23-24

Задания РТ

Составить сводную таблицу

Повторить §17-24

Подготовка к контрольной работе

25



Повторительно-обобщающий урок

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Контрольная работа «Эпоха Петра I». Систематизация знаний и навыков

Учащиеся должны:

- уметь свободно оперировать основными понятиями раздела.

- уметь давать характеристику внутренней политики и историческим деятелям

- характеризовать основные положения раздела, анализировать, делать выводы

- высказывать собственную точку зрения

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

- работать с текстом учебника по заданиям;

- работать с исторической картой


Глава 4. Российская империя в1725-1796

26



Начало эпохи Дворцовых переворотов

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны знать:

- причины, обстоятельства и средства дворцовых переворотов в России

- об изменении системы местного самоуправления в изучаемый период.

Учащиеся должны понимать:

- последствия переворотов

Учащиеся должны уметь свободно оперировать основными понятиями периода

§25

Задания РТ


27



Царствование Анны Иоанновны и Ивана Антоновича

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Рассказать учащимся об обстоятельствах воцарения Анны Иоанновны. Подписание кондиций. Характеризовать основные направления деятельности Анны Иоанновны - изменения в государственном управлении, расширении привилегий дворянства, изменения в экономике. Явление «фаворитизм». «Бироновщина»

Учащиеся должны:

- иметь общее представление о внутренней политике правительства Анны Иоанновны

- знать о влиянии фаворитизма на внешние и внутренние дела в государстве.

§26

Задания РТ


28



Царствование Елизаветы Петровны.

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Рассказать о внутренней политике в царствование Елизаветы Петровны. Обсудить реформы в системе управления. Дать характеристику положению крестьян в рассматриваемый период.

Учащиеся должны:

- иметь общее представление о внутренней и внешней политике правительства Елизаветы Петровны,

- знать о влиянии фаворитизма

на внешние и внутренние дела в государстве.

§27

Задания РТ


29



Внешняя политика России в 1730-1761гг.


Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Работа с исторической картой. Рассказать о направлениях и основных событиях внешней политики рассматриваемого периода. Вместе с учащимися дать оценку результатам.

Учащиеся должны знать основные внешнеполитические задачи России того периода, оценивать степень их разрешения.

§28

Задания РТ


30



Царствование Петра III и его свержение

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Рассказать о недолгом, но насыщенном правлении Петра III

Учащиеся должны:

- иметь общее представление о внешней и внутренней политике правительства

- проследить изменения в положении дворянства

- дать характеристику отношениям правительства с церковью

- определить роль дворцовых переворотов в политической истории России 18века;

§29

Составить сводную таблицу по периоду дворцовых переворотов.

Задания РТ


31



Начало царствования Екатерины II

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Рассказать учащимся о принципах правления, построенных на политике Просвещенного абсолютизма. Обсудить отношение Екатерины к сословиям - дворянство, крестьянство, духовенство. Дать сведения о работе Уложенной комиссии и Наказе.

Работа с историческим документом.

Учащиеся должны знать:

- обстоятельства прихода к власти Екатерины II

- основные положения идей Просвещенного абсолютизма

- отношение Екатерины к различным сословиям

- знать обстоятельства созыва и итог деятельности Уложенной комиссии.

§30

Задания РТ


32



Пугачевщина

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Работа с исторической картой. Рассказать о причинах войны. Охарактеризовать Пугачева и его программу. С опорой на историческую карту рассказать об основных этапах борьбы. Обсудить с учащимися значение и последствия войны.

Помочь учащимся осознать причины, цели, движущие силы, основные событиям, результаты и значение русского бунта на примере казачьего выступления, поддержанного крестьянством.

§31

Задания РТ


33



Внутренняя политика Екатерины II

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Рассказать об основных внутриполитических преобразованиях - областная реформа, экономические преобразования, жалованные грамоты, цензура. Проанализировать высказывание «Екатерининский век-Золотой век русского дворянства».

