Разработка игры Исторический день

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Исторический день.

Сценарий игры для учащихся 6-8-х классов


Звучит музыка, возвещающая о начале игры.

Учитель. Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить об очень интересном и важном школьном предмете - истории. Можно много рассуждать о том, почему этот предмет так важен для нас. Вспомним выражения, которые часто упоминаются известными учеными, политиками, писателями: «исторические параллели», «исторические уроки», «историческое наследие» и так далее. Без знания прошлого невозможно объективно оценить настоящее. Иногда кажется, что во многих мировых трагедиях виновны люди, плохо знающие историю и не усвоившие ее уроки. Так не будем увеличивать их число!

Конкурс «Пентагон»

Учитель. А теперь обратимся к нашей игре, которую создали знатоки клуба «Что? Где? Когда?». Называется она «пентагон». Игра предполагает ответы на вопросы, но по несколько иным правилам, чем это принято в элитарном клубе «Что? Где? Когда?». Берет бланк протокола. В нашей игре участвуют команды… (называет класс, название команды, ее номер по протоколу).

Учитель. Объявляю правила игры. Я буду сообщать вам сведения о некоторых исторических лицах или событиях. Каждое мое сообщение будет подсказкой для правильного ответа. Таких сообщений будет пять, потому-то наша игра и называется «пентагон», от греческого числительного «пента» - пять. После любой подсказки команда может дать письменный ответ.

Если уже после первой подсказки ваша команда сообразила, о ком или о чем идет речь, вы записываете ответ на бланке, указываете номер своей команды и сдаете ее в жюри. Для этого капитан должен поднять руку, не вставая с места. Наши сборщики ответов сами отнесут бланк в жюри. Они легко «порхают» по залу, поэтому мы назовем их «ласточками». «Ласточки», покажитесь!

Сборщицы и сборщики, распределившие «участки обслуживания», встают и машут руками. Игроки и зрители аплодируют им.

Учитель. Если ваш ответ верный, вы получите 5 очков. Если ответ неверный, заработаете штраф в «минус одно очко». Ответ после второй подсказки оценивается в 4 очка. И так далее. Чем больше подсказок вы услышите, тем меньше очков заработаете. После последней, пятой, подсказки стоимостью в одно очко вы наверняка обязательно поймете, о ком или о чем идет речь.

Может получиться так, что вы уже дали ответ, но после следующей подсказки сообразили, что поспешили. Команда имеет право дать новый ответ. Один и тот же ответ дважды давать не стоит. Правильный ответ засчитывается только один раз.

Вам нужно как можно раньше сообразить, о каком человеке или историческом событии идет речь. Но не слишком торопиться, чтобы не набрать штрафные очки, уменьшающие ваш результат.

И еще одна особенность нашей игры. Зрители тоже смогут поиграть в свои «зрительские» игры» и помочь своей любимой команде. После каждого тура проходит игра со зрителями, которые своими ответами помогают любимой команде.

Звучит музыка, означающая начало игры.

Учитель. Итак, начинаем первый тур. Отгадайте, о ком идет речь. Подсказка первая.

1. Благодаря матери, ОН получил греческое прозвище, переводимое как «Единоборец».

Есть ли команды, которые рискнут дать ответ? Есть? «Ласточки», прошу принять ответ и сдать его в жюри.

Капитаны команд поднимают руку и передают бланки ответов. «Ласточки» собирают их и сдают в жюри.

Учитель. Больше никто не рискует? Тогда прослушайте следующие подсказки.

2. ОН был женат на принцессе Гите - дочери английского короля.

3. ОН оставил своим потомкам «Поучения», где призывал к укреплению единства Руси и осуждал междоусобицы.

Учитель. Прошу сдавать ваши варианты ответа. До самого конца вы должны следить за поступающей информацией, чтобы понять, верен или нет сданный вами вариант ответа. Четвертая подсказка.

4. ОН прославился многими битвами, надолго обезопасив Русь от набегов печенегов.

Учитель. Все желающие сдали ответы? Хотя мы уверены, что все догадались, о ком идет речь, слушайте последнюю, пятую, подсказку.

5. Поговорка гласит, что ЕГО головной убор был очень тяжел.

Учитель. Все ответили? Тогда я сообщаю правильный ответ. Это Владимир Мономах.

Каждая команда помнит, сколько очков она заработала и получила ли при этом штрафные очки. Мы сообщаем ваши результаты после первого тура игры.

Ведущий обращается к жюри, член жюри по протоколу читает результаты команд.

