Экскурсия в этнографическую комнату

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Говорят, время идёт, летит, бежит, проходит. Но в школьном музее оно как будто остановилось. Музей представляет возможность, сохранить для будущих поколений явления, события и факты, которые исчезают из современной действительности, но они являются частью нашей этнографической культуры. Поэтому необходимо сохранить предметы быта, орудия труда, домашнюю утварь, народные костюмы. За каждым экспонатом этнографической комнаты стоит человек со своей судьбой. Крестьянская одежда, подаренная жителями села, с яркой вышивкой, необычных фасонов служит украшением музея. Как же она отличается от современной одежды. Рассмотрим женский костюм наших прапрабабушек.

В 19 веке в основе женского костюма крестьянок нашего села лежала рубаха. Это прямая, без воротника, одежда, с прямым разрезом на груди. Верх рубахи был цельнокроеным. К концу 19 века стали шить рубахи на кокетке, украшая верх вышивкой. В целях экономии качественной ткани к рубахе пришивали поддёвку (подол) из более грубой ткани. Поверх рубахи надевали длинную юбку. Рубахой в селе Большие Хутора называли и короткую женскую блузу с длинным рукавом, обильно украшенную вышивкой по рукавам, груди, плечам, воротнику. Такой комплект одежды, подаренный Пономарёвой Натальей Андреевной, украшает экспозицию музея. Юбки шили из домотканой крашеной холстины или домашнего сукна (шерстяной ткани). Длинный прямоугольник ткани собирался в талии «на гашнике». Низ юбки некоторые хозяйки украшали оборкой (полоской ткани другого цвета).

Суконную ткань для юбок ткали из окрашенных нитей. Холсты сшивали таким образом, что цветные полосы на юбке располагались вертикально. Низ юбки обшивался прочной тканью другого цвета. Это делалось для того, чтобы низ юбки не обтрепывался. В цветовой гамме юбок почти всегда преобладал красный цвет или его оттенки. Домотканая рубаха и юбка составляли основной женский костюм крестьянок села конца 19 - начала 20 века.

В 20 годы 20 века женская мода поменялась. Из длинных праздничных юбок женщины стали шить «пары». Так назывались кофты и юбки одного

цвета. Длина юбки доходила до середины икры. Ткань собиралась по талии в складку, а снизу расходилась в «гармошку». Кофта шилась свободного покроя без талии, до бедер, с длинными рукавами. Рукава и воротник отделывали кружевом, лентами. В таком наряде ходили на «пятачки» или посиделки, т. е. на гулянье. Под юбку надевали нижнюю юбку с кружевом, так чтобы был виден её край. Тапочки, считавшиеся в то время праздничной обувью, берегли и, отправляясь на улицу, несли их в руках, а обували, когда приближались к месту гулянья.

Самым желанным подарком для женщины был платок. Голова женщины всегда была покрыта платком, причём соблюдался традиционный порядок ношения. Для каждого праздника у женщин имелся соответствующий платок:

- по обычным дням носили тёмный платок;

- в праздники покрывали голову штапельным платком;

- шелковый платок носили на Пасху;

- «бахмаренный», т.е. с бахромой или кистями - на Крещение;

- репсовый - на Рождество;

- цветной подшальник - на Михайлов день (это престольный праздник сельчан);

- белый- на Троицу.

Эти традиции строго соблюдали вплоть до военного времени.

Сохранились сведения о детской одежде. С конца 18 и до начала 20 века новорожденных младенцев пеленали в холстину из старой одежды родителей, так как она уже изрядно истрепалась и была намного мягче, чем новая. Поверх пелёнок ребенка свивали свивальнем - это длинная полоса из ткани, которая фиксировала руки и ноги ребенка так, что он был полностью неподвижен. Укладывали ребенка в люльку, которую закрывали пологом, чтобы ребенка не раздражал свет и не докучали мухи. Матери старались украсить детскую одежду вышивкой, кружевами, бисером. Укрывали детей «косятчатым» (лоскутным) одеялом. Верхняя одежда перешивалась из взрослой и носили её до тех пор, пока одежда не становилась совсем мала. Дети носили перешитую одежду до поры взросления, передавая её друг другу. А ещё одежду перелицовывали, т.е. то, что было изнанкой и не выгорело, становилось лицевой стороной. Так младшие ребятишки практически всегда ходили в обносках. И только когда повзрослевшие дети начинали ходить «на улицу», им шили собственную одежду. Таковы особенности народного костюма жителей села Большие Хутора в указанный период.

В 2006 году в издательстве «Пеликан» вышла Энциклопедия «Народный костюм Пензенской губернии конца XIX - начала XXвеков». В этот альбом вошли костюмы села Большие Хутора, находящиеся в нашем музее, ученицы 8 класса примерили их и провели фотосессию. Теперь мы с гордостью показываем книгу нашим посетителям.







МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 Г. НИЖНИЙ ЛОМОВ

(МБОУ СОШ №4 Г. НИЖНИЙ ЛОМОВ)

ул. Крылова, д.6, г. Нижний Ломов, 442151

телефон 4-70-68, E-mail: [email protected]

ОГРН 1025800977674, ИНН 5827008319


Филиал Муниципального бюджетного образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №4 г. Нижний Ломов в с. Большие Хутора

(филиал МБОУ СОШ №4 г. Нижний Ломов в с. Большие Хутора)

ул.Молодежная, 12 с Большие Хутора 442140

тел 5-4419 E-mail: [email protected]


Экскурсия в этнографической комнате

«Народный женский костюм

села Большие Хутора

конца XIX - начала XXвеков»


Подготовила учитель истории

Бертякова М.П.

2016 г.

© 2010-2022