Учащиеся должны:

- дать представление об особенностях политики просвещенного абсолютизма на примере России

- иметь представление о положении всех сословий

- анализировать итоги проведенных реформ

§32

Задания РТ


34



Внешняя политика Екатерины II

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Работа с исторической картой.

Рассказать учащимся об основных направлениях внешней политики рассматриваемого периода. Внешнеполитические отношения с Польшей, Турцией, Грузией, Францией.

Учащиеся должны:

- знать основные направления внешней политики при Екатерине II.

- знать причины, предпосылки и ход русско-турецких войн.

- знать условия разделов Речи Посполитой

- уметь показать и рассказать с опорой на историческую карту основные приобретения России в войнах рассматриваемого периода.

§33

Задания РТ

Сочинение эссе на тему «Портрет Екатерины II»

35



§34

Задания РТ


36



Царствование Павла I

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Дать характеристику правлению Павла I и основным событиям. Акцентировать внимание на двух документах - Указ о наследовании престола, Манифест о трехдневной барщине. Работа с историческими документами.

Рассказать ученикам о попытках Павла укрепить режим.

Учащиеся должны:

- выявлять особенности данного исторического периода.

- характеризовать основные мероприятия внутренней политики Павла I

- составлять исторический портрет Павла I на основе информации учебника и дополнительных источников.

- характеризовать основные мероприятия внешней политики Павла I

- составлять исторический портрет А.В. Суворова и оценивать его деятельность

§35

Задания РТ


37



Культура России второй половины 18 века

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Рассказать об основных тенденциях в культурной жизни страны. Раскрыть содержание понятия «Век Просвещения». Показать господство классицизма как стиля. Обсудить с учениками взаимодействие российской и западноевропейской культур.

Учащиеся должны:

- дать представление о переменах, в российской культуре, произошедших во второй половине

18 века под влиянием идей эпохи просвещения

- уметь выделять характерные черты российского образования в XVIII в.

- уметь выделять особенности в развитии художественной культуры в конце XVIII в.

§36-38

Задания РТ

Составить сводную таблицу

38



Повторительно-обобщающий урок

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Контрольная работа «Российская империя в1725-1796». Систематизация знаний и навыков

Учащиеся должны:

- уметь свободно оперировать основными понятиями раздела.

- уметь давать характеристику внутренней политики и историческим деятелям

- характеризовать основные положения раздела, анализировать, делать выводы

- высказывать собственную точку зрения

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

- работать с текстом учебника по заданиям;

- работать с исторической картой


Повторить §1-38 Основные исторические линии, даты, персоналия, понятия

39



Итоговый урок

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Итоговая контрольная работа

Учащиеся должны систематизировать и закрепить информацию, полученную в ходе изучения курса.


40

Резервный урок

Новая история

41



Что изучает история нового времени

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок изучения нового материала. Познакомить учащихся с проблематикой и хронологией Нового времени.

Учащиеся должны иметь представление о том, что изучает новая история.

Учащиеся должны знать хронологических рамках нового времени, чертах нового общества.

Введение

Тема I: Европа и мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация

42



Эпоха Великих географических открытий

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Работа с исторической картой. Рассказать о предпосылках и причинах ВГО. С опорой на историческую карту дать характеристику походам Энрике Мореплавателя. Б. Диаша, Васко да Гамы, Колумба, Магеллана. Обсудить с учениками их научное и экономическое значение.

Рассказать о западноевропейской колонизации новых земель. Тенденции и методы освоения. Подчеркнуть значение ВГО. Затронуть изменения в мировом торговом пространстве.

Учащиеся должны:

- иметь представление о новых изобретениях и усовершенствованиях, новом в военном деле и судостроении

-уметь рассказывать с опорой на историческую карту путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана

- знать об открытии европейцами Америки, торговых путей в Азию

- иметь представление о начале создания колониальных империй.

§1-2

Задания РТ

Работа с исторической картой

43



Абсолютизм в Европе

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Работа с историческими документами. Рассказать о понятии абсолютизм, дать характеристику основным чертам этого явления. С опорой на источники показать различные формы абсолютизма.