Учитель. А теперь задание для зрителей. Кто хочет помочь своей команде? Кто может перечислить языческих богов славян? Тот, кто перечислит больше всех, заработает очко для своей команды. Желающие поднимают руку, ибо выкрики с места не засчитываются. Начинаем!

Ребята поднимают руки, ведущий предоставляет право ответить, подбадривает их. Зрители называют имена языческих богов. «Ласточки» вручают отвечающим фишки, количество которых определит победителя среди зрителей в конце игры. Наконец, поток предложений иссякает.

Учитель. Больше никто ничего не может вспомнить? Тогда объявляется победитель, назвавший больше всех имен. Прошу Вас, назовите свое имя.

Зритель представляется.

Учитель. Какой команде Вы дарите свое очко?

Зритель называет команду.

Учитель. Прошу жюри добавить одно очко этой команде!

Игроки и зрители аплодируют. Звучит короткий музыкальный отрывок, означающий продолжение игры.

Учитель. Переходим ко второму туру игры. Вам снова требуется по пяти подсказкам узнать, о каком историческом лице идет речь.

Далее проводятся шесть туров игры. При этом ведущий предлагает зрителям выразить эмоции: аплодировать, поднимать заготовленные плакаты с надписями и рисунками, скандировать фразы. После каждого объявления промежуточных результатов игры ведущий предлагает зрителям какое-либо задание. В конце конкурса подсчитываются баллы, определяются команда-победитель и самый эрудированный зритель.

Примерные вопросы для команд

1. ЕГО младший сын и ЕГО внук сделали все, чтобы Москва стала настоящим городом.

2. В честь НЕГО был учрежден орден.

3. ОН был причислен к лику святых.

4. ОН говорил: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».

5. За удачную компанию, проведенную в юности, ОН получил прозвище в честь географического объекта.

(Александр Невский)

1. ОН укрепил границы по рекам Осетр, Сула, Десна, Трубеж, воевал с Византией, Волжской Булгарией и Польшей.

2. ЕГО матерью была простолюдинка - ключница Малуша.

3. ЕГО воспитывала бабка, так как отец предпочитал военные утехи и походы.

4. При НЕМ в граде Киеве какое-то время стояли идолы языческих богов.

5. Но при НЕМ же все они были сброшены в Днепр в 988 году.

(Князь Владимир Святой)

1. ОН был сыном Ивана Красного, князя московского.

2. ОН первым передал великое княжение сыну Василию без санкции Золотой Орды.

3. При НЕМ был построен белокаменный кремль.

4. Под ЕГО руководством были разбиты враги на реке Воже.

5. Но получил он прозвище в честь победы в битве совсем на другой реке, за что и был впоследствии причислен к лику святых.

(Князь Дмитрий Донской)

1. ОН и четыре ЕГО дочери изображены на фреске Софийского собора в Киеве.

2. ЕГО старшая дочь, выйдя замуж за принца Франции, принесла на французскую землю имя Филипп.

3. ЕГО средняя дочь сосватала племяннику, будущему князю Владимиру Мономаху дочь английского короля Гарольда, погибшего в битве с войском Вильгельма Завоевателя.

4. ОН умер в 1056 году, оставив цветущий Киев и город на Волге, названный в ЕГО честь.

5. Его считают очень мудрым правителем.

(Князь Ярослав Мудрый)

1. ОН разгромил Хазарский каганат и сокрушил Волжскую Булгарию.

2. ОН мечтал создать русскую державу от Дуная до Волги.

3. ОН разделил с матерью функции княжения: ему военные походы, ей - экономика.

4. Он убит у Днепровских порогов печенегами, и хан Курей сделал из ЕГО черепа чашу для пиров, окованную золотом.

5. ЕГО матерью была княгиня Ольга, а отцом - князь Игорь.

(Князь Святослав)

1. ОН был первым князем - христианином в Киеве, которым правил вместе с соправителем по имени Дир.

2. ОН ходил в походы и осаждал Царьград (Константинополь).

3. ЕГО имя упоминается в названии оперы Верстовского, из которой чаще всего исполняют хор девушек.

4. Вместе с Диром ОН был предательски убит князем Олегом.

5. Туристам в Киеве нередко показывают ЕГО могилу, хотя исследователи не уверены что ОН похоронен именно в этой могиле.

(Князь Аскольд)

Задания для зрителей

1. Каких языческих богов славян вы знаете?

• Боги пантеона Владимира: Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Сварог, Семаргл, Мокошь.

• Другие боги восточных славян: Велес (Волос), Ярило, Кострома, Купала, Морена (Мара).

• Родовые боги: Род, Чур, Суд, Див, Лада, Лад, Лель и др.

