- Преподавателю
- История
- Конспект урока Индийские касты 5класс
Конспект урока Индийские касты 5класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Федоренко Н.Е. |
Дата | 16.10.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
История Древнего мира. 5-й класс
Урок по теме "Индийские касты".
Цель урока:
-
Ученик получит возможность сформировать представление о древнем индийском обществе;
-
Ученик научится выделять главную и второстепенную идею текста;
-
Развивать умение вести диалог.
Планируемые образовательные результаты
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- самостоятельно делать выводы;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. - самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
Основные понятия, изучаемые на уроке: Каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: Проектор, презентация, компьютер.
Предварительное задание: Прочитать §21 Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер. - М.: Просвещение, 2012.
Подготовить дополнительный материал о Будде и религии буддизма.
Основные понятия, изучаемые на уроке: Каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: Проектор, презентация, компьютер.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. Актуализация знаний
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор о Древней Индии. И отправимся в необычное путешествие.
На доске вам представлены слова: бог Брахма, жрецы, касты, знатные войны, слуги, земледельцы, неприкасаемые.
- Скажите, какое слово объединяет все эти понятия? (Касты)
- Поэтому сформулируйте тему нашего урока. (Тема нашего урока «Индийские касты»)
- Запишите тему урока в тетрадь.
2. Создание проблемной ситуации
- Продолжаем наше путешествие. Итак, давайте представим, что вы живете в Древней Индии, к какой бы касте вы бы хотели принадлежать? (Брахманов, земледельцев, слуг, неприкасаемых, воинов)
Записывается на доске и фиксируется, сколько раз называли те или иные касты.
- В ваших ответах меня кое-что удивило, а вас? (Мы часто называли касту - брахманов)
- Поэтому, какой можно задать вопрос?
Проблема: Почему из представленных каст вы отдали предпочтение именно этой?
Проблема записывается на доске.
3. Целеполагания, версии
- Давайте предположим и ответим на вопрос нашей проблемы.
Учащиеся:
- Брахманы - богатые, знатные, приносили жертвы богам, читали молитвы.
- Войны - умеют сражаться, смелые, а остальные касты имели очень мало -
- Земледелец имел свой дом, пахали и сеяли.
- Неприкасаемые - самые бедные.
Учитель: Ребята, а как вы считаете, справедливо ли это? (Нет, поэтому и была создана религия - буддизм.)
- Таким образом, мы выделили несколько версий и для того, чтобы ответить на вопрос, мы должны составить план.
4. Планирование
Учащиеся:
1. Миф о происхождении каст.
2. Основные занятия и особенности жизни.
3. Будда - основатель религии буддизм
5. Открытие нового знания
- В Древней Индии мы столкнемся с вами с особым способом деления общества на слои, которые получили название касты. Представители этих групп от рождения получали права и обязанности, профессию и не могли поменять свое положение в обществе.
Запишите в тетрадь определение понятия:
Касты - замкнутые, наследственные, профессиональные группы людей в индийском обществе
6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения.
Применение нового знания
1. Миф о происхождении каст
Индусские легенды возводят появление каст к богу Брахме, который создал людей из частей своего тела и разделил их на 4 части, каждая из которых имела свои права и обязанности.
У вас на столе лежат рабочие листы, в которых вы должны отметить, к какой части тела принадлежала каждая каста. (Приложение 1)
2. Основные занятия и особенности жизни
Работа по группам. Каждая группа получает одну из каст, через 5-6 минут работы необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы
Задание №3 в рабочем листе - работа с текстом.
Найдите и подчеркните ошибки в тексте (разбор текста)
3. Будда - основатель религии буддизм
- Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей? (Нет)
- Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? Ведь их создал бог, и значит так должно быть вечно!
- И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.
Сообщения о Будде и о религии буддизм
- Я считаю, что Будда - основатель религии буддизма, учил, что главное - личные достоинства человека, а не его происхождение.
- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске) Чьи версии подтвердились? (Почетной из каст в Индии были брахманы, т.к. во-первых, они были знатными и богатыми, во-вторых, приносили жертвы богам)
7. Рефлексия (итог урока)
Задание №4. Ответить «да» или «нет»
1. Бог, создавший касты в Индии - это Брахма. (Да)
2. Из ступней бога вышла каста воинов. (Нет)
3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. (Да)
4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. (Нет)
5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. (Да)
- Как оцените свою работу? Вам на рабочих листах представлены смайлики, раскрасьте тот, который считаете нужным.
8. Домашнее задание: § 22 сообщение о Конфуции.
Приложение 1
Задание: Из какой части тела произошли следующие касты:
-
Брахманы (жрецы)
-
Кшатрии (воины, администраторы)
-
Вайшии (земледельцы)
-
Шудры (слуги)