- знать понятия: абсолютизм, парламент, регент, меркантилизм

- знать основные черты абсолютизма, разнообразные формы абсолютизма

- уметь характеризовать основные формы европейского абсолютизма

- уметь сравнивать процесс образования абсолютной власти в Англии и Франции;

§3

Задания РТ


44



Хозяйственная жизнь Европы в XVI-XVII вв.

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Рассказать о новых тенденциях в экономической и хозяйственной жизни Европы в XVI-XVII вв. Проследить зарождение капиталистических отношений, их причинно-следственные связи.

Учащиеся должны:

- знать определения основных понятий,

- показывать тенденции развития экономики Европы

- уметь раскрывать связь между последствиями эпохи Великих географических открытий и формированием признаков капитализма;

- характеризовать новые явления в экономической жизни Европы

- иметь представление о зарождении капиталистических отношений, совершенствовании техники, возникновении мануфактур, развитии товарного производства, торговых компаниях

§4

Задания РТ


45



Европейское общество в раннее новое время

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Рассказать учащимся о социальных слоях европейского общества, их отличительных чертах. Знать причины и предпосылки Закона о нищих и явления бродяжничества.

Обсудить с учениками основные черты повседневной жизни. Главные беды европейского населения и продолжительность жизни.

Учащиеся должны:

- иметь представление о Законе о нищих, главных бедах - эпидемии, голоде и войнах, изменениях в структуре питания и в моде.

- знать понятия: новое дворянство, огораживание, откупщик, капиталист, батрак

§ 5-6

Задания РТ

46



Философия гуманизма

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Рассказать учащимся о переходе к эпохе Возрождения. Дать основные положения Гуманизма - философии эпохи Ренессанса. Обсудить взгляды гуманистов на природу человека и влияние античности на взгляды гуманистов. Знаменитые гуманисты Европы

Учащиеся должны:

- знать понятия: гуманизм, гуманист, Возрождение

- знать основные идеи философии гуманизма

- знать выдающихся представителей этого направления

§7

Задания РТ

Реферат о личностях гуманистов Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир.

47



Живопись Высокого Возрождения.

Мир художественной культуры

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Рассказать о новых тенденциях в музыкальном и изобразительном искусстве Западной Европы.

Учащиеся должны:

- давать описание памятников культуры

- знать и уметь рассказать о новых тенденциях в искусстве Западной Европы

§8-9

Задания РТ

Составить сводную таблицу произведений искусства

48



Зарождение европейской науки

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Рассказать о развитии новой науки и её влиянии на технический прогресс и самосознание человека.

Проследить этапы разрушения средневекового представления о Вселенной. Открытия в строении человека. Зарождение философии Нового времени.


Учащиеся должны знать основные положения учений Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея, Исаака Ньютона, Уильяма Гарвея, Френсиса Бэкона, Рене Декарта, Джона Локка

§ 10

Составить сводную таблицу научных открытий

49



Начало Реформации в Европе

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный.

Рассказать о Реформации - борьбе за переустройство церкви. Указать на причины Реформации и охарактеризовать ее распространение в Европе. Личность Мартина Лютера и основные положения его учения. Томас Мюнцер - вождь народной Реформации. Охарактеризовать крестьянскую войну в Германии: причины, основные события, значение.

Учащиеся должны:

- иметь представление о причинах Реформации и её распространении в Европе

- знать основные положения учения Лютера, народной Реформации

- иметь представление о крестьянской войне.

- знать понятия: реформация, лютеранская церковь, пастор, протестант

§ 11

Задания РТ

50



Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный.

Работа с историческими документами.

Рассказ с опорой на исторические документы о распространении лютеранства и учение и церкиь Жана Кальвина. Сравнить собенности Реформации в Англии и во Франции.

Обсудить с учениками борьбу католической церкви против Реформации.

Учащиеся должны:

- иметь представление о Ж.Кальвине и его учении о предопределении человека

- знать что представляет собой Кальвинистская церковь, и орден иезуитов

- иметь представление о борьбе католической церкви с реформацией

- знать понятия Контрреформация, кальвинизм, орден иезуитов.