• Боги балтийских славян: Свентовид, Триглав, Сварожич-Радгост, Руевит, Поревит, Поренута, Яровит.

• Боги лужицких славян: Жива Белобог, Припегала, Подага, Чернобог.

2. Что сегодня напоминает нам об Александре Невском?

• Повесть Яна «Юность полководца».

• Фильм «Александр Невский».

• Орден Александра Невского.

• Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге.

• Серебряная гробница Александра Невского, хранившаяся в Эрмитаже и переданная лавре и др.

3. Среди каких религий, согласно легенде, пришлось делать выбор Владимиру, князю киевскому? Почему согласно преданию они были отвергнуты или приняты?

• Вера латинянская (католическая), папская. Отвергнута князем из-за необходимости подчиняться папе римскому.

• Вера греческая христианская. Принята, так как князя покорило богатство храмов и райское пение в них.

• Вера мусульманская. Отвергнута из-за запрета пить вино.

• Вера иудейская. Отвергнута из-за отсутствия своей земли - страны.

4. Митрополит Алексий благословил князя Московского Дмитрия Ивановича на битву с ордынцами и послал в войско князя двух иноков Троице-Сергиевского монастыря: Александра и Родиона. А какие имена носили иноки в мирской жизни? Что вы о них знаете?

Пересвет и Ослябя. Пересвет сражался с Тимир-мурзой перед началом битвы. Оба они погибли. Ослябя - герой Куликовской битвы, остался жив и впоследствии ездил с посольством в Византию.

5. Во времена Владимира Мономаха свод законов Древней Руси назывался «Русской правдой». Кто в XIX веке подготовил конституцию России под названием «Русская правда»?

Павел Пестель, декабрист.

6. Кто из князей времен Киевской Руси известен как храбрый воин?

• Святослав

• Владимир Святой

• Владимир Мономах

• Даниил Галицкий

• Роман Красный

• Роман Мстиславович

• Ярослав Мудрый

• Всеслав Полоцкий

• Мстислав и др.

Конкурс капитанов

Учитель. Объявляется конкурс капитанов. Прошу капитанов пройти на сцену. Я буду зачитывать вопрос, начинающийся фразой: «Так что же произошло такого-то числа в таком-то месте и имело следующие последствия …». Вы должны назвать это событие. Вопросы задаются «по кругу»: если один капитан не знает ответа, то отвечает следующий; если все капитаны молчат, ведущий обращается к залу. Выигрывает тот капитан, который даст больше всех правильных ответов.

Примерные вопросы для капитанов


Дата

Место

Последствия

Что произошло?

1

15 марта 44 г. до н.э.

Рим

Очевидцы запомнили фразу: «И ты, Брут, с ними ...»

Убийство римского императора Гая Юлия Цезаря

2

24 августа 79 г. н.э.

Юг Италии

Погиб историк Плиний-старший, исчезли несколько городов

Извержение вулкана Везувий близ г. Неаполя. Гибель городов Помпеи, Геркуланума и Стабии

3

5 апреля 1242 г.

Озеро в Псковской области

Русский «мешок» поймал немецкую «свинью»

«Ледовое побоище» - битва новгородцев под командованием Александра Невского с тевтонским орденом

4

3 августа 1492 г.

г. Палос близ Кадиса, Испания

Понятие «Новый Свет»

Отплытие Колумба в 1-ю экспедицию на каравеллах «Санта Мария», «Пинта» и «Нинья»

5

30 мая 1672 г.

Москва

Появление не только «окна», но и новой столицы

Родился Петр Великий

6

15 августа 1769 г.

г. Аяччо, Корсика

Стало возможным 9 термидора 1793 г.

На Корсике родился Наполеон Буонапарте, будущий император Наполеон I Бонапарт

7

21 октября 1805 г.

У мыса возле Кадиса, Испания

На центральной площади Лондона появилась колонна

Трафальгарское морское сражение - последняя битва адмирала Г. Нельсона

8

19 октября 1811 г.

Под Санкт-Петербургом

Плеяда замечательных поэтов и государственных деятелей России

Открытие Царскосельского лицея

9

14 мая 1905 г.

Пролив в Японском море

Мало больших кораблей осталось у России, разве что «Аврора»

Сражение в Цусимском проливе второй Тихоокеанской эскадры России с главными силами объединенного японского флота

10

14 апреля 1930 г.

Москва

Не была дописана поэма «Во весь голос»

Смерть В. Маяковского

11

2 сентября 1945 г.

Борт линкора «Миссури» в Токийском заливе

На остров Сахалин поехали переселенцы

Капитуляция Японии - окончание Второй мировой войны

12

12 апреля 1961 г.