§ 12

Задания РТ

51



Англия в XVI веке. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Работа с исторической картой. Рассказать ученикам о взаимодействии королевской власти и реформация в Англии. Генрих VIII - «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I - «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Учащиеся должны:

- Иметь представление о правлении Генриха VIII, Марии Кровавой, Елизаветы

- знать понятия: Непобедимая армада, англиканская церковь.

§ 13

Задания РТ

Работа с исторической картой.

52



Франция в XVI- первой половине XVII в.

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Работа с исторической картой.

Рассказать о религиозных войнах и абсолютной монархии во Франции. Дать характеристику борьбе между католиками и гугенотами. Обсудить с учащими события Варфоломеевской ночи. Война трех Генрихов. Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье и Людовик XIV. Рассказать и дать характеристику причинам и факторам возвышения Франции в этот период.

Учащиеся должны:

- иметь представление о борьбе между католиками и гугенотами, Варфоломеевской ночи, Войне трех Генрихов, Нантском эдикте, реформах Ришелье

- знать о факторах усилении Франции к середине XVII века.

§ 14

Задания РТ

Повторить §1- 14

Подготовка к контрольной работе


53



Повторительно-обобщающий урок

Контрольная работа «Европа и мир в начале нового времени». Систематизация знаний и навыков.

Учащиеся должны:

- уметь свободно оперировать основными понятиями раздела.

- уметь давать характеристику внутренней политики и историческим деятелям

- характеризовать основные положения раздела, анализировать, делать выводы

- высказывать собственную точку зрения

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

- работать с текстом учебника по заданиям;

- работать с исторической картой



Тема II: Первые революции Нового времени. Международные отношения

54



Нидерландская революция

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок изучения нового материала. Рассказать об особенностях экономического и политического развития Нидерландов в 16 в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. Рассказать о причинах и ходе освободительной войны. Рассуждение о причинах противоречий между Нидерландами и Испанией, персонификация (В. Оранский, Филипп II, Альба), эвристическая беседа (об итогах революции и ее значении).

Работа с историческими документами

Учащиеся должны:

- знать понятия революция, террор, гёзы, уния, штатгальтер

- выявлять причинно-следственные связи между различными сферами общественной жизни накануне революционных событий

- выделять причины освободительной борьбы Нидерландов против Испании

§ 15

Задания РТ

55



Великая английская революция

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Размышление и беседа о причинах революции в Англии, рассказ о гражданской войне между королем и парламентом, персонификация событий.

Обсуждение с учащимися итогов событий. Парламентская монархия

Учащиеся должны знать:

- что революция в Англии была вызвана сложным и неразрывным переплетением социальных и религиозных причин: противоречиями между Стюартами, желавшими править, не считаясь с парламентом, и обществом, требовавшим уважения прав парламента и соблюдения законов; недовольством существующей административной системой; требованиями пуритан «очистить» господствовавшую англиканскую церковь; недовольство королем, поддерживавшим старые традиционные формы экономической деятельности, что в какой-то степени мешало развитию капиталистического предпринимательства; недовольство внешней политикой Стюартов

- понятия: джентри, пуритане, Долгий парламент, гражданская война, «круглоголовые», «кавалеры», «Прайдова чистка», парламентская монархия, республика, левеллеры, диггеры, протекторат, военная диктатура, Билль о правах, тори, виги.

Учащиеся должны понимать:

- что революция в Англии развивалась в форме гражданской войны, имевшей широкий социальный состав и расколовшей все общество на два враждебных лагеря

- что В Англии утвердилась парламентская монархия.

§16-17

Задания РТ

56



Международные отношения в XVI - XVIII вв.

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Работа с исторической картой. Объяснение причины международных конфликтов, сюжетный повествовательный рассказ о ходе военных действий, картинное описание бедствий войны. Обсудить с учащими итоги Вестфальского мира.

Учащиеся должны знать:

- что Тридцатилетняя война завершила эпоху религиозных войн;

- что Вестфальский мир заложил основы новых отношений между государствами Европы, привел к распаду Священной Римской империи германской нации, к усилению политической власти германских князей и затормозил процесс национального объединения Германии

- что ситуация в Европе определялась усилением Франции и ослаблением Габсбургов

- понятия коалиция, батальон

§18-19

Задания РТ

Работа с исторической картой.

Повторить §15-19

Подготовка к контрольной работе

57



Повторительно-обобщающий урок

Контрольная работа «Первые революции Нового времени. Международные отношения». Систематизация знаний и навыков.

Учащиеся должны:

- уметь свободно оперировать основными понятиями раздела.

- уметь давать характеристику внутренней политики и историческим деятелям

- характеризовать основные положения раздела, анализировать, делать выводы

- высказывать собственную точку зрения

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

- работать с текстом учебника по заданиям;

- работать с исторической картой



Тема III. Эпоха просвещения. Время преобразований

58



Век просвещения. Культура эпохи просвещения

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок изучения нового материала. Рассказать о просветителях, их идеях. Описать в развитии тенденции литературе и музыке.

Учащиеся должны:

- иметь представление о просветителях XVIII в., идеях просвещения, художественной культуре, особенностях развития литературы и музыки.

- знать понятия: Просвещение, разделение властей, народный суверенитет, энциклопедисты, классицизм

§20-21

Задания РТ

59



Промышленный переворот в Англии. На пути к индустриальной эре

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Образное повествование об аграрной революции в Англии. Обсудить условия для сложившего переворота. Персонификация процесса. Эвристическая беседа на тему значения промышленного переворота.

Учащиеся должны:

- анализировать сущность промышленного переворота

- понимать, что в результате этого процесса создаются условия для развития индустриального общества

- знать понятия: аграрная революция, промышленный переворот, фабрика, луддизм

§22

Задания РТ

60



Английские колонии в Северной Америке

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Работа с исторической картой

Рассказ об особенностях создания североамериканского общества. Сюжетный повествовательный рассказ с опорой на историческую карту о колониальном обществе. Эвристическая беседа о причинах конфликта с метрополией. Персонификация процессов и явлений

Учащиеся должны:

- иметь представление о первых колониях в Северной Америке - знать что колонии в Новом Свете были созданы протестантами, считавшими главной ценностью свободу вероисповедания;

- углубить знания об условиях, необходимых для формирования национального самосознания, а также о правах человека

- знать основы политики метрополии в отношении североамериканских колоний

- знать понятия: бостонское чаепитие, пилигрим


§23

Задания РТ

61



Война за независимость. Образование США

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Работа с исторической картой. Работа с историческими документами. Сюжетный повествовательный рассказ о Войне за независимость. Персонификация событий. Эвристическая беседа об итогах и значении войны, ее характере.

Учащиеся должны знать:

- причины, ход и итоги войны за независимость

- о политической системе США

- о ее Конституции - первом документе своего времени, в основу которого были положены достижения передовой общественной мысли, представления о прирожденных правах человека и разделении властей

- понятия лоялист, конституция, суверенитет, федерация, импичмент

§24

Задания РТ

62



Начало Великой Французской революции

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Сюжетный повествовательный рассказ о Франции накануне революции, эвристическая беседа о причинах революции. Событийное описание событий - рассказ о падении Бастилии.

Учащиеся должны:

- иметь представление о Франции в середине XVIII в, начале Великой Французской революции.

- знать понятия: сословия, санкюлот, декрет, «хлебный бунт»

- знать, что Французская революция не была результатом случайного стечения обстоятельств или действия агрессивных личностей,

- знать, что она возникла на основе накапливавшихся десятилетиями противоречий

- знать, что неумение и нежелание правящих кругов вовремя разрешить сложившиеся в стране традиционные противоречия приводят к революционному взрыву

§25

Задания РТ

63



Великая Французская революция

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Работа с историческими источниками.

Сюжетный повествовательный рассказ о развитии революции, Событийное описание событий - казнь короля, террор. Персонификация событий. Эвристическая беседа о причинах террора.

Указать на причины раскола среди якобинцев и крушения их диктатуры. Дать информативное сообщение о войнах Директории.