Городок в Казахстане

«Он сказал: «Поехали!»

Первый полет в космос космонавта Ю. Гагарина

13

22 ноября 1963 г.

г. Даллас, США

Создана специальная комиссия под председательством Уоррена

Убийство Джона Ф. Кеннеди, 35-го президента США

14

14 октября 1964 г.

Москва

Совнархозы вскоре вновь были реорганизованы в министерства

Н.С. Хрущев отстранен от должностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета министров

В конце конкурса подсчитываются баллы и определяется капитан-победитель, который получает специальный приз. Жюри оглашает результаты игры после двух конкурсов.

Эрудит-лото «Екатерины славный век»

Учитель. Все члены команд получили бланки эрудит-лото. В бланке в графе «Ответ» поставьте отметку, соответствующую единственно правильному варианту ответа на вопрос.

Примечание. Этот конкурс можно проводить и среди зрителей, заранее закрепив за каждым свой индивидуальный номер для определения победителя.

Бланк задания


Вопрос

Вариант ответа

Ответ

1

На пруду в парке Екатерининского дворца стоит колонна, посвященная победе в …

а) Чесменском бою

б) битве при Килиакрии

в) сражении при Синопе

г) битве при Гангуте

2

Под влиянием идей Ж.-Ж. Руссо Екатерина II открыла в России заведение, которое называла, посещая, «сей цветник благословенный» Это - …

а) розарий Летнего сада

б) Институт благородных девиц Смольного монастыря

в) Академия художеств

г) библиотека Академии наук России

3

Во время царствования Екатерины лишь два человека при дворе писали без ошибок. Ими были ее личный секретарь Безбородко и …

а) поэт Гавриил Державин

б) граф Александр Строганов

в) князь Григорий Потемкин

г) наследник престола цесаревич Павел

4

Однажды в оживленном разговоре с адмиралом Чичаговым Екатерина II сделала вид, что не понимает …

а) намеков о повышении жалования

б) его бедственного положения

в) крепких выражений

г) опасности морских баталий

5

Выходя из кареты князя, генерал С. Львов попросил князя Г. Потемкина никому не говорить, о чем они разговаривали, так как они …

а) злословили о фаворитах царицы-матушки

б) читали неважные вирши собственного сочинения

в) друг другу признавались в неблаговидных поступках

г) промолчали всю дорогу

6

«Екатерина Секондо Петру Прима» - такая надпись украшает …

а) поясной портрет императора работы Левицкого

б) парадный вход в Петровский зал Зимнего дворца

в) постамент скульптурного портрета императора

г) тронный зал Екатерининского дворца

7

Граф Разумовский поставил свою подпись под решением Сената верх ногами, потому что был …

а) глуп

б) слеп

в) пьян

г) справедлив

8

Одряхлевшему дьячку, своему бывшему учителю грамоты, не желавшему есть даром хлеб, князь Потемкин придумал работу - …

а) ежедневно докладывать, что солнце встало

б) следить, на месте ли Медный всадник

в) разгонять на ассамблеях платочком дым табачный

г) тешить гостей рассказами о проказах своего Гришутки

9

Императрицу Екатерину, въезжавшую в Петербург, Лев Александрович Нарышкин встретил с мокрой головой потому, что …

а) провинился и хотел развеселить матушку-императрицу

б) он был шибко нетрезв и угодил в фонтан

в) так его разбудили слуги, чтобы он не опоздал на встречу

г) попал под полив цветочных горшков

10

Екатерина II очень удивлялась княгине Варваре Александровне Трубецкой за то, что та:

а) была всегда верна своему мужу

б) была дружна с некой графиней

в) слишком ласкова была с дворней

г) любила русских скоморохов и ярмарочные балаганы


Ответы

1 а - Это Чесменская колонна, посвященная битве, когда был почти уничтожен турецкий флот.

2 б.

3 в.

4 в - «Я этих ваших морских терминологий не понимаю», - заявила она адмиралу, когда у того вырвалось крепкое словцо.

5 г - «И тем развеял хандру всю дорогу промолчавшего светлейшего».

6 в - На постаменте «Медного всадника».

7 г - В знак протеста против несправедливого решения.

8 б.

9 а - Екатерина пообещала «намыть» Л.А. Нарышкину голову за некую провинность. Поэтому он решил сам намочить ее.

10 б - «Не могу понять, как могут уживаться две бабы».

Жюри подводит итоги эрудит-лото и оглашает окончательные результаты команд. Проводится награждение победителей..

7

© 2010-2022