Учащиеся должны:

- знать понятия: жиронтисты, якобинцы, «Марсельеза», монтаньяры, якобинская диктатура, закон о «подозрительных», правые, левые, белая эмиграция, максимум, гильотина, «бешеные», термидорианцы, Директория

- уметь рассказать об основных событиях революции, объяснять причинно-следственные связи событий

- знать, что Декларация прав человека и гражданина провозгласила основы нового политического устройства Франции и была победой права над традициями старого порядка

- знать, что в результате завоеваний революции Франция стала республикой, что явилось победой третьего сословия

-знать причины, предпосылки и итог террора

- знать, что якобинская диктатура стала отступлением от правовых норм

- понимать несостоятельность террора, как метода решения проблем

- знать, что Великая французская революция уничтожила старый порядок, разрушила абсолютизм, создала условия для развития капиталистического хозяйства, положила начало формированию правового государства и гражданского общества

- понимать, что революция оказала огромное воздействие на ход мировой истории (идеи, которые она несла, повлияли на другие страны и континенты)

§26

Задания РТ

64



§27

Задания РТ

Повторить

§20-27

Подготовка к контрольной работе

65



Повторительно-обобщающий урок

Контрольная работа «Эпоха просвещения. Время преобразований». Систематизация знаний и навыков.

Учащиеся должны:

- уметь свободно оперировать основными понятиями раздела.

- уметь давать характеристику внутренней политики и историческим деятелям

- характеризовать основные положения раздела, анализировать, делать выводы

- высказывать собственную точку зрения

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

- работать с текстом учебника по заданиям;

- работать с исторической картой


Тема IV: Традиционные общества в раннее новое время

66



Государства Востока в эпоху раннего нового времени

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок изучения нового материала. Рассказ об основных чертах традиционного общества, о повседневной жизни народов. Упомянуть о регламентации жизни государством. Дать краткие сведения о восточных религиях

Учащиеся должны:

- знать понятия конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм

- знать основные черты традиционного общества

- уметь делать выводы о его отличии от европейского

- знать о зависимом от государства положении личности в традиционном обществе

- знать основные положения восточных религий

§ 28

Задания РТ

Подготовить сообщение об одной из восточных религий

67



Государства Востока: начало европейской колонизации

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Урок комбинированный. Работа с исторической картой.

Сюжетный повествовательный рассказ об империи Великих Моголов и Цинской империи. Эвристическая беседа о причинах распада империи Моголов, значении «закрытия» Китая и Японии. Объяснить сущность явления «закрытия». Персонификация происходящих событий. Образное повествование о системе сёгуната.,

Учащиеся должны:

- знать понятия падишах, деспотия, сёгун.

- знать об особенностях социально-экономического, политического и культурного развития Индии и Китая в изучаемый период;

- знать о положительном влиянии политики религиозной терпимости на развитие общества

- понимать, что политическая раздробленность, слабость центральной власти и отставание от Запада в области техники создают возможность для колониальных захватов со стороны европейских стран

- знать, что правители Японии насильственным путем пытались предотвратить разрушение традиционного общества, однако «закрытие» страны приводило к техническому отставанию традиционного общества

§ 29-30

Задания РТ

Повторить § 28

Подготовка к контрольной работе

68



Повторительно-обобщающий урок

Контрольная работа «Традиционные общества в раннее новое время». Систематизация знаний и навыков.

Учащиеся должны:

- уметь свободно оперировать основными понятиями раздела.

- уметь давать характеристику внутренней политики и историческим деятелям

- характеризовать основные положения раздела, анализировать, делать выводы

- высказывать собственную точку зрения

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

- работать с текстом учебника по заданиям;

- работать с исторической картой


§ 1-30

Подготовка к итоговой контрольной работе


69



Что изучает история нового времени

Форма контроля - фронтальная, индивидуальная. Итоговая контрольная работа

Учащиеся должны систематизировать и закрепить информацию, полученную в ходе изучения курса.


70

Резервный урок


© 2010-2022